9 марта 2011 10:12
Конкурс российских дебютов 9-го фестиваля «Дух огня»: На пути к зрителю
В отличие от международного конкурса 9-го фестиваля «Дух огня» (19-25 февраля 2011 года), в российской части программы киносмотра не так просто выделить основные тренды. Тематика представленных картин не является однородной. Пожалуй, единственное, к чему стремятся большинство лент (всего их в конкурсе «Российские дебюты» в этом году 12) – это найти общий язык со зрителем. И хотя не во всех случаях мы можем говорить о четкой ориентации на прокат, такая тенденция все же имеется.
Так, семь лент уже «отметились» в российских кинотеатрах, хотя широкий прокат был только у двух из них - «Выкрутасов» (число копий - 797, сборы - $9’995’606) и «Про любоff» (число копий - 317, сборы - $1’268’417). Остальные же пять фильмов: «Другое небо», «Жить», «Зона турбулентности», «Над городом» и «Не скажу», - шли в ограниченном прокате (от 2-х до 54-х копий). 17 марта 2011 состоится релиз «Обратного движения» - картина выйдет ограниченным тиражом. А лента «Ловец ветра» шла в прокате Башкирии. В целом же фильмы конкурсной программы 9-го «Духа огня» (за исключением пары-тройки лент) действительно могли бы претендовать на зрительское внимание – они сняты доступным языком, без особых изысков в плане кинематографической формы, а потому имеют шанс быть в той или иной мере понятыми публикой, что, в общем-то, и подтвердили итоговые оценки (программу российских дебютов по традиции судит не профессиональное жюри, а рядовые зрители). Лишь немногие картины удостаивались оценки ниже 4 баллов (по пятибалльной шкале), а наибольший отклик вызвали «Выкрутасы», что является вполне закономерным, ведь данная лента в наибольшей степени относится к мэйнстриму.
Тем не менее, на закрывающей пресс-конференции, посвященной итогам российской программы, когда у каждого режиссера была возможность высказаться и дать характеристику своей работе, стало ясно, что в подавляющем большинстве молодые кинематографисты настроены пессимистично – несмотря на объективную зрительскую направленность их лент, у дебютных фильмов практически нет шансов на доступ к широкой аудитории. Как отмечали режиссеры, на дебюты выделяются мизерные средства, еще плачевнее обстоят дела с продвижением – дистрибьюторы не заинтересованы в прокате картин, снятых дебютантами, и потому желаемый диалог между создателем ленты и зрителем остается гласом вопиющего в пустыне, без всякой надежды быть услышанным. Однако программный директор кинофорума Мария Зверева привела в пример Алексея Федорченко, который несколько лет назад представлял свою картину «Первые на Луне», и тоже жаловался на отсутствие перспектив. Теперь же он режиссер, имеющий в активе награды мировых фестивалей класса «А» и возможность выхода на свою аудиторию. Так что ситуация хоть и тяжелая, но не безнадежная.
По жанру картины российского конкурса можно отнести либо к собственно драмам (таковы «Другое небо», «Жить», «Обратное движение»), либо мелодрамам («Каденции», «Про любоff», «Над городом», «За тобой», «Не скажу», «Зона турбулентности») или комедиям (так, «Ловец ветра» и «Как поймать магазинного вора» представляют собой сплав драмы и комедии, а «Выкрутасы» - это чистая комедия).
По словам Марии Зверевой, которая неоднократно подчеркивала, что по сравнению с конкурсом прошлого года, когда можно было констатировать «господство чернухи», в 2011 году на «Духе огня» царит гламур. Кинематографисты, будто сговорившись, снимают фильмы в схожем ключе. Какие-то общие идеи витают в воздухе, и режиссеры на подсознательном уровне улавливают эти веяния времени. Впрочем, гламур – это, пожалуй, слишком резко сказано. В традиционном понимании этого слова, таких картин в конкурсе российских дебютов оказалось только две: «Выкрутасы» и «Про любоff». В какой-то мере по визуальной тональности к ним тяготеют «Каденции», «Над городом», «За тобой», «Не скажу» и «Зона турбулентности», хотя говорить об этом можно лишь с долей условности. Тем не менее, дух большинства лент – легкий (или, по крайней мере, не излишне депрессивный). Похоже, кинематографисты пытаются избегать мрачных тонов – как в тематике, так и в изобразительном ряде – и не предпринимают попыток изобразить действительность в сугубо негативном свете. Что, впрочем, говорит не об отсутствии остроты поднимаемых проблем, а свидетельствует об отходе от упомянутой выше «чернухи».
Итак, несмотря на отсутствие гомогенности в тематическом ряду фильмов, представленных в конкурсе российских дебютов, нельзя не отметить два тренда, характерных для программы этого года: первое – это робкие шаги кинематографисты снять кино, которое потенциально будет интересно зрителю, а второе – это отход от концентрации на темных сторонах российской жизни, смещение фокуса рассмотрения в сторону проблем, которые, несмотря на свою важность и злободневность, все-таки имеют решение. То есть, если судить по программе 9-го «Духа огня», российское дебютное кино пытается прощупать дорогу к аудитории, для чего оно акцентирует не мрачные и депрессивные элементы социальной действительности, рисуя безвыходные ситуации, а ставит героев в условия, когда на поставленный вопрос при определенных усилиях можно найти ответ.
Так, семь лент уже «отметились» в российских кинотеатрах, хотя широкий прокат был только у двух из них - «Выкрутасов» (число копий - 797, сборы - $9’995’606) и «Про любоff» (число копий - 317, сборы - $1’268’417). Остальные же пять фильмов: «Другое небо», «Жить», «Зона турбулентности», «Над городом» и «Не скажу», - шли в ограниченном прокате (от 2-х до 54-х копий). 17 марта 2011 состоится релиз «Обратного движения» - картина выйдет ограниченным тиражом. А лента «Ловец ветра» шла в прокате Башкирии. В целом же фильмы конкурсной программы 9-го «Духа огня» (за исключением пары-тройки лент) действительно могли бы претендовать на зрительское внимание – они сняты доступным языком, без особых изысков в плане кинематографической формы, а потому имеют шанс быть в той или иной мере понятыми публикой, что, в общем-то, и подтвердили итоговые оценки (программу российских дебютов по традиции судит не профессиональное жюри, а рядовые зрители). Лишь немногие картины удостаивались оценки ниже 4 баллов (по пятибалльной шкале), а наибольший отклик вызвали «Выкрутасы», что является вполне закономерным, ведь данная лента в наибольшей степени относится к мэйнстриму.
Тем не менее, на закрывающей пресс-конференции, посвященной итогам российской программы, когда у каждого режиссера была возможность высказаться и дать характеристику своей работе, стало ясно, что в подавляющем большинстве молодые кинематографисты настроены пессимистично – несмотря на объективную зрительскую направленность их лент, у дебютных фильмов практически нет шансов на доступ к широкой аудитории. Как отмечали режиссеры, на дебюты выделяются мизерные средства, еще плачевнее обстоят дела с продвижением – дистрибьюторы не заинтересованы в прокате картин, снятых дебютантами, и потому желаемый диалог между создателем ленты и зрителем остается гласом вопиющего в пустыне, без всякой надежды быть услышанным. Однако программный директор кинофорума Мария Зверева привела в пример Алексея Федорченко, который несколько лет назад представлял свою картину «Первые на Луне», и тоже жаловался на отсутствие перспектив. Теперь же он режиссер, имеющий в активе награды мировых фестивалей класса «А» и возможность выхода на свою аудиторию. Так что ситуация хоть и тяжелая, но не безнадежная.
По жанру картины российского конкурса можно отнести либо к собственно драмам (таковы «Другое небо», «Жить», «Обратное движение»), либо мелодрамам («Каденции», «Про любоff», «Над городом», «За тобой», «Не скажу», «Зона турбулентности») или комедиям (так, «Ловец ветра» и «Как поймать магазинного вора» представляют собой сплав драмы и комедии, а «Выкрутасы» - это чистая комедия).
По словам Марии Зверевой, которая неоднократно подчеркивала, что по сравнению с конкурсом прошлого года, когда можно было констатировать «господство чернухи», в 2011 году на «Духе огня» царит гламур. Кинематографисты, будто сговорившись, снимают фильмы в схожем ключе. Какие-то общие идеи витают в воздухе, и режиссеры на подсознательном уровне улавливают эти веяния времени. Впрочем, гламур – это, пожалуй, слишком резко сказано. В традиционном понимании этого слова, таких картин в конкурсе российских дебютов оказалось только две: «Выкрутасы» и «Про любоff». В какой-то мере по визуальной тональности к ним тяготеют «Каденции», «Над городом», «За тобой», «Не скажу» и «Зона турбулентности», хотя говорить об этом можно лишь с долей условности. Тем не менее, дух большинства лент – легкий (или, по крайней мере, не излишне депрессивный). Похоже, кинематографисты пытаются избегать мрачных тонов – как в тематике, так и в изобразительном ряде – и не предпринимают попыток изобразить действительность в сугубо негативном свете. Что, впрочем, говорит не об отсутствии остроты поднимаемых проблем, а свидетельствует об отходе от упомянутой выше «чернухи».
Итак, несмотря на отсутствие гомогенности в тематическом ряду фильмов, представленных в конкурсе российских дебютов, нельзя не отметить два тренда, характерных для программы этого года: первое – это робкие шаги кинематографисты снять кино, которое потенциально будет интересно зрителю, а второе – это отход от концентрации на темных сторонах российской жизни, смещение фокуса рассмотрения в сторону проблем, которые, несмотря на свою важность и злободневность, все-таки имеют решение. То есть, если судить по программе 9-го «Духа огня», российское дебютное кино пытается прощупать дорогу к аудитории, для чего оно акцентирует не мрачные и депрессивные элементы социальной действительности, рисуя безвыходные ситуации, а ставит героев в условия, когда на поставленный вопрос при определенных усилиях можно найти ответ.
Другие статьи по теме Фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»
26.03.2024
Объявлены победители кинофестиваля Дух огня 2024
12.03.2024
Программа XХII фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня»
07.03.2023
Фестиваль дебютов Дух огня подвел итоги
22.11.2021
Минкульт объявил конкурс для организаторов фестивалей, премий и конференций
04.04.2019
108 Российский кинорынок: финальная программа
Реклама