Лариса Садилова: «Однажды в Трубчевске» - настоящая жизненная история»
С 9 по 16 июня в Сочи пройдет 30 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля начинает публикацию интервью с участниками конкурсной программы. Режиссёр Лариса Садилова представит свой фильм «Однажды в Трубчевске», снятый без государственной поддержки.
Картина также будет участвовать в конкурсе «Особый взгляд» 72 Каннского Международного кинофестиваля, который пройдёт с 14 по 25 мая. В интервью ПрофиСинема Лариса Садилова рассказала о работе над картиной, о своём первом Кинотавре, о том, почему она любит снимать непрофессиональных актёров, и о новом кинофестивале «Наше кино».
Александра Иванова:
Как возник замысел истории «Однажды в Трубчевске»?
Лариса Садилова:
Прочитала в фейсбуке о том, что мой товарищ Рома Качанов собирает деньги на короткометражный фильм. Подумала, а может тоже снять короткометражку? И придумала эту историю.
Александра Иванова:
Это полностью выдуманный сюжет, или же у него есть какая-то реальная подоплёка?
Лариса Садилова:
Не совсем выдуманный. Была реальная влюблённая пара, которая ездила на фуре из Брянска в Москву, только так они имели возможность встречаться. Но это всё, что я про них знала. Меня это поразило – надо же, как романтично! Написала историю на короткометражный фильм и стала думать, где же брать деньги, обращаться в фейсбук всё же не решилась. В скором времени нашла Ларису Петровну Шнайдерман, предложила ей эту идею. Замысел ей понравился, и она согласилась финансировать. Сложность этой истории в том, что она хоть и короткометражная, но снимать надо было осенью и зимой, это создавало дополнительные трудности. Но всё получилось. А потом пришла идея сделать полнометражный фильм, потому что история сама просилась на экран, хотелось ещё побыть с этими героями, рассказать, чем же всё это закончилось. К тому же, об этом попросили и сами зрители, это уникальный случай. Короткометражку мы показали в Трубчевске, городе, где проходили съёмки. После фильма состоялась беседа, люди предлагали свои варианты развития сюжета, живо откликнулись. Зрители очень хотели продолжения фильма, и это тоже укрепило нас в решении снимать полный метр.
Александра Иванова:
Как проходил кастинг? Ведь, помимо профессиональных актёров, в картине, насколько я знаю, снимались и местные жители?
Лариса Садилова:
Когда мне пришла идея снимать Егора Баринова, всё встало на свои места. Ведь выбор актёра имеет отношение к замыслу. Кристина Шнайдер очень подходила на роль Анны, возлюбленной героя Баринова. Кристина окончила ГИТИС, снималась в фильме Александра Митты «Шагал - Малевич». Я увидела её на «Нике», когда Кристина пела песню во время церемонии. Очень запомнилась. Актрис такой внешности в нашем кино сейчас нет, преобладают актрисы модельного типа, более гламурные, скажем так. Жену главного героя в короткометражке играла непрофессиональная актриса, это была маленькая роль. Для короткого метра меня это устраивало. Но когда мы решили снимать полнометражный фильм, стало понятно, что нужна очень хорошая актриса. И выбор пал на Марию Семёнову из Санкт-Петербургского Небольшого драматического театра. Видела её в фильме Юсупа Разыкова «Стыд», запомнила, и подумала тогда «как хорошо было бы её где-то снять». Мужа Анны сыграл Юрий Киселёв, которого я снимаю во всех своих фильмах, это актёр Брянского драматического театра. Основной актёрский состав был очень сильным. Но хотелось растворить всю эту историю в жизни самого города Трубчевска. Поэтому я снимала и непрофессиональных актёров. Сын главного героя – это Виктор Богаткин, на тот момент ученик 11 класса. Свекровь Анны сыграла Валентина Козова. Знакомы с ней очень давно, ещё с момента съёмок фильма «Сынок», тогда съёмочная группа жила у неё дома, то есть, мы практически как родственники. Я знала, что тётя Валя сделает то, что мне нужно. Именно эти интонации мне были необходимы, свекровь должна там быть именно такой.
Александра Иванова:
Там же ещё есть прелестная бабушка, у которой герои снимают комнату…
Лариса Садилова:
Да! Это Евдокия Ивановна из деревни Котляково Брянской области. Во время подготовительного периода мы встретили её сестру и хотели снимать. Но когда приехали на съёмки, она заболела. Евдокия Ивановна оказалась такой же говоруньей, с великолепной памятью, сделала всё, что было необходимо, работала как настоящая актриса.
Александра Иванова:
Её монологи были прописаны в сценарии, или она говорила от себя?
Лариса Садилова:
Конечно она говорила от себя, просто мы ей задавали наводящие вопросы и уже знали, какой будет ответ. В какой-то момент она повторяла все эти монологи в следующем дубле. Вообще, в фильме снималось очень много непрофессиональных актёров, настоящих жителей города Трубчевска. К концу монтажа захотелось именно так и назвать картину – «Однажды в Трубчевске».
Люблю придумывать прямо во время съёмок и внедрять это в фильм, потому что это верно, точно.
Александра Иванова:
Многое рождалось в процессе съёмок, на площадке была импровизация?
Лариса Садилова:
Люблю придумывать прямо во время съёмок и внедрять это в фильм, потому что это верно, точно. Мне очень нравится настоящий человек в кадре, лучше его быть не может. Профессиональным актёрам, которые снимались в этом фильме, пришлось нелегко, потому что им нужно было подстроиться под реальных людей. А реальные люди очень органичны, их нельзя переиграть. Но придумывать во время съёмок интересно. И мне кажется, что если бы я не придумывала, мне было бы неинтересно снимать кино. Скучно тупо следовать сценарию. Он, конечно, должен быть обязательно, но внутри всё-таки необходима свобода.
Александра Иванова:
Финал у картины ведь вообще документальный, это реальный городской праздник…
Лариса Садилова:
Да, мы должны были снимать 12 июня, праздник, День России, но не получилось. Перенесли съёмки на 17 сентября, это было 75-летие освобождения Трубчевска от фашистских захватчиков. Муж Анны по сценарию – чиновник, и когда мы снимали сцену совещания в администрации, то подумали, а что же они будут обсуждать? Так появилась тема партизан и подготовки к празднику, данной линии не было в сценарии. Мы внедрились в городской праздник. В съёмках этих эпизодов нам очень помогла оператор Ирина Уральская, которая сняла просто шедевральные документальные кадры. Весь финал снимала она. А вообще оператором на картине был Анатолий Петрига, с которым я работаю, начиная со своего первого фильма. Мы с ним снимали «С днём рождения!», «С любовью, Лиля», «Требуется няня». Потом два фильма снимала с другим оператором, Дмитрием Мишиным. А на этот фильм снова решила позвать Толика Петригу. Это замечательный оператор, и самое главное его качество – он меня чувствует.
Александра Иванова:
Можно сказать, что у тебя есть своя собственная локация – Брянская область, и, в частности, город Трубчевск. Чем привлекают именно эти места?
Лариса Садилова:
Начнём с того, что это моя родина. Не сам Трубчевск, я родилась в Брянске, а Трубчевск – это Брянская область. Трубчевск какой-то удивительный город, все, кто там оказываются, попадают под его очарование. Великолепная природа, замечательные люди. Холмистая местность, очень интересная именно для кино. На самом деле, это моя большая натурплощадка. Уже третий фильм там снимала, до этого были «Сынок» и «Она».
Александра Иванова:
В Трубчевске уже начинают привыкать к тому, что их город становится, можно сказать, кинематографическим?
Лариса Садилова:
Да, Трубчевск можно назвать кинематографической столицей Брянской области. Местные жители к этому уже привыкли. Когда снимался «Сынок», по улицам города ходил Виктор Сухоруков. И они, кстати, к нему не кидались, смотрели со стороны, наблюдали, отношение к актёру было очень уважительное. В Трубчевске ещё Иван Шахназаров снимал картину «Рок». Мы там делаем фестиваль «Наше кино». В этом году собираемся провести его уже в третий раз, где обязательно покажем фильм «Однажды в Трубчевске», люди ждут.
Александра Иванова:
Можно подробней про фестиваль, кто его организаторы, какова направленность?
Лариса Садилова:
Организаторы фестиваля – я, Рустам Ахадов и Дарья Борисова. Фестиваль на самом деле очень камерный, мы можем там принять не более 40 гостей, потому что не позволяет гостиница. Ну и финансы, пока. Но режиссёры, приезжающие на фестиваль, имеют удивительную возможность встретиться с самым обычным, неизбалованным зрителем, который редко видит кино, хочет общаться. Это тот зритель, про которого забыли, с ним никто не разговаривает. Фестиваль также очень важен для города, в котором есть своя интеллигенция, студенты, которые учатся в колледжах и лицеях. Из соседних деревень, посёлков и городков ребята приезжают в Трубчевск, чтобы учиться. И этими детьми по большому счёту никто не занимается. Фестиваль нужен нам, кинематографистам, и необходим зрителям. Надеемся, что он всё-таки будет ежегодным. К сожалению, руководство Брянской области пока ведёт себя недальновидно, не осознавая, какую пользу это мероприятие может принести городу и всей области в целом. Помимо фестивальных встреч и показов, это же ещё и выбор натуры для кинематографистов. В Брянской области просто пока не понимают своего счастья, и того, что это нужно делать, продвигать область, рассказывать о ней, показывать её, развивать. В том числе и с помощью кино.
Александра Иванова:
Тебе необходимы встречи со зрителями, эта обратная связь?
Лариса Садилова:
Благодаря кинофестивалю «Сталкер», я проехала всю страну, показывая свои фильмы. Привыкла общаться со зрителями, и для меня эта связь очень важна. Потому что одно дело друзья, родственники, которые смотрят твой фильм, Москва, Санкт-Петербург, а другое дело – Россия, про которую я, кстати, и снимаю. Необходимо понимать, в правильном ли направлении я иду, понятно ли то, что рассказываю. Мне это необходимо, без этого жить не могу. Поэтому фестиваль в Трубчевске важен именно этими встречами для кинематографистов.
Александра Иванова:
Вернёмся к фильму «Однажды в Трубчевске». Героев картины связывает настоящая любовь, или же это просто страсть, привычка, желание уйти от серых будней?
Лариса Садилова:
Наверное, это любовь. Но вместе с тем у главного героя есть любовь и к жене. А муж Анны любит свою жену. Поэтому так сложно сказать, что это. Герои любят друг друга, они правы, а все остальные нет? Картина даже не об этих двоих, а вообще о семейных отношениях. Снимала об этом, и для меня главные герои – все четверо.
Александра Иванова:
Если пофантазировать, как может сложиться их жизнь дальше?
Лариса Садилова:
Финал открытый. Зритель сам решит, что у них будет дальше. Хотелось бы снять на основе этой истории приквел, рассказать о том, что было до того, а не после.
Александра Иванова:
Ты начинала свой путь в кинорежиссуре 21 год назад. Как думаешь, нынешним молодым режиссёрам сейчас легче стартовать, чем было тогда, или же наоборот, в конце 90-х дебютировать было проще?
Лариса Садилова:
Нет, нам было сложнее, потому что тогда кино вообще не снималось. Я приходила на студию Горького, и была там одна вместе с кошками, которые ходили по коридорам. В Госкино мне дали деньги на двухчастёвую картину, 20-минутную, документальную. И я начала её снимать, зная, что она будет игровая, постановочная. Сейчас Министерство культуры даёт деньги на дебюты, и это очень важно. То есть дебютант уже имеет бюджет. Хотя, думаю, если бы мне тогда дали бюджет, я бы не справилась. Я снимала картину два года. Сниму какую-то часть фильма, посмотрю её, помонтирую, поищу деньги, найду две-три тысячи долларов, опять еду в этот роддом в Кашире и продолжаю снимать. Таким образом, я и училась во время этих съёмок, и делала картину. Это была настоящая школа. А если бы мне сразу дали весь бюджет и сказали «снимай за 30 дней», я б не сняла, точно могу сказать. Поэтому с одной стороны то, что дебютант получает бюджет – это хорошо, но с другой - ему нужно быть очень хорошо подготовленным, уметь работать со съёмочной группой, находиться в этом кинопроцессе, а он очень жёсткий. Тем не менее, в этом году на Кинотавре шесть дебютов. Шесть! А снято их намного больше.
Считаю, что деньги в Министерстве культуры распределяют неправильно. Достойные сценарии не находят финансирования и людям приходится обращаться к частным инвесторам.
Александра Иванова:
В этом году на отбор в основной полнометражный конкурс было подано 75 заявок, 50 из которых – независимые от бюджетного финансирования проекты. Чем, на твой взгляд, объясняется эта тенденция, стремление снимать без поддержки государства? Это печальная необходимость, или же так просто удобней и спокойней?
Лариса Садилова:
Считаю, что деньги в Министерстве культуры распределяют неправильно, часто их получают никому неизвестные люди, продюсеры, режиссёры. А достойные сценарии не находят финансирования и людям приходится обращаться к частным инвесторам. Хотя работать с частным инвестором, порой, сложней, чем с государством. В первую очередь из-за маленьких бюджетов. Но государство не умеет находить хорошие проекты. Эта система очень несовершенна, её надо менять. Мне кажется, Союз кинематографистов должен предложить для Министерства культуры более удобные правила. Ведь что, в конечном итоге, нам нужно? В первую очередь нам нужен хороший фильм. А значит хороший сценарий. Я сама десять лет была в экспертном совете Министерства культуры. Невозможно за месяц прочитать 120 сценариев! Эксперты не успевают читать сценарии, не успевают их серьёзно рассмотреть. Вот раньше, например, экспертный совет собирался и обсуждал каждый сценарий. И многие из них удавалось отстоять. Потом я видела эти фильмы, они были очень достойные. Сейчас такого нет, эксперты заранее не собираются, они сидят на этом питчинге, видят перед собой незнакомых людей, смотрят отрывки, ставят свои плюсики и минусики, и это всё плохая система. Нужно возвращаться к творческим объединениям, которым будут давать деньги на фильм. Внутри творческого объединения должен происходить отсев сценариев, первичный отбор. Режиссёр приходит на студию, в родное объединение, приносит свою идею художественному руководителю, они её обсуждают. Всё это сейчас уничтожено. Появились частные продюсеры, которые сами себе творческое объединение, человек всё решает единолично, что снимать, что не снимать. Это губительно для российского кинематографа.
Александра Иванова:
Фильм «Однажды в Трубчевске» отобран в Каннскую программу «Особый взгляд». Твои мысли и эмоции по этому поводу?
Лариса Садилова:
Когда мне сообщили, что картина осталась на рассмотрении отборщиков, начались самые настоящие муки и переживания – возьмут, не возьмут. 18 апреля была пресс-конференция Каннского фестиваля, я сидела и ждала, что назовут мою фамилию, но её не назвали. Мы с моим мужем, Рустамом Ахадовым (Рустам Ахадов – сопродюсер и звукорежиссёр картины – Прим. автора), так мечтали об этом всю неделю, думали, надеялись. И в итоге уже в конце апреля позвонили с фестиваля и сказали, что нас взяли в «Особый взгляд». Я так боялась, что иностранные зрители могут не понять картину.
Александра Иванова:
Но почему? Ведь это абсолютно интернациональная история…
Лариса Садилова:
Не знаю, почему-то думала, вдруг они не поймут? Хотя да, она интернациональная. И она ещё так построена, что зритель думает сам, я ничего ему не рассказываю. И поэтому если человек в начале фильма включился в эту историю – он там, она его уже не оставит. Это картина о простых людях, простой жизни, она про нас, про любовь. Такая, на мой взгляд, настоящая жизненная история.
Мне будет очень интересно увидеть реакцию западного, французского, каннского зрителя. Участие в программе «Особый взгляд» - это реальный шанс на то, что картину заметят. И самое главное, что ей будет дан ход у нас в России, на родине. Очень хочется, чтобы эта картина вышла в большой прокат, потому что я уверена, зрителю она понравится, он выйдет из зала и не пожалеет о том, что отдал свои деньги. И я надеюсь, что в этом нам поможет участие в программе «Особый взгляд». Очень благодарна каннским отборщикам, что они обратили внимание на наш фильм.
Александра Иванова:
В 1998 году твой дебютный фильм «С днём рождения!» получил приз на Кинотавре. Ты помнишь тот, свой первый фестиваль?
Лариса Садилова:
Когда шёл просмотр, у меня очень горели щёки, так волновалась. Но реакция зала была потрясающей! До этого картину не видел никто, кроме отборщика Ирины Рубановой. Когда закончился фильм, его сразу растащили на цитаты. Все ходили и говорили фразами из картины. Потом на Кинотавре устроили второй показ, тогда это было реально. Я пригласила на показ Никиту Михалкова, он пришёл со всей семьёй. А потом позвала его на премьеру в Каширу представить картину и он приехал. А президент Кинотавра Олег Янковский закончил фестиваль фразой: «Открытием нашего фестиваля был фильм «С днём рождения!» Ларисы Садиловой. Так с днём рождения же, российское кино!» И на завтрашний день жизнь изменилась, начались звонки с телеканалов, из газет и журналов. Я состоялась, благодаря Кинотавру.
Александра Иванова:
С каким настроением едешь на нынешний, юбилейный Кинотавр?
Лариса Садилова:
Очень люблю Кинотавр. Получила там первый в жизни приз, показывала там и другие свои фильмы. Считаю его главным национальным кинофестивалем в стране. Благодаря Кинотавру наши фильмы выходят в прокат, на них обращают внимание дистрибьюторы. Желаю ему процветания и открытия новых имён!