Дмитрий Якунин: «2020 год позволил расставить приоритеты и сформулировать дальнейшие задачи»
В декабре прошли последние мероприятия Всероссийского питчинга дебютантов-2020, являющегося главным событием для молодых кинематографистов нашей страны, а сейчас полным ходом идут Дни короткометражного кино (17-31 декабря), основные мероприятия которых приурочены к самому короткому дню в году, 21 декабря. Руководитель проектов, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин рассказал порталу ПрофиСинема, как в этом году пришлось перестроить проведение мероприятий, в чем основная задача любого питчинга, насколько важно налаживать сотрудничество с ведущими онлайн-платформами, о путях развития регионального кино и многом другом.
Корреспондент:
Всероссийский питчинг дебютантов берет свое начало в 2013 году и является главным событием для молодых кинематографистов нашей страны — ведь важной миссией питчинга с момента создания стало именно налаживание связей между молодыми кинематографистами и продюсерскими компаниями. Насколько с годами менялась стратегия развития и добавлялись всё новые задачи?
Дмитрий Якунин:
Когда в стенах Союза кинематографистов России более чем 7 лет назад был создан Молодежный центр, одним из важных направлений, которое определила наша организация, стал именно Питчинг дебютантов, ставший своего рода «службой одного окна» для молодых кинематографистов, желающих донести свой проект до ведущих продюсерских компаний. И для нас очень важно, что уже на первом этапе инициатива была поддержана Союзом кинематографистов и лично Сергеем Лазаруком, предоставившими необходимые ресурсы для организации конкурса. Если говорить о самых первых наших питчингах, то могу напомнить, что именно на наших площадках были представлены дебютные проекты Алексея Нужного, Тимофея Жалнина, Антона Бильжо, Артема Царегородцева, Ивана Петухова, Константина Фама и многих других. По сути, 5-7 лет назад наша площадка была единственной, где независимый дебютант мог бы представить свой проект, получить продюсерскую или техническую поддержку.
Между тем, в последние годы подобных конкурсов становится все больше, их организаторами становятся онлайн-платформы, продюсерские компании, сценарные агентства. В связи с этим, на определенном этапе мы приняли решение, оставаясь на главной площадке — бизнес-площадке Московского международного кинофестиваля, активно двигаться в регионы – там, где кинематографическая жизнь только зарождается. За последние 3 года мы провели питчинги в Санкт-Петербурге, Севастополе, Архангельской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Нижегородской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях, Республиках Саха (Якутия), Карелия, Крым, Бурятия, Башкортостан, Татарстан, Алтайском, Краснодарском, Ставропольском крае. Причем в питчингах могут принять участие не только местные дебютанты, но и представители других регионов, в том числе, Москвы и Санкт-Петербурга, желающие снимать кино в том регионе, где проводится питчинг. Помимо самих конкурсов, на которых распределяются денежные средства (в прошлом году призовой фонд составил 10 миллионов рублей, в этом — 12,5 миллионов), а также тренингов для молодых кинематографистов, в рамках питчинга проходит знакомство представителей ведущих продюсерских компаний с локациями, техническими возможностями и кадровым потенциалом региона. В этом году наш проект вошел в Топ-100 Фонда президентских грантов, что открывает новые перспективы и возможности. Мы ждем результатов нового конкурса Фонда, чтобы планировать развитие проекта на следующий год.
Корреспондент:
Калининградский питчинг дебютантов (9-10 декабря) стал завершающим мероприятием Всероссийского питчинга дебютантов-2020. В этом году питчинг дебютантов во многих городах проходил онлайн, где-то – офлайн, где-то – в гибридном формате. Можете рассказать, учитывая опыт этого года, в чем преимущества и недостатки каждого из форматов – онлайна и офлайна?
Дмитрий Якунин:
Действительно, из-за сложившейся ситуации из 13 проведенных нами питчингов в этом году, только конкурсы в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Геленджике, Иркутске прошли в офлайн-формате, остальные - онлайн.
Безусловно, главный KPI любого питчинга – это не количество выданных грантов, а, прежде всего, количество качественных фильмов, снятых по его итогам. Поэтому коллаборация продюсеров и дебютантов, их знакомство и общение на питчинге и после в рамках one-on-one meetings, безусловно, проходит более эффективно в живом формате. С другой стороны, в этот во всех смыслах трудный год многие из наших конкурсов просто не могли бы быть проведены не иначе, как в онлайн-формате.
Уровень подготовки его участников, вовлеченность в процесс экспертов, внимание СМИ к нашему питчингу позволяют говорить о том, что онлайн-формат явился вполне приемлемым форматом для его проведения. Кроме того, благодаря онлайн-формату в этом году нам удалось провести мастер-классы с нашими ведущими кинематографистами – Андреем Звягинцевым, Николаем Лебедевым, Александром Миттой, Натальей Мокрицкой, Андреем Золотаревым, Анной Гудковой, Романом Кантором, Алексеем Федорченко, Сергеем Мирошниченко, Андреем Кравчуком, Алексеем Троцюком и многими другими. В любом случае, о наиболее эффективном формате мы сможем говорить через год-два, когда будут сняты фильмы, представленные на наших питчингах.
Корреспондент:
В нашем прошлом интервью вы сказали, что для вас очень важно налаживать системное сотрудничество с ведущими онлайн-платформами, поэтому вы развиваете номинацию «веб-сериалы», которая как раз есть на московском питчинге. С какими онлайн-сервисами вы сейчас сотрудничаете?
Дмитрий Якунин:
В этом году практически на всех наших питчингах в жюри входили представители ведущих онлайн-платформ – Start.ru, IVI, Яндекс, МТС, More.tv, ТНТ-PREMIER, Chill. У нас нет какого-то приоритета по отношению к одному из сервисов, потому работаем на равных условиях со всеми. Безусловно, сейчас это самые активные игроки на рынке контента. Не могу раскрывать подробности, но в следующем году в онлайн-кинотеатрах выйдет целый ряд проектов, представленных ранее на наших конкурсах. Кроме того, в нашей образовательной программе сделан серьезный акцент на создание контента для платформ – веб-сериалов, интерактивных фильмов, новых медиа. Нам кажется очень важным, чтобы дебютанты «из первых рук» получали информацию о новых трендах и брифах от ведущих стриминговых сервисов.
Корреспондент:
Всероссийский питчинг дебютантов проходит во многих городах России. С развитием региональных питчингов удалось привлечь внимание региональных властей к местным кинематографистам и их проектам, которые часто бывают очень интересными и перспективными. Но у регионального кино остается множество нерешенных проблем, какими вы видите основные пути его развития?
Дмитрий Якунин:
Успехи регионального кино в последние несколько лет у киносообщества и зрителя ассоциируются, прежде всего, с феноменом якутского кино. Безусловно, количество талантливых кинематографистов при достаточно недорогом производственном бюджете в республике Саха как нигде высоко. Это подтверждает и наш питчинг – недавно в программе EAVE Роскино был представлен проект «Белый пароход» Инги Шепелевой, а в конкурсную программу короткого метра ММКФ вошел фильм «Сулус» Анастасии Борисовой, участвовавшие ранее в Питчинге дебютантов. С другой стороны, практически в каждом из регионов России также по-своему развивается кино. Где-то существует поддержка кинопроизводства от региональных властей, как, например, в Бурятии, Татарстане, Башкортостане, Иркутской области; в ряде регионов при поддержке АПКиТ и АСИ создаются кинокомиссии; в некоторых регионах активно развивается фестивальное движение; создаются креативные кластеры, включая анимационные студии.
Нам кажется очень важным, что региональные инициативы все больше и больше находят грантовую поддержку не только в своих регионах, но и на федеральном уровне - в Минкульте, Фонде президентских грантов, Институте развития интернета, Росмолодежи и Тавриде.
Одной из важных точек роста и развития кино в регионах является повышение уровня кинообразования. Причем, не только для «творцов», но и технических специалистов, представителей второго звена. Именно уровень и качество таких специалистов, зачастую, является определяющим для федеральных продюсеров по съемкам фильмов и сериалов в том или ином регионе.
В настоящее время при поддержке Росмолодежи мы проводим исследование региональных независимых киношкол, по его итогам проведем своеобразный питчинг, экспертами которого станут ведущие продюсеры, а также представители государственных организаций и грантовых конкурсов. Нам бы хотелось, чтобы региональные команды получили бы запрос от киноиндустрии в подготовке кадров, а самые креативные и перспективные проекты получили бы в дальнейшем грантовую поддержку на реализацию своих проектов.
Корреспондент:
Стартовали Дни короткометражного кино (17-31 декабря), акция проходит уже в седьмой раз, начиная с 2014 года. С каждым годом не только увеличивается количество показов, но и расширяется география акции – сейчас задействованы 69 регионов России и 23 страны. Как вы выбираете площадки для проведения акции, и будет ли в этом году больше онлайн-, чем офлайн-показов?
Дмитрий Якунин:
Действительно, уже седьмой год Союз кинематографистов и наш Молодежный центр организует некоммерческие показы короткометражного кино. Главная цель проекта – знакомство самого неискушенного зрителя с форматом короткого метра и развитие киноклубного движения. Основные мероприятия приурочены к самому короткому дню в году, 21-го декабря, но уже несколько лет мы «расширили» границы проекта до двух недель. Сначала показы проходили на 200-300 площадках, в прошлом году мы достигли цифры в 1172 площадки и более 150 000 зрителей. Причем это не только кинотеатры, но и кафе, библиотеки, музеи, институты и даже катки. С нами активно сотрудничают мультимедийные центры «Россия - моя История», точки кипения АСИ, культурно-досуговые центры Россотрудничества. Принять участие в акции могла любая площадка, зарегистрировавшаяся на сайте и подавшая заявку. Процедура несложная, мы заключаем соглашение с площадкой о нераспространении контента помимо акции и «в путь». За эти годы мы получаем много отзывов как от площадок, так и от простых зрителей, которые благодарят нас за показы молодого российского кино.
Что касается этого года, то наш основной онлайн-партнер - платформа Start.ru, одна из немногих платформ, системно и качественно показывающая короткий метр - организовала бесплатный показ наших программ в заявленный период акции. Уверен, подобное сотрудничество еще больше увеличит количество наших зрителей и в дальнейшем значительно расширит армию поклонников короткого метра, причем не только игрового, но и документального и анимационного. Помимо онлайн-показов, также проходят и показы «живьем», безусловно, со всеми необходимыми мерами предосторожности и требованиями Роспотребнадзора. В этом году площадок стало меньше – более 700, а в Москве основные показы пройдут 21 декабря в кинотеатре Иллюзион.
Корреспондент:
Расскажите, как в этом году формировались пять конкурсных программ? Что входит в образовательную и деловую программу этого года?
Дмитрий Якунин:
По сути, День короткого метра - это подведение итогов года, поэтому, по традиции, в программу вошли фильмы-лауреаты ведущих фестивалей уходящего года. В нашей программе «Сера» Ланы Влади (главный приз Кинотавра), «Хочу домой» Татьяны Лялиной (победитель Короче), «Большая восьмерка» Ивана Соснина (гран-при Фестиваля уличного кино), «Рождение трагедии из звуков музыки» Раили Каримовой (лауреат Национальной молодежной кинопремии). Акцент программы сделан на жанровом коротком метре, который «зайдет» самому массовому зрителю. Как всегда, в короткометражках снимается много звезд – в картинах, участвующих в программе, снялись такие известные актеры, как Александра Бортич, Дмитрий Лысенков, Анна Михалкова, Анна Слю, Михаил Трухин, Александр Феклистов, Екатерина Шпица и многие другие. В этом году Фонд Президентских грантов выделит денежный приз авторам фильмов, участвующих в проекте – общий призовой фонд составит 1,3 миллиона рублей. Помимо этого, онлайн и офлайн мы покажем короткометражные фильмы Европейской киноакадемии, куда войдут одни из лучших европейских фильмов этого года, пройдет показ программ агентства Vostok, Shot TV и анимации Суздальского кинофестиваля, а также традиционный онлайн-показ на платформе Пилигрим.
Что касается образовательной программы, которая проходит в онлайне, то она, прежде всего, направлена на тех, кто снимает короткий метр. В этом году благодаря агентству Vostok наша аудитория сможет пообщаться с ведущими европейскими экспертами короткометражного и студенческого кино: исполнительным директором кинофестиваля и кинорынка в Клермон-Ферран Лораном Крузе; руководителем T-Port, онлайн-платформы для короткометражных и студенческих фильмов Амосом Гева и Франсуа Серром, директором фестиваля и кинофорума иммерсивного и интерактивного кино Courant 3D.
Кроме того, на нашем youtube-канале Moviestart будут опубликованы мастер-классы с Татьяной Федоровской, автором короткометражного фильма «Мамины шпильки», приглашенной в Британскую киноакадемию. Прошли мастер-классы и круглые столы, посвященные драматургии короткого метра, новым форматам и социальным сетям, прокату короткого метра, а также участию актеров в короткометражном кино.
Итоги проекта будут подведены в рамках Ночи короткого метра, которая состоится 25 декабря в онлайн-формате. Экспертная комиссия проекта, куда вошли киновед Кирилл Разлогов, телеведущий Иван Кудрявцев, журналист Мария Лемешева, актриса Анна Цуканова-Котт и программный директор платформы Start.ru Михаил Клочков наградят лауреатов акции.
Корреспондент:
Вы не только занимаетесь организацией фестивалей и питчингов, но и продюсируете кино. Расскажите об этом направлении Вашей деятельности.
Дмитрий Якунин:
Мой продюсерский багаж, к сожалению, не так велик, как общественный, но, безусловно, хотелось бы развиваться и в данном направлении. Благо, учеба в Академии Н.С. Михалкова в мастерской Леонида Верещагина и Александра Богуна позволила приобрести очень важные знания продюсерской профессии.
В этом году наша компания помогла состояться дебютному фильму известного актера Кирилла Зайцева («Движение вверх», «Серебряные коньки», «Последний богатырь-2»). Это короткометражный фильм «Сашка. Дневник солдата», экранизация известной повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Сашка». Фильм получился масштабным, в съемках приняли участие замечательные профессионалы – оператор Владимир Климов, художник-постановщик Ираида Шульц, художник по костюмам Сергей Стручев. Уверен, в следующем году эта лента станет заметным событием не только на кинофестивалях, но и на платформах, а также в ограниченном прокате.
Еще одним важным для нас проектом стал документальный веб-сериал «Вы из будущего» совместно с компанией Life Is Short Кирилла Алехина (при поддержке Института развития интернета). Это 5 новелл, посвященных важным и новым темам – искусственному интеллекту, экосистемам, технологиям продления жизни, геймификации и отношениям будущего. Экспертами выступили представители ведущих сервисов, разработчики программ, молодые ученые. В нашем фильме мы попытались рассказать не только о новых разработках, но и понять суть и философию этих технологий, а также мотивацию тех, кто эти технологии создает. Авторами проекта выступили молодые режиссеры, в том числе участники наших питчингов – Юлия Бобкова, Ольга Панкратова, Лера Сарайкина, Евгений Сычев, Михаил Назаров. Буквально за полтора месяца фильмы собрали более 3 миллионов просмотров и получили множество восторженных отзывов в сети. Тема будущего для нас кажется очень важной и интересной, и мы планируем развивать это направление. Надеюсь, не только в документальном, но и игровом кино.
Корреспондент:
Вы работаете с неигровым кино и на питчингах, и фестивале. Если рассмотреть основную тематику документальных фильмов, можно ли найти закономерности и сделать вывод - что сейчас больше всего волнует документалистов?
Дмитрий Якунин:
Как мне кажется, зритель, приходя в кинотеатр, подчас ждет не только зрелища и аттракциона, но и каких-то важных для себя знаний, переживаний, эмоций. Зритель чувствует фальшь, которая, к сожалению, часто встречается в игровых фильмах. Поэтому я прогнозирую повышающийся зрительский интерес к документальному кино, причем не только в кинотеатрах, а, прежде всего, на онлайн-платформах. Как мне кажется, в ближайшее время будут востребованы документальные фильмы, посвященные темам и личностям, по которым легче сформировать целевую аудиторию. Это может и политика, и экология, и байопики о известных людях с понятной и легко собираемой фан-базой.
Между тем, по сути, документалистов, понимающих зрительскую аудиторию, снимающих зрелищное кино, не так много. И мне кажется, онлайн-платформы будут бороться, да и уже борются за авторов, способных снять зрелищный, интеллектуальный, креативный док. Надеемся, что эта конкуренция позволит увеличить бюджеты на документальное кино, а соответственно, и повысит уровень отечественного дока.
А для нас очень приятно, что среди перспективных режиссеров немало участников и лауреатов наших питчингов – Максим Арбугаев, Арсений Кайдацкий, Марина Мария Мельник, Андрей Ананин, Максим Лукьянец, Андрей Тимощенко и многие другие.
Корреспондент:
Учитывая, что наш разговор состоялся в декабре и по традиции в этот месяц все подводят итоги, то последний вопрос хочется посвятить именно им. 2020 год оказался ни на что не похожим, он изменил как всю киноиндустрию, так и каждого человека в отдельности. Можете рассказать о своих итогах года – как профессиональных, так и личных?
Дмитрий Якунин:
Для нас остается очень важной поддержка Союза кинематографистов России, и мы надеемся, что наши проекты и инициативы будут и в дальнейшем поддерживаться «головной» организацией, тем более что в этом году должность Первого заместителя заняла опытный руководитель Лариса Оттовна Солоницына, много сделавшая для развития Молодежного центра на должности главного редактора газеты «СК-Новости».
Одним из важных событий уходящего года для нас стало успешное проведение бизнес-площадки Московского международного кинофестиваля, в рамках которой, помимо питчинга дебютантов, прошли презентация программы EAVE ON DEMAND OF RUSSIA, состоялась панельная дискуссия о развитии региональных кинокластеров с участием представителей 18 регионов России, а также круглый стол о новых трендах кино с участием глав МТС, Start.Ru, Digital reporter.
В этом году Moviestart при поддержке издательства Бомбора попробовал себя в новой ипостаси – мы издали книгу «Сними свой первый фильм». Автор-составитель Юля Волкова включила в издание интервью с известными кинематографистами, делящимися своим опытом с дебютантами. Мы планируем и впредь пополнять библиотеку Moviestart, освещая актуальные, прежде всего для молодых кинематографистов, темы.
В 2020 году мы активно развиваем наш сайт MovieStart, получивший лицензию СМИ и ставший одним из важных источников информации для дебютантов относительно грантовых конкурсов, питчингов, фестивалей.
Конечно, как и для представителей всей киноиндустрии, этот год был для нас сложнейшим, но во многом и определяющим. Без «мишуры», отбросив все лишнее, этот год помог нам разобраться в своих целях и задачах, расставить приоритеты, объединить и сплотить команду, укрепить веру в себя и свои проекты. Может быть, не все из задуманного получилось, но мы смотрим в будущее со здоровым оптимизмом. Главное, чтобы хватило сил и здоровья!
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса