28 ноября 2011 12:49
Спутник летает. Над Польшей
27 ноября 2011 года в Варшаве завершилась первая часть 5-ого фестиваля российского кино «Спутник». После столицы киносеансы продолжатся еще в 42 городах Польши.
На торжественной церемонии председатель жюри Кшиштоф Занусси объявил лауреатов. Главный приз – статуэтку «Спутника» получил фильм Александра Сокурова «Фауст». Вторым призом был отмечена картина Алексея Балабанова «Кочегар». Третье место досталось фильму «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой.
Просмотры «Спутника» были поделены на несколько программ. В конкурсной принимали участие 14 новейших российских фильмов, в «Калейдоскопе нового кино» польские зрители увидели наш современный мейнстрим. Собственную ретроспективу представлял Андрей Кончаловский, а в именную программу «Варшавская эйфория» кинокритик Андрей Плахов включил фильмы стран Кыргыстана, Литвы, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана.
Польский зритель буквально «ломился» на каждый сеанс. Например, «золотое перо» Польши, обозреватель «Газета Выборча» Анна Жебровска мне рассказывала о том, что дважды пыталась попасть на сеанс «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину» Андрея Хржановского, но билета ей так и не досталось.
Как показал мой мини-опрос, зрители осознанно выбирали тот или иной фильм. На вопрос, чем был обоснован выбор картины, ответы были одинаковы: «читали в русских кинопорталах рецензии (тут похвастаюсь, у пары зрителей прозвучало и название нашего Proficinema), следили за дискуссии в блогах, в Фейсбуке, в Живом Журнале».
Фильмы демонстрировались на языке оригинала с польскими субтитрами. Но, похоже, зал прекрасно разбирался с экрана в любых речевых нюансах. И оценил современную рекламную речь в фильме Виктора Гинзбурга «Generation П» призом зрительских симпатий «Народное признание». Добавлю, что «Фауст» Александра Сокурова в польском прокате появится в феврале 2012 года.
И еще немного личных впечатлений. Благодаря приглашению на фестиваль «Спутник», я в мультиплексе «Multikino», расположенном рядом с отелем, посмотрела два новых польских фильма.
Режиссер картины «80 миллионов» Вальдемар Кшыстек (Waldemar Krzystek) российскому зрителю известен по фильму «Малая Москва» со Светланой Ходченковой в главной роли. (Напомним, что русская актриса в 2008 даже была награждена за эту роль высшей кинопремией Польши). В мелодраме «Малая Москва» режиссер показал трагическую историю любви русской девушки и польского офицера, живших в военном гарнизоне в Польше в советские времена «варшавского блока».
Сюжет «80-ти миллионов» ограничен десятью днями до введения в Польше военного положения в начале 80-х. На вечернем субботнем сеансе не было ни одного свободного места. В основном, зрители в возрасте 18+. Правда, минут через 15 два места освободились. После первого эпизода столкновения сотрудников польского КГБ с рабочими некий мужчина среднего возраста встал, и, закрывая многим экран, начал демонстративно и не спеша одеваться. А затем, выкрикивая нечто злобное, вышел со своей дамой из зала. Но зрители никак не отреагировали на этот демарш, а продолжали следить за увлекательной интригой.
Несколько парней из Вроцлава, вдохновленные докерами Гданьска, становятся организаторами городской ячейки движения «Солидарность». Им противостоят местная служба безопасности – махина жестокая и бескомпромиссная. Но парни смело и изобретательно водят за нос защитников социалистического строя и «варшавского блока». Им почти легально удается получить из госбанка Вроцлава 80 миллионов злотых, которые затем и пошли на обустройство подпольного движения «Солидарности». Режиссер тактично восстанавливает недалекое прошлое во Вроцлаве, а фильм заканчивается титрами, из которых зритель узнает реальную судьбу главных героев. Все они отсидели свои сроки в тюрьме.
Я не удержалась и спросила своих соседей (тех, кто 18+) по ряду – почему для субботнего похода в кино они выбрали исторический польский фильм, когда в соседних залах идут голливудские техночудеса. Ответы насколько меня обрадовали, настолько и огорчили. Парни и девушки мне объяснили, что эта картина показывает жизнь, которую прожили их родители. Они же и посоветовали посмотреть. Получается, что Вальдемар Кшыстек снял семейное кино?! А оно, оказывается, может быть не только голливудской анимацией, но и социальной «черной комедией» о недалеком прошлом? Загадочный польский зритель, не правда ли?
«Listy do M.» режиссера Митьи Окорна (Mitja Okorn) я смотрела в пятницу на дневном сеансе – в 12.30. В зале примерно 250 мест. И на 170-ом зрителе я сбилась со счету. Интерес зрителей – разных поколений, подчеркну особо, к этой картине понятен. После британских дивных рождественских историй, объединенных в фильм «Реальная любовь», многим хочется повторить не только сам успех, но и рецепт его производства. Название Listy do M. я бы перевела как «Письма к Деду Морозу». Снежная Варшава, Сочельник - день и вечер канун Св. Рождества.
Праздник семейный, но на стол обязательно ставятся приборы и тарелка для случайного путника. И будут в фильме и неожиданные встречи, и чудесные знакомства, и осознание о том, что не только работой жив человек. И извинится начальница «снежная королева» перед своим подчиненным, и познакомит сынишка своего отца-вдовца с милой девушкой, и супруги на грани развода поймут, что ради сохранения семьи можно и нужно многое простить.
Как говорилось в «Реальной любви» - «сегодня Рождество, и когда еще ждать чуда, признаваться в любви, если не в эту удивительную ночь?». Фильм Listy do M. получился легким, но без облегченного юмора. Утешающим, но не переходящим грань сентиментальности. Красивым, но без лишней сладости. И в этой многофигурной композиции нашлось место и гранд даме европейского кино Беате Тышкевич, и актерам среднего поколения, и совсем юным артистам.
Как доказывают усилия наших продюсеров, кино хорошего настроения – самая сложная задача в кинематографе. Кино плохого настроения снимать проще.
На торжественной церемонии председатель жюри Кшиштоф Занусси объявил лауреатов. Главный приз – статуэтку «Спутника» получил фильм Александра Сокурова «Фауст». Вторым призом был отмечена картина Алексея Балабанова «Кочегар». Третье место досталось фильму «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой.
Просмотры «Спутника» были поделены на несколько программ. В конкурсной принимали участие 14 новейших российских фильмов, в «Калейдоскопе нового кино» польские зрители увидели наш современный мейнстрим. Собственную ретроспективу представлял Андрей Кончаловский, а в именную программу «Варшавская эйфория» кинокритик Андрей Плахов включил фильмы стран Кыргыстана, Литвы, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана.
Польский зритель буквально «ломился» на каждый сеанс. Например, «золотое перо» Польши, обозреватель «Газета Выборча» Анна Жебровска мне рассказывала о том, что дважды пыталась попасть на сеанс «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину» Андрея Хржановского, но билета ей так и не досталось.
Как показал мой мини-опрос, зрители осознанно выбирали тот или иной фильм. На вопрос, чем был обоснован выбор картины, ответы были одинаковы: «читали в русских кинопорталах рецензии (тут похвастаюсь, у пары зрителей прозвучало и название нашего Proficinema), следили за дискуссии в блогах, в Фейсбуке, в Живом Журнале».
Фильмы демонстрировались на языке оригинала с польскими субтитрами. Но, похоже, зал прекрасно разбирался с экрана в любых речевых нюансах. И оценил современную рекламную речь в фильме Виктора Гинзбурга «Generation П» призом зрительских симпатий «Народное признание». Добавлю, что «Фауст» Александра Сокурова в польском прокате появится в феврале 2012 года.
И еще немного личных впечатлений. Благодаря приглашению на фестиваль «Спутник», я в мультиплексе «Multikino», расположенном рядом с отелем, посмотрела два новых польских фильма.
Режиссер картины «80 миллионов» Вальдемар Кшыстек (Waldemar Krzystek) российскому зрителю известен по фильму «Малая Москва» со Светланой Ходченковой в главной роли. (Напомним, что русская актриса в 2008 даже была награждена за эту роль высшей кинопремией Польши). В мелодраме «Малая Москва» режиссер показал трагическую историю любви русской девушки и польского офицера, живших в военном гарнизоне в Польше в советские времена «варшавского блока».
Сюжет «80-ти миллионов» ограничен десятью днями до введения в Польше военного положения в начале 80-х. На вечернем субботнем сеансе не было ни одного свободного места. В основном, зрители в возрасте 18+. Правда, минут через 15 два места освободились. После первого эпизода столкновения сотрудников польского КГБ с рабочими некий мужчина среднего возраста встал, и, закрывая многим экран, начал демонстративно и не спеша одеваться. А затем, выкрикивая нечто злобное, вышел со своей дамой из зала. Но зрители никак не отреагировали на этот демарш, а продолжали следить за увлекательной интригой.
Несколько парней из Вроцлава, вдохновленные докерами Гданьска, становятся организаторами городской ячейки движения «Солидарность». Им противостоят местная служба безопасности – махина жестокая и бескомпромиссная. Но парни смело и изобретательно водят за нос защитников социалистического строя и «варшавского блока». Им почти легально удается получить из госбанка Вроцлава 80 миллионов злотых, которые затем и пошли на обустройство подпольного движения «Солидарности». Режиссер тактично восстанавливает недалекое прошлое во Вроцлаве, а фильм заканчивается титрами, из которых зритель узнает реальную судьбу главных героев. Все они отсидели свои сроки в тюрьме.
Я не удержалась и спросила своих соседей (тех, кто 18+) по ряду – почему для субботнего похода в кино они выбрали исторический польский фильм, когда в соседних залах идут голливудские техночудеса. Ответы насколько меня обрадовали, настолько и огорчили. Парни и девушки мне объяснили, что эта картина показывает жизнь, которую прожили их родители. Они же и посоветовали посмотреть. Получается, что Вальдемар Кшыстек снял семейное кино?! А оно, оказывается, может быть не только голливудской анимацией, но и социальной «черной комедией» о недалеком прошлом? Загадочный польский зритель, не правда ли?
«Listy do M.» режиссера Митьи Окорна (Mitja Okorn) я смотрела в пятницу на дневном сеансе – в 12.30. В зале примерно 250 мест. И на 170-ом зрителе я сбилась со счету. Интерес зрителей – разных поколений, подчеркну особо, к этой картине понятен. После британских дивных рождественских историй, объединенных в фильм «Реальная любовь», многим хочется повторить не только сам успех, но и рецепт его производства. Название Listy do M. я бы перевела как «Письма к Деду Морозу». Снежная Варшава, Сочельник - день и вечер канун Св. Рождества.
Праздник семейный, но на стол обязательно ставятся приборы и тарелка для случайного путника. И будут в фильме и неожиданные встречи, и чудесные знакомства, и осознание о том, что не только работой жив человек. И извинится начальница «снежная королева» перед своим подчиненным, и познакомит сынишка своего отца-вдовца с милой девушкой, и супруги на грани развода поймут, что ради сохранения семьи можно и нужно многое простить.
Как говорилось в «Реальной любви» - «сегодня Рождество, и когда еще ждать чуда, признаваться в любви, если не в эту удивительную ночь?». Фильм Listy do M. получился легким, но без облегченного юмора. Утешающим, но не переходящим грань сентиментальности. Красивым, но без лишней сладости. И в этой многофигурной композиции нашлось место и гранд даме европейского кино Беате Тышкевич, и актерам среднего поколения, и совсем юным артистам.
Как доказывают усилия наших продюсеров, кино хорошего настроения – самая сложная задача в кинематографе. Кино плохого настроения снимать проще.
Реклама