Реклама
26 мая 2011 18:49
ВГИК – центр традиций и инноваций
24 мая 2011 года во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А.Герасимова прошла научно-практическая конференция «ВГИК – инновационный центр экранного искусства». В ней приняли участие ведущие мастера университета – Вадим Абдрашитов, Юрий Арабов, Игорь Масленников, Сергей Соловьев, Владимир Хотиненко, Армен Медведев и другие деятели культуры и искусства – режиссеры, драматурги, продюсеры, операторы; социологи, культурологи, а также представителей Министерства культуры РФ, Государственной Думы РФ. Целью конференции было обсуждение перспективных направлений профессионального образования как важнейшего фактора развития отечественной экранной культуры, роли ВГИКа в развитии кинопроцесса, подготовки кадров кино и телевидения.
Мероприятие началось со вступительного слова ректора ВГИКа Владимира Малышева. Он рассказал об организационных изменениях, произошедших со старейшей российской киношколой – недавно в состав ВГИКа вошли НИИ киноискусства (что позволит двум организациям объединить усилия и заниматься научно-исследовательской деятельностью), и четыре кинотехникума (что сделает возможным повышение уровня качества среднего звена образования). Далее всем присутствующим был продемонстрирован презентационный ролик ВГИКа, снятый студентами факультета мультимедиа и акцентирующий ключевые моменты, благодаря которым вгиковское образование на протяжении девяти десятилетий остается на высоте – это сочетание академического подхода с творческим началом.
Доклады мастеров и приглашенных экспертов предваряло заявление Армена Медведева, выступавшего на конференции в качестве модератора дискуссии. Он сказал, что «конфликт кроется в понимании целей образования», ведь многие деятели кинобизнеса ошибочно стремятся любыми путями угнаться за техническим прогрессом, и чрезмерно увлекаются новомодными тенденциями вроде трехмерного формата, а все это ведет к аттракциону, а не развитию кино как такового. По мнению Армена Николаевича, «нельзя готовить профессионала, не прививая ему навыки художника, равно как и нельзя готовить художника, не прививая ему навыки профессионала».
Поддержал его в этом и Юрий Арабов, отметивший, что стремительно растущий телевизионный сектор снизил планку для специалистов в области кинематографа, а это привело к тому, что ТВ формат сейчас пытаются перенести на большой экран. Ничего хорошего из данного процесса не может получиться по определению: когда главное – получить готовый продукт при минимальных финансовых и временных затратах, а не создать целостное аудиовизуальное произведение, ни о каком высоком художественном уровне речи идти не может. И в этом смысле «можно закрывать ВГИК хоть сегодня», поскольку обучить «телевизионным» навыкам можно за пару месяцев, а не тратить на обучение студентов годы. Однако, как считает Юрий Николаевич, «не нужно приравнивать кино к «лудению» сковородок». Наоборот, «надо развивать гуманитарное сознание».
Аналогичной точки зрения придерживаются и выступившие следом за Юрием Арабовым вгиковские мастера: Игорь Ясулович, Владимир Хотиненко и Сергей Соловьев. Так, В.Хотиненко отметил: «Это перманентное состояние – борьба за улучшение. У нас есть традиция образования. Главное – не терять суть за громкими фразами. Надо сосредоточиться на решении конкретных задач». А С.Соловьев выразил свое мнение весьма обтекаемыми фразами: «ВГИК ценен тем, что он заточен на образование нормальных людей. Они, в отличие от ненормальных, целью которых является заработать деньги любой ценой, стремятся к творчеству. И ВГИК должен остаться уникальным оазисом жизни нормальных людей».
Нельзя не отметить единодушие выступавших, фактически говоривших одно и то же, но используя различные формулировки. Однако это, по иронии, иллюстрировало слова Владимира Хотиненко о «громких фразах». На деле же ораторы то и дело возвращались к прошлому и настоящему ВГИКа, говоря о традициях и наличном положении вещей, а тема инноваций, вынесенных в название научно-практической конференции, была раскрыта в меньшей степени. Конкретные предложения сводились к следующим: обучение во ВГИКе для лиц с уже имеющимся высшим образованием должно быть бесплатным, студентам необходимо обеспечивать производственной практикой в условиях реального кинопроизводства, нужно ежегодно выделять деньги на производство дебютов для нескольких выпускников ВГИКа. Но все это – цели на будущее. А в 2011 году, поделился с присутствующими директор Департамента кинематографии Минкультуры России Вячеслав Тельнов, в производство будет запущено всего 9 дебютных картин, что, по мнению Юрия Арабова, крайне неутешительный факт для нашего кинематографа, ведь «хороший фильм – это математическая величина», т.е. чем больше картин снимается, тем выше шансы на то, что среди них будут выдающиеся произведения. Однако то, каким будет лицо отечественного кинематографа завтрашнего дня, во многом зависит от главной российской киношколы. Как завершил свое выступление Вячеслав Тельнов: «ВГИК – это будущее нашего кинематографа».
Мероприятие началось со вступительного слова ректора ВГИКа Владимира Малышева. Он рассказал об организационных изменениях, произошедших со старейшей российской киношколой – недавно в состав ВГИКа вошли НИИ киноискусства (что позволит двум организациям объединить усилия и заниматься научно-исследовательской деятельностью), и четыре кинотехникума (что сделает возможным повышение уровня качества среднего звена образования). Далее всем присутствующим был продемонстрирован презентационный ролик ВГИКа, снятый студентами факультета мультимедиа и акцентирующий ключевые моменты, благодаря которым вгиковское образование на протяжении девяти десятилетий остается на высоте – это сочетание академического подхода с творческим началом.
Доклады мастеров и приглашенных экспертов предваряло заявление Армена Медведева, выступавшего на конференции в качестве модератора дискуссии. Он сказал, что «конфликт кроется в понимании целей образования», ведь многие деятели кинобизнеса ошибочно стремятся любыми путями угнаться за техническим прогрессом, и чрезмерно увлекаются новомодными тенденциями вроде трехмерного формата, а все это ведет к аттракциону, а не развитию кино как такового. По мнению Армена Николаевича, «нельзя готовить профессионала, не прививая ему навыки художника, равно как и нельзя готовить художника, не прививая ему навыки профессионала».
Поддержал его в этом и Юрий Арабов, отметивший, что стремительно растущий телевизионный сектор снизил планку для специалистов в области кинематографа, а это привело к тому, что ТВ формат сейчас пытаются перенести на большой экран. Ничего хорошего из данного процесса не может получиться по определению: когда главное – получить готовый продукт при минимальных финансовых и временных затратах, а не создать целостное аудиовизуальное произведение, ни о каком высоком художественном уровне речи идти не может. И в этом смысле «можно закрывать ВГИК хоть сегодня», поскольку обучить «телевизионным» навыкам можно за пару месяцев, а не тратить на обучение студентов годы. Однако, как считает Юрий Николаевич, «не нужно приравнивать кино к «лудению» сковородок». Наоборот, «надо развивать гуманитарное сознание».
Аналогичной точки зрения придерживаются и выступившие следом за Юрием Арабовым вгиковские мастера: Игорь Ясулович, Владимир Хотиненко и Сергей Соловьев. Так, В.Хотиненко отметил: «Это перманентное состояние – борьба за улучшение. У нас есть традиция образования. Главное – не терять суть за громкими фразами. Надо сосредоточиться на решении конкретных задач». А С.Соловьев выразил свое мнение весьма обтекаемыми фразами: «ВГИК ценен тем, что он заточен на образование нормальных людей. Они, в отличие от ненормальных, целью которых является заработать деньги любой ценой, стремятся к творчеству. И ВГИК должен остаться уникальным оазисом жизни нормальных людей».
Нельзя не отметить единодушие выступавших, фактически говоривших одно и то же, но используя различные формулировки. Однако это, по иронии, иллюстрировало слова Владимира Хотиненко о «громких фразах». На деле же ораторы то и дело возвращались к прошлому и настоящему ВГИКа, говоря о традициях и наличном положении вещей, а тема инноваций, вынесенных в название научно-практической конференции, была раскрыта в меньшей степени. Конкретные предложения сводились к следующим: обучение во ВГИКе для лиц с уже имеющимся высшим образованием должно быть бесплатным, студентам необходимо обеспечивать производственной практикой в условиях реального кинопроизводства, нужно ежегодно выделять деньги на производство дебютов для нескольких выпускников ВГИКа. Но все это – цели на будущее. А в 2011 году, поделился с присутствующими директор Департамента кинематографии Минкультуры России Вячеслав Тельнов, в производство будет запущено всего 9 дебютных картин, что, по мнению Юрия Арабова, крайне неутешительный факт для нашего кинематографа, ведь «хороший фильм – это математическая величина», т.е. чем больше картин снимается, тем выше шансы на то, что среди них будут выдающиеся произведения. Однако то, каким будет лицо отечественного кинематографа завтрашнего дня, во многом зависит от главной российской киношколы. Как завершил свое выступление Вячеслав Тельнов: «ВГИК – это будущее нашего кинематографа».
Другие статьи по теме ВГИК
18.11.2024
В Москве завершился 44 Международный студенческий фестиваль ВГИК
06.11.2024
Второй этап 44 Международного студенческого фестиваля ВГИК
02.11.2024
В Москве закончился первый этап 44 международного студенческого фестиваля ВГИК
30.09.2024
Во ВГИКе появится НИИ киноискусства и кинообразования
02.09.2024
Грант на дипломные работы ВГИКа составит 146 млн рублей
Другие статьи по теме Кинообразование
15.11.2024
В Москве подведут итоги работы Лаборатории индустриального кино
01.11.2024
Стартовал новый отбор заявок на участие в программе Автор
29.10.2024
Стали известны участники пятой волны программы Автор
30.09.2024
Во ВГИКе появится НИИ киноискусства и кинообразования
02.09.2024
Грант на дипломные работы ВГИКа составит 146 млн рублей
Реклама