Схема Михалкова сработала
2 ноября на заседание «оргкомитета по формированию комиссии» из 30 приглашенных в Минкульт пришло 17. В том числе, Павел Чухрай, Алексей Учитель, Глеб Панфилов, Андрей Звягинцев, Константин Бронзит, Федор Попов, Карен Шахназаров, Никита Михалков, Леонид Верещагин, Сергей Сельянов, Николай Досталь, Владимир Наумов. Кворум был. Так закончилась одна краткая, но яркая киношная война.
Напомним, что большинство голосов прежней «оскаровской» комиссии было отдано за киноэпопею «Цитадель» Никиты Михалкова, Председателя Союза кинематографистов России, что дало дополнительный повод для комментариев про узурпацию власти везде и всегда. Заинтересованное киносообщество следило за бурными выступлениями председателя комиссии, «оскароносного» Владимира Меньшова («Москва слезам не верит»), не подписавшего итоговый протокол и публично выражавшего свое несогласие выбором. С осуждением младшего брата несколько раз выступил и Андрей Кончаловский, что только добавило ситуации пикантности.
Весь октябрь в СМИ и кулуарах ломались копья на тему «Как нам преобразовать Рабкрин?». Партийный классик в знаменитой статье писал: «Несомненно, что Рабкрин представляет для нас громадную трудность и что трудность эта до сих пор не решена. Я думаю, что те товарищи, которые решают ее, отрицая пользу или надобность Рабкрина, неправы. Но я не отрицаю в то же время, что вопрос о нашем госаппарате и его улучшении представляется очень трудным, далеко не решенным и в то же время чрезвычайно насущным вопросом». Подобным насущным вопросом нынешней киноосени, нашим «Рабкрином» оказалась схема выдвижения российского фильма на «Оскар».
Никита Михалков от имени президиума Национальной Академии кинематографических искусств и наук России (премия «Золотой орел») озвучил схему обновления комиссии. Президиум даже предъявил киносообществу список из 29 фамилий тех, кто мог бы войти в обновленную оскаровскую комиссию. Участники отбирались по двум новым принципам. Первый - в комиссию будут входить представители только двух кинематографических гильдий: режиссеры и продюсеры, так как именно им вручается «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Второй - в комиссию включаются лишь «номинанты» или обладатели «Оскара», призеры кинофестивалей класса «А».
Однако, лауреат МКФ Венеции за фильм «Фауст» Александр Сокуров заявил «Интерфаксу, что не намерен участвовать «в подобных игрушечных структурах». Александр Николаевич был бескомпромиссен: «С чего Михалков вдруг решил, что он имеет право кого-то приглашать? Это мы будем решать, куда нам его приглашать и приглашать ли вообще».
С новой схемой не согласились и члены нового Киносоюза. На своем заседании они предложили расширить список представителями всех профессиональных организаций и гильдий российского кинематографа. В печати появлялись интервью, комментарии и открытое письмо, подписанное знаменитыми кинематографистами. Сергей Бодров, Марина Голдовская, Константин Бронзит, Рустам Ибрагимбеков, Андрей Кончаловский, Павел Чухрай, Владимир Меньшов, Петр Тодоровский написали: «комиссия по выдвижению на "Оскара" не может быть зависима ни от какой общественной организации - будь то академия или профессиональный союз». Авторы предложили считать «михалковский» список оргкомитетом по формированию комиссии.
2 ноября заседание «оргкомитета по формированию комиссии» длилось два часа. Предложение Киносоюза о расширении комиссии за счет представителей гильдии не нашло поддержки даже у Владимира Меньшова.
По окончании заседания Глеб Панфилов пояснил: «в результате пришли к выводу, что лучшего принципа, чем тот, что предложил Никита Сергеевич, нет. И комиссия не будет подчиняться ни одной структуре».
Правда, режиссер Николай Досталь, согласившись с разумностью михалковского предложения, тем не менее, высказал пожелание в ближайшее время выслушать и тех, кто на заседании отсутствовал.
Окончательный список комитета должен быть сформирован до августа 2012 года. Именно в этот период голливудская киноакадемия просит прислать ей список голосующих.
На должность председателя «оскаровской» комиссии Никита Михалков предложил Владимира Меньшова.