Анджей Петрас: «Для меня кино – это тоже музыка»
22 января в московском Доме кино состоится презентация проекта музыкальной сказки «Огниво против Волшебной Скважины». Режиссер Анджей Петрас рассказал в интервью, как появилась идея создать музыкальную сказку, совместив на экране актеров и кукол-марионеток, как проходили съемки, в том числе музыкального номера Принцессы в Дагестане, о создании уникального сказочного мира на экране, а также о роли музыки в жизни и кино и многом другом.
Корреспондент:
Традиционно первый вопрос интервью о том, как у вас появилась идея проекта «Огниво против Волшебной Скважины» – когда она возникла и чем вы вдохновлялись, помимо, конечно, произведений Ганса Христиана Андерсена. Все началось, я так понимаю, с кукольного мюзикла, музыку для которого вы писали…
Анджей Петрас:
Идея снять фильм возникла достаточно давно. Все началось действительно с кукольного спектакля, музыку для которого в 2016 году меня пригласил написать мой друг, драматург и режиссер театра Александр Стависский. Изначально я не очень себе представлял тот объем работы, который меня ждет. Потом был слегка шокирован, но все же согласился. В итоге, процесс прошел очень легко и быстро.
Когда я увидел спектакль на сцене и реакцию зрителей – как детей, так и взрослых, тогда я впервые подумал, что необходимо воплотить эту историю на киноэкране.
С Александром Стависским мы сразу договорились – за основу я взял его пьесу, которая базируется на сказке Андерсена, но фабула была изменена, к тому же появились новые герои. Я расширил сценарий за счет тех вещей, которые интересовали лично меня, добавил глубины и сюрреализма, дополнил еще несколькими музыкальными номерами. Поэтому получился своеобразный симбиоз, многоуровневая история для детей и взрослых.
Корреспондент:
Расскажите про процесс адаптации известного классического текста, как возникли новые персонажи и артефакты, а также название фильма?
Анджей Петрас:
Идея Волшебной Скважины – метафорического артефакта, через который Обер-полицмейстер наблюдает за жителями Датского королевства – принадлежит мне, я также решил вынести ее в название, хотя она и не является главным героем картины. Карильон – тоже магический артефакт, играя на нем коварный Обер-полицмейстер может управлять королевством и всеми его жителями. А оценить всю важность этих предметов для сюжета сказки, можно будет, уже увидев фильм на экране.
Корреспондент:
Осенью прошлого года вы снимали музыкальный номер Принцессы в Дагестане. Вы уже рассказывали про поиск локаций и съемочный процесс, а как шла работа над отснятым материалом и музыкой, как вы добивались эффекта «иллюзорного присутствия»?
Анджей Петрас:
Вся основная работа над музыкальным номером Принцессы была проделана на подготовке, а не на самих съемках. Я заранее продумывал, как записать фонограмму и как затем работать с ней на площадке. Актриса Полина Войченко проделала большую работу, сумев отрепетировать разные варианты исполнения песни и затем спев ее на съемках с другой скоростью. При этом она двигалась с закрытыми глазами. Некий вариант лунатизма во сне. После осталось сделать только монтаж.
Что касается света, то нашей главной задачей на съемках в Дагестане было «поймать» необходимое натуральное освещение, нам требовалось определенное положение солнца. Задачу осложняло то, что в октябре очень короткий световой день, поэтому у нас было только несколько минут – сразу после заката солнца. Именно поэтому один номер, длительностью менее трех минут, мы снимали три дня.
Корреспондент:
Насколько этот номер, существенно отличающийся по настроению от других композиций фильма, важен в понимании характера героини?
Анджей Петрас:
Наша Принцесса – взрослая, состоявшаяся девушка, ей не 15-16 лет, как мы привыкли видеть в сказках. Срок заключения Принцесс, к сожалению, не ограничен. Она заточена в Башне, но пытается себя убедить, что в ее положении нет ничего ужасного. Этот номер очень важен для раскрытия образа Принцессы. Через него зритель будто бы «общается» с ее подсознанием и может узнать о героине то, что даже она пока не осознает.
Мне бы хотелось, чтобы зрители не просто наблюдали со стороны, а практически очутились в её сне во сне, ощутили то, что чувствует она, и им, как и героине, стало бы не по себе.
Корреспондент:
В конце прошлого года вы также снимали сцену встречи Солдата с гигантскими деревянными Собаками-роботами и работали над «подселением» персонажа в кукольное подземелье. Расскажите поподробнее про технологию подобного «подселения» и конструирования так сказать «новой реальности».
Анджей Петрас:
Мы продолжаем работать над этим. Процесс сложный и трудоемкий. И, главное, спросить совета нам практически не у кого. Поэтому, до всего приходится доходить самим, интересным, но тернистым путем. Над этой частью фильма мы начали работу еще два года назад, но потом съемки стали тормозить различные не зависящие от нас события, в том числе и пандемия.
В павильоне создана декорация-миниатюра Волшебного подземелья, где обитают наши Собаки. Также построена лестница, где они тоже будут появляться. Мы провели огромное количество тестов, в том числе и по совмещению актера с разными элементами декорации. Для пещеры разработали уникальное решение по освещению – чтобы складывалось ощущение, что это настоящие факелы, а объемы декораций и героев были соизмеримы. Путем проб и ошибок мы, в итоге, приходим к оптимальным решениям для воплощения задуманного.
Корреспондент:
Многие режиссеры, которые работают со сказочными сюжетами, пытаются создать нечто выразительное, другую реальность, не похожую ни на что из окружающего мира. К чему вы стремитесь в художественном смысле и как бы описали тот уникальный сказочный мир, который вы конструируете в своей картине?
Анджей Петрас:
Это будет мир, показанный глазами одного из героев фильма - мальчика-сказочника Ганса, некоего альтер-эго Андерсена. На рыночной площади он показывает жителям Копенгагена кукольное представление. Обер-полицмейстер разрушает его театр, и малыш оказывается в своем придуманном мире. Этот мир соразмерен ребенку. Поэтому взрослые в нем кажутся чуть больше, чем нужно. Кукольные элементы и фактуры можно заметить и в «реальном» мире персонажей. Эти миры очень тесно взаимодействуют и влияют друг на друга.
Реальность, которую мы создаем – деревянно-веревочная. Она слегка поскрипывает, как старый парусный корабль.
Корреспондент:
Действительно ли куклы-марионетки станут полноправными участниками действия на экране? Какими они предстанут перед зрителями и какую часть фильма занимают именно кукольные сцены?
Анджей Петрас:
В процентном соотношении пока тяжело сказать, но уже становится понятно, что их будет больше, чем было изначально написано в сценарии. И это меня несказанно радует, тем самым увеличивается процент доверительной условности происходящего. На предварительных показах эпизодов фильма оказалось, что зрителям очень нравятся кукольные сцены.
Все куклы-марионетки созданы известным театральным художником-постановщиком, художником-кукольником Виктором Антоновым. Главная задача, которую я перед ним поставил, – куклы должны быть будто бы созданы 10-летним мальчиком, но гениальным: он использовал только подручные предметы и самые простые средства, но образы при этом получились исключительно выразительные.
Корреспондент:
В вашей сказке много харизматичных персонажей, не всегда можно выделить кого-то, но есть ли у вас любимый герой, над образом которого было особенно интересно работать? Или на кого зрителям стоит обратить особое внимание?
Анджей Петрас:
Любимых нет, так как любой персонаж – это отчасти мое альтер-эго. Кто-то мне более понятен, кто-то – менее. За каждым из них интересно наблюдать, трансформация персонажей от начала до конца сказки будет заметная.
Корреспондент:
Можете ли вспомнить, как вы подбирали актеров на роли? Были ли те, под кого конкретно писали роль?
Анджей Петрас:
Изначально я представлял себе другой кастинг, но очень рад, что получился именно такой, как есть. Первым в проект вошел Антон Адасинский, исполняющий роль Обер-полицмейстера, затем – Алексей Демидов, сыгравший Солдата.
Дольше всего искали актрису на роль Принцессы. На кастинге нужно было исполнить две песни, но я обращал внимание не только и не столько на вокал, сколько на глубину исполнения. Меня поразило, насколько Полина Войченко прочувствовала музыку и свою героиню.
Корреспондент:
Слоган фильма «Ты сам творишь сказку, в которой живешь» можно услышать в заглавной песне картины. Можно ли сказать, что в каждую песню, а их всего 17, вы заложили важную мысль и дополнительный смысл, из которых и складывается глобальная идея фильма?
Анджей Петрас:
Изначально все тексты песен написал брат Александра Стависского – Иван. При разработке сценария и уже на этапе съемок я немного скорректировал существующие композиции и добавил несколько абсолютно новых, тексты к которым написал сам. Некоторые двигают сюжет, некоторые раскрывают персонажей. Но все работают на общую идею и ощущение. О песнях сложно говорить – их нужно слушать.
Корреспондент:
Вы известный композитор со множеством наград в копилке. Музыка составляет большую часть вашей жизни и появилась в ней, насколько известно, раньше кинематографа. Какую часть времени вы посвящаете этой стороне своей работы?
Анджей Петрас:
Некоторые композиции я сейчас пишу просто для себя.
Создание фильма – процесс, подразумевающий большое количество коммуникаций, а написание музыки – очень интимный, изолированный процесс. Для того, чтобы создать музыку, для начала мне нужно войти в необходимое состояние, этот процесс может занимать несколько дней. Нужно выключить телефон, покататься на велике…
Музыка – более тонкая и менее ощутимая материя, нежели кино, у которого более могучий арсенал средств воздействия. Но при этом более волшебная.
Корреспондент:
Можно ли сказать, что в работе вы больше тянетесь к музыке?
Анджей Петрас:
Для меня кино – это тоже музыка. В монтаже есть свой неповторимый ритм, в работе с композицией и светом тоже своя музыка…
Корреспондент:
Портал ПрофиСинема включил фильм «Огниво против Волшебной Скважины» в Топ самых ожидаемых картин наступившего 2023 года, поэтому логичным будет вопрос, какая часть фильма уже готова и можно ли будет увидеть его в конце года?
Анджей Петрас:
Большой процент материала уже снят и даже смонтирован, оставшиеся сцены снимем в этом году и надеемся к концу года выйти в прокат.