В День короткометражного кино 2019 обсудили настоящее и будущее дебютного кино
14 и 15 декабря в «Точке кипения» Агентства стратегических инициатив прошел ряд мероприятий в рамках деловой и образовательной программы Всероссийской акции «День короткометражного кино 2019». Ведущие эксперты киноиндустрии обсудили актуальные тренды короткого метра, новые формы и форматы короткометражек, поговорили о дистрибьюции и фестивальном продвижении короткометражного кино, а также подвели итоги сезона Всероссийского питчинга дебютантов 2019 и презентовали новые площадки, номинации и критерии отбора на питчинги сезона 2020, призовой фонд которых составит 12,5 млн. рублей.
Всероссийская акция «День короткометражного кино» проходит уже в шестой раз. В программе – более 3000 некоммерческих сеансов на 1500 площадках в 85 регионах России и 20 странах мира. Главная цель «Дня короткометражного кино», по словам генерального продюсера проекта Дмитрия Якунина, «не только собрать программу и организовать показы. Очень важно то, что будет после нашего мероприятия. Мы хотим, чтобы кинотеатры, дистрибьюторы, ведущие СМИ, зрительская аудитория еще сильнее полюбили короткий метр и творчество молодых кинематографистов, чтобы их поддержка и показы стали бы регулярными».
14 декабря в открытой дискуссии «Дистрибьюция короткого метра» приняли участие руководитель фестивального агентства Синепромо Елена Коржаева, дистрибьютор, гендиректор прокатной компании Кинологистика Анатолий Сергеев и представитель Центра короткометражного кино Мотор Илья Ушаков.
Елена Коржаева рассказала о существующих вариантах дистрибьюции короткометражного кино и дала несколько советов молодым авторам о том, что стоит предпринять при подготовке готовой картины к продвижению, и как работать с прокатчиками и фестивальными агентами. Анатолий Сергеев поделился особенностями дистрибьюции короткого метра и привел цифры по монетизации короткометражного кино на примере нескольких российских проектов, которые прокатывала компания Кинологистика. Илья Ушаков описал место киноклуба Мотор в системе дистрибьюции короткого метра и форматах, в которых он работает на сегодняшний день.
«Для себя мы выделяем два основных направления дистрибьюции короткого метра, - говорит Елена Коржаева. — Это традиционное фестивальное продвижение, где киноработы рассматриваются как профессиональное портфолио и происходит экспертная оценка, и альтернативные способы проката: кинотеатральные показы и размещения на онлайн видео-платформах, которые в большей степени направлены именно на широкое продвижение и монетизацию. Стоит отметить, что сейчас кинотеатры и киноклубы делают ставку именно на формат спецпоказов, а не на классический прокат. Что касается онлайн площадок, с каждым годом их становится все больше, и все они заинтересованы в контенте, особенно в короткометражном кино, так как жизненные темпы все больше ускоряются, уходит тренд на длительное киносмотрение, и формат короткометражек все больше набирает популярность у широкой молодой аудитории».
«За 4 года мы пробовали разные формы, но самым успешным на сегодня видим именно формат киноклуба, предполагающий некоммерческие кинопоказы и даже целые фестивали, - сказал Илья Ушаков. - В последнее время мы успешно работаем с кинотеатрами сети Москино, показываем альманахи. Большим плюсом таких показов является возможность встречи зрителей с авторами картин, живого общения, обсуждения и обмена мнениями. Особенной популярностью пользуются показы с участием звезд».
В рамках open talk «Международный опыт. Фестивали, питчинги, гранты» приглашенные эксперты – руководитель фестивального агентства Синепромо Елена Коржаева, агент по копродукции Марина Наумова, участник ММКФ и Berlinale Talents Татьяна Федоровская и гендиректор ВЕГА-фильм Екатерина Михайлова, поделились реальными кейсами из личного профессионального опыта. Спикеры рассказали молодым кинематографистам обо всех плюсах участия в кинофестивалях и питчингах, важности нетворкинга в киноиндустрии и условиях получения различных европейских грантов.
«В Европе очень развитая система поддержки талантов, дебютного кино, короткометражных проектов, и существует огромное количество различных образовательных программ для молодых кинематографистов, всевозможных грантов, - сказала Марина Наумова. - Нужно активно участвовать, быть смелым и настойчивым, регулярно отправлять заявки на интересующие позиции. Если вас не отобрали с первого раза - совершенствуйте свой проект, поработайте над анкетой и подавайтесь на следующий год. Ищите любую площадку для презентации себя и своего проекта, знакомьтесь с новыми людьми, учитесь открыто и уверенно говорить о том, над чем вы работаете и чем гордитесь».
«Могу сказать, что Berlinale Talents – это лучшее, что случалось со мной за последние несколько лет, - поделилась Татьяна Федоровская. - Жюри отбирает начинающих кинематографистов со всего мира: актёров, режиссёров, сценаристов, операторов, продюсеров, прокатчиков. Форум продолжается 6 дней. Программа предельно насыщенная: семинары, круглые столы, презентации, лекции, нетворкинг, культурная программа. Помимо общей для всех участников программы, имеются ещё лаборатории по интересам – так называемые Stations. На этих семинарах можно отпитчинговать свой проект и получить финансирование – полное или частичное. Можно зайти на европейский киномаркет, посетить павильон Eurimage и получить подробнейшую инструкцию, как подаваться на финансовую поддержку и копродукцию. Огромное количество возможностей».
«Параллельно с кинопоказами практически на всех фестивалях проходит деловая программа или кинорынок, - напомнила Екатерина Михайлова. - Например, в Лез-Арк для продюсеров и представителей кинокомпаний существует так называемый Produser’s Network, где в течение 5 дней во время завтрака ты общаешься с представителями каналов, фондов, онлайн-платформ, отборщиками фестивалей. Там можно заявить о себе и своем проекте, а также завести знакомства с действующими игроками рынка, найти единомышленников».
Участниками дискуссии «Короткий метр. Зрительское кино или авторский эксперимент?» стали: программный директор Кинотавра Ситора Алиева, режиссер, сценарист и преподаватель ВГИК Владимир Котт, актер и продюсер Кирилл Зайцев, куратор программы короткометражного кино «Недели российского кино в Лондоне» Юлия Хамитова, представитель агентства фестивального продвижения Festagent Юлия Травникова и выпускник Московской школы кино, педагог Алексей Смирнов. Большинство экспертов сошлись во мнении, что путь короткометражного кино не ограничен категориями жанра, по-настоящему талантливые короткометражки могут с одинаково большим успехом покорять фестивали и профессиональную публику и собирать полные залы зрителей.
«Главное в коротком метре, что я сформулировал для себя, это умение рассказать историю, а формы могут быть разные. Это может быть как жанровое, так и авторское кино, но если нет истории, то это превращается в видео-арт. История в основе всего», - сказал Владимир Котт.
«Исходя из своего опыта, могу сказать, что первое для автора – это идея, которая увлекла его самого настолько, что он хочет поделиться с миром, - согласилась Ситора Алиева. - Второе – это язык: ищет ли он его вообще, или предпочитает работать некими стандартными инструментами. Третье – время: насколько автор способен коммуницировать со временем и отражать его, понимать контекст и передавать зрителю. Молодым режиссерам, безусловно, интересно снимать костюмное и фантастическое кино, но немногие осознают, что только воображения и фантазии для этого, увы, недостаточно. Также необходимо умение воссоздать на экране стиль и атмосферу эпохи. И, разумеется, сама история, будь то камерная зарисовка или глобальная социальная драма, должна соответствовать этой эпохе, и быть интересна зрителю. Это невозможно без понимания современного контекста, без насмотренности, в противном случае, автор снова и снова будет изобретать велосипед. А на самом деле нужно найти свою идею, свою историю, способ ее доставки, найти своих героев, и передать зрителю то, что тебя сегодня по-настоящему волнует».
15 декабря состоялась защита кинопроектов-участников и лауреатов Всероссийского питчинга дебютантов 2019, презентация Всероссийского питчинга дебютантов сезона 2020 с призовым фондом 12,5 млн. рублей, а также запуск приема заявок на ХIV Московский питчинг дебютантов в рамках 42 Московского международного кинофестиваля при содействии онлайн-платформы «Все таланты».
Приглашенными гостями очной защиты проектов стали эксперты и кинокритики, представители онлайн-платформ, фестивалей и продюсерских компаний: программный директор Кинотавра Ситора Алиева, гендиректор компании Хорошо продакшн Наталья Иванова, гендиректор КАРО Продакшн Юрий Обухов, продюсер компании 2Д Целлулоид Юрий Храпов, менеджер по развитию бизнеса профессионального фото и видеокомпании Canon Евгений Субочев, главный редактор компании СТВ Александр Архипов, главный редактор Профисинема Нина Ромодановская, кинокритик и обозреватель Российской газеты Сусанна Альперина, креативный продюсер Ivi Originals Андрей Федяй, редактор Яндекс.Студии Виктория Цурюпа и куратор программы короткого метра ММКФ Андрей Щиголев.
Экспертному совету представили несколько документальных и игровых проектов на разной степени готовности, авторы показали трейлеры и тизеры своих работ, а также презентовали проекты в формате питчинга и ответили на вопросы гостей.
На питчинге было представлено 13 проектов, получивших финансовую и техническую поддержку, и на данный момент снятых: «Валентин Распутин. Народное слово» Юлии Бывшевой (Иркутск), «Без неба» Анастасии Зверьковой (Иркутск), «Кахексия» Алины Галимуллиной (Казань), «Солдатская шапка» Павла Москвина (Казань), «Хандра» Алексея Камынина (Москва), «Фенченко» Андрея Ананина, Марины Марии Мельник и Юлии Бобковой (Москва), «Горшок» Дениса Курлаева (Москва), «Соня любит, Соня не любит» Натальи Беляевой (Санкт-Петербург), «Хэллоу, Грозный» Шамиля Агаева (Грозный-Тюмень), «Контакт» Евгения Кудельникова (Нижний Новгород), «Уральское дерби» Андрея Ананина и Юлии Серьгиной (Москва), «Волки» Михаила Кулунакова (Горно-Алтайск), «Кантия» Марии Вихровой (Москва-Республика Крым).
Помимо этого, были представлены проекты, ставшие лауреатами недавних питчингов «На порядок выше» Павла Скоробогатова, «Чувак, это рэпчик» Евгения Никитина и «Калина Красная» Дмитрия Меньшова и Дарьи Брыкаловой.
По итогам питчинга эксперты выделили для себя несколько проектов, которыми заинтересовались. Авторы получили много ценных комментариев и советов по совершенствованию своих работ.
«Хочу обратить внимание всех участников питчинга на то, что в рамках презентаций обязательно нужно говорить о продвижении. Особенно это касается продюсеров, которые выходят на сцену. Потому что снять фильм – это только половина продюсерского дела, вторая половина – его продвинуть, дать жизнь собственному проекту, дать ему зрителя. Для этого нужно понимать этого зрителя. Думайте о том, кому вы будете показывать ваше кино, еще на стадии девелопмента», - сказала Нина Ромодановская.
«Мне помимо прочего очень нравится просветительская сторона Питчинга дебютантов, - поделился Юрий Храпов. - Мы часто сталкиваемся с тем, что у молодых ребят есть идеи неплохих проектов, но как это достойно и доходчиво презентовать они не знают. Поэтому я считаю, что помимо самих питчингов, которые проходят в регионах, нужно обязательно продолжать и усиливать работу в направлении подготовки, тренингов с питчингующимися молодыми авторами. И второе, что мне нравится в проекте – это вера. В творчество молодых людей и вообще в молодых людей мало кто верит, кроме, пожалуй, родителей. Мало кто верит в наше государство, в действительность, в то, что можно, будучи сегодня практически никем, завтра стать кем-то. Сложно поверить, что вы можете получить деньги от Министерства культуры или Фонда кино на съёмки своего первого огромного фильма. Поэтому я желаю вам и дальше продолжать заряжать людей этой верой».
Завершением программы второго дня стала дискуссия «Новые тренды короткого метра». Ректор Высшей школы кино Арка Дмитрий Котов вместе с куратором образовательной программы «Дня короткометражного кино» Дарьей Иванковой обсудили новые форматы и жанры современных короткометражных фильмов: мобильное и интерактивное кино, веб-сериалы и screen-life.
«Сейчас идет активное развитие киноформатов и способов доставки контента до зрителя, - говорит Дмитрий Котов. - С ускорением темпов жизни потребление смещается в сторону более короткого формата, веб-сериалы и короткометражное кино набирают популярность. Веб-сериал – это контент, который можно посмотреть в интернете в течение трех остановок метро, это поле для экспериментов, где можно поднимать любые актуальные темы, отражающие сегодняшний день. Еще одним современным трендом можно назвать мобильное кино. Появляется все больше примеров активного использования смартфонов на съемочных площадках как дебютных работ молодых кинематографистов, так и опытных режиссеров. Часто авторы делают сознательный выбор в пользу мобильной съемки для достижения максимальной достоверности и правдивости. Вертикальный формат предлагает также новые горизонты для творчества, креативных идей и свежих решений, заставляет менять классическое киномышление. Внедрение в кино технологии screen-life также можно назвать одним из активно развивающихся трендов. Тимур Бекмамбетов и компания Базелевс реализовали уже несколько успешных международных проектов, основанных на этой технологии».
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса