Павел Костомаров: «Фильм «Эпидемия. Вонгозеро» сильно отличается от сериала «Эпидемия»»
С 18 по 26 апреля проходит 41 Международный Московский кинофестиваль. В основном конкурсе принимает участие фильм «Эпидемия. Вонгозеро» Павла Костомарова. В интервью ПрофиСинема режиссер рассказал о создании в фантастической картине мира на грани апокалипсиса и реалистичных образов героев.
Дарья Осташева:
Ваш первый полнометражный игровой фильм «Эпидемия. Вонгозеро» участвует в основном конкурсе ММКФ этого года. Картина, как и сериал «Эпидемия», снята по мотивам дебютного романа Яны Вагнер «Вонгозеро». У книги - множество поклонников в России. Чем роман «зацепил» вас, и отличается ли история в фильме от оригинальной? В чем мэсседж фильма?
Павел Костомаров:
Продюсеры предложили мне пять сценариев, и я выбрал «Эпидемию», потому что в ее основе - человеческие взаимоотношения, а это для меня главное. Глобальная катастрофа, на фоне которой происходят события - просто антураж. Он является лишь катализатором и обостряет переживания героев. На долю персонажей выпадает очень много испытаний, которые в обычной жизни менее концентрированы и не настолько смертельно опасны.
История картины сильно отличается от оригинальной. По сравнению с романом, в сценарии фильма и сериала изменены многие события – героям приходится существовать в других обстоятельствах, чем персонажам книги. Кроме того, роман сделан в форме дневника, он полностью сосредоточен на переживаниях главной героини, а фильм - это история нескольких семей. Поэтому надеюсь, тем, кто читал книгу Яны Вагнер, также будет интересно посмотреть нашу картину. Мне не хотелось бы сейчас говорить о мэсседже проекта, поскольку считаю важным, чтобы у каждого из зрителей осталось свое впечатление.
Дарья Осташева:
Павел, в кино вы известны в качестве оператора, а с недавнего времени и в качестве режиссера игровых фильмов. Как вы пришли к режиссуре?
Павел Костомаров:
В режиссуру я пришел совершенно случайно. Мне однажды предложили снять сериал, я согласился и потом уже не смог остановиться. Для меня это намного интереснее, и поэтому сейчас я сосредоточился на режиссуре. Еще, если честно, мне просто надоело таскать на себе тяжелую камеру.
Последнее время я не работаю оператором, но иногда принимаю участие в съемках документальных картин в этом качестве. На самом деле, все зависит от команды и от сценария: если история действительно интересная и подбирается хорошая съемочная группа, думаю, можно быть и оператором, и звукооператором, и кем угодно, лишь бы быть причастным к проекту.
Для меня жанры не имеют особого значения. Во всех проектах, которые я снимал, мне были интересны, прежде всего, взаимоотношения людей.
Дарья Осташева:
Продолжительное время вы занимались режиссурой документального кино, а сейчас снимаете и фантастику, и молодежные сериалы. Почему заинтересовались фантазийными сюжетами? Помогает ли опыт съемок документальных фильмов в режиссуре жанрового игрового кино?
Павел Костомаров:
Для меня жанры не имеют особого значения. Во всех проектах, которые я снимал, мне были интересны, прежде всего, взаимоотношения людей. И, конечно, опыт съемок документальных фильмов очень помогает в создании характеров на экране, думаю, это важно в картинах самых разных жанров и форматов.
Дарья Осташева:
Вы выступаете режиссером и сериала, и полнометражного фильма «Эпидемия. Вонгозеро». Насколько интересно было поучаствовать в эксперименте с форматами, какой новый режиссерский опыт вы получили, работая над сериалом и картиной?
Павел Костомаров:
На самом деле, это продюсерский эксперимент и удачный маркетинговый ход. А участие фильма в основном конкурсе ММКФ - приятная случайность. Но для меня разные форматы - лишь «упаковка». Я считаю, в киноформате важна завершенность истории, ориентированность на финал, а в сериалах - уклонение от него, продолжение истории и «родство» зрителей с героями. Но в любом из форматов режиссер должен наполнять персонажей энергией, вдыхать в них жизнь... Если персонажи живые и интересные, из сериала можно с легкостью сделать фильм, «сложив» несколько эпизодов и придумав новый финал - промежуточный, яркий, подводящий некую черту, но все же обещающий продолжение. В нашей картине существенно изменен сюжет, фильм сильно отличается от сериала «Эпидемия».
Дарья Осташева:
В основе фильма - история о смертельной эпидемии вируса. На эту тему снято множество зарубежных блокбастеров. На какие референсы вы ориентировались при съемке картины?
Павел Костомаров:
Во время работы мы не ориентировались на референсы, но думаю, вполне возможно, на уровне подсознания похожие фильмы могли оказывать влияние. Например «Заражение» Стивена Содерберга. Но правильнее было бы сказать, что у картины и сериала нет прямых референсов. Конечно, мы старались сделать на экране мир на грани апокалипсиса впечатляющим и зрелищным, привносили захватывающие экшн-моменты, но прежде всего при создании картины концентрировались на характерах героев и их психологическом состоянии. Кроме того, в «Эпидемии» нет фантастических существ и монстров. Все ужасы творят люди, которые пытаются выжить любой ценой.
Мы старались рассказывать историю киноязыком, а не при помощи диалогов.
Дарья Осташева:Приходилось ли в «Эпидемии. Вонгозеро» экспериментировать с киноязыком?
Павел Костомаров:
При создании проекта перед нами не стояла задача экспериментировать с формой. Но рассказывать историю киноязыком, а не при помощи диалогов мы старались. Это самое интересное в кино. Здесь нам было важно сделать картину максимально качественной и доступной для зрителей. Все приемы в фильме достаточно простые и используются только по необходимости.
Дарья Осташева:
При помощи каких средств выразительности создавали на экране мир на грани апокалипсиса? Где проходили съемки ленты, и насколько для вас был важен точный выбор локаций?
Павел Костомаров:
Безусловно, нам было важно создать мрачную атмосферу хаоса и ужаса мира, находящегося на грани апокалипсиса. У нас очень талантливый художник-постановщик Мария Ракша и замечательный оператор Давид Хайзников, они работали очень слаженно.
Съемки проходили в Москве и Подмосковье, а также в Архангельской области. По сюжету, герои отправляются на север, в Карелию. Нам повезло, и достаточно быстро удалось найти живописные, холодные, местами мрачные, но при этом невероятно красивые северные пейзажи в городе Онега.
Дарья Осташева:
Расскажите пожалуйста об актерском кастинге. Насколько комфортно было работать с такими артистами, как Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Александр Робак, Марьяна Спивак и другими?
Павел Костомаров:
Меня поразил профессионализм артистов, каждый из них очень ответственно подошел к своей роли. На самом деле, такой высокий уровень самоотдачи я встречал только у голливудских актеров на съемках «Чернобыля. Зоны отчуждения», которые проходили в США. Я очень доволен кастингом. Единственная сложность заключалась в составлении графика смен, поскольку все исполнители - очень востребованные.
Дарья Осташева:
«Эпидемия» стала первым российским сериалом, который был представлен в программе фестиваля Canneseries, проходившем во Франции весной этого года, а фильм принимает участие в основном конкурсе ММКФ. Какие эмоции испытываете перед премьерой? Какой реакции зрителей и критики ожидаете?
Павел Костомаров:
На самом деле я не испытываю особенных эмоций и не жду реакции зрителей и критиков. Думаю, это не самое важное. По моему опыту, от первоначальной задумки отечественного сериала в результате на экране остается лишь около двадцати процентов... И то, что «Эпидемия», вопреки этому, несмотря на сложности производства, ограниченность срока и бюджетов, попала в конкурсы Canneseries и ММКФ - говорит о том, что мы - молодцы и нам повезло.