Кирилл Разлогов: «ММКФ - старейший кинофестиваль, который имеет ряд привилегий»
С 18 по 25 апреля в Москве в 41 раз пройдет Московский Международный кинофестиваль. В эксклюзивном интервью ПрофиСинема программный директор ММКФ Кирилл Разлогов рассказал о решении перенести фестиваль на апрель на постоянной основе, о фильмах-участниках фестиваля, которые нельзя пропустить, и новых внеконкурсных программах.
Дарья Осташева:
В 2019 Московский кинофестиваль пройдет в 41 раз. Какие ключевые особенности смотра этого года вы можете выделить?
Кирилл Разлогов:
Главная особенность этого фестиваля в том, что он, как и предыдущий, будет проходить во второй половине апреля. Из-за этого мы столкнулись с особыми трудностями при его подготовке. Длительное время заняло получение согласия Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) на постоянный перенос сроков ММКФ на другие даты, поэтому, приступив к работе только в январе, мы были вынуждены формировать программы в кратчайшие сроки. В остальном программа 41 ММКФ выстраивалась по обычным принципам. В этом году, как и в прошлые, мы представим множество интересных и редких картин из разных стран мира в традиционных и новых секциях, покажем ретроспективы.
Дарья Осташева:
Как вы уже сказали, 41 ММКФ пройдет в апреле по аналогии с прошлым годом, когда фестиваль был вынужденно перенесен в связи с чемпионатом мира по футболу. В чем вы видите преимущества проведения смотра в этот период и какие факторы повлияли в 2019 на это решение?
Кирилл Разлогов:
Теперь мы планируем всегда проводить ММКФ именно в это время. Одна из важных причин переноса сроков, по крайней мере, лично для меня, состоит в том, что в 2018 впервые за последние годы работа ММКФ была похвалена критикой. Сказать с чем это связано трудно, но вполне возможно, с приятной апрельской погодой. Во-вторых, немаловажную роль играет психологический фактор, ведь перенося фестиваль на весну, мы «освобождаем» зрителям летний сезон. В-третьих, в это время фестивальная карта мира наименее загружена. Кроме того, когда ММКФ проходил в июне, обычно программа была готова уже в апреле, и нам оставалось только выбрать фильмы, премированные на Каннском смотре. Мы решили, что гораздо проще и правильнее объявлять программу непосредственно перед проведением фестиваля. Причин перенести смотр на апрель на постоянной основе было множество. Единственное, что мы теряли при этом - возможность показывать картины, участвовавшие в Каннах. Но на самом деле фильмы часто не попадают на фестиваль и по ряду других причин. К примеру, лента «Синонимы», получившая Золотого медведя на Берлинале, не будет представлена в рамках 41 ММКФ, потому что ее уже показывали на площадке «Искусство кино х Москино».
К сожалению, моя мечта о том, чтобы в конце смотра объявлялись сроки следующего, пока остается мечтой. Но, по крайней мере, мы хотели бы начать работу над 42 ММКФ раньше, чем в этом году - в конце августа-начале сентября 2019 года. Так отборщики смогут заблаговременно отсматривать фильмы на фестивалях в Венеции и Торонто и заранее устанавливать или восстанавливать отношения с компаниями, которые будут предоставлять нам картины на 42 ММКФ.
Дарья Осташева:
В первую очередь ММКФ ориентирован на зрителя. Как в 2018 году в связи со смещением сроков изменилась статистика посещений киносмотра?
Кирилл Разлогов:
Статистика посещений зависит не столько от сроков, сколько от количества залов, в которых проходят показы. Мы по-прежнему проводим фестиваль на площадке кинотеатра Октябрь в 11 кинозалах, и в прошлом году они были переполнены. В связи с переносом смотра на апрель мы лишились возможности показов фильмов в летних кинотеатрах, но у нас появились дополнительные площадки в Третьяковской галерее и Центре документального кино, на трех площадках Москино (Звезда, Юность, Факел), а теперь и в Иллюзионе, и в кинотеатре Поклонка в Музее Победы. Поэтому думаю, по меньшей мере, количество зрителей в 2019 году останется прежним.
Дарья Осташева:
Пожалуй, одним из самых обсуждаемых в 2018 году стал законопроект, ужесточающий правила показа фильмов на фестивалях. В ноябре в закон были приняты смягчающие поправки, которые помогли стабилизировать ситуацию. Тем не менее, в комментарии для интернет-портала ПрофиСинема вы отметили, что закон может закрыть путь к зрителю наиболее новаторским проектам. Отразились ли в какой-то мере эти нововведения на работе одного из старейших кинофестивалей, ММКФ?
Кирилл Разлогов:
Эти нововведения не затронули нас, поскольку ММКФ - старейший кинофестиваль, который имеет ряд привилегий. С одной стороны это хорошо, но с другой - в условиях сильной конкуренции мы показывали бы еще более высокие результаты. А что касается других площадок, то на них этот закон сказался. Например, в список утвержденных Министерством культуры фестивалей не попали Меридианы Тихого и Послание к Человеку. Правда, как объяснили в Минкульте, документы на проведение этих смотров были поданы поздно, поэтому их включат в дополнительный список. Тем не менее, все это крайне неприятно. Вообще, я считаю, у фестивалей должны быть не только ограничения, но и привилегии. Сейчас кинематографисты разделились на два лагеря: одни резко осуждают проект нового закона «О культуре», другие соглашаются с его положениями. Я же считаю, раз уж в кинотеатрах решили запретить нецензурную лексику, то для фестивальных показов, как и для дисков, выставок современного искусства или книг необходимо отменить эти ограничения. Кинофестивали посещает взрослая аудитория, они проходят в особом режиме и обязаны с уважением относиться к авторским версиям произведений, предупреждая публику заранее о возможных эксцессах (как это делается, например, в случаях курения).
Дарья Осташева:
Профессионалы индустрии отмечают, что сегодня российское кино находится на подъеме. Значит ли это, что в конкурсе 41 ММКФ обязательно будут представлены отечественные киноновинки?
Кирилл Разлогов:
Российское коммерческое кино сейчас действительно находится на подъеме. Конечно, у этого взлета есть технологический механизм, связанный с протекционистской политикой Министерства культуры. На мой взгляд, она очень опасна, ведь это постепенно приводит к общему снижению посещаемости. Однако о существенном подъеме авторского российского кино говорить пока рано. В конкурсе ММКФ мы планируем представить, на наш взгляд, наиболее интересные новые российские картины. Среди них - якутский дебютный фильм «Солнце никогда не садится» и новая работа Светланы Проскуриной. В этом году в рамках фестиваля впервые пройдет программа Первая серия, в рамках которой мы покажем первые эпизоды сериалов. Возможно, первый выпуск российского сериала «Эпидемия» Павла Костомарова превратится в отдельный полнометражный фильм и поучаствует в основном конкурсе этого года.
Дарья Осташева:
Насколько сильной, по вашему мнению, получилась конкурсная программа этого года и в чем ее особенность?
Кирилл Разлогов:
Конкурсная программа ММКФ всегда базировалась на принципах разнообразия, тенденциях разных киношкол, и этот год не стал исключением. Как всегда на ММКФ, в конкурсе этого года будет представлено много дебютных работ. Среди участников основного конкурса - казахская социальная драма на русском языке «Тренинг личностного роста», в которой, кстати, присутствует нецензурная лексика. Есть и более традиционные картины - к примеру, латышский фильм «Отец ночь», созданный на военном материале, невероятно утонченная китайская «Жизнь морских обитателей». Надеюсь, сильное впечатление, такое же, как и картина, победившая в прошлом году, на жюри и зрителей произведет якутская лента «Надо мною солнце не садится». Но стоит отметить, что этот фильм отличается от «Царь-птицы» по жанру и смыслу. Один из фильмов-участников – иранский «Моя жизнь на втором курсе» стилистически и композиционно напоминает «Приключение» Антониони. В нем очень четко прослеживается влияние итальянского мастера. В рамках основного конкурса будет представлена работа из Бангладеш «День субботний», которая затрагивает актуальную политическую тему. Есть французская картина «Медовый месяц в Згеже» на пересечении культур. Также в основной программе мы покажем картину скандально известного японского режиссера Сабу «Импровизаторы», основанную на материале панк-культуры. На мой взгляд, это очень лихая, дерзкая и свежая лента. О других фильмах на этом этапе мы ведем переговоры. Всего в рамках конкурса планируется показ 12-14 картин.
Дарья Осташева:
Ежегодно помимо постоянных внеконкурсных программ, таких как «Открытие», «Восемь с половиной фильмов», «Русский след», «Время женщин», «Спектр», «Фильмы, которых здесь не было», «Свободная мысль» и «Эйфория», ММКФ представляет совершенно новые секции. Какие программы появятся в рамках фестиваля в этом году? Какая из них кажется вам наиболее интересной, новаторской?
Кирилл Разлогов:
В 2019 году не будет традиционной секции Открытие, поскольку на ее подготовку требуется много времени. Зато мы возродили несколько старых программ. Среди них - «Вокруг света», в которой представлены фильмы из разных уголков мира, а также «Фестивальные хиты». Ведущее место в этой секции занимают фильмы-участники Берлинале 2019 года, но также мы покажем ленты Венецианского кинофестиваля и смотра в Сан-Себастьяне. Я восстановил программу Третий возраст, поскольку сейчас в мире создается много фильмов о проблемах людей преклонного возраста. Возникновение такого кино связано с общим старением населения Земли, а также с необходимостью занимать актеров старшего поколения.
Особое место занимают две программы, приуроченные к столетию ВГИКа. Одна из них - секция работ выдающихся вгиковских операторов. В нее войдут фильмы, снятые Александром Антипенко, Сергеем Астаховым, Вадимом Юсовым, Георгием Рербергом... Мы покажем очень сильную подборку далеко не самых известных картин мастеров - «Черный монах», «Анна Каренина», «Время» малийского режиссера Сулеймана Сиссе, который, возможно, приедет на фестиваль.
Отдельный сеанс короткометражных фильмов посвящен лучшим студенческим работам вгиковцев за последние годы. Особое внимание в нем уделено фильмам иностранных студентов - операторов, режиссеров, сценаристов и художников. Это короткая программа, рассчитанная на 2-2,5 часа, но она имеет для нас большое значение.
Также мы представим секцию, приуроченную к году российской культуры в Турции и году турецкой культуры в России.
Из программ, особенно дорогих для меня - секция «Мир искусства», посвященная восстановлению на фестивале связей кино с другими видами искусства. Мы покажем картину «Белая ворона» Рэйфа Файнса, который, к сожалению, не сможет приехать в этот раз, а также документальный фильм об изобразительном искусстве «Кулаков великого предела» и эстетскую бразильскую ленту с откровенными сценами и религиозным контекстом «Божественная любовь», вызвавшую разноречивые отклики, в том числе и у отборочной комиссии ММКФ.
В рамках второй приоритетной новой программы «Одесса кинематографическая» пройдут показы отечественных лент «Жизнь за жизнь» Евгения Бауэра с Верой Холодной, «Вертикаль» Станислава Говорухина, «Астенический синдром» Киры Муратовой и одной из моих любимых картин «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского. Уход из жизни Марлена Мартыновича Хуциева побудил нас включить в эту программу и «Весну на Заречной улице».
Стоит особо отметить, что документальная секция ММКФ попала в число программ, фильмы которой будут отбираться на премию Американской киноакадемии. Для нас это большая победа и доказательство очень сильного конкурса неигровых картин.
Дарья Осташева:
С 2017 года в рамках фестиваля не проводится ваша, ставшая традиционной, программа «Секс, еда, культура, смерть». В связи с чем вы решили приостановить ее? Будет ли она возобновлена в рамках смотра?
Кирилл Разлогов:
Мне не очень нравится идея персональных программ. Я боюсь, что, занимаясь своей программой, как и мои коллеги, сосредоточу на ней все внимание, тогда как должен быть сфокусирован на фестивале в целом. Чтобы этого не случилось, пришлось пока отказаться от этой программы, хотя она очень дорога мне. Но вообще я считаю, что фестивальные программы должны возникать в зависимости от тенденций современного кинематографа, здесь нужно очень четко улавливать особенности кинопроцесса.
Дарья Осташева:
Какие ретроспективы будут представлены в рамках 41 ММКФ?
Кирилл Разлогов:
Одно из главных событий предстоящего ММКФ - ретроспектива фильмов французского режиссера Мишеля Девиля, классика французского кино с эпохи «новой волны». Сейчас режиссеру исполнилось 87 года, и недавно я специально ездил во Францию, чтобы взять у него интервью. На фестивале будут показаны все картины, которые нам удалось найти, 12 или 13 из 18 его выдающихся киноработ.
Также будет представлена интересная ретроспектива венгерского кино, в рамках которой состоится показ фильма режиссера «Касабланки» Майкла (а если правильно, то Михая) Кертиса «Нежеланная» 1914 года, классической послевоенной картины Гезы фон Радваньи «Где-то в Европе», ранней работы Иштвана Сабо «Пора мечтаний» и известной ленты Илдико Эньеди «Мой XX век».
Память режиссера Аньес Варда почтим ее последним фильмом «Варда глазами Аньес», участвовавшим в Берлинале, а Бернардо Бертолуччи - отреставрированной копией «Конформиста».
Особо надо отметить российскую премьеру восстановленной Николаем Изволовым полной версии документальной ленты Дзиги Вертова «Годовщина революции».
Дарья Осташева:
Одна из задач фестиваля - знакомить зрителя с редким кино, которое может не выйти в широкий российский прокат. Какие самые необычные, на ваш взгляд, картины войдут во внеконкурсные программы ММКФ в 2019?
Кирилл Разлогов:
Помимо вышеперечисленных - своеобразная македонская лента, участвовавшая в Берлинале «Бог существует, ее зовут Петруния», «Золотая перчатка» Фатиха Акина, последняя картина Ким Ки Дука, который станет председателем жюри в этом году - «Человек, место, время и снова человек», забавная французская лента «Тайна Анри Пика», последняя часть франшизы «Мстители», бурятская «Шарнохой - желтый пес», знаменитая таиландская картина «Манта Рэй» и многие-многие другие. Среди особо для нас интересных - фильмы программы Русский след - «Икра» и историческая японско-российская картина «Вино Сакуры».
Дарья Осташева:
Можете ли вы сформулировать основную задачу ММКФ сегодня, поменялась ли она за годы работы фестиваля? Расскажите пожалуйста о дальнейших планах развития киносмотра.
Кирилл Разлогов:
Сегодня не только в мире, но и в России большое количество разных фестивалей. Поэтому смотрам необходимо в условиях жесткой конкуренции выдерживать позиции и стремиться найти свое лицо, что для фестиваля общего профиля, к которым относится Московский Международный кинофестиваль, не так просто. Важная задача, которая стоит перед нами - освоение новых национальных кинематографий, до которых никогда не дойдут руки венецианских и каннских отборщиков.
Ну и в завершение хочется отметить, что, вопреки сложностям, в последнее время фестиваль посещает все большее количество зрителей: думаю, это одна из главных побед ММКФ сегодня.
2 апреля в Москве состоялась первая официальная пресс-конференция 41 Московского международного кинофестиваля, на которой были объявлены члены жюри основного конкурса, конкурса документального кино и короткого метра, а также оглашены фильмы, вошедшие в эти программы.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал