Семён Серзин: «Человек из Подольска» — крутой материал, нестандартный для современной драматургии»
С 11 по 18 сентября в Сочи пройдет 31 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля продолжает публикацию интервью с участниками конкурсной программы. Театральный режиссёр Семён Серзин представит на Кинотавре свой кинодебют – «Человек из Подольска». Это экранизация нашумевшей пьесы Дмитрия Данилова. Герой этой истории попадает в полицейский участок, где его допрашивают необычные, очень образованные полицейские. В интервью ПрофиСинема Семён Серзин рассказал о том, как театральная пьеса превратилась в кинофильм, как проходили съёмки в РУВД, и о том, что он думает о жанре картины.
Александра Иванова
Как произошло ваше первое знакомство с пьесой «Человек из Подольска»?
Семён Серзин
Всё началось с театрального фестиваля «Играем вместе». Его суть заключается в том, что в одном из региональных стационарных театров ставятся спектакли совместно с московскими артистами. А потом эти постановки входит в репертуар театра. Продюсер фестиваля Ольга Галактионова предложила мне сделать спектакль по пьесе «Человек из Подольска». Начал её читать и она меня невероятно захватила. Пришёл даже на репетицию другого спектакля и стал пересказывать её актёрам.
Сразу было понятно, что это крутой материал, необычный, нестандартный для современной драматургии.
Александра Иванова
С драматургом Дмитрием Даниловым, автором пьесы познакомились?
Семён Серзин
Да, он был на премьере спектакля в Театре имени Фёдора Волкова в Ярославле. Вообще, эта пьеса поставлена в более чем 40 театрах. Первая постановка была в московском Театре.Doc. Там такая камерная история, в небольшом зале. Но мы, пожалуй, первые выпустили этот спектакль в тысячном зале на большой сцене. Редкий современный материал может выдержать большую форму. Автор был доволен.
Александра Иванова
Спектакль идёт до сих пор?
Семён Серзин
В нынешних условиях пока нет, конечно. Последний раз мы его сыграли в конце декабря на фестивале в Калининграде. Но он остаётся в репертуаре.
Александра Иванова
Почему вы решили перенести эту историю на экран?
Семён Серзин
Так сложились обстоятельства. Очень давно хотел попробовать себя в кинорежиссуре. На премьере спектакля была продюсер Наталья Мокрицкая, мы поговорили, и у нас возникла идея этой экранизации. Текст, конечно, театральный, но мне показалось, что можно придумать ход, чтобы сделать его кинематографичным. И мы договорились, что будем работать вместе. Вообще у меня есть ощущение, что не я выбрал этот материал, а он меня, поэтому всё и получилось.
Александра Иванова
Легко ли было адаптировать пьесу в киносценарий? Что-то ушло, или наоборот прибавилось в киноварианте этой истории?
Семён Серзин
В плане текста, наверное, что-то и ушло. Но есть и добавления.
Герой в пьесе прописан скупо, мало что понятно про его судьбу. Поэтому мы вставили эпизоды, что-то объясняющие про героя. Потом в пьесе всё происходит в одном помещении, нужно было придумать, как из него выбраться. Получился некий аттракцион. При всей достоверности сам по себе материал абсурден и там есть пространство для фантазии. Была возможность придумывать какую-то реальность, которая соотносится с нашей действительностью, но при этом выглядит мифически.
Александра Иванова
Жанр спектакля, который вы поставили в Ярославле, вами обозначен как «русский народный триллер». А что можете сказать о жанре картины?
Семён Серзин
Честно говоря, не знаю. С удивлением увидел, что на одном из киносайтов её назвали драмой. Для меня это, скорей, абсурд, хотя в чистом виде такого жанра в кино не существует.
Александра Иванова
Но есть комедия абсурда..
Семён Серзин
Да, но в России жанр комедии очень однозначен. Поэтому мне бы хотелось всё-таки делать акцент на абсурде. Там на самом деле ничего смешного нет.
Александра Иванова
А местами и вовсе грустно...
Семён Серзин
Да. Может быть, кстати, в слове «драма» в применении к этому фильму и есть смысл. Пусть будет драма абсурда.
Александра Иванова
Расскажите, пожалуйста, о ваших актёрах
Семён Серзин
Долго думал про основной кастинг. В итоге центрального персонажа сыграл не артист, а музыкант Вадик Королёв. Ему досталась сложная роль. Его герой должен всё время, если выразиться цензурно, офигевать от происходящего. Поэтому вокруг него мы собрали такую мощную, как мне кажется, актёрскую команду. Поскольку Вадик не артист, он сам не всегда понимал, что происходит на съёмочной площадке. И это было как раз в кассу, то, что нужно. Самое смешное, что хоть он не актёр, тем не менее, из пяти, по-моему, дебютных фильмов на Кинотавре, в двух играет главную роль. Вот так сложилось. Володя Майзингер - единственный актёр, который перекочевал в фильм из спектакля. Очень классный театральный артист, почему-то мало востребованный в кино. Это в каком-то смысле его дебют, хотя в профессии он уже довольно давно.
Александра Иванова
Где проходили съёмки? В Подольске снимали?
Семён Серзин
Нет, съёмки, в основном, проходили в Москве, Мы построили специальный павильон, что дало возможность многое снимать в одном месте. Ещё снимали в разных московских РУВД. В Подольск съездили, но, как ни странно, подходящих объектов там не нашлось.
Александра Иванова
И как вам работалось в реальном РУВД?
Семён Серзин
Иногда было очень интересно. Например, у них мог начаться какой-нибудь план «Крепость» и через 15 минут все должны были покинуть здание. Там своя жизнь. Мы не только в РУВД снимали, но и в каких-то административных зданиях, принадлежащих полиции.
Александра Иванова
Они были в курсе, что снимается кино про них, про полицейских?
Семён Серзин
Да, конечно. Вообще, это же кино про идеалы, к которым так хочется прийти.
Александра Иванова
Я читала, что на один их спектаклей «Человек из Подольска» в каком-то городе привели целое отделение полиции, и они в целом остались довольны увиденным.
Семён Серзин
А почему бы и нет. Там нет ничего порочащего их. Главный герой ждёт, что его будут пытать, унижать, но вся фишка в том, что этого не происходит. И в этом есть абсурд, потому что таких полицейских - интеллектуалов, образованных, умных, этичных - редко встретишь.
Александра Иванова:
А скорей всего, не встретишь вовсе… Насколько я понимаю, вы практически одновременно снимались у Кирилла Серебренникова в фильме «Петровы в гриппе» и снимали своё кино. Легко ли было переходить из одной ипостаси в другую – из актёрской в режиссёрскую, и обратно?
Семён Серзин
Не совсем одновременно. Когда снимался в «Петровых в гриппе», на «Человеке из Подольска» был подготовительный период. А до этого я снимался в дебютном фильме Алексея Казакова «Побочный эффект». Поэтому я полностью погрузился в процесс кинопроизводства, смотрел, как всё происходит на площадке, и потом логично пришёл к своим съёмкам.
Александра Иванова
Собираетесь продолжать заниматься кинорежиссурой?
Семён Серзин
Хотелось бы. Вроде что-то сложилось правильно, поэтому, надеюсь, получится и дальше.
Александра Иванова
С какими мыслями и настроением едете на Кинотавр?
Семён Серзин
С прекрасными мыслями. Очень интересно посмотреть, как зрители воспримут кино. Оно неоднозначное, любопытно, какой будет резонанс. Фильм покажут на Кинотавре, на большом экране - это для меня что-то новое и интересное. Не думаю о том, получим мы приз или нет. Большая удача уже попасть в конкурс. Программа в этом году очень разнообразная и сильная.
Наталья Мокрицкая: «Комедия про милиционеров-интеллектуалов — это то, что надо нам сегодня, уставшим от политизированности»
Александра Иванова
Как произошло ваше знакомство с режиссёром Семёном Серзиным? Вы видели другие его театральные постановки, кроме «Человека из Подольска»?
Наталья Мокрицкая:
Мы познакомились с Семёном в Ярославле за кулисами Театра им. Волкова сразу после премьеры «Человека из Подольска». Познакомила нас моя подруга продюсер Ольга Галактионова. Видела в театре Пушкина спектакль «С_училища», несколько спектаклей его собственного «Невидимого театра».
Александра Иванова
Чем вас заинтересовала пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска»?
Наталья Мокрицкая
В первую очередь это - блестящий текст.
Сегодня большой дефицит отточенного профессионального текста на русском языке.
Дмитрий Данилов - прекрасный автор и человек. Комедия про милиционеров - интеллектуалов - это то, что надо нам сегодня, уставшим от политизированности.
Александра Иванова
Насколько, на ваш взгляд, театральный режиссёр Семён Серзин уверенно чувствовал себя в амплуа кинорежиссёра?
Наталья Мокрицкая
Семён - опытный и сложившийся режиссер в театре, и за камерой чувствовал себя уверено и самостоятельно, мне это очень импонирует. Он - настоящий кинорежиссер.
Александра Иванова
Давали ли ему советы относительно кастинга?
Наталья Мокрицкая
Советы, безусловно, давала, но утверждала кастинг, который был по душе режиссеру, ему работать с этими артистами. Люблю работать с дебютантами, и если вижу, что они на правильном пути - никогда не давлю….
Александра Иванова
Ваши прогнозы относительно прокатной судьбы фильма? Есть ли уже прокатчик и даты проката?
Наталья Мокрицкая
Наш фильм нравится и прокатчикам и платформам, договоров пока не заключили, думаем на Кинотавре закончить переговоры.
Александра Иванова
Кроме Кинотавра, будет ли картина принимать участие в других кинофестивалях?
Наталья Мокрицкая
Конечно будет, я уверена, что фильм станет фестивальным хитом, но это пока закрытая информация.
Александра Иванова
Есть ли планы продолжить дальнейшее сотрудничество с Семёном Серзиным?
Наталья Мокрицкая
Конечно, у нас хорошие рабочие и человеческие отношения, Семён ищет материал, да и я в постоянном поиске новой драматургии.
Александра Иванова
Ваши проекты неоднократно принимали участие в конкурсе Кинотавра. С каким настроением и ожиданиями едет на фестиваль сейчас?
Наталья Мокрицкая
Еду в отличном настроении, мне очень нравится наш фильм «Человек из Подольска», верю, что он будет оценен по достоинству. Очень рада, что Кинотавр состоится, рада рабочему настрою фестиваля. Без Кинотавра киногод не случился бы, жду встречи с новым кино, коллегами и друзьями.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса