«Жила-была одна баба» получит все возможные "Ники", так что не волнуйтесь за будущее фильма
8 апреля 2012 года в Москве в «Крокус Сити Холле» состоялась торжественная юбилейная 25 – ая церемония вручения Национальной кинематографической премии «Ника» Российской академии кинематографических искусств. Фильм Андрея Смирнова«Жила-была одна баба» стал лауреатом в номинациях «лучший фильм», «лучший сценарий», «лучшая актриса», «лучшая мужская роль второго плана», «лучший художник», «лучшая работа художника по костюмам».
О лауреатах
Фильм Андрея Смирнова и продюсера Елены Смирновой стал триумфатором юбилейной церемонии. Шесть статуэток богини Победы (скульптор Сергей Микульский) из девяти возможных. Так большинство из 575 членов Российской Академии кинематографических искусств оценили творческое возвращение Андрея Смирнова на съемочную площадку. Инвесторы, поверившие в проект, могут быть довольными. Кассовые сборы им не вернули вложенных в проект денег, зато есть награды. О них Андрей Сергеевич трогательно в финальной речи сказал: «Не случилось в моей жизни ни Канн, ни Венеции, и не надо. Награда от живых, ревнивых, страстных коллег – дороже всего». А ведь не верил Андрей Смирнов в голоса своих коллег до последнего. На торжественном обеде по случаю объявления номинантов «Ники» он публично высказал упрек председателю Экспертного Совета Национальной Академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел» Кириллу Разлогову за опережающий прогноз: «Фильм получит все возможные призы на кинопремии "Ника", так что не волнуюсь за его будущее».
Академики так усердно голосовали за номинантов «Жила-была одна баба», что получилось даже двойная «Ника» в номинации «лучшая женская роль». Дарья Екамасова свой триумф первой в актерской жизни главной роли разделила с Надеждой Маркиной(«Елена»). Сложно поверить, но для Надежды Константиновны высшая актерская награда на родине – первая. И потому так дрожал голос, когда слова благодарности произносила лауреатка Киноакадемии Азиатско-Тихоокеанского региона (Asia Pacific Screen Awards) и международных кинофестивалей в Дурбане (ЮАР), на Европейском кинофестивале в Севилье (Испания) и на фестивале нового кино в Монреале (Канада).
И радуясь за победивших актрис, одновременно огорчаюсь за прекрасных Оксану Акиньшину («Высоцкий. Спасибо, что живой»), Оксану Фандеру («Огни притона») и Ксению Раппопорт («Два дня»). Но такова воля голосовавших. Как говорит Юлий Соломонович, считают вне структуры «Ники».
Предсказания
За пару дней до церемонии в социальных сетях стали появляться прогнозы. Шло «гадание на кофейной гуще» и подкреплялось оно, как правило словами: «Один компетентный человек, близкий к высшей власти Первого канала шепнул…». Народ почему-то был уверен в том, что руководство Первого канала согласилось на трансляцию церемонии лишь в обмен на призы для фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». В сети волновались, возмущались (московские журналисты всегда активно выступали против фильма Петра Буслова) и писали о том, что Гусман сломался. «В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле» писал польский мудрец Станислав Ежи Лец. Оппоненты Первого канала почему-то не обратили внимания на скромный факт: показ накануне церемонии фильма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» в программе «Закрытый показ», который стал возможным лишь потому, что Первый канал приобрел права на него. И потому был «заинтересован» в его успехе на церемонии не меньше.
А то, что «Ника» вернулась после 10-летнего отсутствия на главный федеральный канал страны – это ведь правильно. Отечественным кинематографистам нужно заявлять о себе, а то зритель лучше знает «оскаровские» церемонии (их тоже показывают на Первом).
Вот только у меня большой вопрос, какое мнение у зрителей сложится после 25-ой юбилейной «Ники».
Трансляция по особому сценарию
«Оскар» у нас удостаивается прямой трансляция, да еще с экспертным обсуждением – ролей, артистов и их нарядов, истории кино и так далее. «Ника» - в так называемом «хоккейном режиме» идет монтажная версия, и понять логику сокращений я так и не смогла.
Я смотрела «Нику» по ТВ. А о том, что было на самой церемонии, следила по многочисленным текстовым онлайн трансляциям. И только благодаря ребятам – активистам в зале узнавала прекрасные новости. Например, в телеверсии не было эпизода награждения в честь юбилея Алексея Юрьевича Германа, Петра Ефимовича Тодоровского и Алексея Владимировича Баталова памятными золотыми «никиными» медалями. Двух режиссеров и актера рейтинговых фильмов на все времена телемонтажники посчитали фигурами несущественными?
Пропало награждение режиссера Николая Досталя за сериал «Раскол» и даже святое для Первого канала – выход Александра Маслякова и объявление лауреата в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Надо ли строить конспирологическую теорию, мол, потому что победителем была объявлена картина «А есть ли там театр?» режиссера Наны Джанелидзе? Как не было и некоторых других вручений.
Главное событие «Ники»
Но те, кто досмотрел церемонию до конца, попали в абсолютно современную ситуацию. Сокращая кинематографические эпизоды, на Первом канале оставили почти полностью финальный конфликт, который войдет в историю «Ники». Основательницы благотворительного фонда "Подари жизнь", получили специальный приз кинопремии "Ника" за помощь больным детям. Все в этом эпизоде было чересчур. И песня в исполнении Тамары Гвердцители «Добро всегда к добру», сопровождавшая фото детишек и Чулпан Хаматовой и Дины Корзун. И речь Евгения Миронова, который, говоря правильные слова о больших важных для всей страны делах «девочек», решил их защитить от «бездельников, авантюристов и ублюдков, лежащих на диване..» и критикующих.
Эти слова так явно намекали на еще недавние горячие обсуждения и осуждения Хаматовой за участие в предвыборном ролике за Путина. Ведущая финальной части церемонии Ксения Собчак отреагировала первой и, выразив уважение к деятельности Хаматовой, задала ей простой вопрос: «Если бы ты не занималась благотворительной деятельностью, ты бы поддержала кандидата в президенты Владимира Путина? Или ты бы осталась в стороне от политической деятельности?». В зале стали раздаваться свистки, актриса на вопрос не ответила. А в ютьюбе оперативно был выложен весь эпизод. Но Первый канал его показал почти полностью, кроме возвращения Евгения Миронова, который упрекнул Ксению Собчак в погоне за дешевой популярностью.
И всю ночь гудели социальные сети. Люди, в основном всегда находящиеся по одну сторону барьера, разделились на два лагеря. Одни – за Миронова, другие за Собчак. На мой вкус и слух, Евгений Миронов спровоцировал ситуацию, на которую моментально отреагировала Ксения Собчак.
Публику, сидящую на церемонии «Ника», трудно отнести к поклонникам или сторонникам ВВП. Но именно ей были адресованы слова Миронова, когда он говорил о комментариях в адрес Чулпан Хаматовой за рекламный ролик. И странно мне, что в зале обиделись не на Миронова, а на Собчак, которая не стерпела и попыталась вступиться за либеральных «ублюдков на диване». Сработала система «свой-чужой»? Не вслушиваясь в слова, в смыслы? Миронов, чтобы не делал и за кого бы не агитировал - свой, а Собчак - не имеет права ни на что, потому что «крестница ВВП»? Чудны дела...
Реплика в сторону
Кинематографическое торжество в телеверсии не получилось. Даже номинантов с трудом можно было рассмотреть только на большом экране. На синеватом фоне сцены блекло смотрелись наряды ведущих (кроме Ксении Собчак). А камера (и это уже традиция трансляций) летала по залу, но в основном по затылкам. И в синеватом освещении по ТВ абсолютно все смотрелись лысыми, а когда вдруг экран заливался красноватым оттенком, казалось, что в зале и вовсе никого нет.
Сравнение с трансляцией «Оскара», где в зале в первых рядах сидят нарядные знаменитости, где ведущий их представляет пофамильно (а вдруг кто-то не знает) будет некорректным? Но ведь каждый год хочется кинопраздника.
Верю, что Юлий Соломонович старается, но проблема рассадки гостей по важности, а не по киношности, уже который год «убивает» телекартинку, делает ее старой и вялой. Вряд ли такое «лицо кинематографа» может принести дополнительные очки в популярности среди зрителей. В том числе и в политическом сознании масс. Голливудские участники «Оскара» никогда не упускают возможности показать себя активными оппонентами правительственной политике. То они приходили на церемонию в ленточках против войны в Ираке, то поддерживали кампанию красными ленточками против СПИДа. Как и без отклика остался призыв режиссера Олега Дормана («Подстрочник») прийти всем на церемонию в белых ленточках.
Простая арифметика:
«Жила-была одна баба» - девять номинаций – шесть статуэток
«Елена» из семи номинаций – четыре награды.
«Высоцкий. Спасибо, что живой» – шесть номинаций – две «Ники»
«Сибирь. Монамур» - две номинации – одна «Ника»
Режиссер Андрей Звягинцев и актриса Елена Лядова (фильм «Елена») - абсолютные лидеры 2011 года по наградам:
Кинопремия «Ника» - «лучшая режиссерская работа», «лучшая женская роль второго план»
Кинопремия «Золотой орел» - «лучшая режиссерская работа», «лучшая женская роль второго план»
Премия кинопрессы и кинокритики «Белый слон» - «лучшая режиссерская работа» «лучшая женская роль второго плана».
ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ПРЕМИИ «НИКА» ЗА 2011 ГОД
Лучший игровой фильм:
«ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА» * студия «АС», режиссёр Андрей Смирнов, продюсеры Елена и Андрей Смирновы
«ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ» * кинокомпания «Дирекция кино»
режиссёр Пётр Буслов, продюсеры Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Николай Попов, Никита Высоцкий, Михаэль Шлихт, Пол Хэт
«ЕЛЕНА»* кинокомпания «НОН-СТОП Продакшн», режиссер Андрей Звягинцев
продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов
«СИБИРЬ. МОНАМУР» * кинокомпания «ТУНДРА Фильм», режиссёр Слава Росс
продюсеры Павел Скурихин, Вадим Жук, Игорь Чекалин, Слава Росс
«ШАПИТО-ШОУ», ЗАО «ОРГАНИК Филмз», режиссёр – Сергей Лобан, продюсер – Екатерина Герасичева
Лучший неигровой фильм:
«КНИГА ТУНДРЫ. ПОВЕСТЬ О ВУКВУКАЕ - МАЛЕНЬКОМ КАМНЕ» *
студия «Высокие широты», режиссёр – Алексей Вахрушев
«РОДИНА ИЛИ СМЕРТЬ», студия «ВЕРТОВ. Реальное кино», режиссёр Виталий Манский
«Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ» *, кинокомпания «НОН-СТОП Продакшн», режиссёры Павел Костомаров, Александр Расторгуев
Лучший анимационный фильм
«ЕЩЁ РАЗ», студия «Мастерская Александра Петрова», режиссёры Елена Петрова, Татьяна Окружнова, Наталья Павлычева, Мария Архипова, Екатерина Овчинникова, Алина Яхъяева
«ДОМАШНИЙ РОМАНС» *, кинокомпания «АКВАРИУС Фильм», режиссёр Ирина Литманович
«МЕТЕЛЬ»*, студия «ПЧЕЛА», режиссёр – Мария Муат
Лучшая режиссерская работа:
Андрей Звягинцев, «ЕЛЕНА»
Сергей Лобан, «ШАПИТО-ШОУ»
Андрей Смирнов, «ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА»
Лучшая сценарная работа:
Андрей Смирнов, «ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА»
Александр Миндадзе, «В СУББОТУ»
Олег Негин, Андрей Звягинцев, «ЕЛЕНА»
Марина Потапова, «ШАПИТО-ШОУ»
Лучшая операторская работа:
Михаил Кричман R.G.C., «ЕЛЕНА»
Александр Ильховский, «МИШЕНЬ»
Юрий Шайгарданов R.G.C., Николай Ивасив R.G.C., «ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА»
Лучшая музыка к фильму:
Леонид Десятников, «МИШЕНЬ»
Эдуард Артемьев, «ДОМ»
Жак Поляков, «ШАПИТО-ШОУ»
Лучшая работа звукорежиссера:
Владимир Литровник, «ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»
Андрей Худяков, «ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА»
Сергей Бубенко, «ДОМ»
Андрей Дергачев, Станислав Кречков, «ЕЛЕНА»
Лучшая работа художника:
Владимир Гудилин, «ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА»
Алена Кудревич, «ШАПИТО-ШОУ»
Юрий Хариков, Владимир Родимов, «МИШЕНЬ»
Лучшая работа художника по костюмам:
Людмила Гаинцева, «ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА»
Надежда Васильева, «БЕДУИН»
Татьяна Парфенова, Юрий Хариков, Ирина Милакова, Александр Петлюра,
«МИШЕНЬ»
Екатерина Шапкайц «ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»
Лучшая мужская роль:
Сергей Гармаш, «ДОМ»
Петр Зайченко, «СИБИРЬ. МОНАМУР»
Максим Суханов, «БОРИС ГОДУНОВ»
Лучшая женская роль:
Дарья Екамасова, «ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА»
Надежда Маркина, «ЕЛЕНА»
Ксения Раппопорт, «ДВА ДНЯ»
Оксана Акиньшина, «ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»
Оксана Фандера, «ОГНИ ПРИТОНА»
Лучшая мужская роль второго плана:
Роман Мадянов, «ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА»
Андрей Мерзликин, «БОРИС ГОДУНОВ»
Андрей Панин, «ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ»
Лучшая женская роль второго плана:
Елена Лядова, «ЕЛЕНА»
Евгения Добровольская, «ГРОМОЗЕКА»
Лариса Малеванная, «ДОМ»
Ирина Розанова, «ДВА ДНЯ»
Открытие года:
Дмитрий Астрахан, «ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ» (мужская роль второго плана)
Миша Процько, «СИБИРЬ. МОНАМУР» (мужская роль)
Константин Буслов, «БАБЛО» (режиссёр)
Ангелина Никонова, «ПОРТРЕТ В СУМЕРКАХ» (режиссёр)
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ СТРАН СНГ И БАЛТИИ:
«А ЕСТЬ ЛИ ТАМ ТЕАТР?!» Грузия, режиссер Нана Джанелидзе
продюсеры Нана Джанелидзе, Ираклий Трипольский
«И НЕ БЫЛО ЛУЧШЕ БРАТА», Азербайджан, Болгария, Россия, режиссер Мурад Ибрагимбеков, продюсеры Мурад Ибрагимбеков, Александр Швыдкой, Девид Шуфутиский
«ПИСЬМА АНГЕЛУ», Эстония, режиссер Сулев Кеэдус, продюсер Кайе-Эне Ряяк
«ПРЕЗУМПЦИЯ СОГЛАСИЯ», Россия, Таджикистан, режиссер Фархот Абдуллаев, продюсер Наталия Иванова
«СВИНЕЦ», Узбекистан, режиссер Зульфикар Мусаков, продюсер Национальное Агентство «УзбекКино»
* - фильмы, созданные при поддержке Министерства культуры РФ