Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 декабря 2019 10:50

Андрей Кравчук: «Декабристы были очень близки к победе»

Андрей Кравчук: «Декабристы были очень близки к победе»

26 декабря в российский прокат выходит историческая экшен-драма про восстание декабристов 1825 года «Союз Спасения». Накануне громкой российской кинопремьеры главный редактор ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с режиссером фильма Андреем Кравчуком о значимости и актуальности картины для российского зрителя, достоверности представленных на экране событий, сложностях съемочного периода и многом другом.

Нина Ромодановская:
Скоро на экраны выходит драма «Союз Спасения». Константин Эрнст назвал фильм частью исторической трилогии с крупным бюджетом, большим зрительским потенциалом и впечатляющими спецэффектами. Вы согласны с этим?

Андрей Кравчук:
Да, можно назвать «Адмиралъ», «Викинг» и «Союз Спасения» в какой-то степени трилогией. «Викинг» - фильм о том, как зародилось государство и как народ стал единым целым. «Союз Спасения» - о первом переломном моменте внутри самой страны, когда свои стреляли в своих. А «Адмиралъ» – о крушении Российской империи, конце целой эпохи.

Съемки фильма "Союз спасения"

Нина Ромодановская:
И действительно – трилогия о трех переломных моментах в истории России. Как возникали идеи для создания этих фильмов? Кто был инициатором каждого из них?

Андрей Кравчук:
Идеи возникали случайно, хаотично. «Адмиралъ» мне предложили снять, а уже «Викинг» инициировал я сам. «Союз Спасения» мне также предложили, над проектами мы работали в связке с Анатолием Максимовым и Константином Эрнстом.

Съемки фильма "Союз спасения"

Нина Ромодановская:
Вы как-то сказали, что «Союз Спасения» не только драма, но и политический триллер, и картина о романтических отношениях. Как все эти жанры удалось совместить в одной картине? И что в фильме для вас имеет наибольшее значение?

Андрей Кравчук:
В фильме важно все, и каждый из жанров помогает раскрыть историю. Есть структурно важные вещи, развитие действия. А есть отдельные герои, которые по-разному проявляют себя и изменяются в таких сложных обстоятельствах, их умение взять ответственность на себя различается. Некоторые и вовсе не доходят до точки выбора. Два человека на Сенатской площади – Николай и Сергей Трубецкой – повели себя совершенно по-разному. Николай взял на себя ответственность и принял решение, которое стало переломным для восстания и изменило всю его жизнь и судьбу страны, а Трубецкой не способен был это сделать и просто сбежал, тем самым погубив огромное количество людей.

Съемки фильма "Союз спасения"

Нина Ромодановская:
То есть основное внимание сосредоточено на самом восстании?

Андрей Кравчук:

Да, нашей главной задачей было все-таки рассказать, что случилось тогда на Сенатской, какие были причины, что двигало людьми и к чему все привело.

И что случилось на Украине уже после того, как восстание в Петербурге было разгромлено. Мы рассказываем и про Южное, и про Северное общества. На Сенатской все началось с выхода Московского полка, потом, после доклада обстановки Николаю, - Преображенского полка на Дворцовую площадь, затем убийство Милорадовича, и дальше уже части подтягивались по очереди – к Николаю и к декабристам.
Декабристы были очень близки к победе, и если бы Московский полк не вышел на Сенатскую площадь, а пошел бы сразу на Дворцовую, то мог бы захватить Зимний дворец, и все закончилось бы совершенно иначе.
Гвардейские офицеры слишком много энергии потратили, чтобы вывести солдат на площадь, а далее они, будучи очень молодыми людьми, оказались не готовы принимать серьезные решения и ждали Трубецкого. Надеялись получить указания, что делать дальше. И в итоге их подвели люди, на которых они рассчитывали. Все эти моменты отражены в фильме, и они достаточно драматичны. Ведь декабристы, повторюсь, были близки к победе…
Восстание очень сильно изменило людей. К тому же тех, кто в нем участвовал ждали и другие испытания - допросы и следствия, а затем – Сибирь... Но они не были сломлены, и продолжали работать на благо страны. Вместе с ними в Сибири появились школы, больницы и многое другое. Город Пермь, кстати, был построен по чертежам декабристов.

Съемки фильма "Союз спасения"

Нина Ромодановская:
Люди очень трепетно относятся к истории, особенно в России. Даже художественные произведения часто оценивают с позиции соответствия фактам. Очень сложно соединить историческую правду и драматургию. Насколько вам это удалось в фильме «Союз Спасения»?

Андрей Кравчук:

Про декабристов известно больше, чем про Рюриковичей, например. Но все равно игровой фильм не является документальным, и даже документальный фильм – это чей-то субъективный взгляд. Естественно, есть и домыслы.

В фильме «Союз Спасения» мы старались быть максимально близки к хронологии событий. Есть много источников - допросы участников восстания, мемуары Николая, воспоминания свидетелей. И они все разнятся. Очень многие факты о восстании неизвестны.
Есть, например, свидетельства, как арестовывали Пестеля, но почему он сдался - непонятно. Некоторые моменты описаны, но недостаточно подробно. Поэтому отдельные события, например, связанные с личной жизнью героев, приходилось додумывать, интерпретировать по-своему.
Сюжет сложен тем, что до момента восстания происходило не так много событий. Да, существовали тайные общества, дворяне и офицеры собирались, разговаривали, строили планы на будущее, мечтали о лучшем. Но об этом фильм не снять, нет конфликта.
У каждого из участников тайных обществ был свой взгляд на развитие событий: от установления конституционной монархии – план Трубецкого, до цареубийства, убийства всей царской семьи и диктатуры - план Пестеля. И у них не было между собой согласия.
Декабристы выбрали момент, когда Николай, не имея официального манифеста Константина об отречении, назначил перепрясягу. Трубецкой об этом писал и говорил – они вышли с законными требованиями: Николай не имел юридического права всходить на престол, по сути, он был узурпатором. Декабристы были правы в том, что Константин еще законный царь, и они присягали Константину, поэтому не собирались переприсягать Николаю.
Был план арестовать Николая как узурпатора, а затем принять конституцию, чтобы уже учредительное собрание далее принимало решение о том, какая власть будет в стране. Почти такая же схема, как и у февральской революции.

Съемки фильма "Союз спасения"

Нина Ромодановская:
Фильм рассказывает об исторических событиях, но он, конечно, и о людях, об их желаниях, амбициях, жажде изменения существующего порядка. В чем, на ваш взгляд, актуальность этой истории? Что самое главное можно из нее вынести?

Андрей Кравчук:
Что можно вынести, пожалуй, я пока не буду говорить, это спойлер. Пусть зритель сам сделает умозаключения после просмотра. 

Актуальность в том, что в любое время существует жажда перемен, всегда есть люди, недовольные властью, оппозиция. Фильм о том, на что каждый готов пойти ради достижения своих целей, как далеко готов зайти и к чему все это может привести.

Это особенно важно для нашей страны. Ситуация настолько неоднозначная, что каждый раз обнаруживаются все новые повороты. Здесь нужно понимать, что первостепенная задача любой революции – захват власти. Вопросы, связанные со свободой, установлением справедливого порядка отодвигаются на второй план. Как только возникает вопрос о смене и захвате власти, то это неминуемо приводит к вооруженному столкновению и войне.
Мы, скорее, хотели не дать ответ, а поставить вопрос перед зрителем, чтобы люди после просмотра сами над этим задумались.

съемки фильма "Союз спасения"

Нина Ромодановская:
Картину снимали в Санкт-Петербурге, Гатчине и Белгородской области, в нескольких селах. Как строилась работа и где съемки были наиболее сложными?

Андрей Кравчук:
Съемки всюду были очень сложными. В Петербурге, например, когда мы начали снимать действия на Сенатской площади, морозы были чудовищные.   
В Гатчине мы снимали не Россию, потому что дворец там отстроен по примеру парижских. В Подмосковье использовали хромакейные экраны. А в Белгородской области для съемок была построена целая деревня, там мы нашли потрясающие природные места.
К съемкам было привлечено много людей, в том числе и солдат. Без помощи армии я даже не представляю, как бы справились. Триста солдат обучалось на специальном тренинге, для каждого из них был пошит костюм. Были изготовлены муляжи ружей. Необходимо было обучить их, как перестроиться с марша в шеренгу, способам перекладывания ружей и многому другому. Мы не могли взять массовку, ведь именно у военных есть представление о дисциплине и о том, как ходить строем. Солдат приходилось искать и обучать два раза: для съемок и в Петербурге, и в Белгородской области.

Съемки фильма "Союз спасения"

Нина Ромодановская:
Как-то в интервью вы сказали, что когда снимали первый зимний блок, то ежедневно на площадке присутствовало минимум 500 человек. Расскажите, каково это – снимать такие масштабные сцены и как проходили съемки?

Андрей Кравчук:
Мы снимали на Дворцовой, на Мойке и на Неве, прямо на льду. Нам помогали сотрудники МЧС. Я уже говорил, что в то время ударили чудовищные морозы до минус 30, да еще и петербуржская влажность… При этом люди были одеты не в пуховики, а в шинели, к тому же у всех сапог - тонкая подошва. Офицеры - в мундирах. Под мундир нашим актерам и одеть-то ничего невозможно было. Они замерзали так, что говорить не могли – просто челюсти сводило. От холода. Радовался только Сергей Колтаков, он был одет в шубу и меховую шапку, потому что играл штатского. Чтобы отогреть актеров, использовали альпинистские оберточные одеяла из фольги.

Это были первые съемочные дни, актеры только входили в роль, и в этом плане мороз даже сыграл на руку: артисты пытались преодолеть чудовищный холод, поэтому напряжение в лицах было естественным.

Съемки фильма "Союз спасения"

Нина Ромодановская:
Кстати, если говорить об актерах. Каст фильма впечатляет: Максим Матвеев, Павел Прилучный, Иван Янковский, Александр Домогаров, Игорь Петренко, Алексей Гуськов. Такое ощущение, что здесь собрались едва ли не все звезды российского кино. Сложно ли было определиться, кому какая партия будет отведена?

Андрей Кравчук:
Был очень длительный кастинг. И характер, и внешность, и многое другое были очень важны. Много отличных артистов пробовалось на разные роли. В первую очередь, мы смотрели, есть ли какое-то внешнее сходство или в характере. Например, Антон Шагин в жизни не только актер, но и поэт, поэтому, когда стали думать про Рылеева, я сразу вспомнил его. Павел Прилучный подключился к проекту достаточно поздно, казалось, что он очень современный, но его пробы были любопытными, и он был утвержден на роль.
Все актеры проходили пробы, а некоторые – и не одну, включая парные и в костюме. Потому что просто прийти в джинсах и начать играть Трубецкого достаточно сложно. Было важно понять, зажимает ли костюм актера, насколько ограничен он в мундире и главное – как он вписывается в то время. Что-то должно быть в лице и в глазах, и это трудно передать словами.

Съемки фильма "Союз спасения"

Нина Ромодановская:
Вот уже третий фильм подряд вы работаете с Анатолием Максимовым. Наверное, так сработались, что понимаете друг друга с полуслова? Расскажите, о вашей совместной работе.

Андрей Кравчук:
У нас долгая совместная творческая жизнь. Мы обсуждаем все, спорим и, в итоге, приходим к совместным решениям. Как любой творческий тандем – наш неоднозначен, но в нем много плюсов. К тому же, когда продюсер и режиссер во всем согласны, то явно что-то не так. 

Должен быть конфликт. Без него – значит, у кого-то внутренний компромисс оказывается выше, чем цели и задачи проекта.

Но в кинематографе нужно всегда быть готовым идти на компромиссы. Не все свои творческие желания и задумки можно осуществить, даже с точки зрения производства. Есть и вопросы утверждения артистов, и монтажа. Например, первая монтажная сборка «Викинга» была длительностью четыре с лишним часа. Пришлось вырезать два часа материала, очень хорошего материала…

Съемки фильма "Союз спасения"

Нина Ромодановская:
Давайте вернемся к «Союзу Спасения». Сейчас количество просмотров трейлера фильма исчисляется миллионами. Люди комментируют видео, говорят о высоком качестве съемок, спецэффектах и, конечно, своих ожиданиях. Уже ясно, что у аудитории фильм вызывает повышенный интерес. Что вы чувствуете, когда до даты релиза остается совсем немного времени? Может быть, облегчение?

Андрей Кравчук:
Облегчения нет никакого. И оно не наступает даже после релиза картины. Всегда волнуешься, как она будет встречена и воспринята зрителями. Самым легким в этом плане оказался «Итальянец» - мой дебютный фильм. Обычно я стараюсь не читать отзывы, но и это не позволяет избежать переживаний. Когда стараешься делать что-то искренне, от всей души, то каждое негативное слово ранит.


Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса

Автор:
Нина Ромодановская

Все новости о фильме

Реклама