Филипп Абрютин: «Думаю, Золотой ворон в скором времени станет всечукотским фестивалем»
26 мая на Чукотке, в городе Анадырь завершился III Международный арктический кинофестиваль Золотой ворон. Режиссер, продюсер, художественный руководитель и программный директор фестиваля Филипп Абрютин рассказал в интервью ПрофиСинема об итогах смотра, зрителях, философии и дальнейших планах.
Корреспондент:
Недавно на Чукотке завершился III Международный арктический кинофестиваль Золотой ворон. Как, в целом, вы можете оценить итоги кинофестиваля?
Филипп Абрютин:
Сначала я хочу поблагодарить всю команду кинофестиваля и его зрителей. Для меня главный итог – это множество счастливых зрителей, и сформировавшаяся команда фестиваля. Не было бы зрителей и команды – не было бы и смотра. Вообще, мне кажется, так везде в кино: если нет мощного зрительского отклика, то значит у вас не кино, не фестиваль, а так - «пустышка». И я счастлив, что проходящий на Чукотке Золотой ворон заряжен такой энергией, несет в себе такую силу, что можно смело сказать: он прошел с большим успехом. Под успехом мы подразумеваем то, что фестиваль к трем годам уже достаточно окреп, сформировал свой характер и философию. Для нас почетно и при этом крайне ответственно быть крупнейшим киносмотром на Крайнем Севере России, быть своего рода кинематографическим форпостом, маяком. И самое главное, что у фестиваля Золотой ворон есть своя большая зрительская аудитория и она с каждым годом увеличивается, становится активнее и искушённее. В этом году мы получили официальную аккредитацию в Министерстве культуры РФ как международный фестиваль, что позволило нам сформировать очень интересную программу игрового и неигрового кино. В нашем фестивале приняли участие картины из всех стран циркумполярного региона. Были даже из Турции и Перу, которые снимались в Канаде и США.
Корреспондент:
Вы говорили, что планируете каждый год расширять кинофестиваль, чтобы через несколько лет он стал всечукотским. Какое количество зрителей посетило киносмотр в этом году? Как вы работаете с аудиторией фестиваля, как привлекаете зрителей? К какому числу зрителей стремитесь в ближайшие годы?
Филипп Абрютин:
В этом году фестивальные показы посетило более пяти тысяч человек. Это существенно больше, чем в прошлом году и это не может не радовать. Однако мы не ставим перед собой никаких количественных целей или ориентиров. Не знаю с чем это связано, наверное, с тем, что сам фестиваль появился неожиданно, родился в тесном взаимодействии со зрителями и кинематографистами Чукотки. И это большая ценность для нас, что фестиваль организовался не решением сверху для показателей и статистики, а здесь, среди простых зрителей. Губернатор Чукотки Роман Копин когда почувствовал мощнейший запрос у людей на такое мероприятие, с радостью поддержал его, и сегодня команда губернатора активно с нами работает, помогает развивать фестиваль. И я думаю, что в скором времени смотр действительно станет всечукотским, то есть будет проходит одномоментно на территории всего округа, чтобы зрители могли смотреть фильмы и выбирать обладателя нашего Гран-при. И мы сейчас активно разрабатываем технологию, которая позволила бы этот план реализовать. Сейчас проводим «эхо» кинофестиваля в разных районах Чукотки, прорабатываем вопросы логистики, формируем команду районных координаторов. Есть еще несколько технических вопросов, стоящих перед нами. Ведь фильмы, которые мы показываем – в основном, новинки. Все предоставляется в формате DCP. А в Чукотских селах нет соответствующих установок для показа. Этот и другие вопросы нам еще предстоит решить.
Что касается работы по продвижению фестиваля, то мы, конечно, сотрудничаем со всеми Чукотскими СМИ, интернет ресурсами, основными соцсетями. Кроме того, мы разнообразим программу кинофестиваля. Проводим и «некиношные» мероприятия. Так, в этом году к нам приезжал Олег Тактаров, великий российский спортсмен, замечательный актер. С ним мы провели открытые тренировки по борьбе, а также общегородскую зарядку. На эти мероприятия пришло очень много людей. Интересно, что это помогло нам привлечь новую аудиторию, которая в силу разных причин еще не была на фестивале. Я считаю важным, чтобы кинофестиваль был не только культурным мероприятиям, но и общественным событием, чтобы проводились в том числе и спортивные, массовые активности. Это очень помогает, конечно. Но главное в продвижении фестиваля – это «сарафан», отзывы зрителей, их комментарии и впечатления, которыми они делятся с родными, друзьями, коллегами. У нас есть несколько групп в соцсетях, мессенджерах и мы видим, что зрители очень активны и благодарны. Они ощущают себя важнейшей частью кинофестиваля. Главное, что так оно и есть.
Корреспондент:
Интересно, что в этом году обладателем Гран-при фестиваля стала неигровая лента «Северный травелог» Киры Яяскляйнен, повторившей подвиг финского исследователя Сакари Пялси. Как вы считаете, чем можно объяснить успех фильма у зрителей? Согласны ли с их выбором?
Филипп Абрютин:
Гран-при фестиваля – это приз зрительских симпатий, и это одна из особенностей смотра. Конечно, у нас работает высококлассное профессиональное жюри. Судейскую коллегию конкурса игровых картин в этом году возглавляла Екатерина Бордачева, программный директор российского кинорынка, а неигровых – Алексей Вахрушев, режиссер-документалист, продюсер. Они вручили свои призы : игровому фильму «Надо мною солнце не садится» (Россия, Якутия, режиссер Любовь Борисова) и документальной картине «Ворон и чайка» (Дания, Гренландия, режиссер Лау Лассе), соответственно. Что касается выбора зрителей, то я думаю, что картина Киры Яяскеляйнен покорила их своей искренностью, любовью к Чукотке и пронзительной линией автора, который является героем фильма. Согласен ли я с этим выбором? Конечно.
Корреспондент:
С сентября 2019 на март 2020 года перенесли сроки проведения VII Якутского международного кинофестиваля. Отборщики киносмотра отдают предпочтение фильмам, раскрывающим тему национальной культуры в современном мире. Золотой ворон показывает не только картины из Якутии, но и других регионов Арктики. Но все же, в связи со схожей тематикой киносмотров, не возникнет ли разногласий относительно формирования конкурсных программ и сроков проведения?
Филипп Абрютин:
Более того, мы планируем и давно об этом объявили, что следующий кинофестиваль Золотой ворон пройдет в марте 2020 года. И мы хотим зафиксировать март, как постоянное время проведения нашего смотра. С коллегами из Якутии мы очень плотно работаем и общаемся, снимаем совместно фильмы, проводим различные мероприятия. Думаю, что в диалоге мы сможем решить некоторые моменты, откорректировать друг друга. Посмотрим. Но больше нас волнуют сроки, а не специфика. Якутский кинофестиваль больше сориентирован на национальное кино из разных уголков мира, мы же показываем кино Арктики и тематика фильмов может быть совершенно разная.
Корреспондент:
Чукотка - особый регион России с удивительной природой, со своей спецификой развития и самобытным кинематографом. В чем вы видите особенность кино Чукотки? Чем, по вашему мнению, чукотский зритель отличается от зрителей других российских регионов? Как фестиваль способствует интеграции кино Арктики в российский и мировой кинопроцесс?
Филипп Абрютин:
Мне сложно говорить о чукотском кинематографе, так как он пока только формируется. И я очень надеюсь, что наш кинофестиваль будет способствовать ускорению этого процесса. Как это произошло, например, в Якутии, о которой мы только что говорили. Там фестиваль стал во многом импульсом для рывка в развитии местного кино. Мы, конечно, изучили их опыт и будем его использовать, понимая существенные сходства и различия между нашими регионами. Что касается зрителей Золотого ворона - вы знаете, я был конечно не на всех, но на большом количестве фестивалей и в России и за рубежом. И мне есть с чем сравнивать. Так вот, зритель нашего фестиваля – это очень активный, главный участник кинофестиваля. С ним интересно не только смотреть кино, но потом его обсуждать. У нас сессии общения с авторами фильмов иногда идут и час, и два. Причем темы, которые поднимают в процессе обсуждений, часто поражают нас. Один из благодарных режиссеров фильма-участника конкурса после обсуждения подошел ко мне и поинтересовался, не пишет ли оргкомитет вопросы-заготовки для зрителей. Мой отрицательный ответ поразил его еще больше. Конечно, я его могу понять. Зрители Чукотки так искренне и так глубоко хотят обсудить кино с автором, указать на неточности или, наоборот, поблагодарить за чуткость, что это многих трогает.
Корреспондент:
В этом году в рамках фестиваля впервые была организована специальная секция дебютных короткометражных фильмов Киновзлёт, а также в очередной раз прошла кинолаборатория «Чукотка, я тебя люблю», в рамках которой творческая молодежь Чукотки под руководством опытных наставников создала короткометражные фильмы о своем крае. Почему для вас важно работать с начинающими кинематографистами Арктики? Как вы можете оценить итоги новой конкурсной программы?
Филипп Абрютин:
Я уверен, что Чукотка может подарить российскому кино новых ярких и мощных авторов. Жизнь в таком прекрасном, но суровом крае оказывает серьезное влияние на человека, на его восприятие мира, отношение к людям и человеческим судьбам. Поэтому для меня, для нашей команды, очень важно помочь тем, кто должен, в силу своего призвания, заниматься кинотворчеством. Конкурс Киновзлёт как раз и состоит из первых кинематографических опытов чукотских авторов. Если посмотреть эти работы, можно ясно представить, насколько разные и смелые творческие люди здесь живут, и как велик их потенциал. Мы и дальше будем проводить кинолаборатории и конкурсы чукотского кино. Ведь именно из них и сформируется кино Чукотки.
Корреспондент:
Золотой ворон - молодой фестиваль, который растет и развивается с каждым годом, вызывая все больше интереса у зрителей и кинематографистов по всему миру. Поделитесь пожалуйста ближайшими планами по развитию киносмотра.
Филипп Абрютин:
Сейчас мы работаем над организацией «эха» кинофестиваля, мы хотим показать фильмы из программ предыдущих фестивалей в селах Чукотки. Получить обратную связь и понять, как прорабатывать логистику для проведения всечукотского масштабного киносмотра. Мы активно работаем с зарубежными организациями кино и хотим на следующий год существенно расширить не только количество гостей, но и мероприятий, расширить образовательный блок, привлекая иностранных специалистов. Кроме того, мы прорабытваем вопросы, связанные с различными видами сотрудничества с крупными северными кинофестивалями. Пока ничего говорить не могу, но думаю, скоро мы расскажем об этом подробнее.
Корреспондент:
Поговорим о ваших работах в качестве режиссера и продюсера кино. В числе ваших новых проектов - «Команда мечты» и «Александрина». Почему решили поработать над семейными фильмами? Обе картины повествуют о преодолении себя, стремлении к мечте и семейных ценностях. Чем вас заинтересовали сценарии этих проектов?
Филипп Абрютин:
И «Командой мечты» и «Александриной» мы занимаемся уже более четырех лет. Это сложные проекты, которые требуют большого количества времени, сил, средств и большой команды. Создание семейных фильмов - это наша сформированная позиция, своего рода концепция нашего пути в российском кино. Мы хотим и надеемся, что будем делать это успешно – снимать игровое кино для семейной аудитории. Мне кажется, это очень важно. Дети и их родители – очень требовательная аудитория, очень чуткая, да и конкуренция в семейном кино очень высока. И я надеюсь, что у нас все получится.
В основе сюжета «Команды мечты» истории юных спортсменов, которые готовятся к очень важным соревнованиям. За ними наблюдает известный спортивный комментатор Степан Вершинин (Ян Цапник). Через их соревнования он понимает, что не бывает большого или маленького спорта, он может быть только настоящим, а победа – общей. Фильм о том, что не может быть настоящего счастья без любви. «Команда мечты» - картина о семье, о гармонии и о том, что настоящее счастье – ближе, чем кажется. Сюжет и актеры, среди них Ян Цапник, Роман Мадянов, Юрий Стоянов, Анна Чурина, Владимир Сычев, не оставят зрителей равнодушными и я очень надеюсь, что у картины будет хороший «сарафан», что реакция зрителей будет положительной, и они полюбят наш фильм также как и мы его любим.
К съемкам «Александрины» мы только приступаем и готовимся сделать яркое и очень музыкальное кино о юной и талантливой девочке Саше, которая отправляется на главный вокальный конкурс России, чтобы не только победить, но и отыскать свою маму. Это пронзительная семейная картина о мечте и любви, в ней будет много музыки и юмора, несмотря на то, что в основе сюжета лежит душещипательная драматическая история девочки из детского дома.
Корреспондент:
«Команда мечты» выйдет в кинотеатрах уже 29 августа 2019 года. Дистрибьютором выступает ЦПШ. Как вы оцениваете потенциал фильма в прокате, как один из его продюсеров и авторов?
Филипп Абрютин:
Для нас очень важно, что прокатом «Команды мечты» занимается ЦПШ – один из лидеров российского кино и дистрибьюции. У них мощная команда и огромный опыт, надеемся, что и удача будет на нашей стороне и мы успешно выпустим фильм в прокат. Насчет ожиданий – трудно говорить – сейчас рынок ведет себя крайне непредсказуемо и озвучивать прогнозы было бы неправильно. Скажу лишь одно, что мы со своей стороны сделали замечательное кино, а ЦПШ приложит все усилия чтобы картина получила максимально возможную роспись и отличное промо. Дальше судьба фильма будет в руках зрителей.
Корреспондент:
В интервью ПрофиСинема вы говорили, что планируете заниматься исключительно творчеством - режиссурой, написанием сценариев, однако продолжили продюсировать кино. Это было ваше вынужденное решение?
Филипп Абрютин:
Мы все меняемся, развиваемся. Раньше мне казалось, что невозможно совмещать работу режиссера и продюсера, что первое – это творчество, второе – чисто менеджмент. Но, накопив определенный опыт, встретившись с моими коллегами и единомышленниками я понял, что все зависит от того, как устроен процесс, как сформирована команда. Я думаю, что совмещение режиссуры и продюсирования – это и есть настоящее творчество, ведь ты занимаешься проектом от идеи и сценария до выхода в прокат, позиционирования фильма, создания его образа в сознании зрителя. Я вижу, что многие тоже к этому приходят. И это меня убеждает в верности пути, который я вижу перед собой. Я хочу создавать кино как режиссер и продюсер. Конечно, есть проекты которые мы исключительно продюсируем, как, например, якутский «Джьулуур: Мас-рестлинг» режиссера Валентина Макарова, или планируемые «Харон» Александра Королева и «Бриллиантовая икра» Германа Дюкарева. Но, и в случае с ними, я и вся наша команда вовлекается в творческую работу. Как говорят, кино - это коллективный вид спорта. Я считаю, что так оно и есть. Важна команда, общий дух и цели, атмосфера и общая философия. Можно сказать, что занимаясь и фестивалем Золотой ворон, и выходом в прокат «Команды мечты», съемками «Александрины» и других проектов я ощущаю, что это именно та конфигурация и способ реализации нашей команды, который будет успешным.