Ирина Белова: «Развитие кино в Красноярском крае обсуждается на профессиональном языке»
В 2022 году список кинопроизводящих регионов России пополнил Красноярский край. Там начала свою работу кинокомиссия, возродился выпуск ежемесячной кинохроники, с 2018 года проводится кинофестиваль Герой, уже получивший статус международного. Одна из главных организаций, курирующих кинопроцесс в крае — КГАУК Енисей кино. Последние пять лет ее возглавляет Ирина Белова, сыгравшая одну из главных ролей в становлении местной индустрии.
В интервью ProfiCinema Ирина Белова рассказала, какой кинематографический задел имеет Красноярский край, как ведется работа над его реализацией, какие приоритеты в области кино стоят перед местным руководством и что российские кинопроизводители могут ждать от одного из самых больших регионов Сибири.
Корреспондент:
В 2017 году вы возглавили КГАУК Енисей кино. С тех пор региональное кино, и Красноярская киноиндустрия, в частности, заметно трансформировалось. Как вам видится развитие кино в вашем регионе за эти пять лет?
Ирина Белова:
Пять лет — первая красивая цифра. Возглавлять «Енисей кино» - огромная честь для меня и ответственность. Сразу хочу сказать слова благодарности и признательности всей команде Енисей кино, а также учредителю – Министерству культуры Красноярского края за доверие и помощь в реализации идей и проектов.
С 1935 года основной деятельностью Енисей кино был кинопрокат. Он остается в приоритете. Тем не менее, комплексное развитие киноотрасли невозможно без кинопроизводства в связке с прокатом. Важнейшим итогом минувших пяти лет стало развитие кинопроизводства в Красноярском крае. Сбылись наши давние чаяния — сохранение истории региона в кинолетописи. Мечты эти были не беспочвенны: с 1982 года в Красноярске работал филиал Свердловской киностудии, выпускавший документальные фильмы и собственный киноальманах «Енисейский меридиан», поэтому школа документалистики Красноярского края находится на высоком уровне. Но, к сожалению, в 2007-2008 годах филиал закрылся — и все права на его хронику остались у Госфильмофонда. Так что нашей фундаментальной задачей стало возрождение съемок кинохроники.
29 декабря 2021 года было подписано трехстороннее соглашение между губернатором Красноярского края Александром Викторовичем Уссом, АНО Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) в области развития кино- и телепроизводства на территории Красноярского края.
Результатом этого соглашения на базе Енисей кино 1 января 2022 года был создание двух отделов: отдела содействия организации съемок и отдела кинолетописи, который постоянно фиксирует важные хроникальные события края — достижения культуры, спорта, экономики, строительства — и ежемесячно выпускает киноальманах «Енисейский меридиан». Постоянно снимаются мегатонны хроники. Они вносятся в электронный каталог и тщательно описываются — ведь мы не знаем, какие именно кадры понадобятся нашим потомкам через 20-30 лет. Наиболее актуальные события входят в ежемесячный киноальманах хронометражом он около 15 минут, в него обычно входят три сюжета. Выпуски альманаха транслируются на телеканале Енисей, а также выкладываются на наших страницах в YouTube и RuTube.
Корреспондент:
Не планируете показывать альманах в кинотеатрах? Например, перед полнометражными фильмами?
Ирина Белова:
Это уже делается. В Красноярском крае есть большая сеть муниципальных кинозалов — 237 киноустановок. В программу кинопоказа картин, на которые у Енисей кино есть права, вводятся выпуски альманаха — как в старые добрые советские времена.
Кроме того, мы получаем прокатные удостоверения на выпуски киножурнала. Ровно две недели назад у нас было получено первое ПУ на восемь первых альманахов. Удостоверение предполагает показ сюжетов в любой последовательности. И теперь мы можем демонстрировать их как отдельный документальный фильм в разных точках страны.
Корреспондент:
Кто принимает решение, какие сюжеты войдут в альманах?
Ирина Белова:
Наш учредитель — министерство культуры Красноярского края совместно с правительством Красноярского края. У нас есть перспективный план сюжетов на год. Каждый сюжет соответствует определенной теме. Есть запланированные события, например, спортивные или культурные, а есть, например, сюжет про строительство моста — снимаем его год или полгода. Бывает так, что время и жизнь диктуют свои темы и вносят коррективы в план. Вот случилось печальное происшествие — серьезнейший пожар в Уяре. Фиксировали события по этой теме от начала стихийного бедствия до заселения жильцов в новые отстроенные дома.
В план на каждый год включены 12 выпусков. Некоторые события оказываются столь значимыми, что мы делаем и дополнительные спецвыпуски.
Кинолетопись всех знаковых событий, внутренних и внешних, связанных с Красноярским краем, лежит на плечах трех операторов, одного редактора, трех монтажеров, звукооператора, осветителя, фотографа, кинорежиссера и руководителя отдела, выполняющего еще и функции продюсера. Красноярские документалисты рассказывали, что в филиале Свердловской киностудии в 80-е годы было порядка 40 штатных единиц. С января 2023 года ждем в штат еще одного редактора, поскольку нам приходится проводить съемку и отбор колоссального объема видеохроники. Помимо этого, весь этот материал нужно заливать в архив и описывать, как это делают в Красногорском архиве. Поэтому также надеемся, что в январе у нас появится и ставка редактора-архивариуса.
Красноярский край — огромнейший. Наша съемочная группа летает на Север, уже было несколько экспедиций, посещает и южные территории. Вдобавок 2022 год выдался богатым на события. Исполнилось 200 лет Енисейской губернии, происходит много внешних событий, связанных с регионом. Такое количество выездов изначально даже не предполагалось. Наша группа летала в столицу — на первые гастроли Красноярского театра оперы и балета в Большом театре и на выступление ансамбля танца Сибири им. Годенко в Кремлевском дворце. Сейчас снимается строительство двух огромных теплоходов на верфи в Санкт-Петербурге. Красноярский край подписал соглашение о помощи городу Свердловску, что близ Луганска — Енисей кино снимал хронику о его восстановлении, готовимся выпустить документальный фильм.
Корреспондент:
Когда именно началось возрождение кинохроники Красноярского края. С момента появления отдела, или вы и раньше занимались подобной деятельностью?
Ирина Белова:
У нас в штате были один оператор и один монтажер. Они делали ролики о кинособытиях и культурной жизни Красноярского края. Также в течение последних трех лет творческой группой Енисей кино были созданы несколько документальных фильмов: «Век в танце», посвященный 100-летию со дня рождения М.С. Годенко, «Взмахи судьбы» к 85-летию со дня рождения Ивана Шпиллера, «Красноярские Столбы. Люди и природа. История дружбы», «100 лет хроники территории Красноярского края». Техники никакой не было, снимали на свою аппаратуру.
Стратегическое решение на уровне губернатора Красноярского края о возрождении производства кинохроники было принято в августе 2021 года. Тогда состоялось совещание, в его протоколе зафиксировано решение о развитии на базе Енисей кино двух направлений: стимулирования кинохроники (создания отдела кинолетописи) и содействия организации съемок (уполномоченной организации кинокомиссии). 29 декабря 2021 года было подписано вышеупомянутое трехстороннее соглашение.
Решение было принято в августе — на тот момент в Енисей кино не было никакой инфраструктуры для кинопроизводства — от технопарка до штатных единиц. Необходимо было в кратчайшие сроки разработать проект и штатного расписания, и технического оснащения учреждения. Совместно с учредителем – Министерством культуры Красноярского края, министром культуры Аркадием Владимировичем Зиновым была проделана огромная работа по созданию и согласованию смет на необходимую технику, обоснованию выделения ставок и многое другое — очень сильно не хватало времени в сутках. Но всё состоялось. В феврале, согласно задачам, поставленным правительством края и учредителем, уже должен был выйти первый выпуск альманаха. С 10 января до первого выпуска у нас был ровно месяц.
Корреспондент:
На хронику, которая снимается в настоящий момент, права принадлежат Енисей кино?
Ирина Белова:
Да. Кроме того, сейчас мы лицензируем бренд «Енисейский меридиан». 24 ноября 2022 года у нас принят исторический закон «О государственной поддержке кинематографии в Красноярском крае», в котором статьи 8 и 9 посвящены кинолетописи и киножурналу «Енисейский меридиан», определен сам термин «кинолетопись», а также отрегулированы процессы порядка утверждения тем, производства сюжетов, описания и хранения отснятого материала.
Корреспондент:
Давайте подробнее поговорим о втором направлении вашей работы — содействии съемкам.
Ирина Белова:
Енисей кино будет содействовать организации съемок в регионе на регулярной основе. Были проведены необходимые консультации с кинопродюсерами страны. Определены преимущества и проблемы нашего края: например, с одной стороны, его обширная территория включает в себя множество климатических зон и разнообразных съемочных локаций, с другой — предопределяет сложности в плане логистики, особенно, учитывая равноудаленность Красноярска от всех крупных городов. Очень помогает и содействует в построении киножизни в крае заместитель губернатора Красноярского края Василий Владимирович Нелюбин, который обладает необходимыми компетенциями. Он возглавлял региональный ВГТРК, принимал участие в съемках документальных фильмов, курирует грантовую программу «Документальное кино Красноярья». Для него тема развития кинематографа оказалась знакомой и родной. Поэтому обсуждение новых инициатив развития кино в крае всегда ведется на профессиональном квалифицированном языке. Главный вопрос, который анализировался во время подготовки создания кинокомиссии — чем Красноярский край может заинтересовать кинематографистов. Мы очень подробно консультировались с профессионалами отрасли. Все, как один, говорили о важности стройной системы субсидий (рибейтов) в регионе. Соответствующий закон был принят в Красноярском крае в конце ноября. Кроме того, наши консультанты заявляли о необходимости наличия производственной базы и кадрового резерва в регионе. Съемочные группы не должны тянуть за собой целый кинокараван со всеми гримвагенами, светобазой и аппаратурой. Также необходимо было учредить наделенный соответствующими для кинокомиссии полномочиями орган в структуре государственной власти. Мы воспользовались опытом Москино и открыли в Енисей кино единое окно с информационным и организационным порталом, которое помогает кинематографистам во всех аспектах их работы, где аккумулируем всю информацию об актерском ресурсе края, о кадровом резерве, технике и прочем.
Енисей кино осуществлял организационную поддержку производству сериала «Красный Яр». Снимала сериал петербургская кинокомпания Триикс Медиа. Наш отдел содействия взял на себя организационные вопросы, выстраивал логистические связи. Все министерства и ведомства края узнали про кино — во время производства сериала пришлось обращаться и к МЧС, и к ГИБДД, и в заповедники... Так что к моменту официального оформления кинокомиссии все руководители ведомств в регионе знают, что мы занимаемся подобной деятельностью.
Корреспондент:
А как обстоит дело с производственной базой? Когда планируете закупать необходимое оборудование?
Ирина Белова:
Уже закупаем. У Енисей кино в текущем году была статья финансирования, связанная с минимальной производственной базой. В нее входят в том числе упомянутый интернет-портал; передвижная светобаза — специальная фура с оборудованием, которое приедет к нам к Новому году. Нам очень помогает компания Триикс Медиа, открывшая в Красноярске филиал – Сибирь Триикс Медиа. Они также участвуют в пополнении местного кинокаравана — например, купили автобус под костюмы. В 2023 году надеемся продолжить приобретать далее составляющие кинокаравана — гримваген и т.д. Аппаратура для студии звукозаписи у нас уже закупается, будет строиться помещение под DolbyAtmos — кинематографисты смогут писать звук непосредственно на территории Енисей кино.
Корреспондент:
Расскажите о кадровом резерве региона.
Ирина Белова:
На проекте «Красный Яр», который два месяца снимался в регионе, уже поучились местные специалисты. Также Триикс Медиа взяла над нами шефство. В СПбГУКИТ уже отучились три группы специалистов среднего звена для Красноярска.
Все ребята достаточно молодые — 24-35 лет. У всех уже было образование. Когда Триикс Медиа снимали у нас отдельные эпизоды сериалов «Великолепная пятерка» и «Первый отдел», на площадке работали наши специалисты, прошедшие обучение в Санкт-Петербурге.
Также выигран грант на совместный проект Межрегиональный кинорезерв творческой молодежи (18-35 лет) от Союза кинематографистов РФ, реализуемый при поддержке ГИК Санкт-Петербурга, который нацелен на обучение кинопрофессиям среднего звена (гафер, кинопродюсер, механик камеры) группой 25-30 человек. Курсы профпереподготовки стартуют в феврале 2023 года на базе Енисей кино.
Корреспондент:
Можете подробнее рассказать о портале кинокомиссии?
Ирина Белова:
У нас уже создан сайт filmcommission.ru. На нем, помимо прочего, имеется база специалистов — чтобы все красноярцы, посвятившие себя кино, имели возможность профессиональной реализации на малой родине. Для сериала «Красный Яр», снимавшегося у нас, было отсмотрено около 140 местных актеров, для которых специально были сделаны видеовизитки, описаны компетенции.
Мы проанализировали все аналогичные порталы кинокомиссий, существующие в стране. Поняли, у кого какие плюсы и минусы. Наверное, наши сотрудники — перфекционисты, решили попробовать сделать лучший кинопортал не только в стране, но и в мире. Домен filmcommission.ru оказался незанят. На разработку и создание портала был выделен бюджет, подрядная организация очень серьезно отнеслись к делу. Созданием сайта, детальной проработкой его функционала, удобного для продюсеров, занимались три месяца. Например, раздел с локациями не ограничивается красивыми фотографиями — каждый объект снабжен технической спецификацией, подробным описанием транспортной доступности.
В базе актеров реализовали функционал, с помощью которого сами исполнители могут заводить собственный презентационный профайл. Лица в базе делятся и по компетенциям — на профессиональных актеров и артистов массовых сцен. На портале имеется и база специалистов среднего звена со схожим функционалом.
Отдельный раздел портала — новостная лента, освещающая кинособытия в крае. Обучение, съемки, премьеры — вся киножизнь региона аккумулируется на этой странице.
Корреспондент:
Что сейчас снимается в крае?
Ирина Белова:
Были отсняты сезоны сериалов «Первый отдел» и «Великолепная пятерка». Триикс Медиа переносит целые сюжетные линии своих проектов в регионы — например, следователь приезжает в Красноярск, и его история развивается на протяжении пяти серий. Весной, согласно плану, будут новые съемки. По итогам Первого международного форума кинопроизводителей, который мы проводили, некоторые другие компании также собираются снимать у нас — пока не буду озвучивать конкретных названий. Конечно, очень важно в первую очередь запустить систему субсидий.
Корреспондент:
Долго ли длится съемочный сезон?
Ирина Белова:
Красноярск находится на одной параллели с Москвой. Осень в городе вполне европейская с плюсовыми температурами. Правда, наш климат — резко-континентальный. Бывает суровое начало февраля — сейчас я не беру в расчет Заполярье, Норильск. Хотя раньше, когда в регионе не проводилось много съемок, все кинематографисты, приезжавшие к нам, как правило отправлялись на север. Например, «Территория» и ряд документальных фильмов. Всех манило Плато Путорана.
На следующем форуме кинопроизводителей, запланированном на июнь 2023 года, будем презентовать юг края — Шушенское, Минусинск, Ергаки. Если все пойдет по плану, то через год – в 2024 году будем показывать кинематографистам север Красноярского края.
Корреспондент:
Вы открыли киношколу для детей. В ваши долгосрочные планы входит формирование своего киносообщества?
Ирина Белова:
Детская киношкола выросла из фестиваля Герой. Так что рассказ нужно начать с него. Смотр рос на глазах за прошедшие пять лет — от всероссийского до международного. Стратегические решения о развитии разных направлений в регионе принимаются очень быстро — соответственно, нам нужно быстро давать результат. Это стимулирует.
Решение о первом Герое было принято в апреле 2018 года, а в мае нужно было провести фестиваль. Конечно, с таким дедлайном международный смотр не смогли бы провести ни в каком случае. Первый всероссийский Герой показал, что детская тема — чрезвычайно актуальная. Но нужно понять, что важно увидеть и услышать детям в кинозале.
В 2020 году фестиваль стал международным, но его даты пришлись на пик пандемии и надо было сохранить смотр при любых обстоятельствах. Пропуск сезона может поставить под угрозу любой проект. В мае были закрыты все кинотеатры, мы ждали, когда их откроют. Это случилось 27 августа — в день российского кино. Фестиваль прошел в смешанном формате, живые мероприятия для детей были под запретом.
Затем пандемия отступила — и дети смогли снова вернуться в кино и встретиться вживую с создателями фильмов. Теперь, правда, появились иные затруднения с международным контентом. Ряд компаний из-за санкций отзывали свои заявки и фильмы из конкурса. Несмотря на это, нам удалось собрать очень серьезную международную программу, привезти международное жюри и некоторых иностранных создателей. В адрес дирекции фестиваля поступило 1802 заявки, общее число стран-участниц составило 112. Фестиваль посетило около 10 тысяч зрителей оффлайн. В жизни всегда находится место подвигу.
Фестиваль показал, как важно включить детей в кинопроцесс. Они смотрят интересное кино, обсуждают его — так что идея киношколы лежала на поверхности. Мы не желали ограничиваться временными мастер-классами продолжительностью в несколько дней. Хотелось организовать длительный во времени процесс предподготовки, стимулирующий интерес ребенка к определенной профессии. Тем более, что в Красноярском крае очень мало киношкол. Фестиваль позволяет организовать передачу детям опыта не только от местных педагогов, но и от профессионалов из других стран и городов, поднимает планку качества фильмов. Герой проходит раз в два года, и у воспитанников киношколы появляется горизонт работы — от одного смотра до другого.
Корреспондент:
Есть ли разделение по профессиям в детской киношколе?
Ирина Белова:
Мы работаем в формате лаборатории. Строгого деления на операторов, режиссеров и т.п. в киношколе нет. При этом для детей проводят уроки по отдельным искусствам — сценарному, операторскому. Все учатся всему, а на конкретном проекте каждый выбирает работу, к которой наиболее склонен.
К ребятам приглашаются спикеры извне. Приезжали с интенсивом педагоги из московской детской киношколы Цех, сейчас процессом обучения подробно занимаются специалисты Енисей кино.
Корреспондент:
Помимо организационной деятельности, вы также занимаетесь музыкой. Большая часть саундтрека сериала «Красный Яр» написана вами. Как вам удается все совмещать?
Ирина Белова:
Периодически в мир выходят документальные ленты или спектакли с моей музыкой – их на данный момент уже более сорока. Совсем недавно была премьера документального фильма с моей музыкой режиссера Дарьи Хреновой «Незамерзающий порт Надежды» (по дневникам адмирала Арсения Головко). Музыка для «Красного Яра», первого большого игрового сериала о родном крае, стала для меня делом чести и большой ответственностью. Объем работы нельзя сравнить ни с одним документальным фильмом. Над музыкальной партитурой работали 6 месяцев: с мая по октябрь. В сериал вошли мои 18 тем с разработками. Гигабайты оркестровой и электроакустической музыки. И самая главная задача – чтобы музыка стала легким дыханием и сердцем сюжетной линии. Мне очень повезло с командой композиторов-соавторов (Максим Кошеваров и Александр Маев). Над сериалом, как правило, никогда не работает один автор музыки. Обычно темы распределяются между несколькими композиторами. Проект «Красный Яр» очень ждали в регионе. И все создатели относились к нему как к полнометражному большому фильму, выкладывались соответствующим образом, несмотря на сжатые сроки производства. В том числе — и в музыке, у нас даже был симфонический оркестр, что вообще нечасто случается на сериалах. Продюсеры сериала Инесса Юрченко и Сергей Щеглов смогли помочь подстроить график работы под мою основную деятельность. Например, организовать запись музыки с симфоническим оркестром в короткий визит в Санкт-Петербург. Хотелось бы выразить благодарность продюсерам и всей команде проекта «Красный Яр» за столь серьезный подход. Работа на проекте «Красный Яр» - для меня лично - это были одни из самых счастливых дней, несмотря на сумасшедшую нагрузку.
А главное — очень хочется продолжать творить, созидать. С дорогой и любимой командой Енисей кино - у нас море планов и идей.