Ангелина Никонова: «Есть разница между адаптацией литературного произведения и экранизацией мемуаров»
С 11 по 18 сентября в Сочи пройдет 31 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля продолжает публикацию интервью с участниками конкурсной программы.
Режиссер Ангелина Никонова представит в основном конкурсе свою новую ленту «Кто-нибудь видел мою девчонку?» с Аней Чиповской в главной роли — экранизацию мемуаров Карины Добротворской, в которых та рассказывает о своих драматических отношениях с известным кинокритиком Сергеем Добротворским. В интервью ПрофиСинема Ангелина Никонова и продюсер Сабина Еремеева рассказали, как возник замысел картины, какие проблемы могут возникнуть у постановщика при работе с известным актером, а также какую роль фестивали играют в продвижении фильмов.
Марина Озеренчук
Фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?» основан на мемуарах Карины Добротворской. Как появилась идея их экранизировать?
Ангелина Никонова
Идея экранизации принадлежит не мне, а Нателле Крапивиной. Нателла обратилась ко мне с предложением написать сценарий и срежиссировать этот фильм. Я в свою очередь обратилась к Сабине Еремеевой – давно хотела поработать с ней. Так родился наш альянс, осуществивший экранизацию.
Марина Озеренчук
Насколько отличается специфика работы с биографическим материалом от работы с оригинальным сценарием?
Ангелина Никонова
Отличий действительно очень много: во-первых, есть принципиальное отличие между написанием оригинального сценария и адаптацией литературного произведения; во-вторых, есть разница между адаптацией литературного произведения и экранизацией мемуаров — в данном случае, к тому же, с живыми прототипами. Наш вариант кажется мне самым сложным.
Марина Озеренчук
В центре сюжета оказывается пара молодых людей, влюбленных в кино не меньше, чем друг в друга: герои неустанно разговаривают цитатами из классики, обсуждают и современные им тенденции. Ленинградское действие начинается в кинотеатре и плавно переходит в квартиру главных героев — все это не может не напоминать о фильме Бернадро Бертолуччи «Мечтатели». Можно ли сказать, что эта картина вас вдохновила?
Ангелина Никонова
Я не могу сказать, что герои неустанно общаются цитатами, но, определенно, в самом фильме киноцитаты присутствуют. Я бы не стала раскрывать этот подтекст именно потому, что он является подтекстом. Мне интересно, что увидит зритель и какие отсылки он узнает. Они там действительно есть.
Марина Озеренчук
В ваших предыдущих фильмах Вы много работали с непрофессиональными актёрами, а в этот раз весь каст — ярчайшие звёзды отечественной индустрии. Как бы вы оценили этот опыт? Различается ли работа режиссера в зависимости от типа исполнителей?
Ангелина Никонова
Очень сложно поставить на чаши весов эти категории: начинающий актер, которого берут за типажность и актер, который умеет виртуозно перевоплощаться. Потому что и в том, и в другом случае есть свои плюсы и свои минусы. Откровенно говоря, даже не могу сказать, с кем проще работать.
У профессионального актера, сыгравшего большое количество ролей, многое зависит от его гибкости, готовности перевоплощаться, пробовать что-то новое или, наоборот, неготовности сделать что-то отличное от того, что было раньше. Во всём есть свои нюансы.
Марина Озеренчук
Сейчас во всем мире есть спрос на кино, сделанное женщинами о женщинах. С чем, на ваш взгляд, это связано? Помогает ли это в продвижении вашего фильма в России и за ее пределами?
Ангелина Никонова
Я никогда не мыслила категориями «женское» или «мужское» кино, но сейчас понимаю, что, видимо, мы попали в определенную струю, и, наверное, это хорошо. Возможно, это поможет картине каким-то образом.
Марина Озеренчук
Премьера вашего первого полнометражного фильма состоялась на Кинотавре в 2011 году. Теперь Вы участвуете в основном конкурсе с новой картиной. Поделитесь ожиданиями от фестиваля.
Ангелина Никонова
Между 2011 годом и 2020 был ещё 2014, когда моя картина «Велкам Хом» также принимала участие в конкурсе Кинотавра — поэтому перерыв не такой уж и большой.
Что касается ожиданий... Во-первых, я знаю, что в этом году сильный конкурс. Наверное, мои самые оптимистичные чувства связаны с тем, что фестиваль в итоге состоится — это самое главное. А дальше — как пойдёт: примут картину или не примут, это, я считаю, в ситуации пандемии уже второстепенный вопрос. Главное – фильм увидят на большом экране.
Марина Озеренчук
Вы — редкий пример режиссера, знакомого с фестивальной спецификой не только как конкурсант, но и как организатор — в Москве существовал кинофестиваль 2morrow, в создании которого вы принимали участие. Что является самым сложным в проведении собственного смотра? Помогает ли этот организационный опыт в продвижении собственных фильмов на фестивалях?
Ангелина Никонова
Режиссеру непросто выступать в роли организатора фестиваля — так сказать, переходить с одной стороны баррикад на другую. В качестве постановщика ты подвергаешься оценке, а тут, наоборот, нужно оценивать других, решать, чьи фильмы включить в программы. Мне было сложно перестроиться.
Сабина Еремеева: «все фильмы, которые я продюсирую, имеют ярко выраженную авторскую индивидуальность»
Марина Озеренчук
Вокруг Студии «Слон» создаётся имидж очень прогрессивной компании: вы много работаете с молодыми режиссерами, не боитесь ярких дебютов. Вы регулярно открываете новые имена: в 2004 у вас дебютировала Анна Меликян, недавно вышла первая картина Александра Горчилина. Как Вы находите талантливых молодых кинематографистов из многообразия дебютантов?
Сабина Еремеева
Мне везет.
Марина Озеренчук
Как молодому кинематографисту обратить на себя Ваше внимание?
Сабина Еремеева
Существует масса способов. На самом деле, главное — оригинальная история, хороший сценарий, идея, талант. В некотором смысле я говорю ординарные вещи, но что-то новое здесь сказать сложно.
Марина Озеренчук
Как Вам удается создавать кассовый авторский кинематограф в эпоху блокбастеров?
Сабина Еремеева
Насчет «кассового авторского» — это, конечно, громко сказано. Безусловно, хочется делать зрительское кино с авторским почерком. Насколько оно будет коммерчески успешным — зависит от многих факторов. Так или иначе, все фильмы, которые я продюсирую, имеют ярко выраженную авторскую индивидуальность. Это продиктовано и временем, и моей собственной позицией.
Марина Озеренчук
Какие прокатные перспективы Вы видите у картины «Кто-нибудь видел мою девчонку?»?
Сабина Еремеева
12 ноября запланирован кинотеатральный релиз, наш дистрибьютор — Централ Партнершип. У нас есть серьезная рекламная поддержка от СТС, где состоится телевизионная премьера. Предугадывать сборы в текущей непростой обстановке - дело неблагодарное. Мы можем лишь надеяться, что за оставшееся время до нашего релиза все принимаемые меры и качественное кино помогут вернуть зрителя в кинотеатры. Первый публичный показ состоится на Кинотавре, что очень важно для старта фильма.
Марина Озеренчук
Как вы считаете, насколько Кинотавр способствует продвижению картины?
Сабина Еремеева
Кинотавр — это главный российский фестиваль, который формирует экспертно-профессиональную оценку. Порой это не связано с вердиктом жюри. Мы знаем примеры фильмов, которые удачно шли в прокате, но не получали призов — конечно, бывают и противоположные ситуации. Но все эти составляющие — и призы, и критики, и значимые представители индустрии, которые высказывают свое мнение о том или ином фильме, влияют на процесс. И мы, кинематографисты, так или иначе нуждаемся в этой экспертизе.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса