Александр Невский: «Кино станет связующим звеном между Россией и США»
Продюсер многих успешных приключенческих фильмов, актер и режиссер Александр Невский на протяжении многих лет выступает за развитие сотрудничества между кинематографистами России и США. Он является членом Ассоциации зарубежной прессы Голливуда с 2002 года и голосует за присуждение премии Золотой глобус, а также с августа этого года входит в Комитет по просмотру фильмов на иностранном языке. В октябре по приглашению Невского Москву посетил обладатель двух премий Оскар Ник Валлелонга, с которым он готовит совместный проект. В интервью корреспонденту ПрофиСинема Александр Невский рассказал, каково это работать с создателем нашумевшей «Зеленой книги», как прошла его рабочая встреча с министром культуры РФ Владимиром Мединским и что необходимо для укрепления российско-американских отношений.
Елена Трусова:
В прошлом месяце по вашему приглашению в Москву приезжал с рабочим визитом обладатель двух премий Оскар Ник Валлелонга. Вы сейчас работаете над совместным проектом - биографической картиной «Хеди». Можете рассказать на какой стадии сейчас проект и как строится работа с Валлелонга?
Александр Невский:
В Москву приехал и Ник Валлелонга, и продюсер Эрик Бреннер, особенно известный своей драмой «Сумасшедшее сердце», за роль в которой Джефф Бриджес получил Оскар. Бреннер продюсирует много отличных картин, одна из последних – «Цепь убийств» с Николасом Кейджем в главной роли.
После триумфальной победы на Оскаре 2019 года о Нике Валлелонга заговорили все. «Зеленая книга» и правда невероятная работа, в картине поднимаются серьезные темы, но с добротой и улыбкой. Не так часто бывает, что после драматичного фильма можно чувствовать столько положительных эмоций. При всей гениальности, фильм «Зеленая книга» оказался еще и отличным бизнес-проектом – в картину было вложено 23 млн долларов, а собрала она более 300 млн долларов в мире, причем в России лента до сих пор держится в прокате, заработав на сегодняшний день уже более 9 млн долларов.
Поэтому возможность работы с обладателем Оскара – для меня новый и интересный опыт. Ник Валлелонга не только влюбился в историю и проект о Хеди Ламарр, но и в Россию во время своего визита в Москву. И это даже до того, как узнал о крупных рибейтах в России в следующем году.
Когда моя компания Hollywood Storm купила права на сценарий, написанный Питером Фолди, Эрик Бреннер сразу подключился к проекту как исполнительный продюсер, и именно он представил меня Нику Валлелонга, который, кстати, давно интересовался историей Хеди Ламарр. Сейчас идет работа по поиску актрисы на главную женскую роль. А в продакшен планируем входить уже весной следующего года.
Елена Трусова:
В чем уникальность истории про Хеди Ламарр? Расскажите поподробнее.
Александр Невский:
У Ламарр невероятная история жизни. Один из ее первых фильмов «Экстаз», отреставрированную версию которого можно было увидеть на Венецианском кинофестивале в этом году, можно назвать эротическим, а ведь он вышел еще в 1930-е годы. Затем она бежала из Австрии в США от мужа, который симпатизировал фашистам, и стала одной из самых ярких кинозвезд Голливуда. Студия Disney именно с нее рисовала Белоснежку. При всей своей головокружительной карьере и славе, она была еще и гениальной изобретательницей, приняв участие в научных исследованиях, которые в итоге изменили жизнь человечества, заложив основу для создания Wi-Fi. Все знают об ее открытиях, роялти от них должны были составить около 50 млрд долларов, но она не получила ни копейки из-за того, что патент не был правильно оформлен. Поэтому права на ее изобретение отошли государству. Ламарр прожила долгую жизнь, умерла в 2000 году в возрасте 85 лет.
История этой женщины определенно заслуживает внимания. Были попытки запустить проекты о жизни Хеди Ламарр, но все они не увенчались успехом. Была выпущена только документальная лента, которая сейчас идет на Netflix. Поэтому независимый фильм о Ламарр, который мы запускаем в производство, станет первым в своем роде и имеет все шансы быть в авангарде, особенно учитывая одну из современных тенденций снимать кино о сильных женщинах.
Елена Трусова:
Вы упомянули, что Ник Валлелонга оказался под большим впечатлением от Москвы. Он также сказал, что несколько сцен драмы «Хеди» могут быть сняты в России. Действительно рассматриваете такую возможность?
Александр Невский:
Да. Особенно учитывая стремительно меняющуюся ситуацию в России. Несколько дней назад премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о субсидиях иностранным кинокомпаниям за съемки в России, согласно которому они смогут получать компенсацию в размере от 30 до 40% потраченных средств.
Независимый фильм «Максимальный удар» на 70% снимался в Москве. В картине я выступал как продюсер и актер, режиссером был Анджей Бартковяк, а сценаристом – Росс ЛаМанна, автор франшизы «Час пик». Около 3 млн долларов были потрачены на съемки в России. И если бы мы снимали фильм при системе рибейтов, то получили бы больше миллиона долларов обратно. А для независимого кино это огромные деньги.
Эрик Бреннер снимал фильмы как в Европе, так и в Латинской Америке, получая при этом рибейт в 20%. Поэтому он был приятно удивлен, узнав о возможности получать гораздо большую компенсацию.
Если вернуться к возможности съемок фильма о Хеди Ламарр в России, то Калифорнию, например, в Москве снять невозможно, но вот Австрию – запросто! И это была идея именно Ника Валлелонга. Поэтому часть съемок действительно может пройти в России, мы также собираемся задействовать российских актеров.
Елена Трусова:
Вы как продюсируете независимое приключенческое кино, так и исполняете главные роли в фильмах. А также дебютировали как режиссер с криминальным детективом «Чёрная Роза», который показывают в Северной Америке на Netflix, а картины «Разборка в Маниле» и «Максимальный Удар», в которых вы сыграли главные роли и выступили продюсером - на Amazon Prime Video. Какой, на ваш взгляд, потенциал и будущее у онлайн-сервисов и планируете ли вы сотрудничать с ними дальше?
Александр Невский:
Голливуд постоянно предлагает что-то новое, то телепродажи, то DVD. Сейчас появились стриминговые сервисы. А Netflix так вообще вырос из маленькой компании, использующей модель бизнеса «DVD по почте».
Если говорить о прокате независимого кино: главная проблема всегда в том, что независимое кино выпустить в кинотеатральный прокат по всему миру – задача невыполнимая.
«Московская жара» была снята на английском языке, вышла еще в 2004 году и стала первым фильмом, который я продюсировал и играл главную роль. Бюджет приблизился тогда к 1,5 млн долларов. В России фильм собрал порядка 1 млн долларов, плюс от сделок с Первым каналом, НТВ и ТВЦ получилось еще около 600 тыс. долларов, 100 тыс. долларов принесли продажи на видео. Потом, уже на Американском и Каннском кинорынках, картина была продана еще на 30 территорий, что принесло более 3 млн долларов. В Америке фильм не вышел в кинотеатральный прокат, но появился на DVD и на телеканале Starz, что также принесло более миллиона долларов. Поэтому после такого успеха мы сразу приступили к работе над другим проектом - «Охотники за сокровищами» с Дэвидом Кэрредином и Шерилин Фенн. Затем были «Убийство в Вегасе», «Чёрная Роза» и другие голливудские проекты.
Сейчас ситуация изменилась. Люди стали реже ходить в кинотеатры. Всех привлекает в большинстве своем только событийное кино. Аудитория переходит в Интернет. А онлайн-площадки как раз предлагают быстрый доступ к интересующим зрителей картинам. Стриминговые сервисы сейчас завоевывают мир и помогают производителям, выгодно выкупая права на картину, которая их действительно заинтересовала.
Netflix сейчас предлагает продлить эксклюзивные права на «Чёрную Розу». А Amazon Prime Video, заметив высокие результаты купленного «Максимального Удара», решил приобрести права и на другие картины - «Разборка в Маниле» и «Охотники за сокровищами». Поэтому мое сотрудничество с онлайн-площадками продолжается.
Елена Трусова:
Хотелось бы поговорить про отношения между Россией и США. Сейчас они достаточно сложные. При всем при этом вы всегда очень открыто говорите о проблемах и защищаете Россию в своих многочисленных интервью, например, изданиям Forbes, The Hollywood Reporter, LA Daily News и многим другим. Как считаете, есть ли все-таки светлое будущее у российско-американских отношений?
Александр Невский:
Президенты обеих стран на самом деле настроены на позитивное взаимодействие. Другое дело, что на разных американских каналах то и дело кричат антироссийские лозунги, такая же ситуация и с осуждением Америки в России. Зрители и там, и тут привыкли видеть в кино, что русские с американцами постоянно находятся в конфронтации. Именно поэтому фильмы «Максимальный удар» и «Черная Роза», где они работают заодно, вызывают дополнительный интерес у дистрибьюторов.
Я считаю, что такие фильмы про дружбу России и Америки действительно нужны. Кино может стать тем самым звеном, которое свяжет страны. И я открыто выражаю свою любовь к России там и не скрываю своей симпатии к Америке здесь. Уверен, что те нововведения, которые сейчас происходят в России, включая систему рибейтов, откроют страну для американских компаний.
Елена Трусова:
В мае у вас состоялась рабочая встреча с Министром культуры Владимиром Мединским, на которой обсуждалось продвижение российского кино за рубежом. Что вы обсуждали и какими будут следующие шаги для содействия выводу наших картин на международный уровень?
Александр Невский:
Когда на встрече с Владимиром Мединским я впервые узнал о скором введении в России системы рибейтов, это стало для меня шоком как для независимого продюсера. Я сразу вспомнил все фильмы, которые снимал в России, когда еще о компенсации трат за съемки в стране даже не думали. Но раскруткой этих инициатив за рубежом пока никто не занимается. Хотя об этом нужно говорить больше и чаще, поэтому я решил на общественных началах довести до моих американских коллег эту информацию.
Елена Трусова:
У вас прошло несколько рабочих встреч с руководством голливудских студий Fox Searchlight и Entertainment Studious. Расскажите, пожалуйста, о них. Положительным ли оказался их итог?
Александр Невский:
Да, у меня состоялись встречи с Френком Родригесом, вице-президентом Fox Searchlight, и с Байроном Алленом, главой Entertainment Studious. Несомненно, им понравилась новость о рибейтах. В частности, Френка Родригеса интересовала также визовая поддержка, он изначально понимает сложности, с которыми можно столкнуться. К тому же они пытались уточнить подробности ситуации с возможностью съемок в России. Так как в Америке существуют стереотипы, которые возникли из-за некоторого негативного опыта голливудских коллег, сотрудничавших в свое время с частными недобросовестными компаниями. С Байроном Алленом на встрече поднимался вопрос и о софинансировании проектов.
Я считаю, что в Лос-Анджелесе необходима Russian Film Comission, которая займется именно раскруткой российского кино. Представители других стран там уже есть.
Елена Трусова:
Вы - единственный российский продюсер, который входит в Ассоциацию зарубежной прессы Голливуда и голосует за присуждение премий Золотой глобус. С этого года – еще и входите в Комитет по просмотру фильмов на иностранном языке. Какие у вас впечатления от этой работы?
Александр Невский:
Ассоциация зарубежной прессы имеет большой вес в Голливуде. Если обратить внимание на рейтинги, то они, например, у Оскара и у Эмми они падают, а у Золотого глобуса – растут. Золотой глобус – уникальная награда, она дается за лучший фильм как в жанре драмы, так и в жанре комедии, на Оскаре, например, такого нет. Здесь же есть и телевизионные награды. У таких звезд Голливуда, как Мэрилин Монро, Сильвестр Сталлоне, Ричард Гир, Арнольд Шварценеггер, никогда не было Оскара, но есть Золотой глобус. Это чрезвычайно демократическая награда. Я вступил в Ассоциацию в 2002 году, а голосовать уже стал в 2003. И это для меня тогда было своего рода киноинститутом, где я имел возможность встречаться, общаться и перенимать опыт у лучших профессионалов киноиндустрии. Со многими впоследствии я успел и поработать вместе.
В России не все кинематографисты знают, что на Золотой глобус заявку подает сам продюсер, и не обязательно это должен быть лишь один фильм от страны. Необходимо быть максимально активными в продвижении своего продукта и своей страны.
Цель Комитета по просмотру фильмов на иностранном языке – отсматривать фильмы, приходящие со всего мира. Для зарубежных картин важно не останавливаться только на своем внутреннем рынке, а выходить на международный. Например, делать продукт более конкурентоспособным, выпуская фильм на английском языке в том числе.
Елена Трусова:
В одном из интервью вы отметили, что будете уделять время и Ассоциации, и фильмам на иностранном языке, и российским коллегам, чьи работы действительно достойны международного признания. Можете рассказать о тех, кто заслуживает, по вашему мнению, этого признания за рубежом?
Александр Невский:
В России много талантливых кинематографистов. Мне сложно кого-то выделять из современных, так как вырос я на советском кино. Но мне, например, нравится Федор Бондарчук. В свое время его фильм «9 рота» произвел на меня большое впечатление. К Андрею Звягинцеву у всех может быть разное отношение, но его фильмы абсолютно заслужено получают награды. Я познакомился не так давно с Сариком Андреасяном на показе в Лос-Анджелесе его фильма «Непрощенный», мне очень понравился. Также я выделил бы сильную российскую картину этого года - «Спасти Ленинград» продюсера Аркадия Фатеева.
Елена Трусова:
Можете рассказать о своих творческих планах? Какие цели для вас сейчас наиболее приоритетны?
Александр Невский:
В следующем году, как я уже рассказал, планируется запуск драмы «Хеди», а также начнется работа над очередным моим приключенческим фильмом «Безжалостная атака», в который я привлек Ника Валлелонга и Эрика Бреннера в качестве исполнительных продюсеров, чтобы они помогли мне сделать из проекта настоящую экшен-драму. Также продолжаю работу в Ассоциации зарубежной прессы Голливуда и Комитете по просмотру фильмов на иностранном языке. Параллельно я продолжу продвигать Россию в Америке, и наоборот – Голливуд здесь. И благодаря новым инициативам это становится проще.
Я абсолютно уверен, что ситуация в киноиндустрии напрямую зависит от всех нас. Если мы все вместе, включая СМИ, будем добавлять позитивной информации, поддерживать производителей, то с каждым годом будет только лучше!
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса