24 мая 2011 18:12
Пятое “Зеркало”: слаб человек
Умение сочетать крепкий жанр с четкой авторской позицией, смотреть внимательнее и выше, чем обычные кинематографисты-профессионалы – обо всем этом охотно рассуждали на вступительной пресс-конференции и церемонии открытия V международного кинофестиваля им. А. Тарковского “Зеркало” в Иванове. Но вашего покорного слугу больше интересовали не слова (пусть даже в любви к кино и русской литературной классике признается председатель жюри и актер мирового уровня Рэйф Файнс), а то, насколько новая команда сможет повысить общий уровень фестивальных мероприятий, насколько духу исканий Тарковского будет соответствовать главная, конкурсная программа. Начало пятого “Зеркала” вселило определенную надежду, что прогресс не заставит долго себя ждать.
Не устаю утверждать: “Зеркало”, несмотря на городской, областной и международный размах – тихий фестиваль. Осмысление себя частью божественного не терпит излишнего пафоса и праздной суеты. Церемония открытия пятого “Зеркала” началась этаким “православно-патриотическим” песенным попурри (напомню, православная Пятидесятница еще не закончилась, так что попурри вроде бы и к месту), продолжилось роскошным лазерным шоу. А затем на сцене царил джаз в исполнении камерного оркестра им. Олега Лундстрема. Все бы ничего, только вот после посвященного памяти Тарковского шлягера “I did it my way” под фотографии и видеокадры, что называется, “из семейного архива” создалось ощущение: Тарковский нужен сейчас в виде бронзового памятника, нежели мучимого “проклятыми вопросами” художника. Бронзовые памятники любят, когда громко и пафосно, тут уж никаких сомнений быть не может. Под финал на сцену вышел Андрон Михалков-Кончаловский – ему вручали приз за вклад в мировое киноискусство. Живой классик выглядел просто, демократично, ни капли самодовольства.
Днем, за несколько часов до официального открытия, состоялся первый конкурсный показ. Это была грустная комедия “Зубатка” (режиссеры Генри Джуст, Ариэль Шульман, США) – полудокументальное, полуигровое исследование на тему виртуализации человеческих отношений. История, рассказанная в фильме, проста как две копейки: парень знакомится через Интернет с интеллигентной семьей – мамой и ее двумя дочками, влюбляется в одну из дочек и хочет, ни разу не видевшись с предметом пламенной страсти в реале, довести дело до интимной близости. Коварство виртуальной любви со стороны девушки раскрывается очень быстро, и наш герой сталкивается с реальной жизнью – реальной настолько, насколько это возможно в рамках полуторачасового фильма. “Зубатка” довольно живо и эмоционально доказывает: в современном мире ничто не является гарантией искренности и достоверности. Уж казалось бы, чего отпираться, признайся, скажи всю правду о себе, какой бы она ни была. Но человек всегда найдет лазейку если не соврать, то умолчать. Жестковатая по выводам и печальная по общему настроению “Зубатка”, весьма скромно прошедшая в российском прокате под названием “Как я дружил в социальной сети”, тем не менее, производит приятное впечатление – хотя бы бесстрашной вовлеченностью авторов в процесс провокационной игры. К сожалению, наши прокатчики малость наплевали на элементарные законы зрительского восприятия, наложив на парадоксально солнечную, практически лишенную темных красок гамму фильма светлые титры. Согласитесь, читать “белое на белом” – и это при обилии произносимого с экрана текста – крайне неудобно.
Обсуждать уровень конкурсной программы всего лишь по одной удачной картине было бы верхом легкомыслия. Жюри, а вместе с ним и зрителям, предстоит потрудиться и посмотреть еще 9 конкурсных фильмов, причисляемых фестивальными отборщиками к образцам современного авторского кино.
Не устаю утверждать: “Зеркало”, несмотря на городской, областной и международный размах – тихий фестиваль. Осмысление себя частью божественного не терпит излишнего пафоса и праздной суеты. Церемония открытия пятого “Зеркала” началась этаким “православно-патриотическим” песенным попурри (напомню, православная Пятидесятница еще не закончилась, так что попурри вроде бы и к месту), продолжилось роскошным лазерным шоу. А затем на сцене царил джаз в исполнении камерного оркестра им. Олега Лундстрема. Все бы ничего, только вот после посвященного памяти Тарковского шлягера “I did it my way” под фотографии и видеокадры, что называется, “из семейного архива” создалось ощущение: Тарковский нужен сейчас в виде бронзового памятника, нежели мучимого “проклятыми вопросами” художника. Бронзовые памятники любят, когда громко и пафосно, тут уж никаких сомнений быть не может. Под финал на сцену вышел Андрон Михалков-Кончаловский – ему вручали приз за вклад в мировое киноискусство. Живой классик выглядел просто, демократично, ни капли самодовольства.
Днем, за несколько часов до официального открытия, состоялся первый конкурсный показ. Это была грустная комедия “Зубатка” (режиссеры Генри Джуст, Ариэль Шульман, США) – полудокументальное, полуигровое исследование на тему виртуализации человеческих отношений. История, рассказанная в фильме, проста как две копейки: парень знакомится через Интернет с интеллигентной семьей – мамой и ее двумя дочками, влюбляется в одну из дочек и хочет, ни разу не видевшись с предметом пламенной страсти в реале, довести дело до интимной близости. Коварство виртуальной любви со стороны девушки раскрывается очень быстро, и наш герой сталкивается с реальной жизнью – реальной настолько, насколько это возможно в рамках полуторачасового фильма. “Зубатка” довольно живо и эмоционально доказывает: в современном мире ничто не является гарантией искренности и достоверности. Уж казалось бы, чего отпираться, признайся, скажи всю правду о себе, какой бы она ни была. Но человек всегда найдет лазейку если не соврать, то умолчать. Жестковатая по выводам и печальная по общему настроению “Зубатка”, весьма скромно прошедшая в российском прокате под названием “Как я дружил в социальной сети”, тем не менее, производит приятное впечатление – хотя бы бесстрашной вовлеченностью авторов в процесс провокационной игры. К сожалению, наши прокатчики малость наплевали на элементарные законы зрительского восприятия, наложив на парадоксально солнечную, практически лишенную темных красок гамму фильма светлые титры. Согласитесь, читать “белое на белом” – и это при обилии произносимого с экрана текста – крайне неудобно.
Обсуждать уровень конкурсной программы всего лишь по одной удачной картине было бы верхом легкомыслия. Жюри, а вместе с ним и зрителям, предстоит потрудиться и посмотреть еще 9 конкурсных фильмов, причисляемых фестивальными отборщиками к образцам современного авторского кино.
Другие статьи по теме Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского
03.07.2024
Победители XVIII международного фестиваля Зеркало
19.06.2024
XVIII фестиваль Зеркало объявил программу и жюри
10.06.2024
XVIII фестиваль Зеркало объявил даты проведения
14.07.2023
Наталия Мещанинова: «После показов «Один маленький ночной секрет» всех интересовало, откуда появилась идея проекта»
06.07.2023
Гран-при фестиваля Зеркало отправился в Индию
Реклама