Наталья Першина: «Сценарий фильма начался с реальной истории о мертвых ласточках»
С 2 по 10 июня в Сочи пройдёт XXIX Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Режиссер Наталья Першина в интервью для интернет-портала «ПрофиСинема», информационного партнера фестиваля, рассказала о своем дебютном фильме - мистическом триллере «Мертвые ласточки». Поговорив с Натальей, мы узнали об этих страшных птицах, жестоких сказках и о том, как ей удалось снять фильм со сломанной ногой. Продюсеры проекта – Сергей Зернов и Светлана Кучмаева – также поделились своим мнением о картине.
Дарья Осташева:
Наталья, вы сняли свой дебютный полнометражный фильм. Какие эмоции испытали, когда завершили работу над картиной?
Наталья Першина:
Сейчас мы еще не совсем закончили работу над картиной: пока идут правки по графике, занимаемся финальным сведением звука. Я жила этим фильмом в течение года, день изо дня, поэтому когда работа полностью закончится, думаю, что испытаю нечто вроде эмоционального опустошения. Буду понемногу отходить от картины.
Дарья Осташева:
В вашей картине фольклорность, сказочность сочетается с хоррором. Как вы определяете жанр фильма?
Наталья Першина:
Жанр картины – мистический триллер. Элементов классического хоррора здесь не очень много, но сочетание сказки и жанра ужасов очень правильно подмечено. Ведь сказки, до того как их адаптируют к современной публикации для детей, изначально очень страшные. Конечно, для читателя их изрядно упрощают и сводят к простой морали. Но если обратиться к первоисточнику таких сказок, как например, «Красная шапочка» или «Морозко» - то большинство героев в них погибает, при чем совершенно ужасным образом. В своем фильме я пыталась воссоздать то, что сейчас называется creepy story или современный фольклор. Это те же самые сказки.
Дарья Осташева:
Какая сказочная основа у картины «Мертвые ласточки»? Какие сказки вдохновляли вас при работе над картиной?
Наталья Першина:
Я вдохновлялась не конкретным произведением, а целым блоком сказок, связанных с инициацией героя. Это и «Красная шапочка», и «Мальчик с пальчик», и «Морозко». Многими сказками, в которых главный герой отправляется в темный лес и должен преодолеть ряд препятствий – пройти обряд так называемой инициации. Мы привыкли к варианту, в котором герой проходит инициацию, получает дар или подарок и возвращается обратно. Однако в большинстве первоисточников этого не происходит. Например: Маша попадает к медведю, медведь загадывает ей загадки, отгадки знает мышка, но Маша мышку ничем не угостила. Поэтому медведь разрывает Машу на куски. Или – всем известная сказка про Красную шапочку на самом деле заканчивается тем, что героиня не понимает, что перед ней волк. Поэтому волк скармливает ей остатки бабушки и потом убивает ее. В своей картине я хотела напомнить об этой, темной стороне сказки.
Дарья Осташева:
Расскажите о образе мертвых ласточек. Как он возник?
Наталья Першина:
Вообще, сам сценарий начался именно с истории о мертвых ласточках. Мой друг рассказал мне, как он ездил на рыбалку на Онежское озеро, и в доме на его глазах повесилась ласточка. Этот образ настолько запал в душу, что я стала интересоваться ласточками и читать про приметы, которые с ними связаны. Выяснилось, что эти птицы – пограничные и очень своеобразные. С одной стороны, они символизируют весну, любовь и радость в доме. Но если ласточку убить, даже случайно – над человеком повисает проклятье: в семье кто-то умирает, случается пожар, скотина доится кровью, на лице появляются струпья, в дом проникает нечистая сила. Так что, практически все, что происходит в фильме – рассказ о том, что будет, если убить эту птицу. Поэтому ласточка – вестник не только любви, но и смерти. В нашей картине – это еще и символ нетронутого места. Пока главный герой Саша не вмешался в этот мир – все было стабильно.
Дарья Осташева:
Герои фильма, подобно героям русских сказок, отправляются в лес. Расскажите о значимости этого образа. Как создавалось кинематографическое пространство леса?
Наталья Першина:
Лес – это безвременье, область, где время в нем ходит по кругу, и ничего в нем не изменилось за последние несколько тысяч лет. Если погружаться в архаичную сказку и архаичный миф, лес – это темное подсознательное. Кроме того, через дремучий лес всегда проходит граница миров между царством живых и миром мертвых, а в нашем случае - бытовым городским и древним мистическим пространством. Подходящий лес мы искали очень долго: нам нужен был густой и непроходимый, чтобы создавалось ощущение мрачности. В итоге мы нашли его под Ярославлем и прямо посреди леса выстроили декорацию дома.
Дарья Осташева:
Важно ли вам снимать кино именно о России – с ее образами и героями?
Наталья Першина:
Коснувшись темы сказок и мифа, я поняла, что очень важно, чтобы история была локальной. У каждой территории свои сказки. Мы все выросли на сказках о колобке, Бабе-Яге – нам не надо объяснять, кто это. Американцы вряд ли поймут наших героев, и то, что нам кажется страшным, им будет казаться смешным. Точно так же, как зомби в России: они чужды нашей культуре и вызовут скорее смех. Или классические румынские вампиры, которые тоже у нас не прижились. Поэтому очень важно знать свою аудиторию.
Дарья Осташева:
Какое возрастное ограничение будет у фильма? На какую аудиторию он рассчитан?
Наталья Першина:
Возрастное ограничение картины – 12+. В фильме заложено несколько слоев. Конечно, есть классическая «страшилка», которая, судя по нашим пробам, отлично работает на 5-6-классниках. Они радостно пугаются. Есть более глубокий, психологический уровень, который будет интересен молодым людям от 20 до 30 лет. Например, мотив открытия истинного лица человека, которого ты, как тебе казалось, хорошо знаешь. В особом пространстве леса героям приходится сбросить все маски. Эта тема вне контекста сказок и мистики будет интересна многим.
Дарья Осташева:
Расскажите, пожалуйста, о актерском составе.
Наталья Першина:
Самым сложным было найти исполнителя главной роли, мы искали его очень долго, ведь 90 процентов времени на экране – два персонажа посреди леса. Это очень большая ответственность для артиста и для меня, как для режиссера. Я боялась утвердить актера, которого зритель перестанет воспринимать на двадцатой минуте фильма. Поэтому самое главное качество, которое я искала в артисте – чтобы за ним было интересно наблюдать, чтобы он был необычным и притягательным. В ходе кастинга мы отсмотрели много достойных и красивых ребят, в целом около 150 человек, но через какое-то время на них становилось скучно смотреть, а им предстояло от первой до последней минуты фильма быть на экране. Еще одной сложностью было то, что актер должен быть поющим. Мы начали поиски с профессиональных артистов мюзиклов, но выяснилось, что у многих из них присутствует своеобразная профдеформация: очень выразительная мимика и манера подачи текста. Это прекрасно для сцены, но не вписывалось в мое видение персонажа. В итоге, мы выбрали студента выпускного курса ВГИКа Женю Окорокова. Ведь наш фильм не об оперном певце, самое главное, что он душевно поет. Герой работает в театре, поет старинные русские песни и, казалось бы, душа у него должна быть красивая. Но – нет, его душевность оказывается ложной, для него это просто работа, к которой он относится, как к ремеслу. Здесь, в лесу, откроется меркантильность и инфантильность героя. Женя, как мне кажется, смог передать всю эту амплитуду характера персонажа, его так называемое второе дно.
Дарья Осташева:
В картине снялись маститые актеры, как Валерий Баринов и Александр Баширов, опытный артист Олег Билик и молодой исполнитель Евгений Окороков. Легко ли им было взаимодействовать на площадке? С кем вам было легче работать?
Наталья Першина:
Проще всего мне было работать с Олегом Биликом, который играл второго главного персонажа – Кулика. Олега я знаю очень давно, в 2006 он снимался у меня в рекламном ролике, а в 2008 – в дипломном фильме. Кроме того, он, действительно, очень опытный и ответственный артист. Перед началом съемок он позвонил мне и сказал, что надо встретиться, у него есть пара вопросов по персонажу. На встречу пришел с 16 исписанными листами А4, так что к роли готовился очень тщательно. В этом смысле с ним было очень спокойно работать. Олег родом с севера, поэтому легко приспособился к нашим съемочным условиям. Он настолько вошел в образ и обжился в избе, что мы начали его воспринимать как неотъемлемую часть места, эдакого домового. Конечно, такие большие артисты, как Валерий Баринов и Александр Баширов очень помогали. С ними было невероятно интересно работать, это колоссальный опыт и большая честь для меня. Я боялась, что Женя будет чувствовать себя неловко на одной площадке с ними. Но нет, он очень легко нашел общий язык с артистами, особенно с Александром Башировым.
Еще одна интересная роль – одной из ипостасей сказочной Кикиморы, девочки – досталась восьмилетней Марте Козловой, которая также снялась в фильме «Война Анны» Алексея Федорченко. Она просто космическая, от нее невозможно оторваться. Несмотря на возраст, у Марты очень взрослый взгляд, поэтому мы невольно и разговаривали с ней как со взрослой, а она все правильно понимала, точно выполняла указания и в итоге отлично справилась со своей ролью.
Дарья Осташева:
Каким визуальным средствам вы уделяли наибольшее внимание при работе над картиной?
Наталья Першина:
Мы старались, чтобы в картине все визуальные средства работали на историю. Нам был важен цвет – мрачные колориты леса, само пространство избы – аскетичной, холостяцкой, суровой. Костюмы должны были передавать внутренний мир героев: когда мы впервые видим главного героя Сашу, сразу становится понятно, что он – городской и совершенно не вписывается в это лесное пространство. Особое внимание уделяли звуку, который задает саспенс и работает на воображение зрителя.
Дарья Осташева:
Какой опыт вы получили на съемках первой полнометражной работы? С какими сложностями столкнулись?
Наталья Першина:
Опыт производства в очень жесткие сроки: мы не могли позволить себе остановиться, например, из-за погоды. Если шел дождь, а по сюжету должно быть солнечно, мы все равно продолжали снимать. А если говорить о сложностях, то в подготовительном периоде я сломала ногу, поэтому весь этот этап провела в инвалидном кресле, на съемках – прыгала по лесу на костылях, потом – с тростью. Для меня это было тяжело еще и потому, что я привыкла быстро передвигаться по площадке, работать с актерами, глядя им в глаза. Кроме того, это отнимало время, которое хотелось тратить на фильм, боль отвлекала и много энергии уходило на ее преодоление.
Дарья Осташева:
Что для вас значит участие в таком фестивале, как «Кинотавр»?
Наталья Першина:
Когда я узнала, что фильм попал на «Кинотавр», почувствовала, что вся работа была проделана не зря. Потому что всегда есть опасения, что фильм останется лежать на полке... Участие в этом фестивале – возможность показать то, что ты умеешь, и очень хороший старт.
Дарья Осташева:
Представьте, что вы победили... Что будете говорить? Что испытаете в этот момент?
Наталья Першина:
Мне кажется, что я до конца не буду верить в то, что это произошло. Я очень самокритичная, и чувствую, что за этот год уже переросла фильм. Сейчас я все сделала бы иначе. Но обычно, когда меня хвалят, мне хочется сделать еще больше и еще лучше, поэтому победа придала бы уверенности и сил для дальнейших проектов.
Дарья Осташева:
У вас уже есть какие-то идеи?
Наталья Першина:
Идей очень много. И это не только сказки. У меня есть блокнот, куда я выписываю названия проектов с расшифровками, чтобы не забыть, о чем они. Свои идеи все копятся, и я надеюсь, что однажды смогу их реализовать.
Сергей Зернов, продюсер:
«Фильм «Мертвые ласточки» во многом для нас новый опыт. В современной истории Киностудии имени Горького мы еще не работали с мистическим триллером, тем более основанным на национальном фольклоре. В каком-то смысле это дебют и для нас тоже. Мы считаем, что картина получилась интересная и неожиданная. С большим нетерпением ждем реакции зрителя на «Кинотавре». В прокат планируем выйти осенью этого года».
Светлана Кучмаева, продюсер:
«В картине «Мертвые ласточки» четыре дебюта: Натальи Першиной как режиссера-постановщика (что для такого жанра, как триллер, уже большой продюсерский риск), актера Евгения Окорокова, сыгравшего главную роль, дебют в полнометражном кино оператора-постановщика картины Максима Голубева, и дебют в кино композитора Александра Супрунова».