Алексей Федорченко: «Если бы я не увидел в интернете фотографию Марты Козловой, то, наверное, не стал снимать «Войну Анны»
С 2 по 10 июня в Сочи пройдет 29-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Портал «ПрофиСинема» - многолетний информационный партнер смотра, продолжает публикацию интервью с участниками конкурсной программы. «Война Анны» Алексея Федорченко – один из фильмов–участников основного конкурса. Специально для «ПрофиСинема» режиссер Алексей Федорченко и исполнительный продюсер Дмитрий Воробьев рассказали о концепции ленты, важности правильного выбора актрисы на главную роль и о том, как целый год ждали Наталию Мещанинову, которая изначально отказалась писать сценарий к ленте.
Фаина Фардо:
В пакете «Кинокомпании 29 февраля», как правило, на начальной стадии разработки находятся сразу несколько проектов, и мне кажется, что даже для вас самого не всегда очевидно, за какой из них вы возьметесь раньше, а какой будет продолжать ждать своего часа. Почему вы взялись за «Войну Анны»? Что явилось решающим фактором вашего выбора?
Алексей Федорченко:
Действительно, в нашем сценарном портфеле всегда находится несколько сценариев. Проблема в том, что никто не знает, какой из них понравится инвестору. И в этот раз звезды сошлись так, что фаворитом оказался сценарий картины «Война Анны» - именно на него удалось получить финансирование. Как обычно бывает, прочитали несколько сценариев, а выбрали этот.
Фаина Фардо:
Какой у «Войны Анны» был производственный цикл? Сколько времени прошло от возникновения идеи до премьеры?
Алексей Федорченко:
У этого фильма долгая «производственная» жизнь. Сама идея возникла у меня в 2012 или 2013 году, затем мы работали над сценарием. Съемки закончились в начале 2016. Полностью работа над фильмом завершилась в январе 2018 года, прямо перед Роттердамским фестивалем.
Фаина Фардо:
Идея фильма изначально принадлежит вам. Где вы нашли такой необычный концепт – запереть маленькую девочку в камин на два года?
Алексей Федорченко:
Я узнал об этой истории совершенно случайно. Уверен, это зацепило бы любого, потому что история страшная, удивительная, не банальная. Я отслеживаю такие вещи, собираю их. Я прочитал об этом случае в интернете в жж, но изначально отложил, потому что там не хватало материала на полнометражный фильм. Через некоторое время я продумал завязку, развитие действия, финал. И тогда стал искать соавтора – им обязательно должна была быть женщина, потому что этот материал требовал женского взгляда на историю.
Фаина Фардо:
Так и началось ваше сотрудничество с Натальей Мещаниновой. Как вы взаимодействовали?
Алексей Федорченко:
Сначала Наташа отказалась работать, потому что, как она сама заявила, она «не в теме» и «не очень хорошо разбирается в истории того времени». Но я хотел работать именно с ней. Пришлось ждать около года, пока она сама мне не позвонила и сказала, что готова. Видимо, за это время Наташа ознакомилась с какими-то источниками, собрала материал. Мы много обсуждали как историю в целом, так и каждую сцену, потом она писала диалоги.
Фаина Фардо:
В первоисточнике имя героини тоже было Анна, или вы его выбрали сами? Можно ли провести ассоциации с Анной Франк?
Алексей Федорченко:
Буквально все журналисты спрашивают про ассоциацию с Анной Франк...
Фаина Фардо:
Это неизбежное сравнение – оно возникает само собой.
Алексей Федорченко:
На самом деле так получилось случайно – я просто назвал девочку Анной, и это «рабочее» имя настолько привязалось к ней, что потом от него было невозможно отделаться. Я искал другое имя, перебрал сотни имен, и все равно оказалось, что это самое лучшее.
Фаина Фардо:
Об этом вам, наверное, тоже очень многие говорили, но не могу не отметить: исполнительница главной роли – Марта Козлова – просто феноменальна. Как вы ее нашли? Как взяли на себя такой риск – снимать шестилетнюю девочку без опыта в кино?
Алексей Федорченко:
Марта возникла еще при работе над сценарием и стала одним из его составляющих. Сначала я продумал общую сюжетную канву, а потом увидел фотографию этой девочки в интернете. С этого момента мы стали писать под нее. Сразу стало понятно, что Марта – и есть наша Анна.
Фаина Фардо:
Фотографии было достаточно?
Алексей Федорченко:
Может быть, это звучит парадоксально, но да, фотографии было достаточно. Конечно же, я с ней встретился, и, к счастью, все мои надежды подтвердились – она идеально подходила на роль. На всякий случай провели кастинг, но никто из девочек-актрис даже близко не дотягивал до уровня игры Марты. Если бы я в свое время не увидел в интернете ее фотографию, то, наверное, не стал снимать этот фильм.
Фаина Фардо:
По мере того, как разворачивается сюжет, у главной героини появляется безмолвный друг. Таким образом, вы даете девочке надежду в тот момент, когда жизнь кажется совсем невыносимой.
Алексей Федорченко:
Действительно, этому маленькому другу удается поддерживать в Анне лучик надежды. Но кроме желания выразить идею на символическом уровне, были у меня и чисто практические соображения – без введения этого персонажа, «Война Анны» не вышла бы за рамки короткометражного фильма. Если бы девочка была одна, событийная канва осталась куда менее насыщенной. Я не смог бы удерживать внимание зрителей длительное время. У нас ведь и так небольшой хронометраж – 75 минут.
Фаина Фардо:
Но, в сущности, героиня у вас не одна. Она слышит голоса людей, изредка видит их – косвенным образом люди присутствуют в ее жизни, хотя она и изолирована от них.
Алексей Федорченко:
Конечно, она не совсем одна. Это фильм-выживание, робинзонада. Она постепенно осваивает пространство комендатуры, обживает его. Постепенно площадь ее территории увеличивается. И при этом единственным созданием, с которым она может напрямую, а не косвенно взаимодействовать, - это кошка. И это очень важно.
Фаина Фардо:
Вы решили для себя, какое будущее ждет девочку дальше, после окончания событий фильма?
Алексей Федорченко:
Прототип героини выросла в детском доме и там же осталась работать нянечкой. А как сложится жизнь у девочки в фильме, я не знаю. Слишком много вариантов. Мне кажется, каждый зритель должен решить это для себя, и с моей стороны было бы неправильно навязывать одну-единственную трактовку дальнейшего развития событий.
Фаина Фардо:
Мировая премьера фильма уже состоялась, вы получили обратную связь от зрителей. Реакция соответствовала ожидаемой?
Алексей Федорченко:
Да, в Роттердаме и Гетеборге был очень хороший прием. Полные залы, в том числе на утренние сеансы, на 700-800 мест. Причем это были платные показы. Никто не уходил, зрители оставались на беседу, которая зачастую затягивалась, потому что у публики было действительно много вопросов, было живое общение и обсуждение. Мне очень понравилось, как нас приняли.
Фаина Фардо:
Ждете ли вы подобной реакции от участия в Кинотавре?
Алексей Федорченко:
Участие в фестивале почетно, приятно показать своим товарищам кино. Услышать отзывы от друзей. Потому что фильм ждут, о нем спрашивают. Кино мы сняли два года назад. Много времени прошло, хочется скорее показать его в России.
Фаина Фардо:
Чувствуется, что вы в некоторой степени «отпустили» фильм «Война Анны». Насколько я знаю, сейчас вы заканчиваете новый проект. Расскажите немного про него.
Алексей Федорченко:
Это масштабный исторический фильм «Ключи счастья, или последняя милая Болгария» по книге Зощенко «Перед восходом солнца». Одна из лучших книг, написанных на русском языке, недооцененная в свое время. За это произведение в том числе Зощенко подвергся репрессиям. При его жизни оно не было издано полностью, да и сейчас мало кому известно. Зощенко в основном представляют как сатирика. А это очень трагичная книга, автобиография, психоаналитический детектив. Мы охватываем период с начала 19 века до середины 20 века. Среди событий – Первая мировая война, Гражданская война, Революция. Весь фильм состоит из микроэпизодов, их около ста. Много героев, костюмов. Надеемся завершить съемки в мае – осталось 4 смены.
Исполнительный продюсер Дмитрий Воробьев: «С точки зрения продюсера, такие истории, как «Война Анны», привлекательны»
Фаина Фардо:
После прочтения синопсиса мне казалось, что просто невозможно снять фильм в одной локации (как это заявлено) и при этом делать его интересным и напряженным (впоследствии, конечно, это мнение изменилось). Сложилось ли у вас такое же впечатление, или же вы ознакомились с материалом, когда он уже был оформлен в полноценный сценарий?
Дмитрий Воробьев:
В нашем и зарубежном кино, примеров фильмов, снятых в одном месте, в одной декорации, предостаточно. В фильме «Война Анны» основное место событий – немецкая комендатура, до оккупации, бывшая советской школой. Это большой дом с множеством комнат, которые постепенно, одну за другой, открывает для себя героиня фильма. Так что это одна, но достаточно большая декорация, центром которой является старый камин, где и прячется девочка.
С точки зрения продюсера, такие истории привлекательны – они всегда менее затратны в производстве, у них скромные бюджеты и всегда можно найти партнёров по финансированию. (Спродюсировали проект компания Saga совместно с Metrafilms, производство осуществлялось на базе кинокомпании «29 февраля», - прим.ред.)
Исполнительница главной роли Анны – шестилетняя Марта Козлова – несомненная актёрская удача нашего фильма и режиссёрская удача Алексея Федорченко в его поиске и утверждении юной актрисы на роль. Она завораживает. Во время просмотра очень трудно оторвать взгляд от её лица. Возможность непрерывного наблюдения за главной героиней делает фильм интересным и напряжённым для зрителей.
С материалами фильма я был знаком, начиная с маленькой истории в интернете, которую Алексей нашёл и прочитал мне. Дальше мы вместе обсуждали, как эту историю развивать. Затем был поиск соавтора сценария, которой стала Наталья Мещанинова. Сначала Алексей прочитал всё, что было написано ею раньше, дал прочитать мне и сказал, что в Наташиной прозе есть настоящее чувство страха, о котором можно узнать только через глубокие собственные переживания. Я с ним полностью согласен. Но знать и переживать это одно, а перенести это на бумагу – совершенно другое. У Наташи получается, и получается талантливо. Мы для себя решили – если она возьмётся, то сценарий получится. Пришлось Наташу подождать около года, но всё сложилось, результат вы сможете увидеть на экране.
Фаина Фардо:
Вы уже неоднократно сотрудничали с Алексеем Федорченко, и каждый его новый фильм отличается от предыдущего. Но «Война Анны» - это совсем особый случай. Насколько, как вам кажется, он выделяется среди других работ Алексея, и чем?
Дмитрий Воробьев:
Мы с Алексеем давно партнёры. В 2004 году создали нашу «Кинокомпанию 29 февраля» и все игровые и документальные фильмы делали вместе. Это не просто сотрудничество. Это и совместное творчество, и бизнес, и дружба.
Да, фильм «Война Анны» действительно выделяется. Алексей Федорченко обычно очень щедрый режиссёр, предпочитает создавать и предлагать зрителю большое количество разнообразных историй в одном фильме. Если внимательно рассматривать каждый отдельный фильм, то информации хватило бы на несколько полных метров. Возьмите, к примеру, ленты «Первые на Луне» или «Небесные жёны луговых мари».
Здесь же пришлось сосредоточиться на единственной героине, на её правдивом существовании в кадре, на частых крупных планах, на глазах, на лице, руках, одежде. Ей не с кем разговаривать, она всё слышит, но сама молчит, чтобы не выдать себя.
Режиссёр Федорченко с соавтором сценария Мещаниновой, художником Максимовым и оператором Хамидходжаевым «засовывают» зрителя в тело шестилетней еврейской девочки Анны, в тесный камин и предлагают попробовать выжить.
У нас получился фильм – инструкция по выживанию, возведённая создателями в ранг искусства.
Фаина Фардо:
«Война Анны» удостоилась хвалебных отзывов после показа на фестивале в Роттердаме. Как к нему, в свою очередь, отнеслись зарубежные байеры? Очень большой плюс проекта - практически полное отсутствие русского языка (что зачастую становится препятствием для продажи прав на показ на картину на международные рынки). Как идут переговоры с международными закупшиками? Есть ли у «Войны Анны» международный дистрибьютор?
Дмитрий Воробьев:
В Роттердаме в конце января прошла международная премьера, было пять показов при полных залах, с вопросами к режиссёру и его ответами после фильма. Фильм получил много растроганных отзывов в зарубежной прессе. Всех покорила режиссёрская работа и главная героиня. Фильм пользуется спросом, заключено несколько контрактов на международные территории. Страны Бенилюкса, Польша, Германия, Италия. Международный дистрибьютор фильма
компания «Медиа Луна».
В фильме отсутствие русского языка не самоцель, перед творческой группой стояла задача показать многоголосие войны. Звучат русский, немецкий, украинский, румынский, французский языки. Даже сегодня не всем известно, какое количество стран было вовлечено во Вторую мировую войну на стороне фашисткой Германии. Для некоторых зрителей в залах Роттердама это стало удивлением. Разве французы принимали участие в войне на стороне фашистов? Да, принимали. Как, впрочем, существовало и французское сопротивление.
Фаина Фардо:
Есть ли у картины российский дистрибьютор?
Дмитрий Воробьев:
Российского дистрибьютора, как и даты выхода в прокат, у «Войны Анны» пока нет. По результатам Кинотавра определимся.
Фаина Фардо:
Насколько вам важно участие проекта в главном смотре российского кино - фестивале «Кинотавр»? необходимо ли вам признание российского киносообщества и призы, которые фильм может завоевать на смотре в Сочи?
Дмитрий Воробьев:
Фестиваль «Кинотавр» стал для нас главным российским фестивалем после первого дебютного фильма Алексея Федорченко «Первые на Луне». Это случилось в 2005 году. Мы получили приз за лучший дебют и там же, на Кинотавре, фильм был отобран Алёной Шумаковой кандидатом на фестиваль в Венецию. И после туда приглашён. Это ли не счастье!
Призы на Кинотавре получали и последующие фильмы Алексея Федорченко: «Небесные жёны луговых мари» и «Ангелы революции».
Теперь, с каждым нашим новым фильмом стараемся попасть в конкурс «Кинотавра». Это и возможность показать свою новую работу профессиональному киносообществу, и сделать первый информационный шаг к прокату фильма в России.
Да и «Кинотавр», как фестиваль, год от года удивляет, становится всё лучше и профессиональнее. Успехов всей команде!