17 октября 2011 12:48
Три женщины и два поляка
В Перми завершился XI международный кинофестиваль документального кино «Флаэртиана 2011». Главный приз – Золотой Нанук и 250 тысяч рублей получила Юлия Панасенко за документальную повесть о смерти «Outro». Серебряный Нанук за драму «Шахта №8» уедет в Таллинн с режиссером Марианной Каат. Специальное упоминание жюри удостоилась картина из Германии «Я свободен» режиссера Андреа Роггон. Приз международной ассоциации кинокритиков (FIPRESCI) отправляется в Польшу к режиссеру Якубу Стоцеку «Вне досягаемости», а в категории «лучший короткометражный фильм» была признана работа польского режиссера Пётра Стасика «Последний день лета».
Все награжденные фильмы полнометражного конкурса можно определить одним словом – драма. Режиссер Юлия Панасенко назвала свою документальную повесть о смерти музыкальным термином, означающим «завершение произведения, выход, знак конца». «Outro» - прощание с жизнью девушки, которую побеждает раковая опухоль. Но если уж до конца соблюдать документальность в описании фестивальных событий, то надо написать и о том, что отнюдь не все согласились с решением жюри. Наблюдая за угасанием девушки и никак не помогая зрителю испытать другие эмоции, кроме сочувствия, режиссер оставляет за кадром историю и характер своей героини. Режиссер понимает, что только самый черствый человек не откликнется на трагедию молодой и красивой девушки, проживающей каждый день как последний. Для фильма, на мой взгляд, этого недостаточно.
И будь моя воля, я бы Гран При присудила фильму Марианны Каат «Шахта №8». На вопрос, как режиссер из Эстонии решилась снимать на Украине, ответ услышала типичный для «Флаэртианы», раздвигающей границы географии: «Снимали совместный с украинскими партнерами фильм в Эстонии. Решили, что надо и нам отправиться на Украину. Все мы из постсоветского пространства, и потому многие проблемы схожи». Главный герой документальной драмы – пятнадцатилетний Юрий. На его хрупких плечах – старшая и младшая сестренки, пьющая мама с пьющим отчимом. Единственная для него возможность заработать хоть какие-то деньги – добыча угля в нелегальных шахтах. Тут уж не до школы, хотя была мечта выучиться на повара-кондитера, но из-за пропусков Юру отчислили из училища. И в этом мужичке с детским лицом столько внутреннего достоинства, светлого начала, что у зрителя без всяких внешних режиссерских подсказок и назиданий возникает уважение к сильной личности и презрение к нынешней власти, в пылу политических страстей забывшей о собственных гражданах.
Режиссер из Германии Андреа Роггин проблемы свободы изучала на Кубе. За внешней красотой острова Свободы также спрятано много проблем, опровергающих пропаганду лидеров страны, застывшей в ожидании перемен. Жюри, награждая «Я свободен», особо подчеркнуло визуальную сторону фильма, хотя соблазн экзотики мог стать главным элементом фильма в стилистике Дискавери.
Надо сказать, что и российская документальная программа показала, насколько отечественные режиссеры отдают предпочтение теме «лишнего человека». Неровный и местами невнятный, а в финале перегруженный звуковой дорожкой с «очами черными», фильм Дмитрия Завигельского «Возвращение Александра Сергеевича в Россию…». Главный герой – генетик Ермаков затосковал в роскошных научных лабораториях университета Эдинбурга и решился быть полезным Родине. Надо ли рассказывать, как приняли его порыв московские и питерские коллеги? Возвращение не состоялось.
Лишние люди (и без кавычек!) населяют и фильм Андрея Грязева «День шахтера», лишним оказался и Юрий Клепиков - сценарист фильмов Ларисы Шепитько, Динары Асановой, Андрея Кончаловского и многих других советских режиссеров. Правда, Юрий Клепиков, предчувствуя перемены в киноотрасли, сознательно совершил побег. И автор фильма «Причины для жизни» Надежда Майданская нашла своего героя на 420 километре от Санкт-Петербурга. Вместо сценариев – наблюдение за восходом и заходом солнца, вместо пера – «литовка», а радость дарит удачный грибной день.
И лишь сын лидера саратовского отделения «Трудовая Россия» Виктора Ошкина не чувствует себя лишним в этой жизни. Пока отец повторяет и повторяет своим немногочисленным соратникам и любопытствующим про грабительский режим олигархов, про обнищание народа и закрытые заводы-фабрики, его сын Александр вне всякой идеологии обучает в разных фитнес-клубах, в том числе и в Италии, брейк-дансу. Папа в честь дня рождения Сталина награждает своих соратников медалями, а сын с гордостью демонстрирует режиссерам Григорию Гришину и Ольге Яковлевой свою коллекцию разноцветных кроссовок и маек. К сожалению, авторы-дебютанты в фильме «Мой папа коммунист» увлеклись молодым героем. Его отцу осталась лишь ниша гротеска. Лишний человек, да…
Организаторы Флаэртианы один вечерний пресс-клуб посвятили странной на первый взгляд теме: «Провинциальность: диагноз или возможность». Местные политологи, профессура и общественные деятели рассуждали – провинция ли Пермь. Слушать было насколько интересно, настолько и утомительно, потому что каждый выступающий говорил много и обтекаемо: «с одной стороны, провинция сидит в самом человеке, с другой стороны, в столице больше возможностей…». Мне и моим коллегам кинообозревателям Ирине Шипиловой и Дарье Борисовой пришлось вмешаться и в один голос сказать – «не знаем, как в Пермском крае дела обстоят в других областях искусства или в науке, но фестиваль «Флаэртиана» никак нельзя причислять к провинциальному мероприятию. Репрезентативная программа с участием актуальных авторов мировой документалистики. Выученная и вежливая команда, где каждый знает свою работу. Так что местные должны гордиться, что есть у них островок, вписанный в мировое пространство».
Вот только попасть на него можно через Москву, а местные железнодорожный и аэро- вокзалы сразу дают понять: Пермь – город провинциальный. Но их обустройство и модернизация вне компетенции главы «Пермкино и учредителя «Флаэртианы» Павла Печенкина. Увы.
Все награжденные фильмы полнометражного конкурса можно определить одним словом – драма. Режиссер Юлия Панасенко назвала свою документальную повесть о смерти музыкальным термином, означающим «завершение произведения, выход, знак конца». «Outro» - прощание с жизнью девушки, которую побеждает раковая опухоль. Но если уж до конца соблюдать документальность в описании фестивальных событий, то надо написать и о том, что отнюдь не все согласились с решением жюри. Наблюдая за угасанием девушки и никак не помогая зрителю испытать другие эмоции, кроме сочувствия, режиссер оставляет за кадром историю и характер своей героини. Режиссер понимает, что только самый черствый человек не откликнется на трагедию молодой и красивой девушки, проживающей каждый день как последний. Для фильма, на мой взгляд, этого недостаточно.
И будь моя воля, я бы Гран При присудила фильму Марианны Каат «Шахта №8». На вопрос, как режиссер из Эстонии решилась снимать на Украине, ответ услышала типичный для «Флаэртианы», раздвигающей границы географии: «Снимали совместный с украинскими партнерами фильм в Эстонии. Решили, что надо и нам отправиться на Украину. Все мы из постсоветского пространства, и потому многие проблемы схожи». Главный герой документальной драмы – пятнадцатилетний Юрий. На его хрупких плечах – старшая и младшая сестренки, пьющая мама с пьющим отчимом. Единственная для него возможность заработать хоть какие-то деньги – добыча угля в нелегальных шахтах. Тут уж не до школы, хотя была мечта выучиться на повара-кондитера, но из-за пропусков Юру отчислили из училища. И в этом мужичке с детским лицом столько внутреннего достоинства, светлого начала, что у зрителя без всяких внешних режиссерских подсказок и назиданий возникает уважение к сильной личности и презрение к нынешней власти, в пылу политических страстей забывшей о собственных гражданах.
Режиссер из Германии Андреа Роггин проблемы свободы изучала на Кубе. За внешней красотой острова Свободы также спрятано много проблем, опровергающих пропаганду лидеров страны, застывшей в ожидании перемен. Жюри, награждая «Я свободен», особо подчеркнуло визуальную сторону фильма, хотя соблазн экзотики мог стать главным элементом фильма в стилистике Дискавери.
А поляк Пётр Стасик отправился в Пензу и сложился 30-минутный фильм о детстве в местной кадетской школе. Страшноватый, надо сказать, образ будущего в маршировках, в совместных песнопениях и недалеких педагогах, которые очень довольны собой. Наблюдательная камера выделяет троих симпатичных мальчиков из разных классов. Они, как умеют, говорят о своих мечтах, общаются с друзьями, и зритель понимает – система уже начала свое подлое дело. До окончательной трагедии слома личности осталось совсем чуть-чуть. Ей, системе, совсем не нужны думающие и самостоятельные личности. Как не были нужны лет 30 назад, так не нужны и сейчас.
Надо сказать, что и российская документальная программа показала, насколько отечественные режиссеры отдают предпочтение теме «лишнего человека». Неровный и местами невнятный, а в финале перегруженный звуковой дорожкой с «очами черными», фильм Дмитрия Завигельского «Возвращение Александра Сергеевича в Россию…». Главный герой – генетик Ермаков затосковал в роскошных научных лабораториях университета Эдинбурга и решился быть полезным Родине. Надо ли рассказывать, как приняли его порыв московские и питерские коллеги? Возвращение не состоялось.
Лишние люди (и без кавычек!) населяют и фильм Андрея Грязева «День шахтера», лишним оказался и Юрий Клепиков - сценарист фильмов Ларисы Шепитько, Динары Асановой, Андрея Кончаловского и многих других советских режиссеров. Правда, Юрий Клепиков, предчувствуя перемены в киноотрасли, сознательно совершил побег. И автор фильма «Причины для жизни» Надежда Майданская нашла своего героя на 420 километре от Санкт-Петербурга. Вместо сценариев – наблюдение за восходом и заходом солнца, вместо пера – «литовка», а радость дарит удачный грибной день.
И лишь сын лидера саратовского отделения «Трудовая Россия» Виктора Ошкина не чувствует себя лишним в этой жизни. Пока отец повторяет и повторяет своим немногочисленным соратникам и любопытствующим про грабительский режим олигархов, про обнищание народа и закрытые заводы-фабрики, его сын Александр вне всякой идеологии обучает в разных фитнес-клубах, в том числе и в Италии, брейк-дансу. Папа в честь дня рождения Сталина награждает своих соратников медалями, а сын с гордостью демонстрирует режиссерам Григорию Гришину и Ольге Яковлевой свою коллекцию разноцветных кроссовок и маек. К сожалению, авторы-дебютанты в фильме «Мой папа коммунист» увлеклись молодым героем. Его отцу осталась лишь ниша гротеска. Лишний человек, да…
Организаторы Флаэртианы один вечерний пресс-клуб посвятили странной на первый взгляд теме: «Провинциальность: диагноз или возможность». Местные политологи, профессура и общественные деятели рассуждали – провинция ли Пермь. Слушать было насколько интересно, настолько и утомительно, потому что каждый выступающий говорил много и обтекаемо: «с одной стороны, провинция сидит в самом человеке, с другой стороны, в столице больше возможностей…». Мне и моим коллегам кинообозревателям Ирине Шипиловой и Дарье Борисовой пришлось вмешаться и в один голос сказать – «не знаем, как в Пермском крае дела обстоят в других областях искусства или в науке, но фестиваль «Флаэртиана» никак нельзя причислять к провинциальному мероприятию. Репрезентативная программа с участием актуальных авторов мировой документалистики. Выученная и вежливая команда, где каждый знает свою работу. Так что местные должны гордиться, что есть у них островок, вписанный в мировое пространство».
Вот только попасть на него можно через Москву, а местные железнодорожный и аэро- вокзалы сразу дают понять: Пермь – город провинциальный. Но их обустройство и модернизация вне компетенции главы «Пермкино и учредителя «Флаэртианы» Павла Печенкина. Увы.
Другие статьи по теме Международный фестиваль документального кино Флаэртиана
22.09.2023
Флаэртиана 2023: международный конкурс выиграла российско-финская лента
26.09.2022
В Перми завершила работу кинолаборатория для документалистов LetsDOC
21.09.2022
Питчинг документальных проектов стартовал в Перми
04.04.2022
Минкультуры России поддержит более 50 мероприятий в сфере кино
22.02.2022
Минкульт отобрал фестивали, которые получат поддержку
Другие статьи по теме Международная федерация кинопрессы / Fédération Internationale de la Presse Cinématographique (FIPRESCI)
23.08.2023
FIPRESCI признала «Опавшие листья» Аки Каурисмяки лучшим фильмом года
09.11.2022
EFA 2022: Европейская кинопремия объявила номинантов
19.10.2022
EFA 2022: Европейская кинопремия объявила номинантов в трех категориях
12.10.2021
Российский фильм номинирован на Европейскую кинопремию за лучший дебют
08.10.2020
Европейская киноакадемия объявила номинантов на премию за лучший дебют
Реклама