8 февраля 2012 11:42
Берлин возводит стены
Берлинале, который пройдет с 9 по 18 февраля 2012 года, чрезвычайно предсказуем. Искушенный наблюдатель даже самых главных фаворитов – будущих обладателей Золотых и Серебряных «Медведей» – может спрогнозировать с 70-процентной точностью.
Например, небольшой риск предположить, что главный, Золотой, «Медведь» может достаться «Пленнице» (Captive), первому международному проекту филиппинца Брильянте Мендозы. Его имя громко и непримиримо-альтернативно прозвучало на фестивалях модуля «Алло, мы ищем таланты» (например, в Локарно). Он награжден в Канне и регулярно входит во все десятки, дюжины и сотни кем угодно составляемых списков «режиссеров будущего». А тут, в «Пленнице», одновременно и гражданская война на родных для автора Филиппинах, и мусульманские радикалы-террористы, и заложники, и отважная европейка Изабель Юппер в числе последних, и столь актуальные в настоящем попытки диалога и взаимопонимания между разными типами существования. За всем этим недвусмысленно проглядывает метафора современного состояния мира – болезненных контактов старых евроценностей с новой агрессивностью исламского востока.
Хотя гадать на призы Берлинале занятие в целом довольно скучное. У журналистов в Берлине даже есть поверье, реалистичность которого подтверждается из года в год. Все явные претенденты на главные призы показываются для прессы неизменно в 8-30 утра (сов просят не беспокоиться). Эти фильмы отважно исследуют новые жанровые или даже этические территории, экспериментируют с драматургией и… ввиду своей герметичности имеют, как правило, ничтожные прокатные перспективы. Отсюда любопытные отдаленные результаты Берлинских фестов прошлых лет: кто теперь вспомнит громко победившую некогда южноафриканскую кинооперу «Кармен из Каэлитши», где все партии-роли из «Кармен» исполнялись на языке кхоса черными, иногда непрофессиональными актерами-певцами? Куда делось провозглашенное главным открытием 10-летия перуанское «Молоко скорби», мистически-реалистический эпос, в котором во влагалище героини произрастала картошка (пасленовые – символ южноамериканского континента)? Кого в мире заинтересовал турецкий «Мед», победитель-2010 – вы вообще о нем слышали?
Получалось, что, практически не влияя на ценностную систему координат современного кино и не устанавливая, в отличие, например, от Канна, новых трендов и мод, Берлин становился промоприставкой к мировой индустрии кинопроката. Европейский кинорынок, проходящий в его рамках, стал куда важнее и значительнее для киноиндустрии, чем сам фест, а главными событиями Берлинале и фильмами церемонии открытия, что особенно почетно, в последние годы становились «крупнобюджетники», по преимуществу американские, на следующий же день оказывающиеся в кинотеатрах. Так было в прошлом году – с «Железной хваткой» Коэнов, и в позапрошлом – с «Призраком» Романа Полански, и два года назад – с «Интернэшнл» Тома Тыквера... Берлин из инструмента продвижения киноискусства на рынок, по сути, превратился в ежегодную рекламную кампанию большого прокатного кино. И примирить две этих функции нормально функционирующего фестиваля никак не удавалось.
Однако Берлинале явно вступил в новую фазу существования. Его директор Дитер Косслик не только отметил 10-летие своей работы на этом посту почетной программой «Карт-бланш» в легендарном MoMA, Нью-Йоркском Музее современного искусства, но и уверенно продолжит: министерство культуры Германии благодарно продлило его контракт до 2016 года. Что тоже стало своего рода карт-бланшем – Косслик в этом году, кажется, приступил к преобразованиям.
В кои-то веки фестиваль открывается европейским фильмом. К тому же костюмным, демонстрирующим всю мощь еврокиноиндустрии и ее кадрового потенциала. Это испано-французский «Прощай, моя королева!» почти классика Бенуа Жако, в ролях – исключительно европейцы, в главной роли Диана Крюгер (глупо в этой ситуации называть международную звезду немецкого происхождения по-американски «Дайан»).
«Бескомпромиссного артхауса» в программе даже больше, чем обычно. Не знаю, каковы окажутся в процессе просмотра новый фильм очень пожилых братьев Тавиани «Цезарь должен умереть», «Милый друг» Деклана Доннеллана и Ника Ормерода, или «Нокаут» Стивена Содерберга, но факт: конкурс Берлина в этом году предъявляет сразу три «кросс-жанра». Ветераны кино Тавиани предъявляют фильм, значительной частью которого является спектакль. Костюмный и томно-мопассановский «Милый друг» с Робертом Паттинсоном сделан как раз людьми театра, отважными британскими экспериментаторами сцены, один из которых – Ормерод – даже и не вполне режиссер, а сценограф. Содерберг же плотно, вроде бы, спаял авторский подход к повествованию и монтажу с «фильмом боевых искусств» (даже в главной роли тут их рекордсменка). И при всем этом некогда традиционная для Берлинале обеспокоенность текущим политическим положением внятно проглядывает лишь в одном конкурсанте – в фильме «Просто ветер», который основан на реальных трагических событиях в Венгрии и рассказывает об убийстве в венгерской деревне одной цыганской семьи и о воздухе погрома, сгущающемся вокруг другой.
От большого американского кино Берлинале в этом году несколько отгородился. На условиях какого-то невнятного «специального показа» в конкурсе «Нокаут». «Железную леди» о Маргарет Тэтчер показывают в качестве «омажа» обожаемой Мерил Стрип. Да и страстно ожидаемый «Жутко громко и запредельно близко» Стивена Долдри оказался спецсобытием вне конкурса.
И это не говоря о том, что американское кино – то есть сделанное с голливудским натурным и постановочным размахом и исконными звездами – теперь оказывается даже и не вполне американским, а в той же степени и российским. Дебют Александра Роднянского в качестве продюсера американского фильма «Машина Джейн Мэнсфилд» Билли Боба Торнтона не может не впечатлить. Торнтон как актер, сценарист и режиссер – явление сугубо американское, возросшее на американской почве и ее соками напитанное. Тот факт, что его проект о кризисе американской семьи, действие которого разворачивается в конце 60-х в Алабаме (или «Ала-факинг-баме», как говорил один киногерой) – самом сердце американского духа и американской бездуховности, – реализован российским продюсером, вселяет в нас гордость. Хотя с горчинкой – ведь, таким образом, в берлинском конкурсе Россия хоть и оказалась (а с нами там это, в общем-то, редкость), но каким-то кружным путем и как бы с черного – американского – входа… Зато во второй по значимости, внеконкурсной программе «Панорама» наше окончательно родное – «Конвой» Алексея Мизгирева про жестокость русской жизни, разочарованность российских жителей и цинизм российской власти. Молодой армейский капитан конвоирует через безжалостную Москву юного дезертира...
В том же направлении, что и «Панорама» движется и Форум молодого кино, третья по значению программа Берлинале. В ней – «Завтра» документалиста Андрея Грязева об арт-группе «Война». И здесь тоже, как и у Мизгирева, Россия – пространство глубокого неблагополучия, а потому и больших страстей и огромной, видимо, страшной, возможно, неуправляемой энергии…
…Страна, для которой гармония – в прошлом, – хочется продолжить, вспомнив, что главное архивно-ретроспективное событие Берлина – «Красная фабрика грез», наиболее полная программа советско-немецкой кинофабрики «Межрабпомфильм», существовавшей с 1921-го по 1936 год.
Но в целом на поиски гармонии есть еще 10 дней.
Например, небольшой риск предположить, что главный, Золотой, «Медведь» может достаться «Пленнице» (Captive), первому международному проекту филиппинца Брильянте Мендозы. Его имя громко и непримиримо-альтернативно прозвучало на фестивалях модуля «Алло, мы ищем таланты» (например, в Локарно). Он награжден в Канне и регулярно входит во все десятки, дюжины и сотни кем угодно составляемых списков «режиссеров будущего». А тут, в «Пленнице», одновременно и гражданская война на родных для автора Филиппинах, и мусульманские радикалы-террористы, и заложники, и отважная европейка Изабель Юппер в числе последних, и столь актуальные в настоящем попытки диалога и взаимопонимания между разными типами существования. За всем этим недвусмысленно проглядывает метафора современного состояния мира – болезненных контактов старых евроценностей с новой агрессивностью исламского востока.
Хотя гадать на призы Берлинале занятие в целом довольно скучное. У журналистов в Берлине даже есть поверье, реалистичность которого подтверждается из года в год. Все явные претенденты на главные призы показываются для прессы неизменно в 8-30 утра (сов просят не беспокоиться). Эти фильмы отважно исследуют новые жанровые или даже этические территории, экспериментируют с драматургией и… ввиду своей герметичности имеют, как правило, ничтожные прокатные перспективы. Отсюда любопытные отдаленные результаты Берлинских фестов прошлых лет: кто теперь вспомнит громко победившую некогда южноафриканскую кинооперу «Кармен из Каэлитши», где все партии-роли из «Кармен» исполнялись на языке кхоса черными, иногда непрофессиональными актерами-певцами? Куда делось провозглашенное главным открытием 10-летия перуанское «Молоко скорби», мистически-реалистический эпос, в котором во влагалище героини произрастала картошка (пасленовые – символ южноамериканского континента)? Кого в мире заинтересовал турецкий «Мед», победитель-2010 – вы вообще о нем слышали?
Получалось, что, практически не влияя на ценностную систему координат современного кино и не устанавливая, в отличие, например, от Канна, новых трендов и мод, Берлин становился промоприставкой к мировой индустрии кинопроката. Европейский кинорынок, проходящий в его рамках, стал куда важнее и значительнее для киноиндустрии, чем сам фест, а главными событиями Берлинале и фильмами церемонии открытия, что особенно почетно, в последние годы становились «крупнобюджетники», по преимуществу американские, на следующий же день оказывающиеся в кинотеатрах. Так было в прошлом году – с «Железной хваткой» Коэнов, и в позапрошлом – с «Призраком» Романа Полански, и два года назад – с «Интернэшнл» Тома Тыквера... Берлин из инструмента продвижения киноискусства на рынок, по сути, превратился в ежегодную рекламную кампанию большого прокатного кино. И примирить две этих функции нормально функционирующего фестиваля никак не удавалось.
Однако Берлинале явно вступил в новую фазу существования. Его директор Дитер Косслик не только отметил 10-летие своей работы на этом посту почетной программой «Карт-бланш» в легендарном MoMA, Нью-Йоркском Музее современного искусства, но и уверенно продолжит: министерство культуры Германии благодарно продлило его контракт до 2016 года. Что тоже стало своего рода карт-бланшем – Косслик в этом году, кажется, приступил к преобразованиям.
В кои-то веки фестиваль открывается европейским фильмом. К тому же костюмным, демонстрирующим всю мощь еврокиноиндустрии и ее кадрового потенциала. Это испано-французский «Прощай, моя королева!» почти классика Бенуа Жако, в ролях – исключительно европейцы, в главной роли Диана Крюгер (глупо в этой ситуации называть международную звезду немецкого происхождения по-американски «Дайан»).
«Бескомпромиссного артхауса» в программе даже больше, чем обычно. Не знаю, каковы окажутся в процессе просмотра новый фильм очень пожилых братьев Тавиани «Цезарь должен умереть», «Милый друг» Деклана Доннеллана и Ника Ормерода, или «Нокаут» Стивена Содерберга, но факт: конкурс Берлина в этом году предъявляет сразу три «кросс-жанра». Ветераны кино Тавиани предъявляют фильм, значительной частью которого является спектакль. Костюмный и томно-мопассановский «Милый друг» с Робертом Паттинсоном сделан как раз людьми театра, отважными британскими экспериментаторами сцены, один из которых – Ормерод – даже и не вполне режиссер, а сценограф. Содерберг же плотно, вроде бы, спаял авторский подход к повествованию и монтажу с «фильмом боевых искусств» (даже в главной роли тут их рекордсменка). И при всем этом некогда традиционная для Берлинале обеспокоенность текущим политическим положением внятно проглядывает лишь в одном конкурсанте – в фильме «Просто ветер», который основан на реальных трагических событиях в Венгрии и рассказывает об убийстве в венгерской деревне одной цыганской семьи и о воздухе погрома, сгущающемся вокруг другой.
От большого американского кино Берлинале в этом году несколько отгородился. На условиях какого-то невнятного «специального показа» в конкурсе «Нокаут». «Железную леди» о Маргарет Тэтчер показывают в качестве «омажа» обожаемой Мерил Стрип. Да и страстно ожидаемый «Жутко громко и запредельно близко» Стивена Долдри оказался спецсобытием вне конкурса.
И это не говоря о том, что американское кино – то есть сделанное с голливудским натурным и постановочным размахом и исконными звездами – теперь оказывается даже и не вполне американским, а в той же степени и российским. Дебют Александра Роднянского в качестве продюсера американского фильма «Машина Джейн Мэнсфилд» Билли Боба Торнтона не может не впечатлить. Торнтон как актер, сценарист и режиссер – явление сугубо американское, возросшее на американской почве и ее соками напитанное. Тот факт, что его проект о кризисе американской семьи, действие которого разворачивается в конце 60-х в Алабаме (или «Ала-факинг-баме», как говорил один киногерой) – самом сердце американского духа и американской бездуховности, – реализован российским продюсером, вселяет в нас гордость. Хотя с горчинкой – ведь, таким образом, в берлинском конкурсе Россия хоть и оказалась (а с нами там это, в общем-то, редкость), но каким-то кружным путем и как бы с черного – американского – входа… Зато во второй по значимости, внеконкурсной программе «Панорама» наше окончательно родное – «Конвой» Алексея Мизгирева про жестокость русской жизни, разочарованность российских жителей и цинизм российской власти. Молодой армейский капитан конвоирует через безжалостную Москву юного дезертира...
В том же направлении, что и «Панорама» движется и Форум молодого кино, третья по значению программа Берлинале. В ней – «Завтра» документалиста Андрея Грязева об арт-группе «Война». И здесь тоже, как и у Мизгирева, Россия – пространство глубокого неблагополучия, а потому и больших страстей и огромной, видимо, страшной, возможно, неуправляемой энергии…
…Страна, для которой гармония – в прошлом, – хочется продолжить, вспомнив, что главное архивно-ретроспективное событие Берлина – «Красная фабрика грез», наиболее полная программа советско-немецкой кинофабрики «Межрабпомфильм», существовавшей с 1921-го по 1936 год.
Но в целом на поиски гармонии есть еще 10 дней.
Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль
14.11.2024
Тодд Хейнс возглавит жюри 75 Берлинского кинофестиваля
12.11.2024
Берлинале 2025: объявлены члены жюри программы European Shooting Stars
08.10.2024
Испания будет в центре внимания Европейского кинорынка 75 Берлинале
22.08.2024
Берлинский кинофестиваль представил новую отборочную комиссию
02.07.2024
Берлинский кинофестиваль запустит конкурс дебютных фильмов
Другие статьи по теме Продюсер Александр Роднянский
08.05.2024
Новый фильм Кантемира Балагова будет снят в США
17.05.2023
Суд заочно арестовал Роднянского* и Вырыпаева
31.10.2022
Кантемир Балагов снимет драму о кабардинцах в Нью-Джерси
08.08.2022
Александр Роднянский вышел из состава учредителей Нон-Стоп Продакшн
19.05.2022
Александр Роднянский снимет сериал о Владимире Путине
Реклама