Оксана Карас: «Доктор Лиза — не просто сильная женщина, она — настоящий герой нашего времени»
С 11 по 18 сентября в Сочи пройдет 31 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля продолжает публикацию интервью с участниками конкурсной программы.
Режиссер Оксана Карас представит в основном конкурсе свою новую картину «Доктор Лиза», посвященную основательнице фонда «Справедливая помощь», врачу и общественному деятелю Елизавете Глинке, погибшей в авикатастрофе в декабре 2016 года. Главную роль в ленте исполнила Чулпан Хаматова. В интервью ПрофиСинема Оксана Карас рассказала, насколько фильм получился близким к реальности, как изменился изначальный сценарий и где проходили съемки, а также как в целом работает благотворительность в России и почему было очень важно снять этот фильм.
Елена Трусова:
В прошлом году вы представляли на 30 юбилейном Кинотавре фильм «Выше неба», в этот раз - биографическая драма «Доктор Лиза» об одном дне из жизни Елизаветы Глинки и ее фонде «Справедливая помощь». Что вы знали до фильма о Докторе Лизе и что узнали в процессе работы над фильмом?
Оксана Карас:
До начала работы о Докторе Лизе я знала немного. В 2009 году посмотрела документальный фильм режиссера Елены Погребижской, который рассказывает, каким человеком была Елизавета Глинка: она совмещала в себе невероятную внутреннюю силу, свободу и некую безбашенность. Это очень подробный и, как сейчас говорят, «трушный» фильм, он оставил меня под большим впечатлением и даже помог в дальнейшем в работе над сценарием «Доктора Лизы».
Я не была знакома с Елизаветой Петровной лично, но меня, как и многих, потрясла трагедия, которая произошла в 2016 году. А спустя некоторое время мне в руки попал сценарий фильма «Доктор Лиза» и начался период работы над ним. В итоге, после многичисленных разговоров с близкими, друзьями, знакомыми, волонтерами фонда «Справедливая помощь», пациентами Доктора Лизы, мы переделали 80% материала. Поэтому по-настоящему я открыла и поняла Елизавету Петровну только в период работы над фильмом.
Елена Трусова:
В центре сюжета – сильная, справедливая, смелая женщина. Елизавета Глинка стала известна благодаря своей правозащитной и благотворительной деятельности. Она основала международную общественную организацию «Справедливая помощь», помогала тяжело больным людям, нуждающимся и бездомным. Насколько лично для вас было важно снять фильм с таким центральным персонажем?
Оксана Карас:
Доктор Лиза — не просто сильная женщина, она – настоящий герой нашего времени. Очень сложный, масштабный и противоречивый персонаж. Человек азартный, излучающий потрясающее обаяние.
Елизавета Глинка больше, чем кто бы то ни было, заслуживает отдельного фильма. Мне было важно прикоснуться к жизни такого человека, как она, и сделать эту картину. Как ни странно, но, мне кажется, Доктор Лиза обладает неким целительным даром даже после смерти. Когда узнаешь удивительные истории из ее жизни, то становится светлее и радостнее на душе, самому стать лучше и внимательнее к окружающим.
Инициатором создания фильма выступил продюсер Александр Владимирович Бондарев, на протяжении долгого времени он был близким другом Елизаветы Петровны и десять лет волонтером ее фонда. Для него эта картина стала некой формой терапии, помогла примириться с утратой, если со смертью вообще можно примириться.
Он показал мне сценарий, который требовал огромной глубокой переработки, но отличался искренностью и интересной драматургической концепцией — весь фильм укладывается в один день.
Елена Трусова:
Да, интересно, что сюжет построен на всего лишь одном дне из жизни Елизаветы Петровны. И этот день очень насыщенный и полон неожиданностей… Фильм основан на дневниках Доктора Лизы и воспоминаниях ее семьи и друзей. Над сценарием работали четверо человек, включая вас. Расскажите, насколько близким к реальности получился сценарий и много ли было добавлено для драматургии?
Оксана Карас:
Процентов на 80 — это реальные события из жизни Доктора Лизы. Но они по-своему перемешаны и сопоставлены между собой. Мы снимали не документальный, а игровой фильм, и не было задачи соблюсти полную документальность. Важно было внести интригу в историю, добавить саспенс, заинтересовать зрителя, поэтому мы следовали законам жанра. Характеры персонажей с течением сюжета тоже видоизменялись, особенно главный антагонист, его играет Андрей Бурковский. В фильме только один из героев остается неизменным на протяжении всего фильма — центральный персонаж, Елизавета Глинка. Но она сама — лишь только своим присутствием — меняет все вокруг.
В процессе работы я узнала так много об этом человеке, что хватило бы на целый сериал. И в итоге, сняв полнометражный фильм, очень многое пришлось оставить за скобками. Елизавета Петровна прожила очень насыщенную и интересную жизнь, и мы попытались рассказать о ней лишь в контексте одного дня, что непросто.
Елена Трусова:
В одном из интервью вы сказали, что специально временем действия выбрали 2012 год. Это чтобы уйти от политической темы, которая возникала в последние годы ее жизни? Ведь Доктор Лиза была в первую очередь врачом и добрым человеком, помогающим всем вокруг. Да и в самом фильме в конце главная героиня говорит: «Я в политике ничего не понимаю и с властью дружить не хочу!»
Оксана Карас:
Мы совершенно не хотели уйти от политической составляющей. Я бы даже сказала, что наоборот — в фильме подняты серьезные остросоциальные вопросы. С 2012 года прошло восемь лет — два президентских срока — но ничего не изменилось. Проблема обезболивания онкобольных некурабельных детей до сих пор не решена. И попытки ответить на вопрос «А можно ли помочь таким детям, не нарушая закон?» неминуемо приводит нас к ответам с четким политическим контекстом.
2020 год вообще поставил большой вопросительный знак напротив российского здравоохранения. Оно не то что не находится в числе приоритетов государства, оно — вообще последнее, что интересует государство.
Просто мы выбрали условный год — 2012, условный месяц апрель - потому что съемки были в апреле, и день недели среду, 25 число — потому что по средам Лиза кормила бездомных на вокзале.
Елена Трусова:
Часть съемок фильма проходила в настоящей квартире Доктора Лизы, одобрение было получено от Глеба Глинки, который к тому же стал и консультантом фильма. Расскажите, где еще и как проходили съемки картины?
Оксана Карас:
Снимали фильм в Москве в апреле прошлого года. Почти все натурные съемки проходили внутри Садового кольца. Много трудностей было связано с тем, что столица за последние годы в результате всех собянинских реноваций очень изменилась — от фасадов домов до рассадки деревьев и расширенных тротуаров. Большая часть средств ушла на компьютерную графику, чтобы придать Москве облик 2012-го года. Например, фонд «Справедливая помощь» находится на Пятницкой улице, которая теперь совсем не похожа на себя прежнюю.
У нас была возможность снимать в помещении самого фонда, но от этой идеи мы отказались, чтобы не нарушать их привычный ритм работы. А с квартирой Доктора Лизы нам очень повезло: когда мы уже сбились с ног, чтобы найти подходящий вариант, Глеб Глинка предложил снимать в их квартире. Я несколько раз его переспросила: «Глеб Глебович, вы уверены? Вы понимаете, что в квартиру придет 60-70 человек съемочной группы, мы все будем двигать и переделывать?» На что он отшутился в своей привычной манере: «Оксана, я прожил всю жизнь с Елизаветой Петровной, чем ты хочешь меня напугать?» И съемки прошли как нельзя лучше.
Елена Трусова:
Актерский состав фильма впечатляет. Вы не первый раз работали со многими артистами — Константином Хабенским, Татьяной Догилевой, Таисией Вилковой, Филиппом Авдеевым, Алексеем Аграновичем, Юлией Ауг. А вот как вам работалось в первый раз с Чулпан Хаматовой и как возникла идея пригласить ее на проект?
Оксана Карас:
Позвать Чулпан мы хотели с самого начала. Более того — кастинга не было, мы хотели видеть в роли Доктора Лизы только ее. Если она не дала бы согласие — под большим вопросом была бы судьба проекта. Чулпан согласилась примерно за две недели до начала съемок. Хотя в апреле 2018 года, на нашей первой встрече, она дала свое предварительное согласие, а потом мы в течение года переписывали сценарий. И я рада, что в процессе работы она часто не соглашалась с текстом, давала свои комментарии. У нас с ней совпало художественное видение истории. И я могла работать над текстом до самого начала съемок. Работать с Чулпан было замечательно. Она — человек с огромным сердцем. В нее были влюблены все члены съемочной группы. В обеденный перерыв она успевала сбегать, например, на Даниловский рынок и провести там благотворительную распродажу. А когда мы снимали в больнице, где этажом выше лежали онкобольные дети, она обязательно шла и общалась с ними, поддерживала родителей. У Чулпан можно и нужно учиться отношению к жизни и к людям вокруг. И, конечно, она — выдающаяся актриса.
И хотя изначально мы не ставили задачу снимать характерность один в один, копировать Елизавету Глинку, особенно учитывая, что Чулпан на нее не похожа внешне, ей удалось удивительным образом перевоплотиться в человека, стать похожей на нее даже в мелочах — в смехе, голосе, походке, пластике и многом другом.
Елена Трусова:
Как Доктор Лиза посвятила свою жизнь помощи другим, так и Чулпан Хаматова не перестает заниматься благотворительностью. Она — учредитель фонда «Подари жизнь». А как, на ваш взгляд, благотворительность в целом работает в России?
Оксана Карас:
Благотворительность в России работает с трудом, ковыляя и прихрамывая. Особенно, если сравнивать, как она работает в других странах. Но в последние годы произошел заметный прорыв, открывается много новых фондов, к работе в них подключаются известные актеры. Именно они стали осуществлять ликбез, и люди начинают все больше узнавать, понимать и подключаться к благотворительности. И как раз в замечательной книге «Время колоть лед», которую написала Чулпан Хаматова совместно с Катериной Гордеевой, даны ответы почти на все вопросы, касающиеся благотворительности и того, как она работает у нас в стране. Рекомендую всем — это must read.
Елена Трусова:
Как-то вы сказали, что хотели бы сделать кино «о том, что любовь выше закона; о том, что сострадание больше справедливости; о том, что человек человеку человек!» Считаете, что у вас получилось? Какое послание вы своим фильмом делаете, что самое главное хотите донести до зрителя?
Оксана Карас:
Да, вы абсолютно правы, так и есть, именно такой посыл был. Насколько у меня получилось — после первого же показа по реакции зрителей станет понятно.
Елена Трусова:
Лента «Доктор Лиза» уже осенью этого года должна выйти на российские экраны. Как думаете, как она будет встречена зрителями?
Оксана Карас:
Сложно прогнозировать, как отзовется у аудитории та или иная тема. Все смотрят фильмы абсолютно по-разному, и каждый может увидеть в картине что-то свое. Конечно, мечта каждого режиссера — быть услышанным, и быть правильно понятым, и чтобы его работа попала в самое сердце зрителя, полюбилась ему. Я отказалась от добавления в материал документальных кадров с Доктором Лизой, так как хотела бы, чтобы зритель погрузился в историю, которая происходит на экране, сконцентрировался на «здесь и сейчас», чтобы избежать любых сравнений. Если у зрителя выключится внутренний критик, и он будет полностью растворен в происходящем на экране, значит, фильм получился. Пока сложно предполагать, как зрители встретят фильм. Пока кино не показали зрителям — его не существует. Фильм «Доктор Лиза» родится как раз на Кинотавре.
Елена Трусова:
В 2016 году ваш фильм «Хороший мальчик» получил Гран-при на Кинотавре, на прошлом Кинотавре Виктория Толстоганова взяла приз за лучшую женскую роль в фильме «Выше неба». С каким настроением едете на фестиваль в этом году?
Оксана Карас:
Фестиваль Кинотавр – первое крупное мероприятие после длительного периода самоизоляции. Поработать на съемочной площадке с соблюдением всех требований Роспотребнадзора мне уже удалось - все лето я снимала фильм «Чиновница» о коррупции в Минздраве и теперь понимаю, что такое съемки в нашей новой реальности. Все в масках, перчатках, с санитайзерами, ведут температурный дневник группы и сдают тест на вирус каждую неделю. А сейчас хочется увидеть, какова она — кинотеатральная жизнь после пандемии. Пока мне сложно представить — как будет выглядеть на таком крупном фестивале рассадка через одного человека. Боюсь, что всем режиссёрам придётся решать эту дилемму — «зал наполовину пуст или зал наполовину полон» самостоятельно. Я бесконечно восхищаюсь организаторами фестиваля, которые даже в такое непростое время собрали программу и отказались от проведения фестиваля онлайн. И это подвиг, который могли совершить только люди, по-настоящему влюбленные в кино.
Кинотавр — именно тот фестиваль, который способен менять судьбы. Несколько лет назад Гран-при за «Хорошего мальчика» полностью изменило мою жизнь. И я рада, что фильм «Доктор Лиза» попал в конкурс фестиваля, но это как раз тот самый случай, когда участие важнее победы. То, что мы снова соберемся все вместе на таком значимом кинособытии и будем смотреть кино на больших экранах, — уже праздник.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса