31 марта 2010 14:14
Александр Котелевский: «В нашем кино, по сути, выбран путь создания олигархов вручную»
В начале марта 2010 года состоялся последний съемочный день фильма «Любовь-морковь 3». Предлагаем вам интервью с одним из продюсеров картины, вице-президентом Гильдии продюсеров Александром Котелевским. Он рассказывает о причине переноса релиза фильма, планах кинокомпании «Реал-Дакота» и ситуации в российском кино. Был у запланированной беседы еще один повод – 8 марта Александру Котелевскому исполнилось 50 лет.
Корреспондент:
Скажите, пожалуйста, почему была перенесена дата релиза фильма «Любовь-морковь 3»?
Александр Котелевский:
Перенос весьма условен. На самом деле, она так и планировалась – на 30 декабря 2010 года. У нас уже есть опыт релиза фильма в новогодний уикенд: та же «Любовь-Морковь 2». Изучив ситуацию на рынке, мы решили, что можем выйти в новый год. Наши прокатчики «Двадцатый век Фокс» нас поддержали.
Корреспондент:
Как появилась идея создания уже второго продолжения известного фильма?
Александр Котелевский:
Любая идея предлагается сценаристом. Эта история была предложена Юрием Коротковым, сценаристом, который создал фильмы «Стиляги», «9 рота», «Авария – дочь мента» и другие. Идея понравилась сходу, и поэтому мы решили в кризисном, 2009 году её реализовать, что нам и удалось сделать.
Корреспондент:
Если у сценаристов появятся ещё интересные идеи продолжений, возможно ли появление четвертого фильма?
Александр Котелевский:
Сначала должен выйти этот фильм. Когда будет понятен результат, будут ясны все победы и недостатки, тогда можно будет говорить о будущем и принимать решение о следующих проектах. Мне кажется поспешным, когда снимают фильм и одновременно его вторую часть. Все будет понятно после проката.
Корреспондент:
Через две недели в прокат выходит фильм «Ирония любви». Как вы считаете, будет ли он успешен в прокате?
Александр Котелевский:
Я считаю, что фильм уже успешен, потому что он выходит в больший релиз, с широко развёрнутой рекламной поддержкой, на шестистах копиях. Наш проект – это один из удачных примеров сотрудничества со странами СНГ, в частности, со студией «Казахфильм». Мы показывали «Иронию любви» на Кинорынке, в итоге количество копий выросло больше чем на сотню. Фильм понравился, им заинтересовались. Кстати, он снят за довольно скромный бюджет. Я надеюсь, что с прокатом все тоже сложится.
Корреспондент:
Как вы считаете, комедия – самый перспективный жанр для проката в современной России?
Александр Котелевский:
Думаю, что да. Почти все самые успешные в коммерческом плане фильмы – это комедии. К сожалению, пока этот жанр практически единственный в широком прокате. И, это, увы, нездоровая тенденция.
Корреспондент:
Перераспределение бюджетных средств в пользу Федерального фонда поддержки кинематографии, которое вызвало протестную реакцию у многих кинематографистов, в последнее время стали называть реформой отрасли. Вы согласны с этим утверждением?
Александр Котелевский:
Реформа отрасли в моем представлении – это совсем другое. То, что происходит – это реформа распределения государственной поддержки на кинопроизводство, причем, радикальная.
Корреспондент:
Гильдия продюсеров, оказавшись вне процесса изменений в отрасли, подготовила письмо в адрес правительства после первого заседания правительственного совета по кинематографии. Вам ответили? Можно ли сказать, что начался конструктивный диалог с властью?
Александр Котелевский:
Гильдия продюсеров на основании решения общей конференции (где собрались все члены Гильдии) решила обратиться к премьер-министру страны и председателю правительственного совета по кинематографии Владимиру Владимировичу Путину со своими, так сказать, печальными опасениями и соображениями, связанными с этой реформой. Мы хотели обратить внимание на некоторые вещи, которые, к сожалению, не были услышаны. Ответ нами пока не получен. Хотя реакция на письма других членов киносообщества, которые тоже обращались к Владимиру Путину, есть. Это были обращения крупных режиссеров игрового, неигрового, анимационного кино.
Главное наше предложение сводилось к организации финансирования по иному принципу. Ни в одной стране мира нет поддержки юридических лиц. Есть поддержка проектов. Благодаря начавшейся реформе, мы изучили большое количество информации, касающейся системы работы подобных фондов в других странах мира. Когда продюсер обращается за господдержкой, то пятьдесят процентов баллов, которые он получает, связаны с оценкой его компании – юридического лица. То есть, происходит экспертиза всего – финансового состояния, кредитоспособности, истории компании, её успехов и неудач и т.д. Остальные пятьдесят процентов начисляются непосредственно за сам проект – избранный жанр, качество сценариев и т.д.
В нашей стране, по сути, выбран путь создания олигархов вручную. Выбрано некое количество компаний, количество которых будет варьироваться. Как сказал Сергей Толстиков, руководитель фонда, будут выбраны несколько компаний, которые в течение двух лет, будут получать деньги на производство.
Корреспондент:
Гильдия продюсеров активно борется против пиратства. Какие вы видите способы решения этой проблемы?
Александр Котелевский:
Прежде всего Гильдия продюсеров выступает за комплексное поднятие отрасли. Главное – привлечение кинозалов. Мы пытаемся предпринимать шаги во всех направлениях. Пиратство сейчас тоже очень важная проблема. Прежде всего интернет-пиратство, которое по популярности уже обогнало DVD-пиратство. Появление фильма в интернете происходит на второй-третий день проката фильма. Приводятся разные данные – от 10 до 40% прибыли недополучают наши продюсеры.
Следующая проблема, которая нас волнует – это электронный билет. Как вы знаете, он позволяет, во-первых, иметь корректное представление о сборах в России по каждому проекту каждой компании, и, во-вторых, уменьшает возможность воровства в системе кинопоказов.
Корреспондент:
В прошлом году президента Гильдии продюсеров России Рената Давлетьярова избрали вице-президентом FIAPF – авторитетной международной организации продюсеров. Говорит ли это о том, что международная сфера станет для отечественных продюсеров приоритетной?
Александр Котелевский:
Мы с Ренатом Давлетьяровым были на генеральной ассамблеи этой организации, которая проходила в рамках Берлинского кинофестиваля. Там было много интересного, в том числе и касающегося России. Это организация, которая регулируют многое, что связано с продюсерским бизнесом. А в наших условиях международная сфера для нас становится приоритетной по одной простой причине – в кинопроизводстве сейчас используются такие бюджеты, которые нельзя окупить только за счет внутреннего рынка. Ведь зритель воспитан на американском высокобюджетном кино. Американская картина с бюджетом в 200 миллионов долларов, в конце концов, претендует на такие же сборы в России, как и российская картина с бюджетом в четыре или пять миллионов. В общем, наш зритель воспитан на лучших образцах американском кино, и потому мы должны наращивать производственный бюджет, чтобы улучшить качество производимых продуктов. Мы должны искать сначала пробные, а потом и уверенные ходы на международный рынок, хотя бы в каких-то видах продуктов. Больше бюджет – лучше качество.
Корреспондент:
Что нужно сделать, чтобы кино могло двигаться дальше?
Александр Котелевский:
Правительство говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, об инновациях, и в то же время происходят серьезнейшие изменения в отрасли, мало учитывающие интересы всех участников кинорынка. А ведь у каждого продюсера есть своя компания, команда. Конечно, не совсем ясно, что делать в этой ситуации, и это вызывает серьезные волнения. В продюсерах, надо полагать, останется небольшое количество человек. С одной стороны, это хорошо, с другой – неправильно не замечать того, что было сделано позитивного за эти годы. Надо вводить плавную реформу. Нужно прежде всего проанализировать и зафиксировать на научном уровне то состояние, которое у нас в кино было, и то, к которому мы хотим перейти. И самое важное – разработать схему перехода.
Корреспондент:
Недавно вы отпраздновали 50-летний юбилей. Можно ли подвести какие-то предварительные итоги? В кино вы пришли из бизнеса. Почему вы решили заняться кинематографом? Каковы ваши зрительские предпочтения?
Александр Котелевский:
Вообще я любил кино с детских лет. Я был завсегдатаем кинотеатра «Иллюзион». И никогда не помышлял, что кинематограф станет моей профессией, но так сложилось. Моим продюсерским дебютом был фильм «Спартак и Калашников». В фильме снялась моя собака, а в учебке, где я служил, отсняли несколько сцен…Так и пошло, покатилось. В принципе, известны фильмы, которые я сделал.
Мы с Ренатом Давлетьяровым являемся классическими независимыми продюсерами – за нами нет ни олигархов, ни телеканалов… У нас нет безвозвратных денег. Мы стараемся снимать фильмы, которые были бы интересны зрителю. Конечно, в итоге мы стараемся получить качественный результат как с художественной, так и экономической точки зрения. А итоги я подводить не хочу – хотя бы в ближайшие сто пятьдесят лет.
Корреспондент:
Скажите, пожалуйста, почему была перенесена дата релиза фильма «Любовь-морковь 3»?
Александр Котелевский:
Перенос весьма условен. На самом деле, она так и планировалась – на 30 декабря 2010 года. У нас уже есть опыт релиза фильма в новогодний уикенд: та же «Любовь-Морковь 2». Изучив ситуацию на рынке, мы решили, что можем выйти в новый год. Наши прокатчики «Двадцатый век Фокс» нас поддержали.
Корреспондент:
Как появилась идея создания уже второго продолжения известного фильма?
Александр Котелевский:
Любая идея предлагается сценаристом. Эта история была предложена Юрием Коротковым, сценаристом, который создал фильмы «Стиляги», «9 рота», «Авария – дочь мента» и другие. Идея понравилась сходу, и поэтому мы решили в кризисном, 2009 году её реализовать, что нам и удалось сделать.
Корреспондент:
Если у сценаристов появятся ещё интересные идеи продолжений, возможно ли появление четвертого фильма?
Александр Котелевский:
Сначала должен выйти этот фильм. Когда будет понятен результат, будут ясны все победы и недостатки, тогда можно будет говорить о будущем и принимать решение о следующих проектах. Мне кажется поспешным, когда снимают фильм и одновременно его вторую часть. Все будет понятно после проката.
Корреспондент:
Через две недели в прокат выходит фильм «Ирония любви». Как вы считаете, будет ли он успешен в прокате?
Александр Котелевский:
Я считаю, что фильм уже успешен, потому что он выходит в больший релиз, с широко развёрнутой рекламной поддержкой, на шестистах копиях. Наш проект – это один из удачных примеров сотрудничества со странами СНГ, в частности, со студией «Казахфильм». Мы показывали «Иронию любви» на Кинорынке, в итоге количество копий выросло больше чем на сотню. Фильм понравился, им заинтересовались. Кстати, он снят за довольно скромный бюджет. Я надеюсь, что с прокатом все тоже сложится.
Корреспондент:
Как вы считаете, комедия – самый перспективный жанр для проката в современной России?
Александр Котелевский:
Думаю, что да. Почти все самые успешные в коммерческом плане фильмы – это комедии. К сожалению, пока этот жанр практически единственный в широком прокате. И, это, увы, нездоровая тенденция.
Корреспондент:
Перераспределение бюджетных средств в пользу Федерального фонда поддержки кинематографии, которое вызвало протестную реакцию у многих кинематографистов, в последнее время стали называть реформой отрасли. Вы согласны с этим утверждением?
Александр Котелевский:
Реформа отрасли в моем представлении – это совсем другое. То, что происходит – это реформа распределения государственной поддержки на кинопроизводство, причем, радикальная.
Корреспондент:
Гильдия продюсеров, оказавшись вне процесса изменений в отрасли, подготовила письмо в адрес правительства после первого заседания правительственного совета по кинематографии. Вам ответили? Можно ли сказать, что начался конструктивный диалог с властью?
Александр Котелевский:
Гильдия продюсеров на основании решения общей конференции (где собрались все члены Гильдии) решила обратиться к премьер-министру страны и председателю правительственного совета по кинематографии Владимиру Владимировичу Путину со своими, так сказать, печальными опасениями и соображениями, связанными с этой реформой. Мы хотели обратить внимание на некоторые вещи, которые, к сожалению, не были услышаны. Ответ нами пока не получен. Хотя реакция на письма других членов киносообщества, которые тоже обращались к Владимиру Путину, есть. Это были обращения крупных режиссеров игрового, неигрового, анимационного кино.
Главное наше предложение сводилось к организации финансирования по иному принципу. Ни в одной стране мира нет поддержки юридических лиц. Есть поддержка проектов. Благодаря начавшейся реформе, мы изучили большое количество информации, касающейся системы работы подобных фондов в других странах мира. Когда продюсер обращается за господдержкой, то пятьдесят процентов баллов, которые он получает, связаны с оценкой его компании – юридического лица. То есть, происходит экспертиза всего – финансового состояния, кредитоспособности, истории компании, её успехов и неудач и т.д. Остальные пятьдесят процентов начисляются непосредственно за сам проект – избранный жанр, качество сценариев и т.д.
В нашей стране, по сути, выбран путь создания олигархов вручную. Выбрано некое количество компаний, количество которых будет варьироваться. Как сказал Сергей Толстиков, руководитель фонда, будут выбраны несколько компаний, которые в течение двух лет, будут получать деньги на производство.
Корреспондент:
Гильдия продюсеров активно борется против пиратства. Какие вы видите способы решения этой проблемы?
Александр Котелевский:
Прежде всего Гильдия продюсеров выступает за комплексное поднятие отрасли. Главное – привлечение кинозалов. Мы пытаемся предпринимать шаги во всех направлениях. Пиратство сейчас тоже очень важная проблема. Прежде всего интернет-пиратство, которое по популярности уже обогнало DVD-пиратство. Появление фильма в интернете происходит на второй-третий день проката фильма. Приводятся разные данные – от 10 до 40% прибыли недополучают наши продюсеры.
Следующая проблема, которая нас волнует – это электронный билет. Как вы знаете, он позволяет, во-первых, иметь корректное представление о сборах в России по каждому проекту каждой компании, и, во-вторых, уменьшает возможность воровства в системе кинопоказов.
Корреспондент:
В прошлом году президента Гильдии продюсеров России Рената Давлетьярова избрали вице-президентом FIAPF – авторитетной международной организации продюсеров. Говорит ли это о том, что международная сфера станет для отечественных продюсеров приоритетной?
Александр Котелевский:
Мы с Ренатом Давлетьяровым были на генеральной ассамблеи этой организации, которая проходила в рамках Берлинского кинофестиваля. Там было много интересного, в том числе и касающегося России. Это организация, которая регулируют многое, что связано с продюсерским бизнесом. А в наших условиях международная сфера для нас становится приоритетной по одной простой причине – в кинопроизводстве сейчас используются такие бюджеты, которые нельзя окупить только за счет внутреннего рынка. Ведь зритель воспитан на американском высокобюджетном кино. Американская картина с бюджетом в 200 миллионов долларов, в конце концов, претендует на такие же сборы в России, как и российская картина с бюджетом в четыре или пять миллионов. В общем, наш зритель воспитан на лучших образцах американском кино, и потому мы должны наращивать производственный бюджет, чтобы улучшить качество производимых продуктов. Мы должны искать сначала пробные, а потом и уверенные ходы на международный рынок, хотя бы в каких-то видах продуктов. Больше бюджет – лучше качество.
Корреспондент:
Что нужно сделать, чтобы кино могло двигаться дальше?
Александр Котелевский:
Правительство говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, об инновациях, и в то же время происходят серьезнейшие изменения в отрасли, мало учитывающие интересы всех участников кинорынка. А ведь у каждого продюсера есть своя компания, команда. Конечно, не совсем ясно, что делать в этой ситуации, и это вызывает серьезные волнения. В продюсерах, надо полагать, останется небольшое количество человек. С одной стороны, это хорошо, с другой – неправильно не замечать того, что было сделано позитивного за эти годы. Надо вводить плавную реформу. Нужно прежде всего проанализировать и зафиксировать на научном уровне то состояние, которое у нас в кино было, и то, к которому мы хотим перейти. И самое важное – разработать схему перехода.
Корреспондент:
Недавно вы отпраздновали 50-летний юбилей. Можно ли подвести какие-то предварительные итоги? В кино вы пришли из бизнеса. Почему вы решили заняться кинематографом? Каковы ваши зрительские предпочтения?
Александр Котелевский:
Вообще я любил кино с детских лет. Я был завсегдатаем кинотеатра «Иллюзион». И никогда не помышлял, что кинематограф станет моей профессией, но так сложилось. Моим продюсерским дебютом был фильм «Спартак и Калашников». В фильме снялась моя собака, а в учебке, где я служил, отсняли несколько сцен…Так и пошло, покатилось. В принципе, известны фильмы, которые я сделал.
Мы с Ренатом Давлетьяровым являемся классическими независимыми продюсерами – за нами нет ни олигархов, ни телеканалов… У нас нет безвозвратных денег. Мы стараемся снимать фильмы, которые были бы интересны зрителю. Конечно, в итоге мы стараемся получить качественный результат как с художественной, так и экономической точки зрения. А итоги я подводить не хочу – хотя бы в ближайшие сто пятьдесят лет.
Реклама