Как сотрудничать с Польшей: Презентация польской копродукции на Moscow Business Square
24 июня 2013 года в рамках Moscow Business Square состоялась презентация «Копродукция с Польшей». После краткого рассказа о деятельности Польского института киноискусства, польские продюсеры представили несколько свежих проектов, нацеленных на копродукционное сотрудничество.
Принципы работы Польского института киноискусства
Поскольку большая часть польских фильмов снимается при поддержке Польского института киноискусства (который выделяет деньги не только на сугубо польские картины, но и на копродукции), прежде чем затевать с Польшей совместное производство, необходимо для начала разобраться в том, как работает ПИК.
В 90-х киноиндустрия в Польше переживала кризис, который в 2000-х усугубился полной отменой господдержки кинематографа. Новая эра польского кино началась в 2005 году, когда была проведена реформа киноотрасли и создан Польской институт киноискусства – организация, отвечающая в Польше за финансирование кино.
По закону основная часть бюджета Польского института формируется из 1,5% налога, который платят участники индустрии, получающие доход от аудиовизуального контента. Поскольку прибыль у всех разная, то и отчисления в ПИК сильно различаются по объему. Так в 2012-м выплаты операторов цифровых платформ и телевидения составили 39.9% и 35.8% бюджета ПИК, 15.1% пришли от кабельного ТВ, 8.5% — от кинотеатров и 0.7% – от дистрибьюторов.
На производство фильмов в 2012 году ПИК выделил 96 млн. злотых (или 22.8 млн. евро). В результате была оказана поддержка 40 игровым фильмам, 45 документальным и 26 анимационным, причем из них 18 игровых, 15 документальных и 9 анимационных картин были копродукциями. Отбором проектов и распределением средств занимаются специальные экспертные группы, каждая из которых работает с определенной жанровой категорией фильмов.
Кроме того, Польский институт киноискусств участвует в развитии образования и инфраструктуры, а также – что немаловажно для копродукционного направления – промоушене польских фильмов за рубежом. Сюда, в частности, входит поддержка участия польских картин в международных фестивалях и кинопремиях.
Деятельность ПИКа приносит очевидные плоды. В Польше увеличились объемы кинопроизводства, а польские фильмы удостаиваются не только местного, но и международного внимания. В этом году в различных зарубежных кинофестивалях и ретроспективах участвовало более 350 польских фильмов. Например, в Карловых Варах было показано семь польских картин, включая новый фильм Яна Якуба Кольского «Убить бобра». А в секцию «Форум» Берлинского кинофестиваля был отобран «Секрет» Пшемыслава Войцешека.
Согласно правилам европейской конвенции, в миноритарной копродукции с Польшей должно быть не менее 20% польского участия при двустороенным сотрудничестве и не менее 10% при многостороннем. При этом 80% бюджета должно быть потрачено в Польше. Субсидия ПИК покроет не больше 50% польского бюджета фильма и составит не больше 500 000 евро.
Кинокартина считается польской, если ее снимает польский режиссер. Поэтому при съемках совместного проекта выгоднее иметь режиссера из Польши – тогда проект, уже как польский, может получить более значительные субсидии, чем при миноритарной копродукции.
Польские проекты на Moscow Business Square
После краткого экскурса в правила работы Польского института киноискусства, аудитории было представлено несколько свежих польских проектов, авторы которых ищут российских партнеров.
Часть действия большинства представленных фильмов будет происходить в России (байопик скульптора Катаржины Кобро «Kobro», перенесенный в современную российскую действительность ремейк триллера Ежи Кавалеровича «The Night Train», польско-русский детектив «The Photographer», историко-приключенческий фильм о заблудившихся в российских снегах семерых солдатах из армии Наполеона «Veles veles»). Как вариант – в сюжете имеется русский герой (в «Dark Romance» это офицер Александр Бартенев) или сама история связана с Россией (сюжет «Czar Polesia» крутится вокруг Рижского договора). Особняком в этом смысле стоят только польско-чешско-словацкая драма «Ja, Olga Hepnarova», любовный триллер «Collapse» и драма «My mother Airam» про одинокого отца. У последнего фильма, впрочем, есть призрачная связь с Россией – сниматься в ленте согласился российский гражданин Жерар Депардье.
Бюджеты фильмов, в основном, колеблются в пределах 2-2.5 млн. евро. Детектив «The Photographer» уже практически снят, остальные проекты находятся на стадии разработки и поиска финансирования. Наиболее конфигурационно привлекательными и потенциально зрительскими выглядят жанровые проекты – «The Night Train», «Veles veles» и тот же «The Photographer», в котором снимаются известные российские актеры.
Collapse (Польша), игровой, режиссер Тадеуш Кроль (Tadeusz Krol)
После смерти сына Питер уезжает из города и пытается обзавестись новой семьей. Герой заводит близкую дружбу с десятилетним мальчиком и его матерью.
Тадеуш Кроль в этом году засветился в программе Московского кинофестиваля: его фильм «Последний этаж» был показан в секции «Вокруг света». В рамках презентации польских проектов Кроль представлял романтическую драму Collapse. Часть бюджета уже собрана, а оставшуюся часть режиссер надеется привлечь с помощью копродукции.
Жанр: романтический триллер
Хронометраж: 100 минут
Статус: разработка
Продюсеры: Тадеуш Кроль, Петр Гебуровский
Бюджет: 1 900 000 евро
Подтвержденный бюджет: 725 000 евро
Производство: Sowa Film Media Production
Партнеры: Alvernia Studios sp. z o.o., Best Film sp. z o.o.
Kobro (Польша), игровой, режиссер Ивона Секержинска (Iwona Siekierzynska)
Эстетская драма про знаменитого скульптора Катаржину Кобро и ее отношения с авангардистом Владиславом Стржеминским. Кобро и Стржеминский познакомились в 1916-м, когда Катаржина была сестрой милосердия в московском госпитале. В 20-х годах они поженились, вскоре пара бежала из СССР в Польшу, а в начале 30-х годов обустроилась в польском городе Лодзь. Их яркий союз начал распадаться после рождения дочери Ники.
Творческие руководители проекта – Анджей Вайда и Агнешка Холланд. Сценарий к фильму занял первое место на престижном польском конкурсе SCRIPT PRO. Авторы проекта ищут инвесторов и копродюсеров.
Жанр: драма
Хронометраж: 100 минут
Статус: разработка
Продюсеры: Katarzyna Madaj-Kozlowska
Бюджет: 2 000 000 евро
Подтвержденный бюджет: 120 000 евро
Производство: WFO Sp. Z o.o.
Партнеры: WFO sp. z o.o., Польский институт киноикусства, Lodz Film Commission, Opus Film
Ja, Olga Hepnarova (Польша/Чехия/Словакия), игровой, черно-белый, режиссер Petz Kazda, Tomas Weinreb
Фильм о последней казненной в Чехии женщине – чехословацкой убийце Ольге Гепнаровой. 10 июля 1973 года она направила грузовик на людей, ожидавших на остановке трамвай. В результате погибло 8 человек, более десятка были ранены. В своем заявлении Гепнарова объявила, что это ее месть обществу.
Известно, что Гепнарова отличалась неуравновешенным характером – в юности пыталась совершить самоубийство и лежала в психиатрической клинике. Она часто меняла работу, мучительно искала близкие отношения, заводя романы то с женщинами, то с мужчинами. Фильм «Ja, Olga Hepnarova» собирается исследовать психологические причины, сделавшие из молодой привлекательной женщины маньяка-убийцу.
Основные рынки проекта – Чехия, Польша и Словакия, также создатели фильма рассчитывают на участие ленты в международных кинофестивалях. Целевая аудитория – 15-70. В фильме будет использоваться музыка группы Crystal Castles. В данный момент продолжаются поиски актрисы на главную роль. Польский институт киноискусства выделит на производство 231 481 евро, Чешский фонд кино – 116 093 евро, Словацкий аудиовизаульный фонд – 96 000 евро. Премьера фильма запланирована на конец 2014 – начало 2015 года.
Жанр: психологическая драма
Хронометраж: 120 минут
Статус: разработка
Продюсеры: Sylwester Banaskiewicz, Marcin Kurek, Petr Kazda, Tomas Weinreb
Бюджет: 1 322 293.59 евро
Подтвержденный бюджет: 833 169.79 евро
Производство: Media Brigade, Black Balance
Партнеры: Media Brigade, Black Balance, Польский институт киноикусства, ALEF Film and Media Group, Чешский фонд кино, Словацкий аудиовизуальный фонд, Barrandov Studios, FAMU Filmschool.
My mother Airam (Польша/Франция), игровой, режиссер Ян Якуб Кольский (Jzn Jakub Kolski)
История живущего в горах отшельника, который растит брошенного ребенка. Жерар Депардье дал предварительное согласие на исполнение главной роли в фильме. По словам продюсера, это будет «красивая мудрая артхаусная картина».
Жанр: драма
Хронометраж: 110 минут
Статус: разработка
Продюсеры: Jerzy Jednorowski, Michal Otlowski
Бюджет: 2 550 000 евро
Подтвержденный бюджет: n/a
Производство: NFK Distribution
Партнеры: Польский институт киноикусства, Mact Productions, Bank WBK
Veles veles (Польша/Германия), игровой, режиссер Michal Otlowski
После поражения Наполеона под Москвой семеро отставших от французской армии солдат бредут через заснеженную Россию. Создатели фильма видят «Veles veles» как жанровый проект, в котором историческая драма сочетается с элементами мистического триллера.
Жанр: историческая драма/мистика
Хронометраж: 90 минут
Статус: разработка
Продюсеры: Jerzy Jednorowski
Бюджет: 3 100 000 евро
Подтвержденный бюджет: n/a
Производство: NFK Distribution
Партнеры: Польский институт киноикусства, Miriquidi Film, Colibrus Media
Dark Romance (Польша), игровой, режиссер Барбара Сасс (Barbara Sass)
Основанная на реальных событиях история бурного романа актрисы Варшавского императорского театра Марии Висновской и офицера российской императорской армии Александра Бартенева. Роман закончился тем, что Бартенев застрелил Висневскую и был приговорен к восьми годам каторги (впоследствии наказание было смягчено до разжалования в рядовые). Известно, что именно это происшествие вдохновило Бунина на написание рассказа «Дело корнета Елагина». Впрочем, в основе фильма «Dark Romance» лежит другое литературное произведение – книга писатели и сценариста Владислава Терлеки.
У фильма уже есть порядка 20% подтвержденного бюджета. Языки картины — русский и польский. Создатели фильма ищут партнеров по копродукции и планируют подать заявку в Польский институт киноикусства.
Жанр: романтическая драма
Хронометраж: 90 минут
Статус: разработка
Продюсеры: Wlodzimierz Niderhaus
Бюджет: 1 900 000 евро
Подтвержденный бюджет: 380 000
Производство: WFDiF
Партнеры: планируется подать заявку в Польский институт киноикусства
Czar Polesia/ The charm of Poesie (Польша), игровой, режиссер Яцек Бромски (Jacek Bromski)
После подписания Рижского договора часть Полесья должна отойти Польше, часть – Советскому союзу. Глава Полесья пытается не дать разделить регион.
Режиссер проекта Яцек Бромски – не только известный польский кинематографист (режиссер «Хитросплетения», продюсер «Дня психа»), но и председатель Ассоциации польских кинематографистов. 40% бюджета авторы проекта надеются получить от европейских партнеров, порядка 30% – от российских. В картине есть по крайней мере одна роль, на которую может быть взят русский актер.
Жанр: военная драма
Хронометраж: 110 минут
Статус: разработка
Продюсеры: Marta Laryssa Plucinska, Pawel Plucinski
Бюджет: 2 500 000 евро
Подтвержденный бюджет: n/a
Производство: Federico Film
Партнеры: Federico Film
The night train (Польша), игровой, режиссер Ян Кидава-Блонский (Jan Kidawa-Blonski)
Мужчина и женщина оказываются в купе поезда, среди пассажиров которого находится убийца. «Ночной поезд» – ремейк детективного триллера Ежи Кавалеровича «Загадочный пассажир» («Pociag»). Действие оригинала происходит в конце 50-х, однако Кидава-Блонский хочет перенести сюжет в современную Россию. Ян-Кидава Блонский три года назад получил на ММКФ награду за фильм «Розочка».
Жанр: романтическая драма
Хронометраж: 100 минут
Статус: разработка
Продюсеры: Ян Кидава-Блонский
Бюджет: 1 500 000 евро
Подтвержденный бюджет: 300 000 евро
Производство: Gambit Production
Партнеры: Film Studio Kadr
The Photographer (Польша), игровой, режиссер Вальдемар Кшистек (Waldemar Krzystek)
В фильме параллельно разворачиваются две истории. Первая – в 1973 году: семилетний польский мальчик Коля Соколов после убийства отца отправлен в московский приют. Спустя много лет, 2013 году, в Москве появляется серийный убийца. Следы приводят следствие в Польшу.
Проекту известного польского режиссера Вальдемара Кшистека («Малая Москва» со Светланой Ходченковой) не требуется финансирование на производство: съемки картины уже практически закончены, фильм выйдет в польский прокат в 2014 году. Авторы проекта ищут сейлз-агентов и партнеров по дистрибьюции.
Жанр: триллер
Хронометраж: 110
Статус: в производстве
Продюсеры: Вальдемар Кшистек, Malgorzata Jurczak, Ewa Jacuta
Бюджет: 2 350 000 евро
Подтвержденный бюджет: 2 200 000 евро
Производство: YES TO FILM
Партнеры: Польский институт киноискусства, Odra Film, Miasto Legnica, KGHM Polska Miedz SA, Fundacja Polska Miedz, Canal+ Cyfrowy, EBH Polska, Banana Split, Studio Produkcyine ORKA, Dreamsound.
Автор:
Дарья Горячева
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в ВКонтакте и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса