Виктор Рыжаков: «Кино состоит из множества простых сложностей»
С 18 по 25 сентября в Сочи пройдет 32 Кинотавр. Театральный режиссер и художественный руководитель театра Современник Виктор Рыжаков представит в основном конкурсе свой кинодебют — драму «День Мертвых» о матери и сыне, которые едут посетить могилы родных. Автор рассказал ПрофиСинема, многолетнему информационному партнеру Кинотавра, как пандемия подтолкнула его в кино, как театральная пьеса превращалась в киносценарий и многое другое.
Елена Трусова
Вы — известный театральный режиссер, поэтому первое, что хочется спросить – как вы решили прийти в кино? На питчинге в Минкульте в прошлом году вы сказали, что до пандемии коронавируса занимались только театром, а на кино не было «смелости и времени». Получается, задумывали снять фильм вы уже давно, просто не было возможности реализовать его?
Виктор Рыжаков
Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Пандемия изменила нашу жизнь, перепутала все планы и привычное течение времени. Кажется, и само время остановилось. В театре оборвалась повседневная жизнь, и всё замерло, никто ничего не понимал и не знал, что делать в этой внезапной паузе-дыре. Но всем понятно, что привычный механизм, связанный с какими-то особыми внутренними процессами не остановить…и вот именно в эти дни, скорее всего, от отчаяния-тишины в голове и сложился этот странный и почему-то важный сценарий.
Раньше мне поступали предложения о работе в кино, но каким-то естественным образом всё моё время и бытие занимали театральные фантазии, истории и проекты. Но в эти тревожные дни как-то всё сложилось по-другому. И на очередное безответственное предложение моего молодого коллеги-продюсера у меня вдруг родилось совершенно безответственное предложение в виде почти конкретного сценария. Ну, а дальше всё закрутилось как в настоящем кино: таинственные разговоры-уговоры, дописывается-складывается в голове режиссёрский сценарий, запускается какой-то странный и необычный выбор актеров, как-то сама собой собирается постановочная команда, эмоциональные зум-встречи, фантазии, разговоры, поиски, обсуждения и поиск локаций, поездки по адресам и стоянкам за автомобилем-героем для съёмок. До конца не верилось в происходящее, переезд в Карелию, разбитая тарелка и даже большое количество совершенно новых и совсем незнакомых людей рядом не отрезвляли. Осознание пришло только тогда, когда был снят первый кадр и многотранспортный караван большой съёмочной группы, долго выстраиваясь, потянулся на базу. Только тогда до меня дошло: куда бежать-то, назад хода нет.
Елена Трусова
Ваше первое знакомство с пьесой уральского драматурга Алексея Еньшина «Родительский день» случилось на конкурсе «Первая читка». Почему для вашего кинодебюта вы выбрали именно это произведение?
Виктор Рыжаков
Мне понравилась эта трогательная история про вечное непонимание родителей и детей. Диалоги просто запали в мои внутренние уши. Видимо, всё это варилось и перерабатывалась у меня в голове долго и всё ждало своего часа.
Сначала показалось, что история про мать и сына, отправляющихся в поездку по кладбищам, достаточно локальная и простая для реализации, мол с этим я легко смогу справиться, да и средств много не нужно, всего-то два актёра и машинка. На деле оказалось, что кино состоит из множества простых сложностей.
Елена Трусова
Расскажите про процесс адаптации пьесы в киносценарий. Что пришлось убрать, а что добавить? Вы изначально фильм называли «Родительский день», а уже потом переименовали в «День Мертвых» и добавили мексиканские мотивы?
Виктор Рыжаков
Театральное пространство — это, скорее, зона особенного текста, в кино же необходимо больше выразительности, визуального пространства, какой-то особенной материи из минимума слов, архитектуры и живописи. Главная трудность — найти каким образом богатство вербальное переплавить в некую визуальную образность, как соединить увиденное внутренним взором с пространством реальности.
Помогали какие-то навязчивые фантазии героя. «Диа де лос муэртос», или День всех мёртвых — традиционный праздник в культуре некоторых латиноамериканских стран. Изначально мы хотели назвать фильм «Родительский день», потом название преобразовалось в «День Мёртвых», видимо, победили мексиканские мотивы. Человек и мечта о другом счастливом мире, какой-то далекой Мексике, в которой будет много солнца, тепла и любви.
У мексиканского Дня Мертвых и у Родительского дня в России разные культурные ритуалы и коды, но одни корни, которые в фильме раскрываются через бесконечный и трудный диалог поколений. Оказывается, в Родительский день ( День всех мёртвых) усопшие возвращаются в мир живых, тонкая грань между мирами становится проницаемой, и именно в этот день может произойти что-то самое важное. Возможно, это ещё и шанс проговорить «непроговоренное», услышать друг друга и получить прощение.
Елена Трусова
Действительно, несмотря на различия, разговаривать с мертвыми на кладбищах остается единой традицией у всех. Можно ли связать это с тем, что отпустить навсегда родных очень трудно, поэтому люди стараются максимально приблизиться к ним, разговаривая вслух, как с живыми? Были ли самыми сложными для съемок сцены тех самых разговоров с мертвыми?
Виктор Рыжаков
Разговоры внутри человека с самим собой самые сложные и, быть может, самые важные. Именно они и могут нас подготовить к этой особенной встрече. Встрече с Человеком. Именно о какой-то внутренней работе, о каком-то духовном изменении, о взрослении героя идет речь в фильме. В финале происходит разговор нашего героя с умершим братом, ему удается сформулировать такие непростые, но важные слова о прощении. Ведь смерть брата Саши произошла из-за того, что он был всеми отвержен, не понят и брошен. Вновь зарождается, прорастает или всё же восстанавливается утерянное человеческое чувство — то, которого сейчас так не хватает нашему миру. Человеколюбие. Какое красивое слово.
Елена Трусова
Хочется об этом поговорить подробнее. Главный конфликт истории - непростое отношение матери героя к людям нетрадиционной ориентации. Восприятие «нормальности» и «ненормальности» до сих пор остается актуальной темой для кино? Хотя, казалось бы, мы живем во время так называемой новой этики, гендерного равенства, инклюзивности…
Виктор Рыжаков
Что случилось, почему сегодня мы принимаем лишь того, кто разделяет наши взгляды и убеждения, кто подходит под наше представление о том, каким должен быть человек, а что-то отличное от нас самих — отвергаем. Опять остро встают вопросы национальной, гендерной, социальной, сексуальной идентичности. Но ведь мир общий и создан для всех, в нём не должно быть ни одного отверженного: не обязательно всех любить и понимать, но принимать должно всех такими, какие они есть. От нашего неприятия и нетерпимости происходят все войны и трагедии. Человек как будто бы утратил эту естественную и такую необходимую способность любить других.
Елена Трусова
В фильме, кстати, чувствуется присутствие мертвых в мире живых… Они будто хотят что-то сказать.
Виктор Рыжаков
В фильме мертвые приходят к героям не только во снах, но и наяву. В этом суть этого особенного дня. Дня мертвых. Присутствие в этот день погибшего Саши, сына и брата, ощущается на протяжении всей картины, по крайней мере мы стремились этого достичь. Ни мать, ни брат так и не простились с ним (хорошее слово проститься), не проводили его в другой мир, не проговорили свои «несогласия» и боли, не попросили прощения… Герои фильма пытаются что-то расслышать, как будто вернуть в себя что-то потерянное, запустить сердечное… Быть может, эта история о нашем взрослении, о нашем принятии…
Наш сценарий наполнен аллюзиями, связанными со знаковыми для моей юности фильмами советского кинематографа…всё это, конечно, не случайно, всё острее собираются рифмы, озвученные еще Андреем Тарковским в «Сталкере» — «Вот и лето прошло, словно и не бывало….»
Елена Трусова
В «Дне Мертвых» два главных героя – мать и сын, которых сыграли Агриппина Стеклова и Александр Паль. Стеклова известная театральная актриса, ведущая актриса театра Сатирикон, Александр Паль играл в театре имени Маяковского, но сейчас не появляется в театре, он все-таки больше киноактер. Вам было важно взять в свой фильм артистов так или иначе причастных и к театру, и к кинематографу? Были ли мысли взять актеров из одного театра, которые уже работали вместе?
Виктор Рыжаков
Причастность к театру — это всегда замечательно, но думаю, не это всё же самое важное. Роль главного героя в фильме по логике должен был сыграть мой младший коллега и друг — Андрей Бурковский, но он уже был безнадежно занят в других картинах, а откладывать экспедицию не было возможности: съёмки могли быть проведены лишь в июле, в единственный месяц моего отпуска. Выбор актёров ещё более усложнился, начал набирать обороты и только усиливал мои страдания. Конечно же, перебирались в фантазии самые важные мне актёрские индивидуальности, лица и незнакомые имена. Даже осмелился попробовать несколько пар выдающихся актёров.
Но большая сложность поиска заключалась в том, что нужно было выбрать не только серьёзных артистов, совпадающих с породой героев, но и ещё и с породой друг друга… Нам нужно было найти семью: мать и сына. Так, в этой сложности и отчаянно ускользающих сроках выбрались Агриппина и Саша. В результате они и оказались самыми близкими для этой истории актёрами — именно не благодаря, а вопреки всему происходящему сложился этот родственный дуэт.
До знакомства с Сашей мне не пришлось видеть ни одной его киноработы, но, посмотрев несколько картин (в том числе и знаменитое «Горько!»), я увлёкся нестандартной индивидуальностью артиста. А за Граней, наоборот, много-много лет пристрастно наблюдал только в театральном пространстве.
Елена Трусова
Давайте перейдем к самим съемкам. Как вам удалось влиться в процесс кинопроизводства? Мешал или, наоборот, помогал ваш подход театрального режиссера? Расскажите про первый опыт такой работы.
Виктор Рыжаков
Сложность была лишь в одном: от бесконечных пауз и перерывов в съемочном процессе, ожиданий перемены света, погоды, режима и т.д. все как будто разваливалось. Хотелось взорваться и умереть. Поэтому кому-то из команды меня часто приходилось реанимировать и охранять. Работу в театре можно сравнить с бегом на длинные дистанции. А на киноплощадке все процессы строго регламентированы по часам и структурированы, но это мне даже очень понравилось. Работа над фильмом принесла немало отчаяния, но при этом дала много нового, до сих пор незнакомого опыта. И ещё тонны опыта для размышлений о нашей профессии.
Елена Трусова
По жанру фильм тяготеет к роуд-муви с живописными дорожными пейзажами. Съемки проходили в Олонецком районе Карелии. Почему решили снимать в итоге там, хотя планировали в Екатеринбурге?
Виктор Рыжаков
На Урале просто фантастические локации, но в период пандемии мы боялись оторваться от Москвы, Карелия ближе — не так страшно, поэтому решили снимать там. И не прогадали. Карелия — прекрасная земля, многоликая, просто богатейшая натура, собственно живая декорация. Здесь нам удалось не просто найти все объекты, необходимые для задуманного, но красивейшие места.
Елена Трусова
Как это часто бывает в роуд-муви, «путешествие» меняет отношения героев. Мать и сын ссорятся, мирятся и выясняют отношения в течение поездки, но открывают друг друга с новой стороны. Сцена прощания тому прекрасная иллюстрация. Изначально хотели показать финал именно таким?
Виктор Рыжаков
Главное желание не заканчивать эту по сути бесконечную историю человеческого пути к самому себе. Наивно?! Быть может, но так на самом деле и происходит этот бесконечный процесс взросления что ли, движения к чему-то более важному. Перед героем — бесконечная дорога и понимание, что двигаться возможно, лишь обретая друг друга. За время этого «путешествия» именно в День Мертвых к герою возвращается что-то, казалось бы, навсегда утерянное. Просыпается что-то особенное, может, это и есть любовь, но мир точно становится тёплым, а герои наши по-детски открытыми и родными.
Елена Трусова
Какие ожидания у вас от Кинотавра и эмоции перед премьерой фильма?
Виктор Рыжаков
Для меня было полной неожиданностью, что фильм может вызвать отклик и интерес у коллег-профессионалов. Но волнение перед показом фильма точно такое же, как и перед премьерой спектакля. Сердце замирает, и хочется что-то еще сделать, чтобы спастись! И еще ответственность придавливает за нахальство и вторжение на «чужую территорию». И еще разные мысли про новую историю, поселившуюся в голове, которые чередуются со страхом. Потому что задуманное просто невозможно снять и выразить в кино.
Очень хочу, чтобы наш фильм вызвал у зрителей сильные чувства. Если после просмотра людям не захочется кого-то крепко обнять или подольше помолчать, значит зря мы снимали это кино (смеется).
Елена Трусова
Фильм «День Мертвых» определенно вызывает эмоции. Мне сразу захотелось позвонить родителям. А что касается других конкурсных картин Кинотавра - будете ли смотреть фестивальные ленты?
Виктор Рыжаков
Хотелось бы посмотреть как можно больше фильмов за несколько дней. Но… Главное, хотя бы успеть на свою премьеру, буду лететь из Хабаровска, где проходит большой театральный фестиваль.
Елена Трусова
Не могу не задать вопрос про Современник. В этом году театру исполнилось 65 лет, и вы упоминали, что на 2021 год немало планов и новых проектов. Можете рассказать, что планируете до конца года?
Виктор Рыжаков
Многие мероприятия, приуроченные к юбилею, уже прошли. Был выпущен спектакль «Вечно живые. История в лицах» по документальной пьесе Михаила Дурненкова, на днях его показали на канале Культура.
В осенней части сезона в театре выходят: новая работа, представляющая блестящий актерский дуэт Марины Нееловой и Леонида Ярмольника; масштабный музыкальный проект Олега Глушкова, Александра Маноцкова и Павла Каплевича. Планов громадье, с театром будут сотрудничать выдающиеся художники.
В сезоне продолжат работать несколько уникальных лабораторий, связанных в том числе и с документальным кино. Надеюсь, весной на Чистых прудах у стен театра откроется мемориал, посвященный основателям Современника. Мы находимся в пути. Сложном, но очень интересном.