Юрий Рязанов: «Важно обратить внимание зрителей на проблемы, которые нас волнуют»
31 декабря кинокомпания Вверх выпустит в российский прокат мистический триллер «Дочь тьмы». В интервью основатель и глава компании, известный предприниматель, а также исполнитель одной из главных ролей в этом фильме - Юрий Рязанов - рассказал о грядущем релизе, о своём опыте начинающего актёра, о других проектах кинокомпании, которые сейчас находятся в производстве, а также поделился мыслями о современной российской киноиндустрии.
Корреспондент:
Вам принадлежит фраза: «Нужно снимать и смотреть такие фильмы, которые не тянут общество вниз, а помогают ему стремиться вверх!» Именно поэтому организация получила такое название?
Юрий Рязанов:
Легко катиться вниз, по накатанной, как с горки, а вверх идти тяжело. В Библии сказано «входите тесными вратами», ищите, боритесь. Чтобы чего-то достичь, нужно прилагать усилия. Нам важно обратить внимание зрителей на проблемы, которые нас волнуют. А коммерческий успех фильмов стоит уже на втором месте.
Ленин когда-то сказал важную вещь: массовая культура, кино – это серьёзное средство влияния на умы людей. Сам он фигура спорная, но с этой фразой сложно не согласиться.
Корреспондент:
В конце декабря в прокат выходит полнометражный фильм «Дочь тьмы». В картине подняты вечные темы противостояния добра и зла, света и тьмы в душе человека. Как настольно важные темы стало возможно перенести на экран? В чем, на ваш взгляд, основной посыл этого фильма
Юрий Рязанов:
«Дочь тьмы» - второй игровой полнометражный проект, в котором я играю главную роль под псевдонимом Георгий Витязев.
В картине «Дочь тьмы» мы обращаемся к теме Бога. В России, наверное, много фильмов о Боге. Но эта тема бесконечна. Кроме того, мы говорим на актуальную сегодня тему противостояния добра и зла, тёмных и светлых сил. И слегка высмеиваем язычество, хотя эти проблемы в сегодняшней России намного глубже.
Корреспондент:
В вашей фильмографии уже несколько ролей, в полнометражных фильмах «Герасим», «Дочь тьмы», «Вечер шутов или серьезно с приветом» и короткометражных лентах «Агриков Меч», «Исповедь отца», «Ваши проблемы». А как вы пришли к актёрству?
Юрий Рязанов:
У всех нас есть какое-то хобби или нереализованные способности. После 40 лет появляются вопросы, зачем ты живёшь, что ты делаешь доброго. Мне нравится играть светлые силы, вживаться в эти образы и потом им соответствовать. Настоящий актёр может надеть лик какого-то злодея, а потом прийти домой и снять его. А мне, как начинающему, трудновато. И если я вжился в образ, то живу в нём месяц до съёмок фильма, во время и после. Нравится играть отшельников, божьих людей.
Первым полнометражным фильмом был «Герасим», который вышел в 2017 году и нашёл своего зрителя, у него 500 тысяч просмотров на Youtube. В «Герасиме» я играю человека, который уже встал на путь истинный. Это служение Богу. У моего героя тёмное прошлое, но Господь всё прощает, потому что человек осознал свои грехи и молится.
Это фильм о том, какая мощная вещь – раскаяние. Хотелось показать, что если человек раскаялся, то у него в жизни всё будет хорошо. Как известно, многие святые, например, апостол Павел, прошли через покаяние.
Корреспондент:
Что для вас, как для актёра Георгия Витязева, было самым сложным в процессе съемок фильма «Дочь тьмы»?
Юрий Рязанов:
В первый съёмочный день на красивейшем «Чёртовом мосту» в Торжке снималась сцена, когда мой герой, как видение, приходит к одной из главных героинь. Играть человека, который уже умер, трудновато, но, мне кажется, получилось хорошо. Когда смотрел на премьере, плакал, хотя знал все свои жесты.
Ещё есть эпизод, где жители деревни впадают в некое искушение и убивают моего героя, блаженного Ивана. Съёмки были назначены на три часа ночи. Меня вызвали в час, а снимать стали только в восемь утра.
По своему складу я жаворонок, отбой в десять. А тут пришлось не спать всю ночь, бодрствовать, ждать вызова на площадку. В таких ситуациях для актёра главное полное смирение и отрешение. В итоге получилось очень хорошо. Когда в восемь утра вышел сниматься, я был мертвенно-бледный, Господь меня прямо изнурил для этой съёмки. Но очень важно, что не было никакого раздражения ни на кого. Я просто это принял. В этой сцене у меня была серьёзная усталость, и почти ничего не пришлось играть.
Ведь актёр – это в первую очередь смирение, он как солдат, ему сказали, что он должен приехать в час, должен быть в костюме, готовый, и ждать.
Корреспондент:
У вас нет режиссёрских амбиций?
Юрий Рязанов:
Ни в коем случае, это не моё. Я именно актёр. Могу подсказать идею, мне это нравится. Но не снимать самому.
Корреспондент:
Мы знаем, что сейчас кинокомпания Вверх работает над еще одним проектом - «Робинзон». О чем эта картина?
Юрий Рязанов:
В «Робинзоне» мы обращаемся к теме разврата. Отношение к девушкам в России, мягко говоря, очень вульгарное. Около каждого храма по три стриптиз-клуба. Это серьёзнейшая индустрия без законов. И все эти заведения являются притонами.
Мой персонаж в «Робинзоне» разозлился, разгромил такой бордель, и за это отсидел 10 лет в тюрьме. Вернулся, а подобных заведений стало ещё больше. И он уехал в какую-то далёкую страну, где спас девушку из России.
Герой картины в одиночку стал бороться против секс-индустрии и пострадал. Мне он очень нравится. Несмотря на то, что в этой картине нет явных упоминаний Бога, люди понимают, что за поступками героя стоит истинная вера.
Корреспондент:
В 2017 году в прокат вышел полнометражный анимационный фильм «Сказ о Петре и Февронии», номинированный на премию Золотой орел в категории Лучший анимационный фильм, а также получивший Специальный приз Международного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» и другие награды. Вы вложили в проект много сил и немалые средства. С какими проблемами вы столкнулись?
Юрий Рязанов:
Красивым, сказочным анимационным фильмом о Петре и Февронии я занимался десять лет. Вложил в картину личные деньги, а в итоге остался в минусе. Как только фильм был готов, на следующий день он уже нелегально был выложен на ста интернет-ресурсах, через несколько дней их стало 500. Сначала я испугался, а потом смирился и обрадовался, поскольку это говорило о том, что картина получилась, что она нужна.
И если повторить всё снова, я бы опять вложил деньги в производство этого фильма. Ведь делал его не ради денег. В прокат картина вышла в самое непрокатное, летнее время, 8 июля. Но мы согласились, потому что в этот день как раз праздник Петра и Февронии.
Корреспондент:
В начале следующего года планируется премьера еще одного полнометражного анимационного фильма «Огонёк-Огниво». Он рисован, как и «Сказ о Петре и Февронии» полностью вручную, подобно советским мультфильмам. Почему решили создавать картины таким трудоемким, но безусловно уникальным в современное время методом?
Юрий Рязанов:
Мы полностью переработали сказку. Она очень красивая, там заложена глубокая идея, которая будет понятна в любой стране. Это история о том, что деньги вторичны, не надо за ними гнаться, они должны просто прийти. Герой мультфильма – бедный Гончар – находит волшебное огниво, которое делает его сказочно богатым, а взамен забирает самое дорогое – дружбу и любовь. Но в итоге любовь всё же побеждает и спасает его.
Фильм полностью рисованный, выполнен в очень красивой технике. Просто потому что нам хочется делать красивое качественное кино, пусть и дорогое.
Корреспондент:
Хотелось бы услышать ваше мнение о дальнейшем развитии российской киноиндустрии, каким видите ее будущее?
Юрий Рязанов:
Если мы говорим о прокате, и более масштабно, о киноиндустрии, я считаю, что нашу отрасль надо защищать.
Почему у нас ещё живы «Газель», «Жигули», «Камаз»? Потому что сейчас невозможно «Мерседес» ввезти в Россию без пошлины. А иностранные фильмы заезжают к нам просто, без пошлины. Многие думают, что у российских производителей есть какие-то преференции. А нам нужно получать удостоверения национального фильма, чтобы получить льготу по НДС. Западные фильмы априори заходят без НДС.
Корреспондент
Что нужно делать, чтобы изменить ситуацию?
Юрий Рязанов:
Надо действовать смелее. Брать пример с Китая, Франции.
Почему в России все пять крупных дистрибьюторов - представители голливудских мейджоров? Прокатывая через них российские фильмы, которые, конечно, проигрывают Голливуду по бюджетам, мы заведомо попадаем в неконкурентное положение. Если снова провести аналогию с автопромом, то это всё равно, что продавать российские машины через дистрибьюторов Nissan или Ford. Хотите загубить автопром, уберите пошлины, через три года у нас не будет ни одной машины.
Понимаете, речь идёт не только о деньгах, но и об идеологии. Бесплатно открыв наш рынок западным фильмам, мы тем самым сегодня убиваем наше будущее.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса