9 июня 2012 10:55
Кинотавр 2012. Александр Роднянский: «Продюсер снова и снова должен бежать стометровку, чтобы доказать лидерство»
7 июня 2012 года в рамках 23-го Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" и в преддверии открытия Кинорынка состоялся актуальный круглый стол «Фонд кино в диалоге», организованный Фондом кино, при участии Интернет-портала «ПрофиСинема». Собравшиеся попытались определить суть системного подхода к формированию общего бюджета государственной поддержки в кино.
В мероприятии приняли участие:
Сергей Толстиков, исполнительный директор Фонда кино, президент фестиваля «Кинотавр» продюсер Александр Роднянский, директор международного департамента Фонда кино Елена Романова, руководитель одной из компаний - лидеров "Профит" Игорь Толстунов, генеральный директор ЗАО "НЕВАФИЛЬМ" Олег Березин, независимые продюсеры Роман Борисевич, Арсен Готлиб. Модератором и организатором «круглого стола» была главный редактор Интернет-портала "ПрофиСинема" Нина Ромодановская.
Суть проблемы:
Во вступительном слове модератор круглого стола Нина Ромодановская определила основные актуальные вопросы национальной киноиндустрии: «За 2,5 года существования Фонд кино показал ряд преимуществ существующей системы. Студии-лидеры получили возможность реализовывать крупнобюджетные проекты для восстановления имиджа российского кино. Вместе с тем, по-прежнему отсутствует системный подход при распределении государственной поддержки в кинематографии. Существующие правила игры не устраивают всех игроков рынка, рассчитывающих на государственную поддержку. Уже очевидно, что невозможно копировать ни одну из существующих систем, будь то французская или любая другая. Российская государственная политика по поддержке кинематографии должна опираться на наши реалии и систему государственного управления».
Познакомим наших читателей с ключевыми выступлениями спикеров.
Какой должна быть система господдержки?
Сергей Толстиков: «Нам нужно вместе попытаться определить принципы, по которым будет оказываться государственная поддержка в дальнейшем, и понять, как должен выглядеть экспертный совет, который будет принимать решения об этой поддержке.
Неразрешимых проблем нет, потому что отрасль, с административной и экономической точек зрения, устроена довольно просто. Сейчас уже можно решить конкретные задачи. Например, понять, как формировать экспертный совет, который из 250 представленных для господдержки проектов будет отбирать одну десятую часть для дальнейшей работы. Но каждый раз, когда разговор заходит о составе экспертного совета, начинаются споры, и одной из целей настоящего диалога является получение обратной связи и обсуждение предложений. Добиться идеально устраивающего всех механизма распределения поддержки невозможно, однако государство должно стремиться к тому, чтобы совершенствовать систему, делать ее отвечающей на вызовы и более прозрачной. Если есть ресурс – должна быть четкая и понятная методология того его расходования. Вопрос экспертизы, та точка, где решается, какой ресурс, какому продюсеру дать – самый болезненный в системе господдержки кино.
Есть ряд направлений, которые мы должны профинансировать: анимация, детское кино. Поручение президента по историческим фильмам также необходимо выполнять. Развитие копродукции и необходимость поддерживать не только производство, но и прокат – перспективные направления деятельности Фонда. Создана матричная разновекторная модель».
Как переломить существующую ситуацию с распределением господдержки и повышением эффективности ее использования?
Александр Роднянский: «Новая система господдержки должна быть конкурентной, иначе она будет неэффективной. Почему сейчас государству возвращается лишь 5 процентов вложенных средств? Почему не 50, например? Если компания снимает картину для массового зрителя, то продюсеры должны отдавать себе отчет в том, что деньги необходимо возвращать. В деле господдержки кинематографа следует отбросить политкорректность. Не собрал денег фильм, снятый с господдержкой, - всё, компания снимается с государственного довольствия. Прежняя система была непрозрачной – мы вообще не знали, куда и как распределялись и уходили деньги. Сейчас ситуация изменилась, деньги распределяет квазигосударственная структура – Фонд кино. Но и
нынешняя система по-прежнему неконкурентна. Образно говоря, система господдержики не должна предполагать, что если ты выиграл олимпиаду в 1980 году, то в 2012 будешь получать с этого дивиденды. Нет, ты снова должен пробежать стометровку, чтобы доказать лидерство».
Предложения господина Роднянского:
1. Надо укрепить экспертный совет Фонда представителями разных направлений – скажем, ввести туда специалистов по артхаусному кино.
2. Поддержку могут получать определенные кинотеатры и сети, которые рискуют, ставя в репертуар картины более сложные, чем блокбастеры. Нужно рассматривать господдержку как функцию, способную помочь построить рынок.
Что делать независимым продюсерам? Личный опыт.
Роман Борисевич: «Мы все время пытаемся оценивать фильмы с точки зрения их успешности в российском прокате. Но вот недавно в американский прокат вышла "Елена" Андрея Звягинцева, и очень неплохо. Может, есть смысл делать ставку на бренды, которые хорошо раскручиваются за рубежом?
Да, наше артхаусное кино упрекают в мрачности и безнадежности. Но на те деньги, которые мы, производители авторского кино, сейчас получаем от государства, ничего хорошего сделать нельзя. Это всегда будет малобюджетная мрачная драма, снятая в российской провинции. Кроме того, у нас есть ряд режиссеров, уже переросших эти бюджеты, но вынужденных с ними работать Может быть, стоит ввести некую прогрессивную шкалу и финансировать разных режиссеров по-разному».
Арсен Готлиб: «Не стоит питать надежды на копродукцию с телеканалами. Они сами занимаются собственным производством теле-муви и не терпят вторжения на свою территорию. Если бы можно было законодательно обязать телеканалы принимать участие в создании кинофильмов, ситуация бы изменилась. Как изменилось бы качество наших фильмов, если авторы получали бы гранты на написание киносценариев».
Государственная поддержка кинопоказа российских фильмов
Олег Березин: «Поддержка российскому кинематографу исчисляется миллиардами рублей. Но чтобы те, скажем, 6 млрд. рублей вернулись из кинопроката обратно, по законам кинобизнеса, наши фильмы должны заработать не меньше 30 млрд. рублей. Да, сегодня кинопоказ дает ощутимые деньги, но надо понимать, что в том миллиарде долларов – 95% суммы составляют голливудские аттракционы. И лишь в оставшиеся 5% входят все остальные фильмы текущего репертуара. Поэтому, говоря о шансах русского кино в нашем кинопрокате, надо иметь в виду именно эти 5%. И надо понимать – государство может эффективно помочь не только деньгами, а правильными законами. Например, существует государственный перечень, по которому оценивается эффективность работы местной власти. В нем нет пункта по кинематографу. Надо на государственном уровне договориться о включении в список вопрос о количестве кинозаведений в регионе, о наличии социальных программ, поощряющих просмотры кино на большом экране. Это станет хорошим стимулом для местных руководителей, чтобы начинать заниматься муниципальными кинотеатрами».
Предложение: «Так как нет целевой программы развития отечественного кинематографа, следует объявить мораторий на любые государственные решения до конца текущего года и писать концепцию, с учетом замечаний киносообщества. И потому сегодняшний диалог важен, как один из первых шагов по созданию программы развития нашего кино».
Государственная поддержка международного продвижения и дистрибьюции.
Елена Романова: «Отдельная тема – поиск со-продюсеров за рубежом. Условия, по которым там работают кинематографисты, существенно отличаются от наших. У нас, например, почти нет продюсеров, которые знают, как надо правильно заключать контракты. Поэтому Фонд кино берет на себя миссию посредника».
Модель финансирования студий-лидеров – первый шаг к системному подходу формирования бюджета государственной поддержки кинематографии.
Игорь Толстунов: «Мы пытаемся латать разваливающийся "домик" под названием отечественная кинематография, но в отсутствии реальной системы государственной политики мы ничего не добьемся. Дело наше субъективное и без выработки консенсуса невозможно идти вперед. Необходимо договариваться. Но ни Фонд кино, чья деятельность в нынешнем виде положительно сказалось на нашей киноотрасли, ни Минкультуры сегодня не имеют возможностей законно поддерживать крупные проекты, на производство которых уходит не один, а несколько лет. Поэтому надо четко разделять государственную поддержку по нескольким направлениям».
Ключевая проблема. Пока нет решения.
Сергей Толстиков: «Экспертиза – самая болезненная проблема сферы господдержки.
Как правильно набрать людей, которые будут оценивать других людей? Думаю, мы должны создать новый экспертный совет, который будет рассматривать проекты с разных ракурсов. Например, определить десять параметров и оценивать проекты по десятибалльной шкале».
Александр Роднянский: «Есть в индустрии эксперты, которые не зависят от продюсеров и хорошо разбираются в проблемах кинопоказа – дистрибьюторы. Вот вам готовая среда для формирования экспертных советов. Показчиков труднее коррумпировать, чем кинокритиков».
Нина Ромодановская: «Очевидно, что в отрасли существует ряд системных проблем, не позволяющих развиваться киноиндустрии. Так, отсутствие четко определенной государственной политики в области кино не позволяет создать эффективную системы господдержки.
Основной задачей круглого стало обсуждение методологии и структуры общего бюджета государственной поддержки кино. Мы хотели, чтобы в диалоге с Фондом кино представители профессионального сообщества высказали свою точку зрения по таким вопросам:
Как повысить эффективность использования государственных средств?
Какие элементы инфраструктуры требуют поддержки, а какие нет?
Как быть независимым продюсерам, как нужно построить систему продвижения фильмов, снимающихся на государственные деньги?
Наш круглый стол открыл деловую программу фестиваля. Фонд кино пригласил к диалогу профессиональное сообщество, дав возможность высказать свои предложения по формированию системного подхода распределения господдержки. На круглом столе состоялось обсуждение этой стратегической задачи. И был высказан ряд очень интересных предложений. Понятно, что заданный главой Фонда кино в ходе дискуссии вопрос, как организовать экспертизу проектов, требует дополнительного обсуждения.
Мы довольны результатом, поскольку диалог состоялся. Благодарим кинофестиваль "Кинотавр" за предоставленную возможность провести круглый стол".
Смотреть полный фоторепортаж с круглого стола "Фонд кино в диалоге"
В мероприятии приняли участие:
Сергей Толстиков, исполнительный директор Фонда кино, президент фестиваля «Кинотавр» продюсер Александр Роднянский, директор международного департамента Фонда кино Елена Романова, руководитель одной из компаний - лидеров "Профит" Игорь Толстунов, генеральный директор ЗАО "НЕВАФИЛЬМ" Олег Березин, независимые продюсеры Роман Борисевич, Арсен Готлиб. Модератором и организатором «круглого стола» была главный редактор Интернет-портала "ПрофиСинема" Нина Ромодановская.
Суть проблемы:
Во вступительном слове модератор круглого стола Нина Ромодановская определила основные актуальные вопросы национальной киноиндустрии: «За 2,5 года существования Фонд кино показал ряд преимуществ существующей системы. Студии-лидеры получили возможность реализовывать крупнобюджетные проекты для восстановления имиджа российского кино. Вместе с тем, по-прежнему отсутствует системный подход при распределении государственной поддержки в кинематографии. Существующие правила игры не устраивают всех игроков рынка, рассчитывающих на государственную поддержку. Уже очевидно, что невозможно копировать ни одну из существующих систем, будь то французская или любая другая. Российская государственная политика по поддержке кинематографии должна опираться на наши реалии и систему государственного управления».
Познакомим наших читателей с ключевыми выступлениями спикеров.
Какой должна быть система господдержки?
Сергей Толстиков: «Нам нужно вместе попытаться определить принципы, по которым будет оказываться государственная поддержка в дальнейшем, и понять, как должен выглядеть экспертный совет, который будет принимать решения об этой поддержке.
Неразрешимых проблем нет, потому что отрасль, с административной и экономической точек зрения, устроена довольно просто. Сейчас уже можно решить конкретные задачи. Например, понять, как формировать экспертный совет, который из 250 представленных для господдержки проектов будет отбирать одну десятую часть для дальнейшей работы. Но каждый раз, когда разговор заходит о составе экспертного совета, начинаются споры, и одной из целей настоящего диалога является получение обратной связи и обсуждение предложений. Добиться идеально устраивающего всех механизма распределения поддержки невозможно, однако государство должно стремиться к тому, чтобы совершенствовать систему, делать ее отвечающей на вызовы и более прозрачной. Если есть ресурс – должна быть четкая и понятная методология того его расходования. Вопрос экспертизы, та точка, где решается, какой ресурс, какому продюсеру дать – самый болезненный в системе господдержки кино.
Есть ряд направлений, которые мы должны профинансировать: анимация, детское кино. Поручение президента по историческим фильмам также необходимо выполнять. Развитие копродукции и необходимость поддерживать не только производство, но и прокат – перспективные направления деятельности Фонда. Создана матричная разновекторная модель».
Как переломить существующую ситуацию с распределением господдержки и повышением эффективности ее использования?
Александр Роднянский: «Новая система господдержки должна быть конкурентной, иначе она будет неэффективной. Почему сейчас государству возвращается лишь 5 процентов вложенных средств? Почему не 50, например? Если компания снимает картину для массового зрителя, то продюсеры должны отдавать себе отчет в том, что деньги необходимо возвращать. В деле господдержки кинематографа следует отбросить политкорректность. Не собрал денег фильм, снятый с господдержкой, - всё, компания снимается с государственного довольствия. Прежняя система была непрозрачной – мы вообще не знали, куда и как распределялись и уходили деньги. Сейчас ситуация изменилась, деньги распределяет квазигосударственная структура – Фонд кино. Но и
нынешняя система по-прежнему неконкурентна. Образно говоря, система господдержики не должна предполагать, что если ты выиграл олимпиаду в 1980 году, то в 2012 будешь получать с этого дивиденды. Нет, ты снова должен пробежать стометровку, чтобы доказать лидерство».
Предложения господина Роднянского:
1. Надо укрепить экспертный совет Фонда представителями разных направлений – скажем, ввести туда специалистов по артхаусному кино.
2. Поддержку могут получать определенные кинотеатры и сети, которые рискуют, ставя в репертуар картины более сложные, чем блокбастеры. Нужно рассматривать господдержку как функцию, способную помочь построить рынок.
Что делать независимым продюсерам? Личный опыт.
Роман Борисевич: «Мы все время пытаемся оценивать фильмы с точки зрения их успешности в российском прокате. Но вот недавно в американский прокат вышла "Елена" Андрея Звягинцева, и очень неплохо. Может, есть смысл делать ставку на бренды, которые хорошо раскручиваются за рубежом?
Да, наше артхаусное кино упрекают в мрачности и безнадежности. Но на те деньги, которые мы, производители авторского кино, сейчас получаем от государства, ничего хорошего сделать нельзя. Это всегда будет малобюджетная мрачная драма, снятая в российской провинции. Кроме того, у нас есть ряд режиссеров, уже переросших эти бюджеты, но вынужденных с ними работать Может быть, стоит ввести некую прогрессивную шкалу и финансировать разных режиссеров по-разному».
Арсен Готлиб: «Не стоит питать надежды на копродукцию с телеканалами. Они сами занимаются собственным производством теле-муви и не терпят вторжения на свою территорию. Если бы можно было законодательно обязать телеканалы принимать участие в создании кинофильмов, ситуация бы изменилась. Как изменилось бы качество наших фильмов, если авторы получали бы гранты на написание киносценариев».
Государственная поддержка кинопоказа российских фильмов
Олег Березин: «Поддержка российскому кинематографу исчисляется миллиардами рублей. Но чтобы те, скажем, 6 млрд. рублей вернулись из кинопроката обратно, по законам кинобизнеса, наши фильмы должны заработать не меньше 30 млрд. рублей. Да, сегодня кинопоказ дает ощутимые деньги, но надо понимать, что в том миллиарде долларов – 95% суммы составляют голливудские аттракционы. И лишь в оставшиеся 5% входят все остальные фильмы текущего репертуара. Поэтому, говоря о шансах русского кино в нашем кинопрокате, надо иметь в виду именно эти 5%. И надо понимать – государство может эффективно помочь не только деньгами, а правильными законами. Например, существует государственный перечень, по которому оценивается эффективность работы местной власти. В нем нет пункта по кинематографу. Надо на государственном уровне договориться о включении в список вопрос о количестве кинозаведений в регионе, о наличии социальных программ, поощряющих просмотры кино на большом экране. Это станет хорошим стимулом для местных руководителей, чтобы начинать заниматься муниципальными кинотеатрами».
Предложение: «Так как нет целевой программы развития отечественного кинематографа, следует объявить мораторий на любые государственные решения до конца текущего года и писать концепцию, с учетом замечаний киносообщества. И потому сегодняшний диалог важен, как один из первых шагов по созданию программы развития нашего кино».
Государственная поддержка международного продвижения и дистрибьюции.
Елена Романова: «Отдельная тема – поиск со-продюсеров за рубежом. Условия, по которым там работают кинематографисты, существенно отличаются от наших. У нас, например, почти нет продюсеров, которые знают, как надо правильно заключать контракты. Поэтому Фонд кино берет на себя миссию посредника».
Модель финансирования студий-лидеров – первый шаг к системному подходу формирования бюджета государственной поддержки кинематографии.
Игорь Толстунов: «Мы пытаемся латать разваливающийся "домик" под названием отечественная кинематография, но в отсутствии реальной системы государственной политики мы ничего не добьемся. Дело наше субъективное и без выработки консенсуса невозможно идти вперед. Необходимо договариваться. Но ни Фонд кино, чья деятельность в нынешнем виде положительно сказалось на нашей киноотрасли, ни Минкультуры сегодня не имеют возможностей законно поддерживать крупные проекты, на производство которых уходит не один, а несколько лет. Поэтому надо четко разделять государственную поддержку по нескольким направлениям».
Ключевая проблема. Пока нет решения.
Сергей Толстиков: «Экспертиза – самая болезненная проблема сферы господдержки.
Как правильно набрать людей, которые будут оценивать других людей? Думаю, мы должны создать новый экспертный совет, который будет рассматривать проекты с разных ракурсов. Например, определить десять параметров и оценивать проекты по десятибалльной шкале».
Александр Роднянский: «Есть в индустрии эксперты, которые не зависят от продюсеров и хорошо разбираются в проблемах кинопоказа – дистрибьюторы. Вот вам готовая среда для формирования экспертных советов. Показчиков труднее коррумпировать, чем кинокритиков».
Нина Ромодановская: «Очевидно, что в отрасли существует ряд системных проблем, не позволяющих развиваться киноиндустрии. Так, отсутствие четко определенной государственной политики в области кино не позволяет создать эффективную системы господдержки.
Основной задачей круглого стало обсуждение методологии и структуры общего бюджета государственной поддержки кино. Мы хотели, чтобы в диалоге с Фондом кино представители профессионального сообщества высказали свою точку зрения по таким вопросам:
Как повысить эффективность использования государственных средств?
Какие элементы инфраструктуры требуют поддержки, а какие нет?
Как быть независимым продюсерам, как нужно построить систему продвижения фильмов, снимающихся на государственные деньги?
Наш круглый стол открыл деловую программу фестиваля. Фонд кино пригласил к диалогу профессиональное сообщество, дав возможность высказать свои предложения по формированию системного подхода распределения господдержки. На круглом столе состоялось обсуждение этой стратегической задачи. И был высказан ряд очень интересных предложений. Понятно, что заданный главой Фонда кино в ходе дискуссии вопрос, как организовать экспертизу проектов, требует дополнительного обсуждения.
Мы довольны результатом, поскольку диалог состоялся. Благодарим кинофестиваль "Кинотавр" за предоставленную возможность провести круглый стол".
Смотреть полный фоторепортаж с круглого стола "Фонд кино в диалоге"
Другие статьи по теме Кинобизнес
22.11.2024
Итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
22.11.2024
Итоги кинопроката европейских фильмов по всему миру в 2014-2023 годах
22.11.2024
«Гладиатор 2» и «Злая» борются за лидерство в одном из самых кассовых уикендов года
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр
07.07.2022
Минкульт объявил конкурс на проведение кинофестиваля в Сочи
30.03.2022
Минкульт готовит фестиваль на замену Кинотавру
24.03.2022
Кинотавр отложен на неопределенный срок
22.02.2022
Кинотавр объявил даты проведения и сроки приема заявок
29.12.2021
Киноитоги 2021 года: мы ждем перемен! Но не таких…
Другие статьи по теме Фонд кино
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
01.11.2024
Стартовал новый отбор заявок на участие в программе Автор
29.10.2024
Стали известны участники пятой волны программы Автор
09.10.2024
Фонд кино принимает заявки на поддержку фильмов в прокате в 4 квартале 2024 и 1 квартале 2025
09.10.2024
Фонд кино объявил итоги питчингов анимационных и семейных фильмов
Другие статьи по теме Продюсер Александр Роднянский
08.05.2024
Новый фильм Кантемира Балагова будет снят в США
17.05.2023
Суд заочно арестовал Роднянского* и Вырыпаева
31.10.2022
Кантемир Балагов снимет драму о кабардинцах в Нью-Джерси
08.08.2022
Александр Роднянский вышел из состава учредителей Нон-Стоп Продакшн
19.05.2022
Александр Роднянский снимет сериал о Владимире Путине
Реклама