Наталья Мокрицкая: «В фильме «Мира» мы показываем состояние русского мира в Луганске»
С 2 по 10 июня в Сочи проходит 29-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Портал «ПрофиСинема» - многолетний информационный партнер фестиваля, продолжает публиковать интервью с участниками конкурсной программы. Продюсер Наталья Мокрицкая представляет в основном конкурсе киносмотра два фильма: «Мира» Дениса Шабаева и «Подбросы» Ивана И. Твердовского. В интервью «ПрофиСинема» Наталья Мокрицкая рассказала об особенностях каждой из картин, а режиссер Денис Шабаев – о выборе главного героя, сложностях организации съемок в Луганске, и многом другом.
Нина Ромодановская:
В этом году в конкурсе «Кинотавра» у вас два проекта – «Подбросы» Ивана И. Твердовского и «Мира» Дениса Шабаева. За какую картину больше волнуетесь? И какая далась тяжелее?
Наталья Мокрицкая:
Конечно же, волнуюсь за обе картины. Каждая из них до сих пор находится в постпродакшен, и на Кинотавр они приедут «с пылу с жару». Их никто еще не видел, даже я сама.
Фильмы абсолютно разные. «Подбросы» - проект артового направления, авторский взгляд на происходящее сегодня в России.
Картина Дениса Шабаева – серьезная попытка разобраться в ситуации в Донбассе. В этом году вышло несколько лент на эту тему. На фестивале в Трайбеке российская короткометражка «Дежурство», главную роль в которой исполнил Захар Прилепин, получила приз. А Сергей Лозница удостоен награды за лучшую режиссеру в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля за драму «Донбасс».
«Мира» - пожалуй, третий фильм на эту непростую тему, в котором мы пытаемся рассказать правду. Это игровое кино, в нем задействованы профессиональные актеры, но съемки проходили в Луганске, в реальных условиях.
Нина Ромодановская:
С чего началось ваше сотрудничество с Денисом Шабаевым? Он сам пришёл к вам с идеей этой картины? Чем она вас заинтересовала, зацепила?
Наталья Мокрицкая:
Сотрудничество с Денисом Шабаевым началось с альманаха «2017». Он документалист, мне очень нравятся его документальные картины, включая работы «Вместе» и «Чужая работа». Мы хотели сделать альманах дебютов к столетию Революции, и он подал заявку, которая нас заинтересовала. Из этого короткого метра «Ленин 2017», который входит в альманах, вырос фильм «Мира». Кроме того, на мой взгляд, наш герой, Мирослав Рогач, настолько важный и интересный, что достоин полного метра.
Нина Ромодановская:
Какие трудности пришлось преодолевать в процессе работы над фильмом, насколько сложно было получить разрешение на съёмки в тех местах?
Наталья Мокрицкая:
Мы не получали разрешение на съемки, потому что была полная неопределённость с тем, как это сделать. Это место безвременья, темноты и войны. Конечно, все было тяжело. Снимали в 2017 году. Осень, зима, война, стреляют. Группа была небольшая, все работали практически в военных условиях.
С «Подбросами» совершенно иная история, каких-либо сложностей не было. Тем более, у фильма достаточно высокий бюджет по меркам артхаусного кино. У нас есть ирландский, литовский и французский ко-продюсеры. Картина «сложносочиненная», недавно закончилось производство компьютерной графики в Ирландии. Сейчас Иван находится в Литве, заканчивает звук. Снимали фильм полностью в Москве. Мы очень довольны сотрудничеством с оператором Денисом Аларконом Рамиресом. Получилась замечательная картинка, по-настоящему «люксовая» Москва.
Нина Ромодановская:
Понятно, что «Мира» - фильм не для широкого проката. Как планируете дальнейшую судьбу картины? Есть ли ещё какие-то фестивальные планы, идеи для показа фильма?
Наталья Мокрицкая:
Действительно, фильм «Мира» не нацелен на широкий прокат – он будет показан в одном-двух кинотеатрах и найдет своих зрителей. Безусловно, для нас очень важны фестивальные показы. Пока никаких подтвержденных договоренностей с фестивалями у нас нет, но я думаю, что с европейскими киносмотрами все сложится удачно – по словам отборщиков и экспертов, фильм хороший. Он честный, ни пророссийский, ни проукраинский. Это картина, которую мы сняли за свой счет, без поддержки Министерства культуры.
Нина Ромодановская:
Он очень актуальный.
Наталья Мокрицкая:
Он мне нравится позицией, потому что мы не знаем, кто прав, а кто виноват. Просто показываем жизнь, как она есть сегодня, состояние русского мира в Луганске.
Нина Ромодановская:
В этом смысле вы считаете, что Кинотавр – это хороший старт?
Наталья Мокрицкая:
Конечно, это самая главная площадка для старта и главный фестиваль авторского кино. Если тебя не взяли на Кинотавр, то надо задуматься, снял ли ты авторское кино вообще? Поэтому то, что нас взяли, - уже знак качества. Значит, первый этап отбора мы прошли.
Нина Ромодановская:
Вы чувствовали, что идёте на определённый риск, берясь за проект «Мира», ведь его главный герой – человек своеобразный, к тому же непрофессиональный актёр?
Наталья Мокрицкая:
Я шла на риск не из-за актера, а из-за самой темы и того, что наша группа находилась в Луганске, я переживала за нее каждый день.
Нина Ромодановская:
Тема Луганска болезненная во всех смыслах. Были внутренние сомнения, запускать или нет проект?
Наталья Мокрицкая:
После того, как отсняли «Ленина 2017», мы решили, что вложили в проект слишком много средств – как финансовых, так и душевных – да и материала было очень много, чтобы оставить фильм на уровне короткого метра. Решили двигаться дальше.
И, конечно же, здесь ключевую роль сыграл режиссер-постановщик и автор сценария, Денис Шабаев, очень сильный, настоящий автор. Он вел за собой. Когда рядом такой режиссер, бояться нечего.
Нина Ромодановская:
«Подбросы» - ваш третий совместный проект с Иваном И. Твердовским, у вас уже сложился интересный творческий тандем. Как давно возникла идея этого фильма, чем она вам показалась интересной?
Наталья Мокрицкая:
Идеи первых двух картин - «Класс коррекции» и «Зоология» - принадлежали нашему продюсерскому центру. «Подбросы» - это первый абсолютно самостоятельный Ванин проект, его идея. Сценарий он написал сам. Мы решили в третий раз дать ему полную творческую свободу. Я надеюсь, что все получилось. Мне очень нравится материал.
Нина Ромодановская:
Каков главный посыл фильма?
Наталья Мокрицкая:
Иван молодой человек с активной жизненной позицией, его поколение хочет и очень активно участвует в политике. Он пришел из документалистики, поэтому его очень волнуют насущные проблемы страны и жизнь современного общества. В фильме раскрывается тема коррупции в судебной системе, в ГАИ, хотя для него она не основная. Куда важнее другое – отношения сына с матерью, бесчувствие. Ваня глубокий автор.
Нина Ромодановская:
Насколько мы знаем, уже на стадии сценария фильм получил международный интерес и поддержку. Что, на ваш взгляд, в первую очередь привлекло в этом проекте иностранных партнёров?
Наталья Мокрицкая:
Иностранных партнеров интересует радикальность темы, имя Ивана И. Твердовского, звучавшее на многих международных фестивалях. Иностранцев и европейцев привлекает то, что в картине вскрываются язвы российского общества, и что автор не боится критиковать современную социальную жизни в России.
Нина Ромодановская:
Это третий полнометражный фильм Ивана И. Твердовского. Как вы могли бы охарактеризовать его творческий почерк, его направление в кинематографе?
Наталья Мокрицкая:
Ну, конечно, документальное прошлое наложило серьезный отпечаток на авторский стиль Ивана. Свободная камера, острые ракурсы, непридуманные диалоги – все это оттуда. Острый интерес к современности, все что происходит здесь и сейчас – для него в приоритете. Кстати, в своей третьей картине Иван начинает потихоньку отходить от документального стиля.
Нина Ромодановская:
Уже известна дата российского релиза картины?
Наталья Мокрицкая:
Даты российского релиза нет, жду Кинотавра. Серьезного анализа, критики, а не просто разговоры и похвалы. Сейчас политика фестивалей такая, что нет пресс-конференций, где критики разбирают фильм, творческий почерк автора. Мне как продюсеру этого очень не хватает, я очень жду этого от Кинотавра.
Денис Шабаев: «Сценарий фильма «Мира» формировался из историй реальных людей»
Александра Иванова:
Как возникла идея картины?
Денис Шабаев:
Мне кажется, что отношение к войне в Украине очень сильно разделило людей в России на два непримиримых лагеря. Даже когда говоришь «в» или «на» Украине – оказываешься на той или иной стороне. В моей семье, как и во многих других, тоже появилась эта разделительная полоса, и в этой истории у меня был личный мотив. Сначала я поехал в Донбасс, чтобы увидеть все своими глазами, попытаться понять, что там действительно происходит, и, возможно, найти тему для кино.
Александра Иванова:
Вы планировали сначала снимать документальное кино?
Денис Шабаев:
Да, у меня была с собой камера и я, конечно, снимал, но в какой-то момент оказалось, что события в восточной Украине развиваются очень стремительно, хотелось в одной истории совместить судьбы героев, которые не пересекались в реальной жизни. Появилась идея сделать совмещение – игрового и документального.
Александра Иванова:
Этот человек – Мирослав Рогач – чем он вас заинтересовал в первую очередь?
Денис Шабаев:
Долго искал героя. Миру встретил в тот момент, когда он освободился из украинского плена. Его поменяли на ребят из ВСУ, и Мира возвращался обратно в Англию. Через несколько месяцев он написал мне, что собирается снова поехать в Донбасс и возможно остаться там жить. Мира – словак, родился и вырос в Чехословакии, учился в Военной академии, профессиональный военный. Он не принял развал Чехословакии и всего соцлагеря. Довольно долгое время путешествовал по Европе, бродяжничал, ночевал на улице. Когда началась война в Украине, Мира поехал сначала в Киев на Майдан. Выбирал сторону конфликта, но воевать хотел против Евросоюза, выбрал ДНР. В Англии он вел довольно замкнутый образ жизни, работал грузчиком на складе. Мира во многом похож на других бойцов, которые приезжают воевать в Донбасс. Там собрались такие потерянные люди, многие из них из России. Сценарий фильма я писал на основе историй реальных людей.
Александра Иванова:
То есть, они едут туда, чтобы найти себя?
Денис Шабаев:
Многие уже побывали в каких-то горячих точках и часто приезжают в Донбасс, чтобы быть ближе к войне, не обязательно воевать. Пока мы снимали, тоже почувствовали этот вирус вседозволенности. После возвращения в Москву нужно время, чтобы адаптироваться к нормальной жизни в обществе.
Александра Иванова:
Как вам работалось с непрофессиональными актёрами?
Денис Шабаев:
Были сложные моменты, но, в общем, очень интересно. Вместе с героями мы проходили все трудности, как в реальной жизни. Люди, которые туда приезжают и принимают решение остаться, непростые сами по себе.
Александра Иванова:
А Мирослав легко согласился сниматься в кино?
Денис Шабаев:
Сначала – да, но потом было много сложностей во время съемок, он импульсивный, неуравновешенный человек. Остальные герои тоже сразу согласились на съемки. Тем более, что их никто не заставлял ничего играть, они жили реальной жизнью, но в предлагаемых обстоятельствах.
Александра Иванова:
У вас был чёткий сценарий, или что-то менялось, добавлялось по ходу съёмок?
Денис Шабаев:
Был сценарий, которого мы старались придерживаться. Но если жизнь предлагала какие-то иные варианты развития сюжета, мы это тоже снимали и старались интегрировать в нашу историю.
Александра Иванова:
Насколько сложно было попасть туда, договориться о съемках?
Денис Шабаев:
Честно говоря, довольно сложно в самом начале, получение аккредитации занимает немало времени. Без аккредитации снимать нельзя, тебя может остановить и задержать любой человек с автоматом. Проверка наших документов заняла два месяца. В Донбассе есть ощущение войны, которая рядом, напряжение чувствуется в воздухе. Но с другой стороны, в процессе съемок, довольно быстро к этому привыкаешь. Слышно, что где-то рядом стреляют, а жизнь идет своим чередом, люди ходят на работу, дети в школу.
Александра Иванова:
В 2016 году на «Кинотавре» вы получили приз «За лучший дебют» за фильм «Чужая работа». С каким настроением едете на фестиваль сейчас, насколько для вас важно участие в конкурсе?
Денис Шабаев:
Очень благодарен фестивалю за то, что взяли фильм в конкурс и есть возможность его показать и обсудить, это очень важно. Еду с хорошим настроением, смотреть кино.