Александр Новиков-Янгинов: «С нетерпением жду премьеры фильма «Звезды» на фестивале «Окно в Европу»»
С 10 по 16 августа 2018 года в Выборге пройдет XXVI фестиваль российского кино «Окно в Европу». В программе конкурса игровых полнометражных фильмов примет участие дебютная картина режиссера Александра Новикова-Янгинова «Звезды», производства продюсерского центра «ВГИК-Дебют». В интервью режиссер рассказал о работе с Виктором Сухоруковым, о любви к советскому кино и о том, как сошлись его «Звезды».
Дарья Осташева:
Недавно ты завершил работу над своей первой полнометражной картиной «Звезды». Какие эмоции испытываешь?
Александр Новиков-Янгинов:
Наверное, самые сильные эмоции я испытал тогда, когда картина получила поддержку Минкульта, когда мы запускались и когда вместе с оператором Андреем Федотовым писали режиссерский сценарий. Поскольку фильм создавался достаточно долго, то теперь ощущения от завершения работы немного приглушились. Можно сказать, что я уже отпустил картину. Сейчас с нетерпением жду премьеры «Звезд» на фестивале «Окно в Европу», хочу посмотреть фильм на большом экране, почувствовать реакцию зала, пережить ее вместе со зрителем. Я знаю картину с первой до последней секунды, и мне очень интересно понять, сработает ли то, что я в нее закладывал, увидит ли зритель то, что я хочу, чтобы он заметил.
Дарья Осташева:
Несмотря на то, что «Звезды» - твой дебют в полнометражном кино, ты уже достаточно давно в профессии - снимал короткометражные фильмы, работал на ТВ. Почему выбрал режиссуру? Мечтал об этом с детства?
Александр Новиков-Янгинов:
Да, в профессии я действительно давно. С 20 лет занимался в театральной кружке, еще когда жил в Ташкенте. Потом работал ассистентом режиссера у мужа главного режиссера и преподавательницы кружка Елены Владимировны Лопатко, Зульфикара Мусакова, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, в качестве ассистента режиссера. Позже - ВГИК, работа на ТВ-проектах, «Звезды»...
А вообще, можно сказать, что режиссурой я начал увлекаться с детства. Однажды родители подарили нам с сестренкой книгу - оригинал давно потерялся и сейчас я заказал себе такую же через интернет. Она называется «Английский язык в рисунках Уолта Диснея». Я попросил свою маму срисовать какого-нибудь персонажа, но она сказала, чтобы я сделал это сам. Я попробовал - и срисовал сначала слоненка Дамбо. Потом всех остальных героев из книжки. Когда их не осталось, стал придумывать своих персонажей. И конечно, истории для каждого из них. Тогда мне захотелось стать мультипликатором. Но чуть позже, совершенно случайно, я наткнулся на фильм о том, как снимался «Терминатор 2» Джеймса Кемерона. Ничего не зная на тот момент о режиссере, я влюбился в эту профессию. Это ведь так интересно, создавать какой-то свой мир, погружаться в историю, в жизни персонажей.
Дарья Осташева:
Что дала тебе учеба во ВГИКе? Как считаешь: важно ли режиссеру получить высшее образование?
Александр Новиков-Янгинов:
Я считаю, если у тебя есть внутренний стержень, то режиссуре, как любой другой профессии, можно научиться, и без специального образования. Например, я очень горжусь своим товарищем, Мишей Бородиным, с которым мы знакомы еще в Ташкенте. По первому образованию он, как и я, железнодорожник, но потом начал работать на ТВ, занялся рекламой и на вырученные деньги стал снимать фильмы. Ремеслу Миша учился самостоятельно. В этом году его короткометражная картина «Я нормальный» попала в программу Каннского фестиваля.
А я - очень ленивый человек. Но так получилось, что по жизни меня окружают люди из кинематографической среды, которые многое рассказывают мне о режиссуре. Что касается ВГИКа, то это совершенно особое, уникальное место, где люди, по большей своей части любят и интересуются кино, где 24 часа в сутки ты занимаешься любимой профессией, поскольку другого выхода у тебя просто нет. Институт дал мне определенный опыт - репетиций, съемок, работы с актером. Здесь я приобрел друзей, с которыми до сих пор общаюсь. Очень здорово, что многие ребята с нашего курса и с операторского факультета работают по профессии, снимают кино. Про них выходят интервью, рецензии на их фильмы... Это, правда, невероятное ощущение. Будто сейчас приходит новая эпоха, будто это наше время...
Дарья Осташева:
Чем тебя зацепил сценарий Алексея Житковского? Почему решил взяться за постановку?
Александр Новиков-Янгинов:
На самом деле, можно сказать, что по жизни мне все дается просто и получается как-то само собой. Я всегда говорю, что так сошлись «Звезды»: однажды мне позвонили из Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» и предложили стать режиссером на проекте. Если говорить честно, то я прочитал этот сценарий - диплом Леши Житковского - еще в 2011 году. Мне его подсунул Ваня Перекатов из мастерской Масленникова, и подмигнул - мол, тебе понравится. Прочитав, я понял почему: главный герой, как я, из Узбекистана, и по сюжету тоже едет в Москву. Сценарий, действительно, мне понравился, но надо сказать, что, когда я взялся за работу, мы с Андреем Федотовым достаточно сильно его изменили. Изначально история была драматичной. Нам же хотелось сделать из этого материала трагикомедию. Вообще, фильм, который направил меня в творчестве - «Достучаться до небес». Он вызывает смех сквозь слезы. Мне кажется, что смешное и трагическое - очень близкие и родственные друг другу вещи. В сценарии Леши тоже был заложен юмор - например, сцена, где главный герой Юрий по прозвищу Гагарин, которому приходится стать строителем, принимает ванну в чужой квартире, где он работает. Я решил, что раз уж автор сам шутит, то юмор в этой истории может быть уместен. И мы с Андреем просто добавили его в сюжет.
Дарья Осташева:
Какой основной «месседж» в фильме? Что самое важное ты приобрел, работая на проекте? Без чего он не мог бы состояться?
Александр Новиков-Янгинов:
Независимо от обстоятельств нужно всегда оставаться человеком. Опыт, замечательную команду, с которой я надеюсь работать и дальше. Без Бога.
Дарья Осташева:
Какие фильмы ты видишь в качестве референсов картины?
Александр Новиков-Янгинов:
У меня есть любимые советские режиссеры, на чьих фильмах я вырос: Владимир Меньшов, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Это режиссеры-драматурги, для которых, прежде всего, важна история и персонажи. Мне это очень близко. Наверное, можно сказать, что фильм «Звезды» сделан в духе советских комедий, но прямых референсов у него все-таки нет.
Дарья Осташева:
Ты уже сказал о том, что как и главный герой фильма - родом из Узбекистана. Близок ли тебе этот герой? Расскажи о том, как создавался его образ.
Александр Новиков-Янгинов:
В какие-то моменты мне хотелось, чтобы главный герой Гагарин был похож на моего папу. Но поскольку у папы был все-таки немного другой характер, то от него для персонажа я взял только какие-то внешние черты, то как он одевался, к примеру. Естественно, в образ героя очень многое привнес Виктор Иванович Сухоруков, я же больше занимался драматургией. Изначально у нас была такая проблема: нам казалось, что в сценарии не происходит развития персонажа. Поэтому мы добавили сцены, в которых герою приходится принимать важные для всего действия картины решения. Дело в том, что Юрий относится к типу людей, верящих в добро, в Бога, доверяющих ситуации и людям (наверное, можно сказать, что в этом мы похожи с главным героем). Наш персонаж не боится в любых обстоятельствах оставаться человеком. И именно в этом заключается основное действие героя - у него есть внутренний стержень, своя позиция, которой он придерживается до самого конца.
Дарья Осташева:
Расскажи о работе с Виктором Сухоруковым. Как удалось уговорить его сняться в фильме? Как именно он помогал выстраивать образ героя, что нового привнес?
Александр Новиков-Янгинов:
На самом деле, все случилось очень просто. Однажды, когда я шел на Мосфильм, вдруг вспомнил фильм «Сынок», в котором Виктор Иванович играет тихого любящего отца, и увидел его в образе нашего героя. Позвонил ему. Виктор Иванович прочитал сценарий, и он ему очень понравился. Вот и вся история.
Виктор Сухоруков - настоящий профессионал своего дела. Меня поразило то, как он работает, его невероятная энергия. Каждый раз, когда я предлагал ему присесть во время съемок сцен с другими артистами - он отказывался. Артист был настолько сосредоточен и вовлечен в процесс, что даже не мог сидеть. Виктор Иванович многое мне подсказывал, и мы часто спорили. Но я безмерно благодарен ему за то, что даже если он считал меня неправым, в итоге соглашался со мной. Сейчас я понимаю, что в каких-то моментах, действительно, был неправ.
Он привнес в образ героя очень многое, но сейчас мне вспоминается одна его находка. Виктор Иванович предложил, что в момент, когда герой нервничает, у него начинают трястись руки, и он постоянно ими что-то делает. Это маленькая деталь, и навряд ли зритель заострит на ней внимание, но я считаю, что в этом и заключается профессионализм - в нахождении каких-то мелочей, которые дадут понимание того, что происходит с персонажем.
Также свои предложения вносили и другие члены съемочной группы. Например, оператор Андрей Федотов в одной сцен предложил, чтобы герой Хаджа, сидящий в пустой комнате, держал в руке полностью истлевшую, практически до фильтра, сигарету. Таким образом, становится понятно, что персонаж настолько погружен в свои мысли, что напрочь забыл о сигарете, зажатой между пальцами. Конечно, опять-таки, простой зритель может не обратить на это внимания, ведь он не знает о том, что снимая сцену, каждый дубль мы раз за разом ждали пока истлеет сигарета и аккуратно, стараясь не стряхнуть пепел, давали в руку актера. Но с другой стороны, как режиссерская, так и операторская, и актерская работа не должны быть заметны в кадре. Зритель должен просто смотреть картину, погружаясь в историю, переживая ее вместе с персонажами.
Дарья Осташева:
На роли второго плана ты утвердил известных в Узбекистане артистов Сейдуллу Молдаханова и Маруфа Атаджанова, а также российского актера Амаду Мамадакова. Как проходил кастинг, сложно ли было подобрать артистов?
Александр Новиков-Янгинов:
Сейдуллу Молдаханова я знаю давно, он - очень известный в Ташкенте артист. Но познакомились и начали общаться мы с ним в Москве, оказалось, что у нас очень много общих знакомых. Я называю его дядей Сашей. В картине он играет роль прораба Хаджи. Амаду Мамадаков, снимавшийся в таких фильмах, как «9 рота», «28 панфиловцев» и многих других, исполнил в фильме роль Батыра, владельца рынка. Джона Баханбаева я утвердил практически сразу - на роль молодого гастарбайтера Сабира. Джони родился и жил в Таджикистане. Он - профессиональный каскадер и постановщик трюков. С Маруфом Атаджановым, также известным в Ташкенте, кастинг проходил вообще по видео.
Дарья Осташева:
Несколько раз на протяжении картины ты сам появляешься в кадре…
Александр Новиков-Янгинов:
Во-первых, хотел засветиться (Смеется). Сцену, в которой я появляюсь в качестве дизайнера квартиры, где работает главный герой, мы вместе с Антоном Морозовым, исполнителем роли владельца этой квартиры, придумали на месте, буквально за пять минут. На мой взгляд, получилось очень забавно.
Также в сцене, где Юрий бродит по ночной Москве, так и не найдя своего родственника, у которого должен был поселиться, тот дворник что метет в парке - это я. В кадре - огромный букет желтых цветов, выброшенный в урну. Однажды на железнодорожной станции я увидел пышный букет таких цветов, лежащих в мусоре. Они почему-то запали мне в душу, и я решил использовать этот образ в фильме. Как и голос, говорящий за кадром: «Сережа, я не приду», - это своего рода дыхание города.
Дарья Осташева:
Назови несколько качеств своего характера, которые помогали на съемочной площадке и при работе над картиной. Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать режиссер?
Александр Новиков-Янгинов:
Сложно назвать именно качества характера. Я считаю, что режиссер должен обладать определенным профессиональным опытом, быть открытым ко всему новому, уметь находить общий язык с людьми. Не считая опыт, эти вещи нельзя наработать, они либо есть, либо их нет. Если говорить о себе, то для меня очень важно быть в хороших отношениях с коллективом, я всегда стараюсь понять каждого члена группы, найти к нему свой подход. Конечно, здорово, когда команда горит фильмом, так же, как и ты. Именно так случилось на съемках нашей картины «Звезды». Мне повезло работать с настоящими профессионалами своего дела, которым не безразлична судьба фильма. Я не трудился, не тащил всю картину на себе - работа была для меня в радость, надеюсь, как и для всей съемочной группы.
Дарья Осташева:
В каком направлении хочешь двигаться в режиссуре? Есть желание делать коммерческое кино?
Александр Новиков-Янгинов:
Для меня самое важное в фильме - это история. Мне неинтересно смотреть и снимать картины без сюжета. Я люблю работать с артистами, выстраивать образы героев, создавать свой мир на экране. Намного больше средств художественной выразительности меня волнуют люди, их диалоги и их взаимоотношения. Я открыт ко всему новому и готов экспериментировать, но все-таки хочется снимать фильмы для зрителей, то есть понятные картины с интересным, трогающим за душу сюжетом, с юмором. Что касается жанров, то думаю, что могу работать в любых направлениях, будь то сказка, фэнтези, хоррор или комедия. Я возьмусь за любой материал, если он не противоречит каким-то моим моральным соображениям, и даже если он не будет достаточно глубоким, я постараюсь привнести в него эту глубину.
На мой взгляд, коммерческий успех кино - в его свободе, в его откровенности. Чтобы снимать такие фильмы, нужен определенный талант, знание маркетинга, грамотный продюсер. Это сложно - написать сценарий и снять картину, которая заведомо понравится многомиллионной аудитории. Конечно, такое искусство имеет право на существование, и я обеими руками и ногами за то, чтобы снимать коммерчески успешные фильмы. Но только в том случае, если процесс будет приносить мне не только деньги, но и радость, если я буду иметь определенный уровень свободы. А иначе - все это не имеет никакого смысла.
Дарья Осташева:
Уже есть идеи для новых проектов? С кем из продюсеров в дальнейшем ты хотел бы поработать?
Александр Новиков-Янгинов:
Идей очень много, но рассказывать о них не хотелось бы - вдруг украдут? Что касается продюсеров, то я готов к работе, открыт к любым новым предложениям. Каких-то определенных предпочтений у меня нет. Конечно, хотелось бы найти своего продюсера, с которым мы будем на одной волне. Я считаю, очень важно, чтобы между режиссером и продюсером возникли доверительные отношения.