Владимир Битоков: «Мы говорим о довольно закрытой, но самобытной территории»
С 18 по 25 сентября в Сочи проходит 32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Во внеконкурсной программе смотра принимает участие новая лента Владимира Битокова — драма «Мама, я дома» о матери молодого солдата, отправленного на войну в Сирию. Ранее эта работа была отобрана в секцию Горизонты Extra Венецианского фестиваля. На Кинотавре ее показ состоится 20 сентября.
В интервью ПрофиСинема, многолетнему информационному партнеру смотра, Владимир Битоков рассказал о кастинге картины, о процессе съемок, а также поделился планами на будущее.
Марина Озеренчук
Ежегодно из ВГИКа, Московской школы кино, других ведущих вузов страны выпускается немалое количество режиссёров, однако именно Мастерская Сокурова качественно выделяется на общем фоне — из всего числа недавних дебютантов лишь Вам, Кантемиру Балагову и Кире Коваленко удаётся покорять крупнейшие международные кинофестивали. В чем, на Ваш взгляд, заключается феномен мастерской?
Владимир Битоков
В первую очередь, в личности нашего учителя. Александр Николаевич — поистине великий педагог. К тому же, Северокавказский регион никак не описан в кино — думаю, это влияет на интерес к нам. Мы говорим о довольно закрытой, но самобытной территории, которая, к счастью, теперь привлекает все больше и больше зрителей.
Марина Озеренчук
В одном из интервью Вы упомянули, что планировали пригласить в проект Равшану Куркову, однако главную роль исполнила Ксения Раппопорт — актриса, которая отыгрывала похожий образ в картине «Юрьев день». С чем связан Ваш выбор?
Владимир Битоков
Я до сих пор хочу поработать с Равшаной: считаю, что она замечательная актриса. Для этого характера была нужна именно Ксения, и я очень рад, что наше сотрудничество состоялось. Мы даже не устраивали пробы для нее, поскольку сразу хотели видеть ее в этом проекте.
Марина Озеренчук
Мотив поиска своего сына становится ключевым в отечественном кино 10-ых: сначала была уже упомянутая картина «Юрьев день», затем — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, теперь Ваша картина. Как вы считаете, почему этот сюжет всплывает у кардинально разных по художественной интерпретации действительности режиссёров?
Владимир Битоков
Сложно сказать: мотив поиска ребенка — архетипичная история, знакомая всем. Она сложная, травматическая. Три названных фильма, на мой взгляд, не позволяют говорить об определившейся тенденции: во-первых, они очень разные; а во-вторых, идея, лежащая в их основе, сюжетообразующая, но не главенствующая.
Марина Озеренчук
Продолжая тему кастинга, нельзя не спросить про Юру Борисова — ныне главную отечественную звезду на международных фестивалях. Как он попал в Ваш проект? Как вы считаете, почему фильмы с ним в главной роли пользуются успехом? Чем он привлекателен для абсолютно разных по стилю режиссёров?
Владимир Битоков
Мы с Юрой познакомились на кинофестивале в Праге. У него очень сильный характер, и я сразу захотел с ним работать. Когда началось производство, я пригласил его на кастинг — он блестяще справился с этой ролью и был немедленно утвержден. Юра обладает невероятной харизмой: может играть абсолютно разных персонажей — как положительных, так и отрицательных. Его герои всегда объемны, а сам он обладает невероятной гибкостью.
Марина Озеренчук
Расскажите, пожалуйста, о производстве картины. Как проходили съемки?
Владимир Битоков
Съемки проходили на Кавказе, в Нальчике, в окрестностях поселка Белая речка. Сценарий мы писали в Москве и в Петербурге, затем долго готовились к производству с нашим оператором Ксенией Середой — отсмотрели немалое количество локаций. Как и на мою первую картину, всю группу мы привезли из Москвы и Санкт-Петербурга. В марте прошлого года из-за пандемии пришлось прерваться: к тому моменту было отснят лишь 14 смен.
Марина Озеренчук
Попадание в программу Венецианского фестиваля — большая удача для молодого режиссера. Заинтересовал ли фильм международных байеров? Появились ли у картины зарубежные дистрибьюторы? Выйдет ли фильм в прокат в России?
Владимир Битоков
Еще до Венецианского фестиваля у нашей картины появился немецкий дистрибьютор Wild Bunch, но, откровенно говоря, я не посвящен в особенности продвижения фильма. Искренне надеюсь, что прокат в России состоится, но сначала фильм ждет фестивальное продвижение.
Марина Озеренчук
Работаете ли Вы уже над новым проектом?
Владимир Битоков
Сейчас я занимаюсь постпродакшеном сериала «Хэдшот» — это история о школьниках в киберспорте. Мы закончили съемки 6 сентября, сериал выйдет на платформе Кинопоиск HD. Над сценарием полного метра я также веду работу, но прежде чем о нем говорить, нужно завершить весь процесс. Тема Кавказа в нем будет поднята вновь.
Марина Озеренчук
Ваша прошлая картина «Глубокие реки» была тепло встречена на Кинотавре и получила приз за лучший дебют. Поделитесь, пожалуйста, ожиданиями от своего возвращения на фестиваль.
Владимир Битоков
Я очень жду своего возвращения на Кинотавр. В этом году я не участвую в конкурсе — российская премьера моего фильма состоится в рамках спецпоказа, поэтому я еду совершенно без соревновательного духа. Посещение фестиваля — огромная радость для меня.