Михаил Расходников: ««Временные трудности» - это не история о ребенке с ограниченными возможностями»
С 2 по 10 июня в Сочи пройдёт XXIX Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». В интервью для интернет-портала «ПрофиСинема», многолетнего информационного партнера фестиваля, режиссер Михаил Расходников рассказал о своем новом фильме, который будет соревноваться за главный приз «Кинотавра». Драма «Временные трудности» с Иваном Охлобыстиным в главной роли станет «дебютом» режиссера на главном киносмотре страны.
Дарья Осташева:
«Временные трудности» - фильм о ребенке, родившимся с диагнозом ДЦП. Почему вы решили снимать фильм на такую непростую тему?
Михаил Расходников:
История в фильме основана на реальной истории успешного бизнес-консультанта из Сибири, который родился с тяжелой формой ДЦП. И она совершенно достоверна в своей основе. Но мы хотели сделать историю, которая бы касалась всех – не только тех семьей, где люди столкнулись с подобной бедой. Поэтому наш фильм – это не история о ребенке с ограниченными возможностями, а история о взаимоотношениях отца и сына. Вообще, я думаю, что все дети так или иначе изначально с ограниченными возможностями, и именно родители во всех смыслах поднимают их на ноги. Поэтому инвалидность главного героя в фильме – это скорее метафора пути становления личности, метафора преодоления себя.
Дарья Осташева:
Как вы считаете, кино способно изменить человека? Как, по вашему мнению, изменится зритель, выйдя из зрительного зала после просмотра картины «Временные трудности»?
Михаил Расходников:
Безусловно, кино как вид искусства воздействует на человека и иногда – самым сильным образом. Надеюсь, что наша картина станет вдохновляющим примером крепости и силы духа, а также семейных ценностей. Отвечая на этот вопрос, хотелось бы рассказать об одном случае. В ходе работы над сценарием мы встретились с Валентином Дикулем, руководителем реабилитационного центра для детей с диагнозом ДЦП, чтобы проконсультироваться по поводу истории. Валентин одобрил ее, сказав, что в нашем сюжете много правды. Оказалось, что по статистике, когда отцы занимаются программой реабилитации ребенка, больного ДЦП, в восьмидесяти процентах случаев она приводит к восстановлению. Этот показатель гораздо выше, чем в ситуации с мамами. Мамам часто, в отличии от отцов, не хватает хладнокровия требовать от больного ребёнка серьёзных усилий. Без которых, конечно, излечение невозможно. Поэтому мы очень надеемся, что наша история поможет многим людям осознать необходимость объединения семьи в борьбе и с болезнью, и с любыми другими испытаниями.
Дарья Осташева:
Как вы определяете жанр фильма? Какие эмоции он затрагивает?
Михаил Расходников:
Эта история драматическая, хотя включает в себя несколько жанров. Главное, что картина не оставляет тяжелое чувство после просмотра. «Временные трудности» - это, прежде всего, вдохновляющий фильм.
Дарья Осташева:
Как вы воссоздавали советскую эпоху? Сложно ли было добиться соответствия с действительностью?
Михаил Расходников:
Нам очень повезло, что мы нашли все основные объекты в городе Кирове, где частично сохранилась атмосфера советского времени. Конечно, воссоздавая интерьеры эпохи, мы сталкивались с трудностями. Но они были временными! К примеру, очень долго не могли найти квартиру главных героев, но когда нашли – она оказалась просто как будто создана для нашего кино. В этой квартире, где жила жена кировского композитора, остались многие вещи той эпохи: мебель, книги, ремонт. Поэтому художественно нам оставалось только добавить немного теплоты в ее атмосферу. Квартира главных героев должна была стать своего рода «гибридом»: в начале фильма у зрителя создается впечатление, что отец героя – деспот и в его доме происходят страшные вещи, но на втором плане мы старались выдержать атмосферу домашнего тепла и любви, которая полностью раскрывается в финале картины. Это было главной задачей художественного образа. Вообще, в фильме присутствует несколько важных, смыслообразующих и сильных образов, например, образ сталелитейного завода, который также следует концепции картины, но хотелось бы оставить их для зрителя и не раскрывать весь смысл.
Дарья Осташева:
Расскажите о трудностях съемки героя-инвалида с точки зрения режиссуры и актерской работы.
Михаил Расходников:
У мальчика, который играл главную роль в картине, Ильи Рязанова – инвалидность первой группы, правда, не имеющая отношение к ДЦП. Поэтому в ряде сцен мы использовали дублера. При выборе артиста самым главным для меня был внутренний мир человека, который в жизни день изо дня преодолевает множество трудностей. Уверен, что для Ильи это была не просто игра. Мне кажется, ему было что сказать, несмотря на то, что ему всего восемь. Поэтому при работе с актерами с ограниченными возможностями не возникло никаких сложностей. Наоборот, на площадке они растворялись в своих ролях и многое проживали со своими героями. Кроме того, когда на подготовительном этапе мы пошли в центр Дикуля, сначала Илья даже не понял, что у его воспитанников диагноз ДЦП, а когда понял, очень удивился, увидев, как на занятии по гимнастике его ровесник сделал 100 упражнений на пресс и 50 подтягиваний... Поэтому, сложно сказать, что эти дети в чем-то ограничены. Им просто приходится бороться упорнее.
Дарья Осташева:
Расскажите о работе с артистами Иваном Охлобыстиным и Риналем Мухаметовым. Почему выбрали именно их?
Михаил Расходников:
Риналь Мухаметов – невероятно мужественный человек и актер, который каждый день преодолевает множество ограничений. Он не понаслышке знает, что такое борьба. Ему тоже было, что сказать зрителю. Риналь добавлял остроты и динамики образу героя. Во время работы над фильмом он предложил идею, что герой может играть на ударных, и в результате, родилась целая линия с выпускным, основанная на этой идее.
С Иваном Ивановичем я мечтал поработать давно, ведь на его фильмах выросло целое поколение. Еще до встречи я знал, что он – очень многогранный человек, и очень обрадовался, когда он согласился сняться в нашей картине. Многие сцены мы снимали на сталелитейном заводе, где температура плавления в печах достигает 1500 градусов, съемки проходили в тяжелейших условиях и режимах. Тем не менее, Иван Иванович настолько проникся образом, что на съемочной площадке мы его просто не могли найти: он терялся в стенах завода и настолько растворялся в герое, что мы воспринимали его не как артиста, а как одного из работников. Образ его персонажа – очень противоречивый, и мне хотелось, чтобы зритель весь фильм искал ответ на вопрос: деспот он или заботливый отец? Это очень тонкая работа и для ее воплощения в артисте изначально должно быть настоящее отцовство. Иван Иванович – абсолютно такой. Посмотрев фильм, он сказал, что это лучшее, в чем он снимался.
Дарья Осташева:
В этом году вы – единственный «дебютант» основного конкурса «Кинотавра». Как оцениваете своих соперников?
Михаил Расходников:
Я очень рад, что фильм попал на «Кинотавр», но я не следил за участниками и даже не знаю, какие картины будут в конкурсе.
Дарья Осташева:
Почему вам важно участвовать в этом фестивале?
Михаил Расходников:
Для меня самое важное, что «Кинотавр» может помочь жизни кино, и ленту увидит много зрителей. Кроме того, фестиваль дает возможность получить совет, доброе слово или конструктивную профессиональную критику. Я считаю, что это дорогого стоит.
В заключение в своем интервью мне хотелось бы поблагодарить всех создателей фильма, всех актеров и съемочную группу за то, что вложили столько сил в наше кино и работали, не жалея себя, полностью отдаваясь процессу.