Роман Артемьев: «В сиквеле фильма про Кощея нет однозначных злодеев»
9 октября финансирование от Фонда кино получил сиквел истории про Кощея от анимационной студии КиноАтис — «Кощей. Тайна живой воды». Сейчас проект находится в активной фазе производственного процесса. Режиссер Роман Артемьев работал и над первой частью — «Кощей. Похититель невест» — и в интервью рассказал о производстве второго фильма про Кощея, про новых персонажей и трансформацию старых и уже известных зрителю, про важность юмора, переход к жанру роуд-муви и многое другое.
Корреспондент:
Сейчас идет работа над сиквелом истории про Кощея. В какой момент вы сели за написание сценария второй части, как продвигалась работа и какие изменения претерпевала первоначальная идея?
Роман Артемьев:
Сразу после проката фильма «Кощей. Похититель невест» мы приступили к работе над сиквелом. Были разные идеи развития истории, в итоге пришли к общему знаменателю — сюжету про поиск живой воды ради спасения любимой.
Корреспондент:
В народных сказках много преданий о живой воде, есть даже упоминание в Библии, как синоним вечной жизни. Существует и множество трактовок, где ее можно найти, как вы решили подойти к этому вопросу?
Роман Артемьев:
Отталкивались в основном от фольклорных историй — в них присутствует как живая, так и мертвая вода. Решили использовать именно символ живой воды, которая олицетворяет собой чистоту и саму жизнь. Чтобы обрести этот артефакт, наши герои проходят путь, полный испытаний, проявляют себя, свой характер и доказывают, что они достойны живой воды.
Можно сказать, что это своеобразный квест, фильм представляет собой роуд-муви в поисках живой воды, а на кону судьба и жизнь главных героев — Кощея и Варвары.
Корреспондент:
В нашем прошлом разговоре вы говорили, что при написании сценария кропотливо работали с исходным материалом, в том числе фольклорными текстами. Расскажите, что оказалось для вас полезным в написании сценария и что изучали во время работы на этот раз?
Роман Артемьев:
При работе над первой частью нужно было изучить главного персонажа, придумать мир, в котором он живет. Во второй части вселенная уже нам понятна, мы дополняем наш мир оригинальными персонажами, существами. Тем самым повествование становится более объёмным, появляются детали, которые в первой части зритель в силу динамики сюжета мог не заметить.
Корреспондент:
Будут ли какие-то неожиданные повороты сюжета?
Роман Артемьев:
Да. Но о них я умолчу. Одна из главных моих задач — это соблюдение баланса между экшеном и психологической нагрузкой истории. Всегда необходимо держаться золотой середины, чтобы одно не превалировало над другим.
Корреспондент:
Вы ранее упомянули жанр роуд-муви, и он отличается от жанра первой картины — романтической комедии с элементами мистики. Мне кажется, в новом фильме будет больше юмора за счет нового героя Елисея?
Роман Артемьев:
Да, юмора будет больше отчасти за счет персонажа Елисея, который является полной противоположностью Кощею. Между ними нет взаимопонимания, и часто происходят комичные конфликты. Герои на своем пути попадают в неприятности как раз из-за этого сверхоптимистичного юноши. В защиту Елисея стоит отметить, что он искренне верит, что поможет Кощею в осуществлении его благой цели.
Корреспондент:
Расскажите, какую трансформацию и за счет чего прошел главный герой Кощей — от похитителя невест и главного злодея до практически доброго молодца и семьянина?
Роман Артемьев:
Если в прошлом Кощей был в роли закоренелого холостяка, то в продолжении он готов стать примерным семьянином. По крайне мере старается из-за всех сил. Варвара же всячески этому способствует, и окружающим пытается доказать, что ее будущий жених вовсе не злодей. Но несмотря на это недоброжелатели всячески пытаются очернить Кощея в глазах возлюбленной и вернуть его плохую славу.
Корреспондент:
Как изменились другие главные герои истории? Вы отметили, что хотите в новой части «глубже раскрыть их характеры».
Роман Артемьев:
В основном, мы делаем ставку на Кощея и Варвару, любовь и отношения которых подвергаются испытаниям. Их чувства проходят проверку. И решается вопрос, смогут ли они быть вместе.
Корреспондент:
Этим как раз принципиально отличается новая история от предыдущего фильма, где герои только знакомятся. А какие еще отличия есть? Я, например, заметила, что на постере фильма больше радости и светлых оттенков, тучи как будто расступаются над Тридевятым царством.
Роман Артемьев:
Действительно, в этой истории мистики и, соответственно, темных оттенков меньше. Здесь происходит не борьба Добра со Злом, а, если так можно сказать, борьба Добра с общественным мнением.
Корреспондент:
Каждый герой по-своему уникален, потому как это не просто сказочные персонажи, а очень осовремененные герои. Вот, например, Моревна, новая царица Тридевятого царства.
Роман Артемьев:
Моревна — это та царица, которую хотел бы видеть народ. Она — мудрая правительница и защитница народа, который отвечает ей взаимностью. Она проявляет заботу и о своей племяннице Варваре. И камнем преткновения становится брак Кощея с Варварой. Моревна против этого союза, так как уверена, что злодеи не могут измениться. Но ведь любовь может изменить кого угодно, и об этом мы пытаемся рассказать в нашей картине.
Корреспондент:
Из чего составляете образ героев?
Роман Артемьев:
Иногда все работает на острых противопоставлениях. Например, Елисей — собирательный образ различных комедийных персонажей, и это делает его харизматичным и уникальным. При этом он — трикстер, и эту партию в первой части играл Колобок.
Во второй части Колобок решает свою задачу — он мечтает не просто жить с Кощеем и Варварой, а обрести настоящую семью, стать их сыном. Именно поэтому он называет их мамой и папой. Он отчаянно нуждается в семье. Но Кощей не готов к этой ответственной роли, и здесь между ними возникает конфликт.
Колобку также очень симпатичен Елисей, потому что он видит в нем молодость, силу и отвагу и не замечает его отрицательных сторон. В этом добром парне есть определенное очарование. И он подкупает этим Колобка, но в Елисее напрочь отсутствует житейская мудрость и сообразительность, и зритель это сразу замечает.
Корреспондент:
В прошлом разговоре вы говорили о том, что вам симпатичны противоречивые персонажи.
Роман Артемьев:
Да. В этой части у нас нет однозначных злодеев. Нет четкого разделения на черное и белое.
Корреспондент:
Герои меняются, но при этом, мне кажется, по сути, остаются собой. Это фильм о том, как важно принимать всех такими, какие они есть?
Роман Артемьев:
Фильм о том, как важно оставаться самими собой и при этом не изменять себе и не предавать свои принципы и убеждения. В первую очередь это касается Кощея.
Корреспондент:
Нашли ли вы уже артистов на озвучивание новых героев и как проходит кастинг?
Роман Артемьев:
Кастинг сейчас еще идет. Мы рассматриваем разные кандидатуры. Хочется гармоничного попадания в персонажа, как у нас получилось с первой частью. Здесь планируем добиться того же самого результата.
Все наши артисты, которые озвучивали главных персонажей в первой части, продолжат работу над своими ролями. Они уже с нетерпением ждут этого и спрашивают, когда можно будет вернуться к своим любимым героям.
Корреспондент:
После успеха первого фильма, который собрал у больших экранов более миллиона зрителей, от многих из них можно было слышать комментарии, что картина интересна всем возрастам. За счет чего устанавливаете связь с аудиторией?
Роман Артемьев:
Мы продолжаем работать в том же векторе, который был задан в первом фильме. Это семейная история, которая будет интересно не только детям, но и взрослым.
Корреспондент:
Над сиквелом работает проверенная команда — художников и аниматоров, — что создавала и первый фильм. Уверена, у вас уже с первой части налажены все процессы и коммуникация.
Роман Артемьев:
Да, работаем тем же составом. Главным художником-постановщиком по-прежнему является Александр Храмцов, с ним у нас полное взаимопонимание, и я очень доволен нашим союзом.
Все процессы и коммуникация, конечно, налажены, но это не значит, что работа идет быстрее. В работе над сиквелом есть свои нюансы и технологические сложности — здесь больше локаций, экшена, новые герои. Несмотря на то, что у нас есть объекты, которые уже разработаны, они занимают лишь малую часть в новой истории. Многое предстоит делать с нуля.
Корреспондент:
На каком этапе сейчас производственный процесс?
Роман Артемьев:
Почти полностью сделан аниматик, началось производство анимации.
Корреспондент:
В конце июня студия КиноАтис отметила 20-летний юбилей. Расскажите, с чего и когда началось ваше сотрудничество?
Роман Артемьев:
В конце 2018 года я показал синопсис «Кощея. Похитителя невест» редактору Киностудии им. Горького Андрею Апостолову. Он увидел потенциал истории, и проекту решили дать ход. За производство взялась студия КиноАтис. Мы с Генрихом Небольсиным приступили к написанию сценария, и в 2022 году проект уже нашел своих зрителей. И это совсем немного времени, ведь для анимационных проектов 3,5 года — небольшой срок.
В те годы я пришел в анимацию, но не забываю и про игровое кино. Параллельно работе с Кощеем я снял короткометражный игровой фильм и сериал. А сейчас заканчиваю съемочный период полнометражного игрового проекта.