18 марта 2011 17:07
Конференция «StereoМeet»: от стереоистерики к стереоимперии
16 марта 2011 года в рамках 8-й специализированной выставки услуг теле- и кинопроизводства «CPS/ Cinema Production Service» прошла вторая конференция «StereoМeet. Встреча профессионалов 3D», на которой обсуждались наиболее острые вопросы, касающиеся производства стереопроектов в России и мире. Но на этот раз диалог с залом носил более практический характер, и вместо обычных презентаций продуктов между докладчиками и слушателями разгорелись нешуточные споры.
Началось же мероприятие с неутешительного подведения итогов прошедшего года и не менее пессимистических перспектив на год наступивший. Александр Мелкумов (руководитель лаборатории стереокино, НИКФИ) – ученый-практик, разбирающийся в технике создания стереоизображения как никто другой, поделился подробностями своей беседы с руководителями российского представительства студии «Уолт Дисней», которые заверили его, что в ближайших планах съемок 3D-фильмов у них нет.
Причина такого решения – это обилие в российском прокате 2010 года некачественных стереорелизов, которыми «перекормили» зрителя. Поэтому в ближайший период ожидается спад на подобную продукцию, учитывая и тот факт, что билеты на подобные картины значительно дороже, чем на обычные фильмы. Не исключено, что также поступят и другие российские кинопроизводители, и тогда развитие стереоконтента в нашей стране затормозится. От себя же Александр Мелкумов прокомментировал и некоторые из наиболее нашумевших отечественных стереофильмов.
Так, создателей «Щелкунчика и Крысиного короля» обвинили в отсутствии креативного понимания стереоизображения как выразительного средства кинематографа. 3D-эффект должен разрабатываться на уровне сценария, раскадровки, обеспечиваться соответствующим монтажом и операторским решением. А после просмотра «Щелкунчика…» господин Мелкумов удостоверился, что картина изначально не была готова к конвертации в стерео. При этом в таланте Андрею Кончаловскому никто не отказывает, даже наоборот, если бы режиссер изначально планировал 3D-фильм, и снимал его на соответствующую технику, а не конвертировал неконвертируемое, то в результате бы получилось замечательное кинопроизведение.
В случае с «Мантикорой» произошел другой казус. Создателей картины, которые как раз подразумевали конвертацию с самого начального этапа, подвела фирма, которая некачественно перевела изображение в стереоформат. В результате чего на экране возникали курьезы, когда, например, нижняя часть туловища главной героини «уезжала» от верхней, превращая несчастную девушку в какого-то кентавра!
«Темный мир» также не отличился полноценным стерео, к тому же и по продолжительности от всего хронометража картины его было минут 20, что, по мнению Александра Мелкумова, просто недопустимо, ведь билет стоил как на полноценный 3D сеанс. Если подобное произошло на Западе, создателей ленты точно бы засудили – уверял докладчик.
Негативное использование стереоэффекта – тенденция общемировая. В качестве доказательства Александр Мелкумов привел в пример новую номинацию антикинопремии «Золотая малина» - за худшее использование 3D. Правда, победителя этой номинации за 2010 год - «Повелителя стихий» М. Найта Шьямалана докладчик не упрекнул в пренебрежении теорией стереокино, и назвал его «неутомительным».
А вот «Самому лучшему фильму 3Дэ» достались лавры настоящего победителя. Ведь это не только самый первый российский фильм, снятый (а не конвертированный) в стерео, но и с точки зрения технического воплощения 3D – действительно самый лучший на сегодня фильм. Причем не только в России. Сравнивая параметры стерео в недавнем «Санктуме» продюсера Джеймса Кэмерона и нашем «СЛФ 3», Александр Мелкумов склонился в сторону российского фильма!
А вообще, подводя итоги всех стереопроектов в России, докладчик призвал не забывать, что стереокино существует в нашей стране уже более 70 лет! А именно с 1941 года, когда в Москве на специальном растровом экране был показан первый стереоскопический фильм, причем по уникальной технологии без использования очков (к сожалению, эта технология не сохранилась до наших дней).
Также подверглось критике и введение специальной кинодолжности - «стереографа». Ведь всеми стереоэффектами на площадке должен заниматься оператор. Так как стерео – это только лишь новая область ответственности человека, работающего за кинокамерой. В качестве примера были приведены прошлогодние съемки в Москве голливудского проекта «Фантом», на которых стереокамеру обслуживала целая бригада из 9 человек! Такие расходы недопустимы, ведь на съемках того же «Самого лучшего фильма 3Дэ» у оператора был лишь ассистент по фокусу, а результат с технической точки зрения получился отличный (здесь мы не обсуждаем художественные качества картины).
Другой перспективной областью использования стереоизображения была названа кукольная анимация. НИКФИ уже сотрудничает с производителями трех анимационных проектов в Эстонии – «Чучело» (2008, 5 минут), «Лиза Лимонная» (2011, 60 минут), «Синяя борода» (2012, 90 минут). При подобном кинопроизводстве применялась уникальная технология – мультфильм снимался на фотоаппарат, который при помощи специального приспособления, удаляющего и приближающего объектив, создавал в итоге при монтаже идеальное наложение кадров, дающее стереоэффект.
Более оптимистично был настроен другой докладчик – Олег Колесников, технический директор канала НТВ+. Это третий стереоканал в России, вещающий с октября 2010 года. И хотя пока число абонентов невелико – 1000-1500 человек (5% от всех зрителей НТВ формата HD), руководители полны энтузиазма. К тому же НТВ+ осуществляет и параллельные стереопроекты, например, трансляции крупных футбольных матчей на экраны кинотеатров в прямом эфире.
Но были названы и основные проблемы развития данного сегмента. Во-первых, это отсутствие контента. 80% всего эфира – это продукция производства самого канала НТВ+. Причем руководство стоит на твердой позиции об отказе от конвертации изображения – только настоящее стерео! Во-вторых, высокая стоимость телевизоров, поддерживающих 3D и соответствующие атрибуты (их цена в среднем составляет от 40 до 80 тысяч рублей за 50-дюймовую диагональ экрана). Также препятствиями являются боязнь людей испортить зрение от стереовещания и отсутствие стандартов 3D.
Но в этих проблемах скрываются и большие возможности для российских производителей стереопроектов, ведь соответствующие телеканалы с радостью приобретут их. А пока в планах НТВ+ - транслировать в стерео не только спортивные мероприятия (футбол и хоккей), но и балетные постановки, обзорные экскурсии по лучшим городам России, фильмы студии «Уолт Дисней».
Самый высокий градус общения конференция достигла после выступления Катерины Черкес-заде, руководителя школы ScreamSchool. Организованная недавно на базе школы (пока в форме клуба) бесплатная для всех участников лаборатория «StereoLAB» призвана объединить супервайзеров постпродакшена поделиться опытом создания стереоэффектов в кино. Ведь уже пару лет в кинематографическом обществе царит «стереоистерика» - никто не знает, по большому счету, что делать с новомодным форматом. И КАК его делать качественно. А ведь на Западе это уже давно превратилось в «стереоимперию», приносящую стабильный и внушительный доход. К этому и призывала всех докладчик.
Но такая бизнес-позиция возмутила многих участников, в частности, и представителей НИКФИ, где уже давно функционируют курсы по подготовке операторов съемкам в 3D. К счастью, все конфликты были улажены, и все остались довольны результатами встречи, ведь в споре, как известно, рождается истина.
Началось же мероприятие с неутешительного подведения итогов прошедшего года и не менее пессимистических перспектив на год наступивший. Александр Мелкумов (руководитель лаборатории стереокино, НИКФИ) – ученый-практик, разбирающийся в технике создания стереоизображения как никто другой, поделился подробностями своей беседы с руководителями российского представительства студии «Уолт Дисней», которые заверили его, что в ближайших планах съемок 3D-фильмов у них нет.
Причина такого решения – это обилие в российском прокате 2010 года некачественных стереорелизов, которыми «перекормили» зрителя. Поэтому в ближайший период ожидается спад на подобную продукцию, учитывая и тот факт, что билеты на подобные картины значительно дороже, чем на обычные фильмы. Не исключено, что также поступят и другие российские кинопроизводители, и тогда развитие стереоконтента в нашей стране затормозится. От себя же Александр Мелкумов прокомментировал и некоторые из наиболее нашумевших отечественных стереофильмов.
Так, создателей «Щелкунчика и Крысиного короля» обвинили в отсутствии креативного понимания стереоизображения как выразительного средства кинематографа. 3D-эффект должен разрабатываться на уровне сценария, раскадровки, обеспечиваться соответствующим монтажом и операторским решением. А после просмотра «Щелкунчика…» господин Мелкумов удостоверился, что картина изначально не была готова к конвертации в стерео. При этом в таланте Андрею Кончаловскому никто не отказывает, даже наоборот, если бы режиссер изначально планировал 3D-фильм, и снимал его на соответствующую технику, а не конвертировал неконвертируемое, то в результате бы получилось замечательное кинопроизведение.
В случае с «Мантикорой» произошел другой казус. Создателей картины, которые как раз подразумевали конвертацию с самого начального этапа, подвела фирма, которая некачественно перевела изображение в стереоформат. В результате чего на экране возникали курьезы, когда, например, нижняя часть туловища главной героини «уезжала» от верхней, превращая несчастную девушку в какого-то кентавра!
«Темный мир» также не отличился полноценным стерео, к тому же и по продолжительности от всего хронометража картины его было минут 20, что, по мнению Александра Мелкумова, просто недопустимо, ведь билет стоил как на полноценный 3D сеанс. Если подобное произошло на Западе, создателей ленты точно бы засудили – уверял докладчик.
Негативное использование стереоэффекта – тенденция общемировая. В качестве доказательства Александр Мелкумов привел в пример новую номинацию антикинопремии «Золотая малина» - за худшее использование 3D. Правда, победителя этой номинации за 2010 год - «Повелителя стихий» М. Найта Шьямалана докладчик не упрекнул в пренебрежении теорией стереокино, и назвал его «неутомительным».
А вот «Самому лучшему фильму 3Дэ» достались лавры настоящего победителя. Ведь это не только самый первый российский фильм, снятый (а не конвертированный) в стерео, но и с точки зрения технического воплощения 3D – действительно самый лучший на сегодня фильм. Причем не только в России. Сравнивая параметры стерео в недавнем «Санктуме» продюсера Джеймса Кэмерона и нашем «СЛФ 3», Александр Мелкумов склонился в сторону российского фильма!
А вообще, подводя итоги всех стереопроектов в России, докладчик призвал не забывать, что стереокино существует в нашей стране уже более 70 лет! А именно с 1941 года, когда в Москве на специальном растровом экране был показан первый стереоскопический фильм, причем по уникальной технологии без использования очков (к сожалению, эта технология не сохранилась до наших дней).
Также подверглось критике и введение специальной кинодолжности - «стереографа». Ведь всеми стереоэффектами на площадке должен заниматься оператор. Так как стерео – это только лишь новая область ответственности человека, работающего за кинокамерой. В качестве примера были приведены прошлогодние съемки в Москве голливудского проекта «Фантом», на которых стереокамеру обслуживала целая бригада из 9 человек! Такие расходы недопустимы, ведь на съемках того же «Самого лучшего фильма 3Дэ» у оператора был лишь ассистент по фокусу, а результат с технической точки зрения получился отличный (здесь мы не обсуждаем художественные качества картины).
Другой перспективной областью использования стереоизображения была названа кукольная анимация. НИКФИ уже сотрудничает с производителями трех анимационных проектов в Эстонии – «Чучело» (2008, 5 минут), «Лиза Лимонная» (2011, 60 минут), «Синяя борода» (2012, 90 минут). При подобном кинопроизводстве применялась уникальная технология – мультфильм снимался на фотоаппарат, который при помощи специального приспособления, удаляющего и приближающего объектив, создавал в итоге при монтаже идеальное наложение кадров, дающее стереоэффект.
Более оптимистично был настроен другой докладчик – Олег Колесников, технический директор канала НТВ+. Это третий стереоканал в России, вещающий с октября 2010 года. И хотя пока число абонентов невелико – 1000-1500 человек (5% от всех зрителей НТВ формата HD), руководители полны энтузиазма. К тому же НТВ+ осуществляет и параллельные стереопроекты, например, трансляции крупных футбольных матчей на экраны кинотеатров в прямом эфире.
Но были названы и основные проблемы развития данного сегмента. Во-первых, это отсутствие контента. 80% всего эфира – это продукция производства самого канала НТВ+. Причем руководство стоит на твердой позиции об отказе от конвертации изображения – только настоящее стерео! Во-вторых, высокая стоимость телевизоров, поддерживающих 3D и соответствующие атрибуты (их цена в среднем составляет от 40 до 80 тысяч рублей за 50-дюймовую диагональ экрана). Также препятствиями являются боязнь людей испортить зрение от стереовещания и отсутствие стандартов 3D.
Но в этих проблемах скрываются и большие возможности для российских производителей стереопроектов, ведь соответствующие телеканалы с радостью приобретут их. А пока в планах НТВ+ - транслировать в стерео не только спортивные мероприятия (футбол и хоккей), но и балетные постановки, обзорные экскурсии по лучшим городам России, фильмы студии «Уолт Дисней».
Самый высокий градус общения конференция достигла после выступления Катерины Черкес-заде, руководителя школы ScreamSchool. Организованная недавно на базе школы (пока в форме клуба) бесплатная для всех участников лаборатория «StereoLAB» призвана объединить супервайзеров постпродакшена поделиться опытом создания стереоэффектов в кино. Ведь уже пару лет в кинематографическом обществе царит «стереоистерика» - никто не знает, по большому счету, что делать с новомодным форматом. И КАК его делать качественно. А ведь на Западе это уже давно превратилось в «стереоимперию», приносящую стабильный и внушительный доход. К этому и призывала всех докладчик.
Но такая бизнес-позиция возмутила многих участников, в частности, и представителей НИКФИ, где уже давно функционируют курсы по подготовке операторов съемкам в 3D. К счастью, все конфликты были улажены, и все остались довольны результатами встречи, ведь в споре, как известно, рождается истина.
Другие статьи по теме Выставка оборудования, услуг и технологий для кино- и телепроизводства Cinema Production Service/CPS
18.03.2022
СPS 2022: выставка-конференция представила программу
25.01.2022
Выставка-конференция СPS представляет программу для инженеров ТВ
18.01.2022
СPS проведет совместную выставку с TKT Media Group
29.03.2018
Научно-исследовательский кинофотоинститут представит новые технические разработки на выставке CPS
14.03.2016
В Москве пройдет выставка CPS 2016
Реклама