Андрей Тартаков: «Главный телевизионный тренд - правда жизни»
Осенью 2018 года телекомпания Мостелефильм завершила съемки второго и третьего сезона популярного мини-сериала «Соседи». В интервью генеральный продюсер компании Андрей Тартаков рассказал о работе над проектом, подвел итоги уходящего года и поделился планами на будущее.
Дарья Осташева:
Телекомпания Мостелефильм является крупнейшим производителем телефильмов и сериалов в России. Какую основную задачу, как генеральный продюсер телекомпании, вы ставите перед собой сегодня? На проекты каких жанров, для какой целевой аудитории вы ориентируетесь при создании ТВ-контента?
Андрей Тартаков:
Если говорить честно, то задача, которую я, как любой продюсер, ставлю перед компанией, очень проста — это прибыль и сверхприбыль посредством создания ТВ-контента. Я не стал бы говорить, что Мостелефильм занимает какую-либо определенную нишу: мы стараемся создавать и предлагать телеканалам проекты в самых разных жанрах. Тем не менее, в большей степени компания ориентирована на производство криминальных драм и мелодраматических сериалов с элементами криминала. Нам комфортно работать с материалом в этих жанрах, мы понимаем, как создавать такой контент и стараемся делать это качественно.
Дарья Осташева:
Как продюсер, вы уже достаточно давно в телеиндустрии. Каков, на ваш взгляд, главный критерий успеха проекта на российском телевидении? Какие жанры и форматы пользуются наибольшей популярностью у зрителя?
Андрей Тартаков:
Вкусы и предпочтения аудитории меняются изо дня в день, поэтому невозможно наверняка сказать, проекты в каких форматах и жанрах заинтересуют зрителя сегодня. Не меняется только одно: люди хотят видеть на экране простые, близкие и понятные им истории, наблюдать за жизнью похожих на них самих персонажей. Возможно, именно поэтому руководства федеральных каналов с большой осторожностью относятся к проектам в жанрах фэнтези и мистики: зрителям сложно представить себя в обстоятельствах, не имеющих отношение к реальности. Кроме того, если в кино можно «спрятаться» за красивыми визуальными эффектами, то на телевидении это сделать невозможно: телевизор не передает всей красоты кадра. Поэтому, считаю, что главный и всегда актуальный телевизионный тренд - правда жизни.
Дарья Осташева:
Недавно вы завершили съемки второго и третьего сезона комедийного мелодраматического мини-сериала «Соседи» с Евгением Сидихиным в главной роли. Можно ли сказать, что этот проект является флагманским для компании в 2018 году? Насколько, по вашему мнению, он успешен наряду с другими комедийными российскими и зарубежными телесериалами?
Андрей Тартаков:
Мне кажется, любой проект, который находится в запуске, должен быть флагманским. Как только сериал или фильм перестает быть флагманским для продюсера, он погибает. Необходимо вкладывать максимальное количество сил и таланта в каждый проект на всех этапах его производства. «Соседи» - очень интересный и необычный сериал для телекомпании. Мы не так много работали с проектами в жанре мелодраматической комедии, и, в какой-то степени, для нас это новый опыт. Первый сезон был встречен зрителями очень тепло, но все же мы были приятно удивлены, когда руководство канала Россия предложило снять продолжение сериала. Конечно, при создании новых сезонов можно столкнуться с рядом трудностей, и самая главная из них - угроза надуманности, вымученности сюжета. Уйти от нее нам помогла простота, архетипичность конфликта, построенного на различии жизненных устоев двух семей с абсолютно разным социальным статусом, которая позволяет придумывать бесконечное количество сюжетных поворотов. Если говорить о референсах, то мы ориентировались на популярный сериал «Сваты». Его сюжет и завязка очень просты, и в этом, я считаю, главная причина успеха проекта. В нашем случае ситуации и герои тоже хорошо знакомы зрителю, а это значит, что сериал может существовать достаточно долго, не надоедая зрительской аудитории.
Дарья Осташева:
Расскажите пожалуйста о съемочном процессе: выборе места съемок, а также актерском кастинге.
Андрей Тартаков:
Поскольку мы запустились с первым сезоном поздней осенью, а в Москве и Подмосковье было пасмурно, решили снимать южнее, в Ростовской области - нам хотелось получить более красочные и солнечные кадры. Над съемками второй и третьей части начали работать в августе, по максимуму воспользовавшись временем года, и постарались передать всю красоту ростовской природы. Если говорить о кастинге, то нужно отметить, что артистов на главные роли мы нашли достаточно быстро. На роль отставного летчика Кораблева искали статного артиста, уверенного в себе, и уже после первых проб остановились на Евгении Сидихине. Супругу героя видели шустрой женщиной с быстрой речью и реакцией, которая оттеняла бы его солидность, и эта роль отошла Елене Валюшкиной. Образ Ширшикова, главы второй семьи, на экране воплотил Владимир Тимофеев, который снимался в другом сериале нашей компании «Лесник», и мы с режиссером прекрасно знали его актерский потенциал. Сложности возникли только с экранной женой этого персонажа, поскольку актриса, утвержденная на роль Ширшиковой, попала в больницу за несколько дней до начала съемок. В итоге группа начала снимать фактически без главной героини, а я, находясь в Москве, заново проводил кастинг. Большая удача, что сыграть Татьяну Ширшикову согласилась замечательная артистка Юлия Ауг. Несмотря на опыт и мастерство, ей было очень сложно в первые съемочные дни: во-первых, она не готовилась к съемкам, а во-вторых, никогда не работала в комедийном жанре. Но, как говорится, талант есть талант. Юля достаточно быстро поняла, что от нее хочет режиссер, почувствовала жанр и, в результате, блестяще справилась с ролью. В продолжении сериала появляются новые персонажи. Так, например, отца Кораблевой, бывшего администратора Москонцерта, пустившегося «во все тяжкие», играет Семен Фурман, тещу Ширшикова - Лариса Негреева, а роль приехавшего в Колотилово мерзавца, пытающегося занять должность главы администрации - Вячеслав Манучаров. Также у нас снялся популярный композитор и певец Аркадий Укупник. Он сыграл самого себя и исполнил незабвенный хит всех времён и народов «Я на тебе никогда не женюсь» в качестве почетного гостя на свадьбе детей Кораблевых и Ширшиковых.
Дарья Осташева:
«Соседи» - не первый проект компании, режиссером которого выступил Владимир Виноградов. Расскажите пожалуйста о вашем сотрудничестве. Можно ли сказать, что это «ваш» режиссер? Какую степень свободы даете ему в творческом плане?
Андрей Тартаков:
Как у режиссера есть артист, с которым ему приятно и удобно работать, так, по-моему мнению, у продюсера может быть свой режиссер. Скорсезе любит снимать Ди Каприо, Урсуляк - Маковецкого, а Роднянский из проекта в проект сотрудничает со Звягинцевым... Наверное, для меня такой режиссер – Владимир Виноградов. Мы познакомились лет десять назад. Так получилось, что у Володи, к тому моменту снявшему фильмы «Ласковый май» и «Глухарь в кино», был двухлетний перерыв в работе. Такое случается, и никто из творческих людей от этого не застрахован. Я уговорил Владимира подключиться к уже существующему проекту «Лесник 2». Конечно, это рискованный момент для продюсера - пригласить к сотрудничеству незнакомого режиссера, потребовав от него сохранения стилистики первого сезона сериала. Да и известному режиссеру с солидной фильмографией работать с чужой историей было не очень комфортно. Но мы договорились обо всем, и, когда Владимир приступил к съемкам, я понял, что зря волновался. Виноградов - талантливый кинематографист и, что немаловажно, прекрасный производственник. Он хорошо понимает возможности бюджета каждого отдельного проекта и с их учетом строит съемочный процесс. Владимир - актерский режиссер, тонко чувствующий артистов и раскрывающий на экране их потенциал. Между прочим, изначально для работы над сериалом «Соседи» мы пригласили другого режиссера. Начался подготовительный период, кастинг, и спустя буквально неделю я понял, что конфликт между нами неизбежен. А ведь «Соседи» – продюсерский проект. Сначала мы с автором предложили каналу Россия несколько вариантов комедийных ситуаций, которые могли бы стать основой для сериала, затем сняли десятиминутный пилот. Далее был написан сценарий, компания заключила договор с каналом, и только потом начался поиск режиссера. Режиссерская самореализация, как говорится, за чужой счет, мной не всегда приветствуется. С Виноградовым на эту тему можно не волноваться. Мы договариваемся «на берегу», и я практически уверен, что он выполнит все свои обязательства. А моя задача - выполнять свои.
Дарья Осташева:
Как творческий человек, талантливый актер, сценарист, режиссер, какое участие вы принимаете в создании фильмов, в которых выступаете продюсером? На каких этапах производства наиболее активно участвуете в процессе? Часто ли приходится бывать на съемочной площадке?
Андрей Тартаков:
Понимая конъюнктуру рынка - во всяком случае, надеюсь, что я ее понимаю - в большинстве случаев я самостоятельно отвечаю за разработку проектов: генерирую идеи, придумываю завязку сюжета, оцениваю поступившие от авторов предложения. Когда история мне нравится, начинаю плотно работать со сценаристом, развивать сюжет и потом предлагаю заявку или синопсис на канал. Следующая наша задача - убедить редактуру, что проект соответствует их брифам. Если это получается, то автор пишет сценарий. Начинается предподготовительный период. Я всегда стараюсь следить за этим процессом, считаю его наиважнейшим. Вообще, предподготовительный и подготовительный этапы, в которых еще нет никаких жестких ограничений – самые интересные для меня. Тут, как нигде, можно применить свою фантазию. Но и на последующих этапах я не выключаюсь из работы. Если съемки проходят в Москве – обязательно несколько раз в неделю заезжаю на площадку, чтобы понаблюдать за атмосферой в группе, посмотреть, как работают цеха. Кинопроизводство - коллективный процесс, в съемочной группе проекта обычно задействовано около 50-70 человек, и ошибка какого-нибудь водителя, который позже приехал за артистом или повез его другой дорогой, может привести к большим потерям, в том числе, финансовым. Конечно, за всем невозможно уследить, но очень важно время от времени присутствовать на площадке, чтобы иметь возможность оценить обстановку изнутри.
Дарья Осташева:
Как в целом можете охарактеризовать итоги этого года? Насколько он был плодотворным для компании? Расскажите пожалуйста о предстоящих проектах телекомпании Мостелефильм: чем порадуете телезрителей в следующем году?
Андрей Тартаков:
В этом году для НТВ мы выпустили очередной сезон «Лесника». Не знаю, захочет ли канал продолжение, но лично мне сложно представить себя без проекта, который мы создавали на протяжении десяти лет. «Соседи-2» и «Соседи-3» находятся в монтажно-тонировочном периоде. В производстве - 32-серийный исторический детектив «Формула преступления» по заказу Первого канала. Действие происходит в 1896 году, а это значит, что костюмы, детали быта, интерьеры и экстерьеры должны в точности соответствовать эпохе. Структура сериала вертикально-горизонтальная. Зритель увидит 16 детективных сюжетов. Преступления будет раскрывать молодая девушка, которая, закончив обучение в Сорбонне на юридическом факультете, мечтает применить свои знания в жизни и стать первой женщиной-следователем. С этой целью она возвращается в Россию. Главную роль играет Алина Ланина. Режиссер - Сергей Виноградов. Съемки проходят в северной столице - Санкт-Петербурге. Довольно много снимаем в павильонах. Также - в интерьерах, в том числе в музеях, квартирах, где группа художников во главе с Александром Загоскиным воссоздает интерьер 19 века. Ну и, конечно, в городе: это и набережные, и дворы Достоевского. Нам очень важно передать дух Петербурга того времени.
Ранней весной следующего года планируем приступить к съемкам 8-серийного проекта под названием «Чудовище». Это мелодраматическая история с криминальной основой, рассказывающая о женщине, потерявшей память. «Чудовище» - эмоциональная, пронзительная история о любви и предательстве, которая заинтересует самую широкую аудиторию. Сейчас мы провели кастинг и фактически утвердили артистов на главные роли. Также на стадии разработки находится еще несколько проектов.
Дарья Осташева:
Первый сезон сериала «Соседи» был тепло встречен телезрителями. Планируете ли вы поработать над созданием других проектов в комедийном жанре?
Андрей Тартаков:
Да, мне вновь хотелось бы снять народную комедию. Недавно я посмотрел один спектакль, и мне кажется, на его основе может получиться замечательный комедийный проект с простым сюжетом и понятными героями. На самом деле, ведь один из любимых российским зрителем фильмов, «Любовь и голуби», тоже создан по пьесе... Очень надеюсь, что задуманное получится воплотить, а следующий год принесет больше новых перспективных идей и интересных проектов, и станет еще более плодотворным для компании.