Екатерина Хохлова: «Наша цель – связать книгу и кино»
В течение нескольких лет кинообщественность была обеспокоена судьбой богатейшей и старейшей библиотеки по кино, существующей с 1934 г. и находившейся с конца 2005 г. на балансе Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. Недавно свершилось событие огромного культурного значения: фонд не только нашел себе постоянное пристанище, но, что намного важнее, стал общественным достоянием. Какова история книжного фонда Киноакадемии, кто и как теперь может пользоваться его материалами и другими книгами о кино, хранящимися в Библиотеке киноискусства, что ждет посетителей и читателей, каковы творческие планы этой специализированной библиотеки, нам рассказала директор Библиотеки киноискусства им. С.М. Эйзенштейна Екатерина Хохлова.
Е.Хохлова:
У библиотеки по киноискусству длинная история. Она возникла при Московском Доме кино, который открылся в мае 1934 г. по адресу Васильевская ул., 13. После создания в 1965 г. Союза кинематографистов СССР библиотека была передана на баланс этой организации. Когда в конце 1980-х гг. было построено здание «Киноцентра» на Красной Пресне, фонд был перевезен туда и находился там до 2005 г., уже как библиотека «Киноцентра». Затем, после продажи своей части акций «Киноцентра», Союз кинематографистов РФ передал книжный фонд Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, у которой на тот момент не было своего помещения. Поэтому Киноакадемия приняла предложение, выдвинутое начальником Управления культуры ЦАО г. Москвы Р.Р. Крыловым-Иодко по инициативе группы кинематографистов во главе с В.Я. Вульфом и В.Ю. Шмыровым, о передаче фонда на временное хранение в филиал Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова в Каретном ряду.
Год назад, в апреле 2008 г., решением Правительства Москвы на базе этого филиала было создано Государственное учреждение культуры «Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна». И вот недавно Национальная Академия кинематографических искусств и наук России приняла решение о передаче своего книжного фонда в дар городу Москве, при этом было оговорено, что фонд войдет в собрание Библиотеки киноискусства им. С.М. Эйзенштейна как мемориальный фонд Киноакадемии.
У нас уже есть книги, подаренные разными людьми и организациями. Так, нам передали книги из личных библиотек известных киноведов Александра Караганова, Неи Зоркой, Валентины Колодяжной, Кирилла Огнева, сейчас нам передает свою библиотеку Майя Туровская. Каждое из переданных собраний будет храниться как мемориальный фонд, носящий имя его прежнего владельца. Но, безусловно, самым большим по объему и самым значительным станет фонд Киноакадемии.
Корреспондент:
То есть фонд Киноакадемии переходит в открытое пользование и обретает уже не музейный, а именно библиотечный характер?
Е.Хохлова:
Собственно, и раньше этот фонд был доступен для пользования, другое дело, что он был известен только узкому кругу специалистов и пользовались им исключительно кинематографисты, в первую очередь члены СК. Теперь, когда этот фонд становится частью Библиотеки киноискусства, мы сможем ввести его в электронный каталог, который будет доступен не только москвичам, но и любому, кто подключен к библиотечной компьютерной сети. Таким образом, этим фондом смогут пользоваться тысячи людей из разных стран.
Мы очень благодарны Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, которая сохранила этот уникальный фонд и передала его в дар городу, и особенно благодарны за то, что Киноакадемия выбрала именно нашу библиотеку. Ведь фонд могли передать ВГИКу для пользования педагогами и студентами или в НИИ киноискусства для работы научных сотрудников, но фонд передали городу в общественное пользование. Возможно, со стороны это событие воспринимается как рядовое, но, на самом деле, оно имеет огромное значение и является образцом для подражания. Передача фонда в пользование населению – это поступок в лучших традициях российского и именно московского меценатства. Кино по-прежнему остается самым популярным из искусств, особенно среди молодежи, и тем важнее возможность сделать доступными для широких масс те уникальные книги и материалы по истории и теории кино, которые хранятся в этой библиотеке.
Корреспондент:
Кто может пользоваться книгами, находящимися в Библиотеке киноискусства?
Е.Хохлова:
Любой человек. Библиотека киноискусства является общедоступной, следовательно, она предоставляет возможность пользования ее фондами всем слоям населения, без ограничений по уровню образования или специальности. Поэтому каждый желающий, будь то москвич или приезжий, может записаться в библиотеку и работать в читальном зале.
Корреспондент:
Откроется ли в библиотеке абонемент, можно ли будет брать книги домой?
Е.Хохлова:
Абонемент у нас обязательно будет, но не в ближайшее время. Это связано с техническими и организационными проблемами.
Корреспондент:
Как пополняется фонд Библиотеки киноискусства?
Е.Хохлова:
Библиотека пополняется за счет двух источников. Первый – это комплектование за счет финансирования, которое мы получаем из московского бюджета. В прошлом году нам выделили большую сумму на закупку книг и подписку, благодаря чему мы смогли пополнить фонд новыми изданиями, и не только по кино, но и другим видам искусства.
Сейчас из-за кризиса финансирование резко снизилось. Но у нас есть второй источник получения книг – это дары. В сентябре 2008 г. в рамках кинофестиваля «Московская премьера» нашей Библиотекой была объявлена акция «Подари городу книгу о кино». В этом году мы собираемся провести такую же акцию с 19 по 26 августа. Каждый желающий мог получить в обмен на книгу о кино билет на показы и мероприятия кинофестиваля «Московская премьера». Тогда мы получили около 2 000 книг, но и после окончания фестиваля нам продолжали приносить книги, открытки, фотографии актеров. Многие кинематографисты дарят нам свои книги. Среди наших дарителей режиссеры Юрий Норштейн, Евгений Цымбал, Павел Руминов, киноведы Майя Туровская, Кирилл Разлогов, Борис Берман, Петр Шепотинник и другие. Плюс к этому новые книги о кино любезно дарят нам многие книжные издательства.
Корреспондент:
Акция «Подари городу книгу о кино» была завязана на билетах?
Е.Хохлова:
Сначала да, кто-то приносил книги в обмен на билеты, но потом оказалось, что люди готовы просто подарить книги, узнав, что есть такая специализированная библиотека. И что важно, очень многие не хотят выкидывать ненужные им книги. Люди предпочитают отдать книги в библиотеку, и не просто в какую-то, а в профильную. Бывает, нам звонят, особенно пожилые люди, и просят приехать и забрать у них книги. Нам присылали книги из Краснодарского края, из Таганрога, Старого Оскола… Люди готовы передать книги в библиотеку абсолютно бескорыстно и за свой счет отправляют посылки и бандероли, просто потому, что с уважением относятся к печатному слову. Это традиция, идущая от тех времен, когда людей с детства приучали уважать книгу, и отношение это сохранилось у многих до сих пор, что очень приятно.
Корреспондент:
Кто основные читатели Библиотеки киноискусства?
Е.Хохлова:
Наши читатели делятся на несколько категорий. В первую очередь, это специалисты по кино и искусству: киноведы, режиссеры, сценаристы… Вторая категория – студенты из разных институтов, не только из ВГИКа, но и из других гуманитарных вузов. Третья – люди, которые интересуются искусством, любят кино, хотят узнать о нем больше. Кроме того, к нам часто приходят пожилые люди, живущие в этом районе – ведь библиотека в этом доме существует с 1957 г., сначала как районная Библиотека им. М.Ю. Ломоносова, затем как филиал Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова, а ныне как Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна.
Корреспондент:
Какие у Библиотеки кино планы, надежды?
Е.Хохлова:
Изначально, когда библиотека создавалась, она задумывалась как культурный центр, в который люди могли бы приходить, чтобы не просто прочитать книгу или статью о кино, но и иметь возможность увидеть на экране фильм, о котором идет речь в этой книге. Наша цель – связать книгу и кино.
Пока, на данном этапе, реализовать все задумки довольно сложно, но мы работаем над тем, чтобы любой человек мог не только получить в библиотеке книгу, но и посмотреть интересующий его фильм. Проблема заключается в том, что показ фильмов связан с законом об авторском праве.
Корреспондент:
То есть вы хотите создать в Библиотеке видеотеку, открытую для всеобщего пользования?
Е.Хохлова:
Именно так. Мы планируем создать видеотеку из DVD-дисков, которые можно будет просматривать тут же в читальном зале, на компьютере. Например, если читатель изучает проблему монтажа, то мы хотим дать ему возможность не только прочитать труды Сергея Эйзенштейна, но и посмотреть «Броненосец «Потемкин», чтобы увидеть, как теория воплощается на практике.
Корреспондент:
Если видеотека – это вопрос будущего, то показы в видеозале на 100 мест – это уже реальность и практика Библиотеки?
Е.Хохлова:
Да, на протяжении прошедшего года в нашем видеозале «Классика» два-три раза в неделю проводились показы по определенным программам. Мы провели фестиваль, посвященный юбилею А.В. Баталова, фестиваль «Николай Гоголь. Кинематографические раритеты» к 200-летию со дня рождения писателя. В новом сезоне, то есть с сентября, у нас будет как минимум три показа в неделю. Будут продолжаться презентации новых книг о кино, презентации DVD-релизов, показ новых анимационных и документальных фильмов…
Мы стараемся одновременно с показами фильмов устраивать для читателей Библиотеки и зрителей встречи с деятелями кино и театра. Нашими гостями уже были Юрий Норштейн, Роман Виктюк, Вениамин Смехов, Авангард Леонтьев, Александр Орлов и Алла Будницкая, Владимир Грамматиков, Павел Руминов, Елена Санаева и другие известные кинематографисты.
Кроме того, видеозал используется как площадка для выставок и экспозиций. Недавно выставку эскизов к фильмам по произведениям Н.В. Гоголя сменила экспозиция советского плаката к немецким фильмам 1920-х годов.
Корреспондент:
Как можно попасть на мероприятия и показы, проводимые в библиотеке?
Е.Хохлова:
Очень просто: вход на все просмотры и выставки у нас свободный. Мы всегда рады всем, кто к нам приходит.