2 апреля 2013 12:08
Юбилейная X Премия «Белый квадрат»: Праздник визуальности
1 апреля 2013 года в Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Н.И.Сац состоялась X Юбилейная церемония вручения Премии операторского искусства «Белый квадрат». В этом году награда досталась Геннадию Карюку за операторскую работу в фильме «Искупление» режиссера Александра Прошкина.
Премия к своему первому юбилею завоевала не только признание, но и горячие симпатии профессионалов, для многих стала одной из любимых церемоний. Президент Премии и Президент Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России, Игорь Клебанов резонно провозглашает «Белый квадрат» Премией киноизобразительного искусства и операторским праздником.
Кроме того, Игорь Клебанов заметил, что за десять лет существования премии удалось добиться, чтобы про «Белый квадрат» стало известно не только в киносообществе. Например, в телеигре «Кто хочет стать миллионером», игрок из Пятигорска на вопрос: кому вручают премию «Белый квадрат» — официанту, кинооператору, рефери в боксе или дворнику, сначала попросил убрать два неверных варианта. А когда остались дворник и кинооператор, выиграл 50 тысяч рублей, назвав правильный ответ.
Веселый, доброжелательный тон задал юбилейной церемонии поэт Андрей Орлов, известный как Орлуша, прочитав шутливую оду операторам собственного сочинения.
Первой была вручена награда «Операторское признание», которая, видимо, в честь юбилея «Белого квадрата» стала особенной. Огромный, в несколько раз превышающий обычный приз – вылитый из металла квадрат – был вручен кафедре операторского мастерства ВГИКа. Для получения приза на сцену были приглашены все выпускники и преподаватели кафедры. Вадим Иванович Юсов отметил впечатляющий момент и его значимость: операторскому факультету скоро исполняется 90 лет.
Хотя организаторы и постоянный ведущий Алексей Агранович часто подчеркивают импровизационный характер церемонии, на этот раз скрыть тщательную подготовку и продуманную режиссуру было невозможно. Сценические пространства по обе стороны зрительного зала были оборудованы под своеобразные павильоны, в которых актеры Петр Федоров, Алена Бабенко, Маруся Зыкова и Алексей Агранович исполняли небольшие, яркие, эмоциональные сцены. Две операторские группы осуществляли съемку этих эпизодов в реальном времени. С помощью игры света и цвета, выверенных композиций, мягких движений камеры, перевода фокуса, точных крупных планов и планов-деталей операторы на глазах у публики преображали реальность в киноповествование: получавшаяся сочная, выразительная картинка транслировалась на большой экран перед гостями и участниками церемонии. Вообще, визуальная составляющая стала не просто украшением, а сутью и содержанием вечера.
Вадим Юсов, вручая премию «За вклад в операторское искусство» имени Сергея Урусевского оператору-постановщику фильмов «Старики-Разбойники», «Обыкновенное Чудо», «Покровские Ворота», «Барышня-Крестьянка», «Курьер» и др. Николаю Немоляеву, напомнил известное высказывание Михаила Ильича Ромма: «Кино – искусство изобразительное». «Хочется верить, - понадеялся В.Юсов, - что это мудрое изречение будет незыблемым». В ответной речи лауреат сказал, что для него самым поразительным в профессии стало открытие возможностей оператора, которому дано «трансформировать мир на экране». Обращаясь к молодому поколению операторов, Николай Немоляев пожелал внимательно относиться к окружающему миру: «Бойтесь натурализма, старайтесь преобразовать натуру, которую видите. Вы сейчас обладаете большими техническими возможностями».
Каждый номинант на премию «Белый квадрат» был представлен специально подготовленными для церемонии роликом, включающим фрагменты фильма, работа в котором оказалась высоко оценена профессионалами. Отличительная особенность премии «Белый квадрат» не только в ее краткости и минимальном количестве наград, но и в особом поощрении всех номинантов. Денису Аларкону Рамиресу (оператору-постановщику фильма «Шпион»), Геннадию Карюку («Искупление»), Сергею Трофимову («Август Восьмого»), Сергею Мачильскому («Все ушли») и Юрию Райскому («Орда») до оглашения результатов совещательной работы специально собранного жюри были вручены трофеи – тонкие и легкие «квадраты», символизирующие значимость самого факта выдвижения на премию. Председатель жюри, кинорежиссер, кинооператор и сценарист Дмитрий Долинин немного потомил публику, как будто не желая так скоро завершать операторский праздник оглашением решения, принятого им вместе с писателем, кинокритиком и сценаристом Дмитрием Быковым, кинорежиссером Николаем Досталем, кинооператором Александром Ильховским, киноведом Андреем Плаховым, художником Григорием Пушкиным и кинооператором Дмитрием Яшонковым.
Церемония «Белый квадрат» отличается особой дружественной атмосферой и душевностью. Похоже, операторы действительно, в отличие от представителей других кинематографических специальностей, способны искренне радоваться успехам своих коллег. Кажется, они и не особо расстраиваются, когда одна из самых вожделенных наград, какой, без сомнений, является «Белый квадрат», достается другому.
В этом году «Белый квадрат» достался Геннадию Карюку за операторскую работу в фильме «Искупление» (режиссер Александр Прошкин). Вполне возможно, что кто-то из номинантов нынешней премии станет лауреатом в следующий раз, ведь по-настоящему первоклассных профессионалов этой старейшей кинематографической специальности на самом деле не так много, как кажется на первый взгляд.
Смотреть полный фоторепортаж с церемонии вручения премии "Белый квадрат 2013"
Премия к своему первому юбилею завоевала не только признание, но и горячие симпатии профессионалов, для многих стала одной из любимых церемоний. Президент Премии и Президент Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России, Игорь Клебанов резонно провозглашает «Белый квадрат» Премией киноизобразительного искусства и операторским праздником.
Кроме того, Игорь Клебанов заметил, что за десять лет существования премии удалось добиться, чтобы про «Белый квадрат» стало известно не только в киносообществе. Например, в телеигре «Кто хочет стать миллионером», игрок из Пятигорска на вопрос: кому вручают премию «Белый квадрат» — официанту, кинооператору, рефери в боксе или дворнику, сначала попросил убрать два неверных варианта. А когда остались дворник и кинооператор, выиграл 50 тысяч рублей, назвав правильный ответ.
Веселый, доброжелательный тон задал юбилейной церемонии поэт Андрей Орлов, известный как Орлуша, прочитав шутливую оду операторам собственного сочинения.
Первой была вручена награда «Операторское признание», которая, видимо, в честь юбилея «Белого квадрата» стала особенной. Огромный, в несколько раз превышающий обычный приз – вылитый из металла квадрат – был вручен кафедре операторского мастерства ВГИКа. Для получения приза на сцену были приглашены все выпускники и преподаватели кафедры. Вадим Иванович Юсов отметил впечатляющий момент и его значимость: операторскому факультету скоро исполняется 90 лет.
Хотя организаторы и постоянный ведущий Алексей Агранович часто подчеркивают импровизационный характер церемонии, на этот раз скрыть тщательную подготовку и продуманную режиссуру было невозможно. Сценические пространства по обе стороны зрительного зала были оборудованы под своеобразные павильоны, в которых актеры Петр Федоров, Алена Бабенко, Маруся Зыкова и Алексей Агранович исполняли небольшие, яркие, эмоциональные сцены. Две операторские группы осуществляли съемку этих эпизодов в реальном времени. С помощью игры света и цвета, выверенных композиций, мягких движений камеры, перевода фокуса, точных крупных планов и планов-деталей операторы на глазах у публики преображали реальность в киноповествование: получавшаяся сочная, выразительная картинка транслировалась на большой экран перед гостями и участниками церемонии. Вообще, визуальная составляющая стала не просто украшением, а сутью и содержанием вечера.
Вадим Юсов, вручая премию «За вклад в операторское искусство» имени Сергея Урусевского оператору-постановщику фильмов «Старики-Разбойники», «Обыкновенное Чудо», «Покровские Ворота», «Барышня-Крестьянка», «Курьер» и др. Николаю Немоляеву, напомнил известное высказывание Михаила Ильича Ромма: «Кино – искусство изобразительное». «Хочется верить, - понадеялся В.Юсов, - что это мудрое изречение будет незыблемым». В ответной речи лауреат сказал, что для него самым поразительным в профессии стало открытие возможностей оператора, которому дано «трансформировать мир на экране». Обращаясь к молодому поколению операторов, Николай Немоляев пожелал внимательно относиться к окружающему миру: «Бойтесь натурализма, старайтесь преобразовать натуру, которую видите. Вы сейчас обладаете большими техническими возможностями».
Каждый номинант на премию «Белый квадрат» был представлен специально подготовленными для церемонии роликом, включающим фрагменты фильма, работа в котором оказалась высоко оценена профессионалами. Отличительная особенность премии «Белый квадрат» не только в ее краткости и минимальном количестве наград, но и в особом поощрении всех номинантов. Денису Аларкону Рамиресу (оператору-постановщику фильма «Шпион»), Геннадию Карюку («Искупление»), Сергею Трофимову («Август Восьмого»), Сергею Мачильскому («Все ушли») и Юрию Райскому («Орда») до оглашения результатов совещательной работы специально собранного жюри были вручены трофеи – тонкие и легкие «квадраты», символизирующие значимость самого факта выдвижения на премию. Председатель жюри, кинорежиссер, кинооператор и сценарист Дмитрий Долинин немного потомил публику, как будто не желая так скоро завершать операторский праздник оглашением решения, принятого им вместе с писателем, кинокритиком и сценаристом Дмитрием Быковым, кинорежиссером Николаем Досталем, кинооператором Александром Ильховским, киноведом Андреем Плаховым, художником Григорием Пушкиным и кинооператором Дмитрием Яшонковым.
Церемония «Белый квадрат» отличается особой дружественной атмосферой и душевностью. Похоже, операторы действительно, в отличие от представителей других кинематографических специальностей, способны искренне радоваться успехам своих коллег. Кажется, они и не особо расстраиваются, когда одна из самых вожделенных наград, какой, без сомнений, является «Белый квадрат», достается другому.
В этом году «Белый квадрат» достался Геннадию Карюку за операторскую работу в фильме «Искупление» (режиссер Александр Прошкин). Вполне возможно, что кто-то из номинантов нынешней премии станет лауреатом в следующий раз, ведь по-настоящему первоклассных профессионалов этой старейшей кинематографической специальности на самом деле не так много, как кажется на первый взгляд.
Смотреть полный фоторепортаж с церемонии вручения премии "Белый квадрат 2013"
Другие статьи по теме Премия киноизобразительного искусства «Белый Квадрат»
10.04.2024
Вручены награды XX премии киноизобразительного искусства Белый квадрат
10.04.2024
Церемония вручения XX Премии Белый квадрат
21.03.2024
Почетную награду премии Белый квадрат получит Юрий Невский
15.03.2024
Объявлены дата вручения и номинанты XX премии Белый квадрат
12.04.2023
Премия операторов Белый квадрат досталась триллеру «Казнь»
Реклама