Дмитрий Рудовский: «Мы умеем снимать жанровое кино»
К жанровым фильмам российского производства в отечественном киносообществе нередко относятся с предубеждением. Не успеет картина выйти в прокат, как ее уже записывают в посредственную копию голливудских блокбастеров. Одним из наиболее ожидаемых жанровых фильмов 2010 года обещает стать «Фобос. Клуб страха» - мистический триллер об узниках ночного клуба – бункера, внезапно превратившегося в тюрьму для нескольких легкомысленных молодых людей. О том, сможет ли фильм занять достойное место в одном ряду с его зарубежными конкурентами, мы поинтересовались у одного из его продюсеров, генерального директора «Art Pictures Studio» Дмитрия Рудовского.
Корреспондент:
На презентации компании «Art pictures media» в рамках 80-го Кинорынка был представлен отрывок из фильма «Фобос», который многие сравнили с «Комнатой страха» Дэвида Финчера. Картина изначально создавалась по образцам лучших камерных триллеров из Голливуда?
Дмитрий Рудовский:
Нет. Все эти параллели возникли позже. Сценарий написал Александр Шевцов, известный по фильму «Мы из будущего». Он черпает вдохновение из своей основной профессии, работая оперуполномоченным в уголовном розыске. Ему не нужно смотреть голливудские фильмы и читать чужие фантастические романы, чтобы придумывать такие сюжеты. Он четко выстраивает логическую цепочку, чего не хватает многим нашим сценаристам. Как личность неординарная Александр находит парадоксальные сюжеты и мастерски вписывает их в жесткие логические схемы, в результате чего получаются очень необычные истории с весьма поучительными финалами.
Корреспондент:
Наш зритель не привык к подобным фильмам из России. Популярно мнение, что российские кинематографисты вообще не умеют создавать жанровое кино. Вы не согласны с этим?
Дмитрий Рудовский:
Прежде наши кинематографисты умело работали в этом жанре. Потом настал период безвременья, когда в России был утерян жанровый кинематограф. И это дает основание говорить, что у нас нет опыта ни в одном из жанров. Сегодня киноиндустрия возрождается и заново учится создавать и комедии, и драмы, и триллеры, и фильмы ужасов. Ярко выраженных законодателей моды на этом рынке нет. Безусловно, голливудская продукция преобладает ввиду того, что эта индустрия развивалась последовательно и без таких перепадов, как у нас. У американцев сильнее творческая и техническая база, есть компании, которые специализируются именно на жанрах. Но первенство Голливуда совершенно не говорит о том, что мы в России не должны делать жанровое кино.
Корреспондент:
Как обычно Вы отвечаете на обвинения в подражании Голливуду, предъявляемые фильму «Фобос. Клуб страха»?
Дмитрий Рудовский:
Рекламная кампания только началась, и недоброжелательно настроенная часть аудитории сразу же стала обвинять нас в том, что мы что-то украли у Голливуда. Эти люди судят о фильме по трейлеру, сделанному из качественно снятого материала и хорошо смонтированному и, следовательно, похожему на трейлеры голливудских фильмов. Его отметили как наши профессионалы, так и зарубежные, которые видели его на Международном кинорынке в США. Но с другой стороны, ассоциации с Голливудом говорят о том, что нам удалось сделать качественный продукт международного уровня. Зрителей привлечет высокое качество картинки и исполнения, запоминающийся саундтрек, да и сам сюжет, ни у кого не заимствованный. Следует отметить, что сюжет у нас привязан к нашей действительности. И финал фильма необычен для триллера.
Корреспондент:
Могли бы Вы озвучить цифру бюджета картины?
Дмитрий Рудовский:
Фильм относится к среднебюджетным. Основная цифра – полтора миллиона, и еще на миллион долларов мы получили спонсорскую поддержку, то есть в целом картина стоила примерно $2,5 миллиона. Когда на американском кинорынке мы разговаривали с потенциальными покупателями, они были очень удивлены, что мы сняли картину такого уровня за столь небольшие деньги. В Америке бюджеты фильмов подобного жанра, качество которых бывает значительно ниже, колеблются в рамках 8–12 миллионов.
Корреспондент:
Каким количеством копий Вы планируете выпустить картину в прокат?
Дмитрий Рудовский:
Мы ориентируемся на 300 копий.
Корреспондент:
Как Вы думаете, сможет ли фильм себя окупить?
Дмитрий Рудовский:
В прокате мы планируем окупить затраты. Мы предполагаем, что кассовые сборы картины будут порядка 100 миллионов рублей – вполне достижимая цифра.
Корреспондент:
В вашем фильме все роли у молодых актеров, некоторые из них – дебютанты. Справились ли ребята со сложными актерскими задачами, и есть ли у них шанс стать звездами после премьеры фильма?
Дмитрий Рудовский:
Весь сюжет фильма держится именно на актерской игре. Актеры молодые, но большинство из них обладают хорошим опытом. Некоторые из них уже кинозвезды, такие как Агния Кузнецова и Петр Федоров. У Алексея Воробьева огромный опыт сценической работы. Дебютантами в полном смысле этого слова были только Татьяна Космачева и Тимофей Каратаев, но они справились с этой ролью на пятерку.
Корреспондент:
Как Вы думаете, вызовет ли фильм интерес у фестивальной аудитории?
Дмитрий Рудовский:
Фильм принимал участие в «Проекте на Завтра», организованном силами Варшавского кинофонда и кинофестиваля 2morrow, где попал в поле зрения программного директора международного кинофестиваля «Трайбека» Дэвида Кока, который выразил желание показать его в рамках своего фестиваля. Этот киносмотр отличается тем, что демонстрирует разнообразные по жанру картины, не относящиеся только к артхаусу. Отборщики престижного кинофестиваля в Сиетле, который состоится месяц спустя после «Трайбеки», также заинтересовались фильмом. Если бы мы поставили себе цель сделать картину фестивальной, она бы могла такой стать. Но мы не уверены в необходимости этого, так как «Фобос. Клуб страха» не артхаус, а мейнстрим чистой воды.
Корреспондент:
Будет ли картина интересна зрителям старше героев фильма?
Дмитрий Рудовский:
Несомненно. Мы недавно показывали фильм Игорю Мишину – одному из руководителей канала МУЗ-ТВ и кинопродюсеру в кругу его семьи. На просмотре присутствовало 3 поколения – родители, дети и бабушка, посмотревшая картину на одном дыхании и признавшаяся, что было очень интересно. И это не единственный пример. Не только молодежная, но и зрелая аудитория относятся к фильму с большим интересом.
Корреспондент:
Как бы Вы определили жанр «Фобоса»?
Дмитрий Рудовский:
Мистический триллер. Поклонников фильма «Пила» или «Хостел» он разочарует, так как там никого не режут на части. Наш фильм построен на нетривиальном сюжете, развитии характеров, взаимоотношениях героев и экстремальных ситуациях, в которые они попадают. А сверхзадача – научить людей не бояться совершать смелые поступки и решаться на выбор в своей жизни.
Корреспондент:
В ноябре компания «Art Pctures Media» участвовала в американском кинорынке American film market. Какие результаты были достигнуты?
Дмитрий Рудовский:
Прежде мы принимали участие в европейских кинорынках, но американский кинорынок более компактный, деловой и энергичный, более ориентированный на покупки и продажи. Европейские же рынки, например, Каннский или Берлинский, тесно связаны с фестивалями, которые там проходят. И соответственно на них в значительной мере представлено фестивальное и артхауcное кино. По количеству сделок американский кинорынок более результативный. Туда люди приезжают хорошо подготовленными.
Корреспондент:
В каком режиме и атмосфере обычно происходит это мероприятие?
Дмитрий Рудовский:
Кинорынок – это довольно сложная комбинация возможностей влиять на решение покупателя. Есть отдельная тусовка байеров, которые пользуются особым уважением, так как привозят деньги. Для них создаются привилегированные с точки зрения просмотров условия. В месте проведения кинорынка есть также общий холл, куда можно входить без бейджиков. И там с утра до вечера толчется много народу, создавая атмосферу, как на бирже. Кроме того, все прилегающие ресторанчики заняты людьми, которые приезжают на кинорынок, не имея своего стенда. То, что у нас проходит в виде презентаций, когда прокатчики показывают трейлеры и рассказывают о картинах, а все сидят и слушают, такого, конечно, нет. Роль презентаций играют стенды, работающие нон-стоп. Здесь крутятся трейлеры, раздаются промо-материалы, ведутся переговоры с потенциальными покупателями. Но проводятся и скрининги, когда фильмы показывают полностью на большом экране и с хорошим звуком, чтобы байеры могли оценить их прокатный потенциал. Наша компания на кинорынке показывала «Обитаемый остров» и «Фобос».
Корреспондент:
Удалось ли Вам заключить сделки по этим картинам?
Дмитрий Рудовский:
Мы даже не ожидали настолько внушительного объема по продажам. Процентов 80 подходивших к нам были покупателями «Обитаемого острова», который мы продвигали очень масштабно. Более ста контактов собрали по этой картине. Мы также раздали большое количество промо-материалов по «Фобосу», заключили договор о покупке фильма с японцами, которые уже знали о нас по предварительной рассылке. Договорились о прокате картины в Корее и Тайланде. А в Соединенных Штатах наши коллеги выразили желание сделать ремейк «Фобоса». Это не первый подобный случай в российском кино. Были заключены договора на ремейки фильмов «Юленька», «Мертвые дочери», «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Американцы таким путем создают своеобразный банк данных. Они находят успешное качественное кино, и если видят, что в фильме есть коммерческая составляющая, покупают права и делают картины, адаптированные для американской аудитории. Как, например, фильм «Такси» продюсера Люка Бессона. Американцы купили права на этот сценарий и сделали свое «Нью-йоркское такси».
Корреспондент:
Планируете ли Вы продолжать практику участия в международных кинорынках?
Дмитрий Рудовский:
Конечно. Сейчас мы поедем на Берлинский кинорынок. Начинаем готовиться к Каннскому. Эта работа идет постоянно.
Корреспондент:
Увенчалось ли успехом для молодой дистрибьюторской компания «Art Pictures Media» участие в российском кинорынке в декабре 2009 года?
Дмитрий Рудовский:
У российского кинорынка, на мой взгляд, другие задачи. Это локальный рынок, где все друг друга знают. У компании «Art Рictures Мedia» на ближайшие полгода нет релизов с количеством копий 600-700, когда нужно плотно работать с региональными кинотеатрами. Поэтому нашей основной задачей было договориться с основными игроками рынка по тем условиям и возможностям, которыми мы располагаем.
Корреспондент:
Чем стратегия «Art Рictures Мedia» будет отличаться от других дистрибьюторских компаний? Она была создана, прежде всего, для того, чтобы прокатывать фильмы, произведенные студией «Art Рictures»?
Дмитрий Рудовский:
Безусловно, компания нацелена в основном на то, чтобы правильно подавать на рынке картины Студии. А отличаемся мы от других компаний, в первую очередь, присутствием Федора Бондарчука среди учредителей. Интерес к его деятельности чрезвычайно высок.
Корреспондент:
Собираетесь ли Вы активно задействовать Интернет-ресурсы в рекламной компании «Фобоса»?
Дмитрий Рудовский:
Я не вижу в этом особого смысла, так как значительная часть Интернет-аудитории, будучи киноманами, в кино не ходит. Они как раз являются основными потребителями пиратской продукции, размещенной в сети. Поэтому мы не считаем нужным размещать большое количество рекламы в Интернете, чтобы лишний раз не давать повода пользователям узнать, где и когда они смогут скачать наш фильм. Кино надо рекламировать тем, кто ходит в кинотеатры.
Корреспондент:
Как продвигается работа над международным анимационным 3D-проектом под рабочим названием «Боб», которым занимается ваша студия?
Дмитрий Рудовский:
Начало производства этого проекта у нас сдвинулось больше, чем на год. Это связано с финансовым кризисом, который коснулся всех стран, занятых в проекте. Но определенный объем работы был уже проделан, что позволит нам возобновить проект не с нуля. В этой паузе оказались и свои плюсы, так как кризис скорректировал цены на рынке, и стоимость проекта не увеличилась. Но пока мне трудно сказать, когда именно мы начнем производство.
Корреспондент:
Запланированы ли у Вас другие проекты совместного производства на ближайшее время?
Дмитрий Рудовский:
Мы планируем делать картину «Онегин» вместе со студией ХХ век Фокс.
Снимать ее будет Артем Аксененко, который работал вторым режиссером на картине «Обитаемый остров». Он прошел хорошую школу, поэтому ему доверена работа над этим фильмом. Картина не станет точной экранизацией пушкинского «Онегина». Мы откажемся от стихотворной формы, действие будет перенесено в наши дни, но будут сохранены основные характеры и фабула. Сверхзадача этой картины – показать, насколько преемственны культурные традиции и модели поведения на протяжении столетий. Читая русскую классическую литературу, мы находим много общего с сегодняшним днем.
Корреспондент:
В ряду ваших проектов на 2010 год также стоят такие постановки, как «Азазель» и «Сталинград». Могли бы вы рассказать о них поподробнее?
Дмитрий Рудовский:
«Азазель» - это проект, который мы делаем совместно с американскими продюсерами. Федор Бондарчук выступает в качестве режиссера. Студия отвечает за производство фильма на территории Российской Федерации и частично на территории Венгрии. Мы же станем дистрибьюторами фильма в России. Съемочный период запланирован с конца февраля по середину мая 2010 года. Фильм будет сниматься на английском языке с участием зарубежных звезд: Милы Йовович, Антона Ельчина и Хелен Миррен. «Сталинград» будет реализован двумя компаниями – «Non-stop production» Сергея Мелькумова и Александра Роднянского, и нашей -«Art Рictures Studio». К съемкам этого проекта, режиссером которого станет также Федор Бондарчук, планируется приступить в конце 2010 года.