Перспективы российского кино глазами «Русской фильм группы»
8 февраля 2016 года в Международном мультимедийном пресс-центре РИА-Новости состоялась конференция: «Перспектива российского кино: стратегический взгляд корпорации “Русская фильм группа”», в рамках которой представители одной из ведущих компаний на рынке отечественного кинопроизводства поделились своими планами, рассказали о новых проектах и представили стратегических партнеров.
Мероприятие началось с поздравлений: с китайским новым годом с экранов мониторов присутствующих поздравили китайские коллеги «Русской фильм группы»: Тони (Инчунь) Фан из China International Film and Media и команда Джеки Чана (Jackie Chan Stunt Team). Кинопродюсер, режиссер, сценарист Алексей А. Петрухин, выступивший ведущим конференции, поздравил всех с началом Года российского кино. Затем он обозначил основные цели встречи. Во-первых, представители компании решили на своем примере показать киносообществу и компаниям, желающим работать с кинопроизводителями, потенциальные выгоды и коммерческий успех взаимодействия. Например, эффективным является сотрудничество в области product-placement. Бренд «Махеевъ» стал стратегическим партнером РФГ: в конце 2016 года будет выпущена линейка брендированной и специально оформленной продукции (на сумму 800 млн. рублей), приуроченной к выходу фильма «Путешествие в Китай».
Второй целью конференции организаторы обозначили самодисциплину и ответственность бизнеса, объявив о своих планах, сроках производства, особенностях новых проектов и стратегии работы кинокомпании, заключающейся в наложении производственного цикла на прокатный. Кроме того, РФГ компенсирует выпуск не обладающих высоким коммерческим потенциалом картин блокбастерами: благодаря доходным проектам появилась финансовая возможность для деятельности Департамента экспериментальных проектов, ориентированного на социально значимые фильмы и дебютные работы талантливых авторов.
Третья цель встречи – получение обратной связи от представителей СМИ, блоггеров и критиков, которые формируют общественное мнение и являются связующим звеном между кинопроизводителем и зрителем. «Необходимость качественного кино для зрителя – это очевидная аксиома. Мы понимаем, как важно на сегодняшний день чувствовать поддержку государственных структур, однако не менее значимо создавать собственную материально-техническую и идеологическую базу, которая станет вкладом в становление российской киноиндустрии», – отметил Алексей А. Петрухин. Продюсер пояснил, что для РФГ 12 приоритетных шагов до 2018 года – это 12 новых проектов, которые находятся на разных стадиях производства.
Военный блок открыл альманах «Свидетели», состоящий из трех новелл: «Туфельки», «Брут» и «Скрипка». Фестивальная жизнь короткометражки «Туфельки» приятно впечатлила руководителей компании, решивших включиться в работу над проектом. Режиссер Константин Фам в своем видеообращении из Калифорнии отметил важность темы Холокоста, памяти жертв которого посвящена его работа. Также он рассказал, что проект является уникальным случаем копродукции нескольких стран: России, Украины, США, Израиля, Беларуси, Польши, Чехии, Румынии, Германии и др. Сейчас завершается монтаж второй истории «Брут», главные роли в которой исполнили Оксана Фандера и Филипп Янковский. Заключительная новелла, а вместе с ней и альманах, будут готовы к концу 2016 – началу 2017 года.
Второй фильм военного блока – «Прощаться не будем» – историческая драма, посвященная обороне Калинина (ныне – Тверь). Режиссер ленты Павел Дроздов сам родом из Твери: для него это история родного города и в некоторой степени – его семьи. Главная тема фильма – вопрос выбора. Каждый герой решает, бороться ли за обреченный город или бежать из него. Павел признался, что по своему 14-летнему сыну знает: подросткам интересна российская история, такие военные исторические фильмы как «Батальон» и «Битва на Севастополь». Так что лента, выход которой ожидается в 2017 году, должна вызвать большой интерес зрителей.
Фильм «Яков. Сын Сталина» (релиз – 2017-2018 гг.) посвящен последним дням жизни Якова Джугашвили, который, насколько можно судить по противоречивым данным, встречался с Лени Рифеншталь – главным режиссером нацисткой Германии, автором «Триумфа воли».
Алексей А. Петрухин отметил, что все три проекта военной тематики основаны на реальных событиях, их объединяют локации, костюмы, реквизит, натура… Таким образом, можно оптимизировать расходы, также появляется опыт работы с конкретным историческим материалом. Кроме того, на всех, не только исторических проектах, руководство компании во главу угла ставит образовательную функцию: «Кино должно не только развлекать, но и учить, убеждать, побуждать к размышлениям и вдохновлять. Мы гордимся историей своей страны и уверены в том, что наши культурно-исторические традиции, события, люди, вершившие судьбы государства, не должны предаваться забвению. Мы помогаем зрителю узнать неизвестные исторические факты и найти что-то новое в собственной системе жизненных ориентиров и ценностей», - отметил Петрухин.
Режиссер Елена Жигаева представила свой авторский проект «Потерянное отражение. Исповедь содержанки» - историю отказа от личной свободы в погоне за легким счастьем. «Этот фильм – прежде всего, эксперимент, который оказался для нас очень сложным и неожиданным. Мы попытались сконструировать кино из подлинных историй, рассказанных реальными персонажами, имея на руках лишь схематичный сценарий. Мы просто выходили на улицу, разговаривали с людьми и снимали все происходящее. Фильм получился предельно честным. Я, пожалуй, никогда в жизни не снимала более честного кино, чем это», - призналась Жигалова. В главных ролях фильма выступили Анна Чурина, Владимир Топцов, Мария Атлас, Ольга Павловец, Ольга Лапшина, Дмитрий Ланчихин и другие. Сопродюсер картины Алексей А. Петрухин сообщил, что фестивальная жизнь картины начнется уже весной-летом 2016.
Один из самых амбициозных и неожиданных проектов РФГ «Феникс» создается в совместном производстве с компанией СТВ Сергея Сельянова. Петрухин отметил, что стратегическое партнерство с одной из ведущих компаний рынка и легендарным продюсером – огромная честь и ответственность, никто не умеет создавать героев так, как это делает Сельянов.
Сергей Сельянов, продюсер СТВ считает «Феникс» необходимым, актуальным проектом: «Мы на нашем рынке конкурируем за сердца зрителей с американскими кинематографистами, и ясно, что эта конкуренция не может быть успешной, если мы помимо камерных историй, недорогих комедий, не будем делать фильмы, в которых не герои, а супергерои России играют главную роль. «Феникс» - большое аттракционное кино. Очень интересно его делать, мы сами получаем большое удовольствие. Хотелось бы, чтобы это удовольствие разделили потом и зрители. Для этого есть все основания, потому что компания РФГ на сегодняшний день – бесспорный лидер по большому аттракционному кино. Всего один фильм свидетельствует об этом – «Вий», но зрители, как известно, отдали ему должное. И профессионалы не смогли не отметить. Например, в этой картине есть два эпизода компьютерно сгенерированных, которые на мой взгляд, выше очень многих мировых достижений в этой области. Дело же не только в технологиях, которыми мы, в общем, владеем, но главное – некая креативно-художественная идея, придуманная и реализованная, которая производит впечатление на обычных зрителей, и на профессионалов. Алексей говорил о преимуществах работы со мной, я хочу сказать ровно наоборот: это у меня преимущество, что я работаю с такой замечательной командой над этим проектом».
Продюсер Петрухин поблагодарил Сергея Сельянова и отметил высокий потенциал мирового проката этого коммерческого проекта и его возможности стать франшизой. Фильм «Феникс» об огнеупорном супергерое выйдет в 2017-2018 гг.
Жанр фэнтези найдет развитие в комедии «Второй шанс» (релиз – начало 2017). Режиссер Михаил Расходников представил тизер и поделился сюжетом ленты: молодой режиссер попадает на небеса и встречается со своим ангелом-хранителем, который отправляет героя обратно на землю всего лишь на 90 минут, чтобы тот мог исправить свою жизнь, но тут рядом оказывается дьявол. В ироничной комедии будет эффектный микс из спецэффектов, забавного сюжета и известных актеров в неожиданных образах. Иван Добронравов, дебютировавший подростком в «Возвращении» Звягинцева, исполнит главную роль, Вадим Демчог – ангела, а дьявола – Артем Михалков. Режиссер Михаил Расходников признался: «Помимо самой истории, особенно кропотливую работу мы провели над созданием художественного мира нашей картины. Это смесь сурового нуара и фэнтези, с антуражем и романтикой "кинокухни". Думаю, зрителю будет интересно оказаться в «нашей» версии того света».
Помимо кинофильмов компания РФГ начинает заниматься телесериалами. Масштабный проект «Эпоха расцвета» включает 12 сезонов телесериала (по 12 эпизодов в каждом) и 4 полнометражных фильма, первым из которых станет «Эпоха расцвета: Начало». Федор Романов делает открытия об убийстве царевича Димитрия, которые превращают его бывших друзей во врагов, а каждая истина равносильна жертве. Бескомпромиссная позиция обрекает Федора Романова и его семью на поистине библейские мытарства. Но именно возрождение духа, вызванное пережитыми трудностями, помогает его сыну, Михаилу Романову, стать царем, незапятнанным дворцовыми тайнами и начать строительство сильной, обновленной России. Так началась Эпоха расцвета…
Проект создается по бизнес-модели «Игры престолов», по прогнозам продюсеров окупаемости он достигнет к 3 сезону сериала. Над «Эпохой расцвета» работает несколько режиссеров-постановщиков: каждый ведет свою линию, но все они объединяются в единую историю художественным руководителем проекта Олегом Степченко. Автор сценария, исторический консультант Олег Шишкин отметил шекспировские страсти произошедших событий: «Картина будет интересна зрителю подлинным дыханием истории, мы старались придерживаться фактов, и это было не трудно, так как они впечатляющие. Тут есть и таинственные события, и дворцовые интриги, и страстная любовь, и коварные шпионы, и, конечно, батальные сцены». Выход на киноэкраны «Эпоха расцвета. Начало» ожидается в конце 2017 года, телевизионный эфир первого сезона – в начале 2018 года.
В течение шести лет на РФГ продолжается работа над фильмом «Варяг», посвященном героическому сопротивлению обессмертившего себя экипажа славного крейсера. История создания картины началась задолго до написания сценария. В 2015 году вышла книга Алексея А. Петрухина, в основу которой был положен сценарий ленты. Историческим консультантом фильма выступил академик Российской академии художеств, профессор МГУ Андрей Хазин. Продюсер Алексей А. Петрухин отметил, что в российском кино остро ощущается потребность в патриотических, национально значимых темах, поэтому на экранизацию масштабных исторических событий зритель всегда возлагает большие надежды.
Самым заметным фестивальным проектом РФГ прошедшего года стала «Училка» с Ириной Купченко в главной роли: фильм попал в болевую точку общества, вызвал огромный интерес и живой отклик зрителей. Режиссер Алексей А. Петрухин решился снять продолжение – «Училка 2. Испытание». Картина будет более драматичной. Сюжет основан, хотя авторы об не говорят в открытую, на событиях теракта на Дубровке: герои окажутся в заложниках у террористов, пройдут страшное испытание, сохранив человеческое достоинство и мужество.
Своеобразную интерпретацию великого романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представит режиссер Роман Доронин. В центре сюжета окажется сестра Родиона – Дуня Раскольникова. Она приезжает в Санкт-Петербург навестить брата, но обнаруживает, что он сослан в Сибирь. Дуня считает брата невиновным и начинает собственное расследование. По жанру и антуражу референсами фильма считаются «Шерлок Холмс» Гая Ричи и «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе. Роман Доронин признался, что одна из его задач – привлечь молодежь к чтению классики. Так, его 16-летний сын после просмотра эскизов фильма и чтения сценария бросился с интересом читать Достоевского.
После успешно прошедшего в российском прокате фильма «Вий», собравшего более 1,2 млрд. рублей, компания приступила к продолжениям: «Путешествие в Китай. Тайна Железной маски» и «Путешествие в Индию». По сюжету эти путешествия оправданы ответственным заданием героя: английский путешественник получает от Петра Великого заказ на изготовление карт Дальнего Востока России. Так начинается долгий путь, полный невероятных приключений и путешествий по Китаю и Индии.
Публике в динамичном ролике было показано 11 из 21 локаций фильма «Путешествие в Китай...» (релиз в 2017). Производство картины осуществляется Корпорацией «Русская Фильм Группа» вместе с командой Джеки Чана (Jackie Chan Stunt Team) и китайской госкорпорацией China Film Group, причем согласно соглашению с последней картина получит статус национального фильма в КНР. Продюсер Алексей А. Петрухин: «Впервые в истории российско-китайских отношений отечественные кинематографисты получили официальное разрешение властей Китая на копродукцию. Нам пришлось пройти долгий и трудный путь.. Важно, что благодаря копродукции, фильм будет считаться национальным в Китае, и это позволит ему выйти в прокат максимально возможным количеством копий. Как мы знаем, рынок проката КНР уже превысил по количеству кинотеатров самой большой – США».
Режиссер Олег Степченко: «Основной целью фильма «Путешествие в Китай» является демонстрация культуры и истории двух великих государств – Китая и России. Мы надеемся, что картина сможет заинтересовать российских зрителей и сподвигнет их глубже изучить культуру и традиции китайского народа, узнать что-то новое о культурных традициях Китая. В свою очередь, китайские зрители также смогут лучше понять культурно-исторические основы и традиции России». Съемки картины проходят в России, Чехии и Китае. Сергей Сельянов, вместе с компанией СТВ принимающий участие в реализации фильма «Путешествие в Китай…», отметил: «Размах проекта очевиден, участие мощных игроков впечатляет. Китайские партнеры настроены на рекорды на своем рынке, думаю, на нашем – мы тоже не оплошаем. Это очень большое международное индустриальное событие. Все рвутся на рынок Китая. В России это первый совместный проект с официальным статусом, которого очень трудно добиться. В китайский прокат выходили считанные российские картины».
Сценарий «Путешествия в Индию: Битва за богов» тесно связан с индийской мифологией – богами и их многочисленными реинкарнациями. Консультант по вопросам Индии Сарфараз Алам отметил, что в индийском кино сейчас никто не делает таких зрелищных спецэффектов, их можно увидеть только в американских фильмах, а этот проект будет основан на знакомом и близком индийским зрителям материале, чему сам Сарфараз очень рад. Таким образом, были подняты актуальные вопросы сотрудничества с Китаем и Индией – странами, развитие отношений с которыми в области кинопроизводства являются приоритетными на сегодняшний день.
Подводя итог встрече, продюсер и режиссер Алексей А. Петрухин объявил, что для реализации объявленных проектов компания РФГ намерена потратить около 7,1 млрд. рублей, при этом доход должен составить 12 млрд. рублей.