Индустрия аудиовизуального контента: что с ней не так
31 марта состоялось онлайн-заседание Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям на тему «Индустрия аудиовизуального контента. Состояние и возможности роста». На встрече обсудили ситуацию на российском аудиовизуальном рынке, какие изменения необходимы в законодательном регулировании, а также методы работы со стриминговыми сервисами на базе европейского опыта и многое другое.
В заседании приняли участие член Правления РСПП, председатель Комитета по интеллектуальной собственности Андрей Кричевский, председатель правления АПКиТ Сергей Сельянов, вице-президент по инновациям компании Star Media Никита Трынкин, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России Ирина Мастусова, руководитель направления регуляторными рисками РАЭК Сергей Кучушев и многие другие.
«Индустрия аудиовизуального контента развивается очень динамично за счет цифровых технологий, изменения потребительских предпочтений, пандемия тоже сыграла большую роль. Сегодня по структуре российская индустрия аудиовизуального контента близка к той, что существует в мире. Необходимо гармоничное взаимодействие всех участников, это важно особенно на фоне происходящих изменений: в 2020 году цифровые сервисы обеспечили порядка 76% потребления контента, произошел рост онлайн-площадок на 30%, выручка легальных сервисов выросла на 50%», - отметил в начале встречи Андрей Кричевский.
О методах регулирования взаимоотношений производителей и стримеров на базе европейского опыта в эпоху глобальной цифровой трансформации рассказал Никита Трынкин. Он отметил, что среди текущих тенденций на рынке аудиовизуального контента: монополизация рынка за счет объединения ключевых игроков, приход на рынок аудиовизуального контента технологических и финансовых гигантов (как локальных, так и международных) и полное отчуждение прав в пользу стриминговых платформ.
«Мы хотели проанализировать европейский опыт работы на рынке онлайн-сервисов и в сфере производства контента для них, так как нынешняя российская ситуация совсем скоро придет к таким же параметрам, - сказал Никита Трынкин. – Текущие тенденции негативные по нескольким причинам: они приводят к существенному снижению инициатив и мотивации кинопроизводителей, что влияет на качество контента, и сокращению количества независимых продюсерских компаний, что вредит конкуренции».
Среди мер работы со стриминговыми сервисами, которые используют европейские коллеги: независимые продюсерские компании при заключении соглашения с онлайн-платформой должны закреплять право на производство ремейков, приквелов, сиквелов и следующих сезонов, право на долю будущих доходов, им должны быть гарантированы национальные субсидии или налоговые льготы.
«Есть несколько вариантов отраслевого регулирования, как рынок аудиовизуального контента может прийти к оптимальному состоянию: законодательный и индустриальный. Второй происходит без вмешательства государства, но на практике он вряд ли применим, так как позиции сторон неравны и мотивация отсутствует. Чисто законодательный подход тоже неэффективен из-за отсутствия глубокой индустриальной экспертизы у законодателя, поэтому мы выступаем за комбинированный вариант, когда на уровне законодательства будут определены основные «правила игры»», - заключил представитель компании Star Media.
Важный вопрос для обсуждения на мероприятии – взаимодействие между авторами, создателями и распространителями контента. О механизме прозрачного взаимоотношения продюсеров и цифровых сервисов рассказал Сергей Сельянов, он напомнил, что уже существует согласованный со всеми участниками рынка законопроект.
«Весь 2019 год был проведен в дискуссиях с Минкультом и Минсвязи, всеми игроками рынка, итогом стал компромиссный законопроект, который, как это обычно бывает, стал притормаживать на последнем этапе, — рассказал Сергей Сельянов. — Прозрачность — один из драйверов развития цифровой дистрибуции, и дело не только и не сколько в недобросовестности кого-то из участников процесса, сколько в аналитике. Если продюсеры видят отличные результаты проектов на онлайн-платформах, то будут работать с учетом данного успешного опыта. Это хорошо сработало с тем же ЕАИС в кинотеатральном прокате, когда компетенции продюсеров резко повысились и они стали предлагать гораздо более таргетированный продукт».
Главной проблемой цифрового рынка является критическая недооценка креативности и цены контента, а платформы и каналы считают, что права принадлежат только им. «Это абсолютно деструктивная позиция, потому как переводить продюсеров-авторов идеи в ранг исполнительных продюсеров – недальновидно. Формулировка, что та или иная платформа «заказала» проект, в случае только финансирования, абсолютно некорректна», - добавил Сельянов.
На встрече обсудили не только вопросы прав и взаимодействия между участниками рынка аудиовизуального контента, но и вопросы налогообложения, доступности кредитных ресурсов, проблему пиратства, а также справедливые выплаты авторам. Тему того, что доходы распространителей контента непропорционально высоки по отношению к авторам, создателям контента поднял Андрей Кричевский: «В разных странах выплаты создателям достигают 2,5% от валовой прибыли, в России этот показатель 2%».
Ирина Мастусова рассказала, как в анимационной сфере обстоят дела с налоговыми льготами и подняла вопрос непрозрачности данных: «В анимации пока не так много компаний, который размещают свой контент на платформах. Пока не решен вопрос с прозрачностью - очень сложно собирать все цифры, как со стороны платформ, так и со стороны продакшена. Главный вопрос состоит в том – возможно ли вообще разработать механизм, который будет выдавать объективные цифры о количестве просмотров на платформе».
Главной целью прошедшего планового заседания Комитета являлось выявление точек конфликтов и механизмов достижения баланса интересов для роста аудиовизуального сектора как значимого сегмента креативной экономики. Комитет сейчас работает над формированием позиции для принятия дальнейших решений и основных предложений для обсуждения в Минкульте и других ведомствах.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса