Дарья Лаврова: «Главное при экранизации – не навредить оригинальному произведению»
В конце февраля в Подмосковье завершились съемки масштабного исторического фильма «Сердце пармы» совместного производства компаний Star Media, Профит, телеканала Россия 1 и Фонда кино. В интервью главному редактору интернет-портала ПрофиСинема Нине Ромодановской продюсер Дарья Лаврова рассказала, с чего началась работа над этим фильмом, насколько он будет соответствовать взятому за основу одноименному роману Алексея Иванова, как проходили съемки, а также о других проектах Star Media и планах на будущее.
Нина Ромодановская:
Вы уже много лет в Star Media и продюсировали многочисленные проекты кинокомпании – от детективных и драматических сериалов до полнометражных фильмов. Какая работа проделана за все это время и что за проекты стали для вас самыми важными и почему?
Дарья Лаврова:
Я занимаюсь продюсированием кино больше 10 лет и за это время проделала большую работу. Любой продюсер с каждым новым проектом эволюционирует, приобретает опыт. Причем стоит учитывать, что каждый фильм или сериал не похож на другой, абсолютно не знаешь, чего ждать от следующего. Проект – это живой организм, который развивается по своим законам и часто преподносит сюрпризы.
Главным критерием является послевкусие, которое остается от проделанной работы. Есть проекты, которые я особенно тепло вспоминаю: это может быть связано и с определенным периодом в моей жизни или с особой атмосферой на съемочной площадке. Есть те, которые хочется поскорее забыть. Но каждый сериал или фильм – все равно для меня определенная веха. Поэтому важны все проекты, на которые я трачу свое профессиональное время.
Нина Ромодановская:
Одним из самых масштабных проектов студии является историческая драма «Сердце пармы», которая посвящена противостоянию двух миров: Великого Московского княжества и уральской пармы, древних пермских земель, населенных язычниками. Расскажите, с чего началась ваша работа над этим фильмом.
Дарья Лаврова:
Очень хорошо помню тот момент, когда поняла, что нужно делать именно эту экранизацию – одноименного произведения Алексея Иванова. Много лет назад я была в Геленджике, где мы снимали «Ищейку», и в свободное от работы время зачитывалась романом «Сердце пармы». И вдруг мысль: это же кино! И невероятное желание снять фильм по этому роману. Я практически видела, каким он будет. Поэтому для меня все началось еще тогда, на берегу Черного моря.
Активная производственная работа стартовала, когда нам удалось договориться с Алексеем Ивановым о выкупе прав на экранизацию произведения. Ответственность была огромной: и не только из-за того, что я считаю Иванова живым классиком, но и от осознания, что за романом стоит огромная армия поклонников, которая будет следить за каждым нашим шагом и не простит ошибок.
Еще в самом начале работы над фильмом, когда в производстве была задействована только компания Star Media, Влад Ряшин и я пригласили в качестве сценариста и режиссера Сергея Владимировича Бодрова. Он с энтузиазмом согласился и написал замечательный сценарий, бережно отнесясь к авторскому тексту. Алексей Иванов этот сценарий видел и одобрил, что было для меня лично крайне важно. Потом обстоятельства сложились так, что мы вынуждены были взять паузу в производстве, а Сергей Владимирович в это время приступил к съемкам другого фильма. Вскоре к работе над проектом подключились Игорь Толстунов с компанией Профит и Антон Златопольский, телеканал Россия 1, и тут все по-настоящему закрутилось. В итоге на место режиссера была единогласно одобрена кандидатура Антона Мегердичева. А Илья Тилькин был приглашен, чтобы доработать сценарий. У нас сложилась замечательная команда, с которой мы и приступили к съемкам.
Нина Ромодановская:
Вы упомянули, что экранизация литературного произведения требует большой ответственности, а зачастую – и следования мелочам. Насколько детально воспроизводились и прорабатывались локации и декорации относительно книги Алексея Иванова?
Дарья Лаврова:
Алексей Иванов хорошо знаком с Пермским краем и знает все места, о которых пишет. Когда съемочная группа приехала на место, декорировать практически ничего не потребовалось – за столетия в природе края ничего не изменилось. Пейзажи сами по себе стали яркими героями фильма. Я уверена, что сама парма нас берегла и очень помогала. Природа, погода — все было за нас. Хотя бывали дни, когда вокруг съемочной площадки бродили настороженные медведи. Сама одного видела, правда, к счастью, из машины.
Вогульское мольбище мы снимали в Каменном городе, который как раз является одним из туристических мест недалеко от города Губаха. Это уникальное по происхождению и энергетике место, окутанное массой легенд. Для съемок нам оставалось только добавить немного реквизита, а само место уже за нас было создано природой. Когда снимали там камлание шаманов, было, честно скажу, немного не по себе: настолько органично и мощно выглядела эта сцена.
Также на территории геологического памятника природы «Холодный Лог» в Пермском крае был отстроен уникальный комплекс, включающий в себя 84-метровую деревянную крепость, храм, кельи монастырского холма – все, как было в городе Чердынь в XV веке.
Средневековый город был отстроен и в Подмосковье. С торговыми рядами, церквями, домами. Художники-постановщики, декораторы и строители трудились над всем этим около 8 месяцев.
Нина Ромодановская:
Какие самые важные задачи приходится решать, когда работаешь с экранизацией исторического литературного произведения?
Дарья Лаврова:
Если работаешь с экранизацией, то само произведение будто бы диктует некие условия. Что касается «Сердца пармы», еще в начале работы, когда я, откровенно говоря, побаивалась этого проекта, получила мудрый совет – преодолеть своей страх, просто доверившись мощному потоку этого романа, который сам понесет в правильном направлении. Основная задача — держаться на плаву и не пропускать важные этапы.
Спустя время, могу уверенно ответить на вопрос: главное при экранизации – не навредить оригинальному произведению, не разрушить его мир и атмосферу. С другой стороны, над фильмом всегда работает команда талантливых людей, и важно, чтобы книга не подавила в них собственное творчество и то видение, которое они хотят привнести в фильм. Важно найти баланс, что, я надеюсь, нам удастся сделать в «Сердце пармы».
Нина Ромодановская:
Вы уже рассказали многое о съемках фильма, которые проходили в Пермском крае и Подмосковье, именно там, где и происходит действие романа. Город Губаха теперь станет частью туристического маршрута «Сердце пармы», поддержанного Агентством по туризму и молодежной политике Пермского края. Как было принято это решение и что можно будет увидеть в туристическом маршруте по фильму?
Дарья Лаврова:
После окончания съемок было решено не разбирать масштабные декорации, а оставить их Губахе, чтобы они могли быть использованы в качестве историко-туристического объекта. Уже в феврале этого года мы безвозмездно предали декорацию «Сердца пармы» — «Чердынь» администрации города. Также мы подарили городу княжескую барку – большое двадцатиметровое судно, построенное специально для съемок.
На месте декораций города планируется сделать смотровую площадку и установить информационные щиты с QR-кодами, которые будут направлять на сайт, рассказывающий о достопримечательностях Губахи и съемках нашей исторической драмы.
Нина Ромодановская:
Картина «Сердце пармы» считается одним из самых сложнопостановочных проектов отечественного кино. В чем заключались особенности и главные сложности съемочного процесса?
Дарья Лаврова:
«Сердце пармы» – мой первый масштабный проект. Часто на площадке присутствовало больше 100 человек массовки. В фильме много битв, каждая из которых требовала сложной постановки. Люди, кони, сложный реквизит, каскадеры и огромное количество костюмов — было трудно и дико интересно. Строительство декораций – это отдельная история. Как я и сказала, в Подмосковье и Пермском крае были отстроены практически целые города.
Одним из самых острых моментов, который доказал, что вся наша большая команда способна абсолютно на все, стало решение проблемы, как снять зиму без снега. Часть съемок проходила в Пермском крае, где снега всегда предостаточно, но когда настала очередь снимать в Подмосковье, снега здесь не было от слова «совсем». Но мы и с этой непростой задачей справились с помощью смекалки наших художников, мастерства замечательного оператора Сергея Астахова и отличной работы административной команды.
Нина Ромодановская:
«Сердце пармы» включает в себя многочисленных персонажей – князей и шаманов, вогулов и московитов и даже мистических героев, таких как ламия. Очень интересно, как создавались костюмы и в целом образы каждого из персонажей.
Дарья Лаврова:
Нам очень повезло с художником по костюмам – талантливой Екатериной Дыминской («Троцкий», «Царь», «Остров» и др). У нас сложилось полное взаимопонимание, и мне оставалось только наблюдать за ней, как за творцом. Она очень тонко прочувствовала атмосферу произведения, переплетение в нем истории и сказочной составляющей, и с удивительной точностью отразила все в образах персонажей.
При пошиве костюмов было использовано много различных материалов и необычных элементов – таких, как кости животных, мех или, например, рыбья чешуя. Для того, чтобы заполучить аутентичную вышивку, Екатерина объездила несколько регионов. В итоге каждый костюм стал произведением искусства. И я очень надеюсь, что мы сможем сделать выставку, чтобы показать их широкой аудитории.
Нина Ромодановская:
Над фильмом и правда проделана громадная работа. Расскажите, как теперь идет постпродакшен «Сердца пармы», многое ли еще предстоит сделать и когда планируется завершить его?
Дарья Лаврова:
Работы предстоит сделать еще очень много, мы только на старте постпродакшена. Сейчас идет монтаж, и мы с замиранием сердца ждем, что в итоге получится. Та героическая работа, которая была проделана съемочной группой, создала уникальный материал, образующий собой хрупкую и удивительную по глубине субстанцию, из которой сейчас Антон Мегердичев, Сергей Астахов и команда профессионалов компьютерной графики создают большое и замечательное кино. Следим за их работой с замиранием сердца. Очень хочется завершить все к весне 2021 года, но как будет развиваться этот процесс, пока нельзя предположить. Известно, что основная работа над фильмом проходит на постпродакшене, и от него зависит очень многое. Будем надеяться, что все пойдет по плану, но загадывать не беремся.
Нина Ромодановская:
Хотелось поговорить с вами и о телевизионных проектах, над которыми сейчас также кипит работа. Уже закончены съемки пятого сезона популярного детективного сериала «Ищейка». Что зрителям ждать от этого юбилейного сезона?
Дарья Лаврова:
И в пятом, и в четвертом сезонах, которые мы снимали один за другим, зрителя, конечно, снова ждут приключения очаровательного подполковника полиции Александры Кушнир. Теперь она разрывается между семьей, ребенком и ответственной работой. Здорово, что наша героиня, несмотря на трудности, все равно продолжает оставаться любимой и желанной, востребованной на работе. И одновременно с этим она успешно справляется с ролью жены и молодой мамы. Ловить преступников наряду с борьбой за собственное счастье — непростая задача, с которой наша Александра с блеском справляется.
Нина Ромодановская:
Давайте поговорим в целом про жанр детектива – один из самых популярных и распространенных среди сериалов. Вы уже много лет с ним работаете и продюсировали не только «Ищейку», но и такие детективы, как «Метод Фрейда», «Мама-детектив» и другие. Поэтому как профессионал в этом жанре расскажите, как можно привлечь внимание зрителя и каким должен быть проект, чтобы аудитория предпочла именно его в море других детективных сериалов.
Дарья Лаврова:
Все детективные сериалы, над которыми я работала, отличаются не горизонтальной, а горизонтально-вертикальной композицией. То есть это не сериал, где одно преступление расследуется на протяжении всех серий, а каждая серия содержит отдельное расследование. Это популярный, хорошо знакомый профессионалам формат. И самое важное в нем: яркий главный герой, обладающий уникальными особенностями как внешности и характера, так и метода расследования. Классических примеров тому масса: Шерлок, Мисс Марпл, Пуаро, Коломбо. Вспоминая каждый сериал, зритель точно помнит героя, но вряд ли вспомнит хоть одно дело, которое он расследовал. В этом и заключается секрет и основная сложность – важно создать такой неповторимый характер, заставить его жить.
Так и в наших сериалах: в «Ищейке» есть Александра Кушнир, роль которой сыграла Анна Банщикова, в «Методе Фрейда» – Роман Фрейдин в исполнении Ивана Охлобыстина, а в «Маме-детективе» – Лариса Левина, образ которой воплотила Инга Оболдина.
Нина Ромодановская:
Над какими проектами еще сейчас ведете работу, а какие только на этапе идеи?
Дарья Лаврова:
Очень много проектов именно на этапе идеи, но проблема в их реализации – сейчас наблюдается острая нехватка профессиональных сценаристов. Придумать идею – совсем не сложно, уверена, что на каждом канале и платформах их лежат тонны. А вот что трудно – так это написать на ее основе историю, создать полноценный сценарий, который станет интересен зрителю и будет подходить для производства.
Сейчас у нас есть два сериала, которые находятся на самом старте продакшена: мистический детективный сериал для одного из центральных каналов и военный шпионский восьмисерийный детектив. Но в связи с текущей обстановкой в мире (пандемия коронавируса – примечание редактора) возникла другая проблема – запуски многих проектов откладываются. Поэтому сейчас главное – привыкнуть к новой реальности и оперативно сориентироваться в сложившихся условиях.
Нина Ромодановская:
Хочется верить, что скоро все наладится. А вам желаю, чтобы все интересные идеи обязательно нашли воплощение на экране!
Дарья Лаврова:
Спасибо. Будем верить в лучшее!
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Яндекс.Дзен, Instagram, Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса