Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 сентября 2008 15:56

Вячеслав Шмыров: «Москва не выгодно отличается от Парижа по количеству учреждений культуры и кино»

Вячеслав Шмыров: «Москва не выгодно отличается от Парижа по количеству учреждений культуры и кино»

 «Если звезды зажигают, значит это кому- нибудь нужно»

В 6-ой раз в конце августа - начале сентября в столице пройдет фестиваль «Московская премьера», с апреля этого года начала работу кинобиблиотека. Идейным вдохновителем и организатором этих и многих других мероприятий стал Вячеслав Шмыров, известный кинокритик, главный редактор журнала «Кинопроцесс». Наш корреспондент встретился с ним в «Доме Кино» и поговорил об уже состоявшихся проектах и начинаниях.

Корреспондент:
Mного лет вы руководите в качестве главного редактора журналом «Кинопроцесс», одним из самых авторитетных изданий в киноиндустрии. Как за это время менялся журнал? Идет ли он в ногу со временем и что новое время диктует издателю?

В. Шмыров:
Журнал выходит с 1999года. Это был период, когда рухнула основная надежда отечественного кинематографа, а именно малобюджетный проект. Кинотеатров не было, стихийный интерес инвесторов еще только формировался. Вообще не было надежды, на то что киноиндустрия когда - либо заработает. Делалась ставка на видеопрокат, хотя видеопрокат был захвачен пиратам, тем не менее, в силу каких-то причин, они готовы были часть рынка сделать легальным, и поэтому в кино деньги потихонечку стали возвращаться. Но идея малобюджетного проекта была в том, что фильм должен стоить столько, сколько он сегодня может заработать.
В это время мне показалось, что нужен журнал, который вносил бы в хаос той жизни, какую-то упорядоченность, чтобы было просто ясно, где, какие процессы идут. Если речь идет о фестивалях, какую они смысловую нагрузку несут. Если речь идет о фильмах, то какой продюсерский расчет в них закладывается и так далее.
Потом мне стало понятно, что мы существуем как бы на двух материках: есть материк нашего старого, советского кино, где традиционно работали признанные мастера, люди, еще не успевшие состариться, и пожилые уже люди, но активно работающие. Эти люди во многом мыслили в категориях старого проката, и несколько недоумевали, когда реальность не соответствовала их ожиданиям. С другой стороны в кино появились совершенно новые люди, которые, что называется, «ВГИКов не кончали», пришедшие из других смежных профессий: актеры, ассистенты, помощники. Они нуждались во введении в мир кинематографа для понимания, что были предшественники, была большая, очень значительная история кинематографа, определенные традиции. И журнал стал своеобразным мостом между двумя этими материками, которые ни на каком другом уровне не могли пересекаться.
Структура журнала отвечает информационным поводам нашего времени. Причем охват событий у нас самый разный. От официальных решений до прокатных сборов, от выхода книги о кино до конкретной премьеры или съемочного процесса.
На будущий год журналу будет 10 лет. Нам часто предъявляют претензии в отсутствии оперативности, но мы знаем, что обратная сторона оперативности - это отсутствие проверенной, четкой информации. А сегодня, когда в нашей жизни ставка на точность отсутствует, эти нормы поддерживать все сложнее и сложнее. Приходят совсем новые люди, молодые журналисты, которые вообще далеки от этих представлений о профессии. Отсутствие нужных людей, нормальной традиции, когда каждую информацию проверяешь, задаешь 333 уточняющих вопроса, это и рождает отставание в действии. Но я считаю хорошо, когда есть журналы авангардные, и более обстоятельные. Когда мы собираемся с коллегами, я всегда говорю: «Журнал должен быть такой, чтобы историку кино через много лет не надо было бы ничего нигде дополнительно искать. Потому что все должно быть четко написано».

Корреспондент:
А будет журнал как-то меняться? Или структура уже окончательно сформировалась?

В.Шмыров:
Было время, журнал выходил очень большим форматом, не умещался в почтовые ящики, но потом мы поняли, что этот романтизм надо завершать, и сейчас журнал имеет определенный формат - 180 полос. Это как спорт. Когда мне приносят новый номер, я должен вбить 180 полос, от чего-то отказаться, что-то сократить, но не ценой каких-то невероятных потерь, а просто путем нормальных компромиссов. Сейчас мы стакиваемся с тем, что информационные рубрики разрастаются, начинает скапливаться информация. Например, фестивальная информация. Что давать? Много ли давать? Как давать эту информацию? Есть территории, пограничные: телевидение, где есть понятие «телевизионный фильм», проводятся телефорумы. Как их освещать? Информационные рубрики стали расширяться, и место для каких-то иных материалов стало сокращаться. У меня, например, до сих пор с прошлого года лежит пару круглых столов, я не знаю, что с ними делать.
Меня, конечно, многие вещи беспокоят. Я могу определенно сказать одно, что журнал просуществует еще, по крайней мере, до своего десятилетия, а дальше либо он будет менять свой формат, либо вообще прекратит свое существование. Потому что, с одной стороны, нас не отпускает старшее поколение, которое не сидит в Интернете, с другой стороны – это тупик. Как соединить два разных формата, делать Интернет- версию дополнительно к печатной? Пока позволить себе и то и другое мы не можем, для этого нужен другой состав редакции. Журнал существует на грант Министерства культуры Российской Федерации, но этот грант не менялся уже пять лет. Практически приходится журнал спонсировать другими проектами, и достучаться до наших руководителей становится все сложнее и сложнее. Если бы функцию, которую выполняет наш журнал, взял бы сегодня, скажем, «ВНИИКино» или еще кто-то, то я был бы только рад, но, к сожалению, этого никто не делает. В этом есть особая сложность, определенная тревога, поскольку коммерческим это издание быть не может. Либо давайте пойдем по другому пути, но тогда я уже этим заниматься точно не буду.

Корреспондент:
Фестиваль «Московская премьера» не первый фестиваль, который Вы продюсировали. В прошлом году мероприятие стало полномасштабным, появилось несколько новых площадок. Что нового будет в этом году?

В. Шмыров:
Фестиваль «Московская премьера» пройдет в этом году в шестой раз. Проводим мы его вместе с городом, то есть наш непосредственный куратор - это Департамент культуры города Москвы. Основной партнер - газета «Московский комсомолец». Структура фестиваля сложилась практически сразу, но, естественно, масштаб пришел только с течением времени. Мне кажется, у фестиваля есть свое место в фестивальном и кинопрокатном процессе. Это место определяется временем его проведения. Закончилось лето, прошли основные фестивали мая – июля: Каннский, Московский, в Карловых Варах, в Сан – Себастьяне, «Кинотавр» и другие. Образовалась некая корзинка с названиями, которые уже оценили профессионалы, но которые еще ничего не говорят широкой публике. И мы даем возможность зрителям эти картины еще раз оценить. Вы получили Гран - При, очень хорошо, а теперь, что скажут зрители. Это большая рекламная акция в поддержку всего нашего кино и прокатного сезона. Плюс ко всему, фестиваль совпадает с такими датами, как День кино, то есть дает возможность провести некий парад наших достижений в этот праздник, и День города, когда городские власти особо чувствительны к таким социальным акциям. Все эти факторы совпали. «Московский комсомолец» участвуя в организации фестиваля, работает с читателями, также как с  праздником «МК в Лужниках». За эти шесть лет выработался  формат наших взаимоотношений, все идет на автомате, редакция знает, что она делает, людям из редакции это нравится. Даже если они сами не ходят в кино, ходят их папы и мамы. Очень важно, когда приходит второй- третий состав людей, на которых мы не рассчитываем персонально. Это и есть то главное звено, где фестиваль показывает свое качественное существование.
У нас есть проблема с журналистами и критиками, потому что для них этот фестиваль не премьерный, все лучшее они где-то видели, просто так в социальных акциях они участвовать не хотят. Я считаю, что участие «МК» в некотором смысле восполняет эту нишу. Глупо соревноваться с Каннской лестницей или с другими крупными фестивалями. Значительно правильнее, чтобы наши лучшие фильмы были доступны зрителям.

Корреспондент:
Как формируется программа фестиваля, какова его тематическая направленность? Каким фильмам отдается предпочтение?

В.Шмыров:
Фестиваль делится на рубрики, очень большой блок детского кино, в этом году он пройдет на восьми площадках, помимо Дома кино, будут включены все детские специализированные кинотеатры Москвы, а их действующих сейчас шесть.
Есть программа арт – линия - это отдельный блок экспериментального, поискового кино. И главная программа - «Великолепная семерка «МК». Это фильмы, как мы для себя определяем, которые могли бы стать блокбастерами в более благополучной прокатной ситуации, и которые сейчас собирают в прокате где-то от 50-ти, до семисот- восьмисот тысяч долларов. Это то интеллигентное кино, которое в меньшей степени рассчитано на подростков, и которое в настоящее время не имеет шансов попасть в широкий прокат. В этом смысле фестиваль помогает этим картинкам.
Этот год столетия кино, и, естественно, что мы решили сделать как многие фестивали ряд ретроспектив, но в особой форме. Например, в Белом зале Дома кино у нас будет программа «7 посвящений 21 века». По сути, это микроретроспективы семи культовых фигур сегодняшнего кинематографа.
Это новая программа, ее не было в прошлом году. Посвящена Евгению Миронову, Ренате Литвиновой, Алексею Балабанову, Андрею Звягинцеву, продюсеру Роману Борисевичу, (это продюсер Б. Хлебникова и А. Попогребского), документалисту Виталию Манскому и сценаристу Юрию Арабову. Состав довольно произвольный, потому что можно спросить: «А почему нет Олега Меньшикова? Или Анны Михалковой? Или Сергея Сельянова?» Мы поняли, что на ближайшие три года точно обеспечили себя интересной программой, потому что те имена, которые не вошли в этот раз, прозвучат в следующий. Самое главное, что все эти семь человек дали согласие на участие. Это будет не анонимное проведение ретроспективы, а встречи с публикой, причем с публикой очень широкой, могут прийти и студенты и пожилые люди и все, кто захочет встретиться. Это могут быть мастер - классы.
Но еще есть вторая программа «Семь посвящений 20 века», которая будет проходить в недавно созданной библиотеке киноискусства имени С. Эйзенштейна, где сейчас в срочном порядке оборудуется зал электронного показа, и где будет семь своих имен, классика 20 века: А. Ханжонков, С. Эйзенштейн, Л. Кулешов, Дзига Вертов, А.Тарковский, и два живых классика - Юрий Норштейн и Марлен Хуциев, которые тоже встретятся с аудиторией.
Еще одна новая конкурсная программа в этом году - «Евразийская панорама». К нам обратилась Конфедерация Союза кинематографистов, которую возглавляет Рустам Ибрагимбеков с предложением в год столетия кино устроить семь лучших премьер. Эту программу было очень сложно организовать, потому что произошло пересечение с фестивалем «Евразия» в Алма–Ате. Тем не менее, для Москвы эти картины остаются премьерными, все-таки не так часто устраивается у нас премьеры киргизских, казахских, армянских или эстонских картин.
Раньше программа Конфедерации Союза кинематографистов была в рамках Московского кинофестиваля, Она очень многое давала международным отборщикам, которые имели возможность, приехав в Москву, увидеть все лучшее, что происходит в республиках. Не надо было ездить в Бишкек, Таллинн или Одессу. Если нам удастся занять это место, то тогда у фестиваля будет и хороший международный акцент.
Это не просто домашние поделки, как правило, картины с уже хорошей европейской репутацией. Часто это ко - продукция, например, как фильм «Свежая прохлада», который является совместным производством Киргизии, Казахстана при участии Нидерландов, Швейцарии, Швеции, США, то есть имеет международный контекст, которого зачастую лишены наши картины в силу того, что у нас сегодня больше возможностей для кинопроизводства. Ко - продукции России с республиками бывшего СССР, если не считать Казахстана, где кинопроизводство сейчас очень мощное, практически нет. Тем не менее, это не значит, что этого не должно быть, потому что есть общая языковая зона, она еще сохраняется, есть общие традиции, в том числе, и выработанные ВГИКом. ВГИК - школа с большой биографией, с большой репутацией. И, если это получится, в дальнейшем мы будем стремиться уже к абсолютной премьерности, то есть это уже будут картины, которые не только впервые показаны в Москве, но, может быть, будут и их мировые премьеры.

Корреспондент:
Как происходит оценка фильмов, ведь фестиваль скорее зрительский. Есть ли жюри и как оно формируется?

В. Шмыров:
У нас работают счетные комиссии. Как правило, они состоят из студентов творческих ВУЗов. Они ведут подсчет голосов. Но в каждой конкретной номинации есть свое жюри. Великолепную семерку «МК» судит жюри, которое стоит из ньюсмейкеров газеты. Формирование этого жюри- целиком прерогатива газеты. За эти годы там были самые разные люди: от Раисы Максимовны Горбачевой до Валентина Юдашкина или Анфисы Чеховой. Кто будет в этом году, еще не знаю. Что касается других номинаций, в детской программе, например, в этом году будет судить Семейный детский дом. В арт - линии традиционно работает Федерация киноклубов Москвы.
В программе «Евразийская панорама» мы попросили сделать жюри из российских кинематографистов. Небольшое жюри, для того, чтобы эти фильмы были просто увидены и оценены коллегами из России. Все-таки сейчас связи не такие сильные, как прежде.

Корреспондент:
Частью социальной программы фестиваля «Московская премьера» стало бесплатное приглашение в кино. Как билеты будут распространяться в этом году, и кто ими пользуется?

В. Шмыров:
40 000 купонов печатается в газете «Московский комсомолец». Мы не можем это число сделать больше, хотя используем зал «Дома кино», который является одним из самых больших в Москве. Растет популярность фестиваля, его авторитет и в то же время у нас есть только 40000 бесплатных пригласительных билетов.
«Великолепная семерка» расходится на ура. В этом году даже принято решение, что второй вечерний сеанс «Великолепной семерки» не будет распространяться по купонам, а в обмен на льготную подписку «МК». Человек, подписавшись на «МК» получит абонемент на все семь фильмов.
Большой охват детской программы, но детский зритель наиболее сложный, потому что сам не приходит, да и мы не можем его провоцировать, что бы кто-то в метро без родителей поехал за каким-то билетом в кино. Поэтому этого зрителя надо привезти.
Здесь как раз может сработать распространение купонов через интернет.
Один из альтернативных путей попадания на фестиваль - это акция, которую мы проводим - «Подари городу книгу о кино». Это возможность обогатить библиотеку киноискусства, и c другой стороны найти способ получить билет вне очереди, без стояния в парке, потому что очереди растут.

Корреспондент:
Вы богаты на идеи. Новый проект «Кинобиблиотека» обещает быть интересным. Расскажите о нем подробнее. Как она будет формироваться, функционировать?

В. Шмыров:
Библиотека кинематографистов существовала с 1934-ого года, еще с тех времен, когда не было ни Союза кинематографистов, ни Киноакадемий. Был Дом кино, даже существовало такое понятие «Член Дома кино». Библиотека располагалась в старом Доме кино, в нынешнем здании Театра киноактера. Когда построили Киноцентр, библиотека была перевезена туда, поскольку для нее там были построены специальные помещения. Потом прошла полоса акционирований, приватизаций, имущественных споров. В результате Киноцентр был потерян, его акции были проданы. Надо сказать, что статус библиотеки при этом даже не был оговорен. Когда новые хозяева провели инспекцию того, что им досталось, выяснилось, что у них на балансе находится библиотека Союза кинематографистов. Она, естественно, представляет ценность только для тех людей, которые читают, а не абсолютную ценность для тех людей, которые считают. Стал вопрос: «куда эту библиотеку девать?». Пошли панические слухи, что библиотеку заколотят в ящики и отвезут куда-нибудь в Московскую область до лучших времен.  Возникла перспектива просто потери библиотеки. Тогда мы обратились в префектуру Центрального Административного округа, к начальнику Управления  Культуры Ромуальду Ромуальдовичу Крылову, который выразил желание принять библиотеку и разметить ее в филиале библиотеки им. Н.Добролюбова, которая находится в Каретном ряду. Это прекрасное помещение, но оно в запущенном состоянии. Читателями, в основном, являются старушки из ближайших домов, которые приходят журнал «Лиза» почитать или старички, которые читают журнал «Советский спорт». Не без труда библиотека туда была передвинута. Дальше возникла следующая проблема: библиотека существует, значит надо, чтобы пришла новая аудитория, потому что читают сейчас и без того плохо.
Мы предприняли поездку в Париж вместе с нынешним директором библиотеки Екатериной Сергеевной Хохловой, которая является профессиональным киноведом и внучкой Александры Хохловой. В эту поездку пригласили Ромуальда Ромуальдовича Крылова и показали ему, какие учреждения по киноискусству есть в Париже. Москва в этом смысле не выгодно отличается от Парижа. Музей кино у нас не существует как учреждение культуры, нет специализированной библиотеки по кино, нет доступных киноархивов, которые могут посещать обычные горожане. В Париже есть Синематека, называется «Образы Парижа», куда любой парижанин имеет право прийти и посмотреть фильм, который был снят в Париже и о Париже.
И мы сказали: «Давайте хотя бы начнем с библиотеки». Кинобиблиотека им. С. Эйзенштейна была учреждена 30 апреля этого года. Сейчас она находится в стадии приведения в порядок всех документов. В некотором смысле, это выход из положения для самих библиотек, они сегодня должны обрести профильность профессиональных клубов, потому что молодежь в них не ходит, но если они будут профилироваться с теми или иными направлениям деятельности, то, наверное, библиотеки оживут. В частности кино, было и остается одной из самых притягательных, особенно для молодежи, сфер деятельности. Сейчас мы хотим построить зал электронного показа и наладить клубную работу, встречу с мастерами, показы студенческих фильмов, все то, что позволяет электронный экран. Это документальное кино, анимационное кино.
Создание библиотеки не единственное событие, которое состоялось в этом году в мире московского кино. 22 июля этого года Ю. М. Лужков подписал еще одно распоряжение, оно связано с будущим дома на Щипке, где родился Андрей Тарковский. Если говорить коротко, завершилась 20-тилетняя история перехода этого объекта из рук в руки. Решение проблемы создания музея путем инвестирования привел к реальной потере дома. В настоящий момент там просто котлован. Распоряжение определяет, что до 2011 года дом будет восстановлен. Государственное учреждение культуры «Дом Тарковских» будет связан не только с Андреем, но и с Арсением Тарковским. Музейной частью станет не просто 70 метров, которые должен по старому проекту восстановить инвестор, а весь дом. И естественно он будет не только музеем, но и местом клубного общения. На первых порах, скорее всего, «Дом Тарковских» будет филиалом нашей библиотеки.

Другие статьи по теме Журнал «Кинопроцесс»

Реклама