Илья Северов: «Кино – это эмоциональная, духовная, интеллектуальная еда»
2 февраля в прокат вышла драма «Лиза», релиз которой был приурочен ко Всемирному дню борьбы с онкологическими заболеваниями. Креативный продюсер проекта Илья Северов рассказал ПрофиСинема, в чем главная ценность этой истории и как фильм воздействует на зрителей, как проходила работа с режиссером-дебютантом Кмелем Нтсамой, о своем первом опыте в кино и многом другом.
Корреспондент
2 февраля в российский прокат вышел фильм «Лиза». Расскажите о том, как вы познакомились с этим проектом. Правда ли, что режиссер Кмель Нтсама сначала предложил его вам снять? И как вам удалось убедить его самому взяться за фильм?
Илья Северов
Когда Кмель показал мне сценарий, то я ему сразу задал вопрос – кем он хочет быть в будущем. Он ответил, что продюсером, тогда я посоветовал ему на собственном опыте пройти все этапы производства фильма. Только тогда можно стать хорошим продюсером. Необходимо на практике понять, что работает, а что – нет, на съемочной площадке, как подбирать группу, каков механизм постпродакшена.
Я согласился помочь ему профессионально, подобрав команду, и поддержать по-дружески. Изначально не рассчитывал принимать участие в съемках, но, приехав в первый день на площадку, в тот день снимали на Финском заливе, я активно включился в процесс.
Главными задачами были как стимулировать режиссера быстро принимать решения на площадке, так и контролировать весь съемочный процесс. И затем «машина производства фильма» уже стала набирать обороты. Кмель, или как мы его называем – Джон, быстро нашел себя в своем дебютном проекте.
Корреспондент
Для вас это тоже был дебют – вы впервые работали креативным продюсером проекта. Каким для вас стал этот опыт?
Илья Северов
Это очень интересный для меня опыт. Когда ты со стороны, с холодным разумом наблюдаешь за процессом, то замечаешь и свои собственные ошибки как режиссера на площадке. Я также понял, что нужно принимать ценные советы от членов съемочной группы, которые иногда действительно помогают. Важно быть открытым, но при этом отсекать лишнее, следовать изначальной, генеральной линии, главной задумке.
Известно, что, кстати, Леонид Гайдай на съемках разрешал всем членам съемочной группы – от оператора до водителя машины – предлагать свои реплики, шутки, некоторые из которых впоследствии появлялись в фильме. И если шутка попадала в финальный монтаж, то ее автор получал бутылку шампанского. В итоге к премьере каждого фильма Гайдай заказывал целый фургончик шампанского. Юрий Никулин один раз увез четыре ящика! Это доказывает, что каждый фильм – это коллективный труд.
Что касается нашего фильма, то мы затронули очень важную, глобальную проблему, которая касается каждого в мире – поиск средства от рака и незаинтересованность крупных компаний в его нахождении. Мы попытались привлечь внимание к этой проблеме через сопереживание главным героям.
Корреспондент
Как говорит режиссер, фильм отчасти основан на реальных событиях – на многочисленных историях людей, которые он услышал от друзей и знакомых. Вы привнесли что-то в эту историю от себя?
Илья Северов
Главным импульсом Джона в работе над этим фильмом стала смерть его любимой бабушки от рака. Все мы во многом опираемся в своей работе на собственный опыт.
Кмель отвечал за замысел и структуру истории, моя задача была – уберечь его от ошибок и помочь следовать намеченному пути и первоначальному замыслу.
Корреспондент
Свой дебютный фильм вы сняли давно, а сейчас смогли стать свидетелем дебюта в качестве режиссера своего коллеги. Расскажите, в чем сходства, в чем различия в работе, что из своего опыта вам удалось транслировать в этот проект?
Илья Северов
Свой дебютный фильм я снял на киностудии Ленфильм. Было тяжело. Из сотен режиссеров-дебютантов меня выбрал продюсер Александр Котелевский. Затем он ушел из Ленфильма, и я остался один.
Каждый дебютант – это темная лошадка. Чисто психологически тяжело находиться в среде, где тебе не доверяют. Помня все пройденное непростое время, я сделал все возможное, чтобы Джону было комфортно на площадке.
Корреспондент
Вы говорили, что у Кмеля особый взгляд на многие вещи (взгляд иностранца) и вы делились друг с другом своим мироощущением и миропониманием. Можете привести примеры подобного проявления в работе?
Илья Северов
Мы снимали сцену поминок после смерти одного из героев. Режиссер тогда сказал, что никто не должен грустить и есть за столом, все должны петь и танцевать. Нам пришлось всей группой переубеждать Джона, что в русских традициях так не принято.
Корреспондент
На фотографиях со съемочной площадки вас можно часто увидеть с актерами-исполнителями главных ролей и со съемочной группой. Расскажите, как строилась ваша работа с Алексеем Капишниковым, Светланой Гончаровой и другими?
Илья Северов
Да, я был полностью знаком со всеми нюансами сценария и замысла, поэтому иногда, если режиссер с трудом мог что-то объяснить актерам на русском, забываясь и переходя на французский язык, то подключался я.
Корреспондент
Режиссер отмечает, что зрителям важно увидеть фильм, чтобы «по-другому взглянуть на окружающих, никогда не быть безучастным к чужому горю и всегда протягивать руку ближнему». В чем для вас ценность этого фильма и каким образом картина может заставить по-другому взглянуть на окружающих?
Илья Северов
Для меня главная ценность фильма «Лиза» – в его эмоциональности. Некоторые режиссеры пытаются сделать картину более заумной, чем она есть на самом деле. В данном случае это кино, которое доступно и понятно любому зрителю, независимо от его возраста, образования, профессии и т.д.
Фильм посвящен общечеловеческим проблемам, которые близки всем. Ключ от зрительских сердец подходит и к человеческому разуму – через сопереживания зритель начинает проникаться историями героев, переосмысливать их. Даже если десяток человек из нескольких миллиардов жителей планеты задумается об этой проблеме – когда никто, кроме больных, не заинтересован в том, чтобы лекарство от рака было изобретено – и как-то на нее повлияет в будущем, то наша задача будет выполнена.
Корреспондент
Ваш фильм, получается, делает шаг в сторону решения этой проблемы, о которой вы говорите?
Илья Северов
Да. Именно этим меня и заинтересовал проект. Фильм – наш маленький вклад в решение этой актуальной проблемы. Но хочу добавить, что, даже учитывая сложность выбранной темы, зритель не уйдет с показа с тяжелым сердцем. Лента оставляет после себя ощущение теплоты и надежды на лучшее.
Любое кино – это своего рода еда. И если продукты, которые мы употребляем в пищу, это физическая еда, то кино – это эмоциональная, духовная, интеллектуальная еда. И так же, как и после приема пищи, после показа может быть чувство тяжести или легкости. Фильм «Лиза» оставляет именно чувство легкости.
Корреспондент
Действительно, зрителям нужны разные фильмы, разная «еда». В вашей режиссерской фильмографии есть и драмы, и мелодрамы, и комедии. Каким образом вы подходите к выбору проекта? С каким жанром или темой вам бы хотелось поработать?
Илья Северов
Меня зажигают любые жанры, кроме хорроров. Но, скорее, я обращаю внимание именно на саму историю, а не жанр. Когда я читаю сценарий, то представляю, что бы мог добавить в качестве режиссера в эту историю, как бы мог сделать ее интереснее. Меня вдохновляют различные темы. Моим первым фильмом была мелодрама, второй проект – подростковая драма, третий – экшен-комедия для Youtube, за этим последовали фильмы тоже в разных жанрах.
Корреспондент
Вы попробовали себя не только в роли режиссера и продюсера, но и сценариста, и актера. Не собираетесь продолжить работать в этих направлениях или может даже хотите освоить что-то еще?
Илья Северов
Хочу дальше продолжать свою работу в режиссуре и продюсировании. Я пошел учиться на актера только потому, что получать режиссерское образование без хоть какого-то бэкграунда было бессмысленно. Для режиссера важен опыт.
Корреспондент
Для кого-то в киноиндустрии и насмотренность важна. Следите ли вы за новыми фильмами/сериалами/трендами в кино? Поделитесь, что своими наблюдениями, просмотренными за последнее время проектами.
Илья Северов
Если говорить о современных кинопроцессах, то слежу за творчеством своих любимых режиссеров – Дэвидом Финчером, братьями Коэн, Кристофером Ноланом и другими. Они снимают сложные авторские, интеллектуальные и при этом развлекательные фильмы, которые собирают кассу.
Корреспондент
Многие из именитых режиссеров, тот же Финчер, о котором вы говорите, работают и в сериальном формате, например…
Илья Северов
Если история перерастает полнометражный фильм, то почему бы и не снять мини-сериал?! Я считаю, что первый сезон «Настоящего детектива» и начатый Финчером проект «Карточный домик» – это шедевры сериального производства. Еще раз повторюсь, все дело в самих историях и в их реализации.
Корреспондент
У людей творческих зачастую работа одновременно идет над несколькими проектами, и еще несколько они держат в голове. Расскажите, как у вас с этим дело обстоит? Над чем работаете в настоящее время?
Илья Северов
Да, конечно, у меня есть еще нереализованные задумки-истории, которые ждут своего часа и воплощения на экране. Сейчас идет работа над полным метром, несколькими сериалами и мультипликационным проектом. Что из этого выстрелит первым – покажет время.