Александр Котелевский: «Все три фильма создавались без малейшего вмешательства и продюсерского давления»
Со 2 по 10 июня в Сочи пройдет 29-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Портал «ПрофиСинема» как многолетний информационный партнер фестиваля продолжает публиковать интервью с участниками киносмотра. Продюсер Александр Котелевский представит в конкурсной программе сразу три проекта: два в конкурсе дебютов – «Дар» Михаила Кукушкина и «Двое» Тимофея Жалнина, и один в основном – «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала. В интервью «ПрофиСинема» Александр Котелевский рассказал об этих картинах, о том, какая из них оказалась самой сложной, как лучше работать с дебютантами, и как он оценивает перспективы российской киноиндустрии.
Александра Иванова:
В этом году на «Кинотавре» вы представляете сразу три проекта – «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Дар» Михаила Кукушкина и «Двое» Тимофея Жалнина. Какой из них оказался самым сложным, дался вам трудней?
Александр Котелевский:
На этот вопрос трудно ответить. Это все равно, что спросить, какого ребенка любишь больше. Сложней всего, с точки зрения производства, нам далась картина Жалнина «Двое». Картина снималась в Саянах, в 240 километрах от города Абакан, в условиях дикой природы: люди шли по курумникам пешком, технику к локациям забрасывали с помощью вертолетов. Съемочная группа была молодая, физически они справились, но было нелегко.
Александра Иванова:
Эта картина ведь единственная из трех снималась с господдержкой?
Александр Котелевский:
Да, единственная. Фильмы «Дар» и «Слоны могут играть в футбол» мы с моим сопродюсером Андреем Новиковым сняли без государственной поддержки, это независимое кино.
Тимофей Жалнин победил на «Кинотавре» со своей короткометражкой «F5» и после такого успеха все ожидали его полнометражный дебют. Поддержку проекта «Двое» мы получили в Год кино.
Отдельно хочется сказать про картину Михаила Кукушкина «Дар». Михаил сам продюсер фильмов «Неадекватные люди», «Вдребезги», «Мертвым повезло». Пару лет назад он решил экранизировать книгу своего земляка, пришел с этой идеей к нам. Такие фильмы, как «Дар», сбываются только потому, что люди очень хотят, чтобы они сбылись. Надеюсь, что эта картина станет не только памятником энтузиазму, но и получит зрительское признание.
Вообще, все три фильма создавались без малейшего вмешательства и продюсерского давления, они сделаны ровно так, как хотели режиссеры. Это авторские высказывания.
Александра Иванова:
Вы ведь не первый раз работаете с дебютантами. И, надо сказать, что режиссёры, которые начинали под вашим руководством, в дальнейшем успешно продолжили свой путь в кино, как, например, Андрей Прошкин. У вас есть какая-то продюсерская интуиция, когда вы понимаете, что у того или иного режиссёра большое будущее? Можно ли это вообще угадать по первому фильму?
Александр Котелевский:
В советские годы существовала такая система, при которой по окончании режиссерского факультета людей отправляли работать на «Мосфильм», «Ленфильм», другие студии, где они входили в режиссерскую группу, набирались опыта. Сначала работали ассистентами, вторыми режиссерами. Следующий шаг делали только после того, как становилось понятно, что человек готов к самостоятельной работе. Сейчас все не так. Найти талантливого дебютанта непросто. Мы можем делать вывод только по их короткометражным работам. У нас также был опыт, когда мы брали начинающего режиссера и ставили его стажером в уже сработавшуюся съемочную группу. В этом году опять хотим попробовать применить эту схему, подготовить парня к дебюту.
Александра Иванова:
То есть, чтобы он тоже поработал вторым режиссером на какой-то картине?
Александр Котелевский:
Да. Поработал на площадке и посмотрел, как это делается. Я пытаюсь как-то пропагандировать такую схему работы. Даже позаимствовал у Остапа Бендера название его гениальной лекции, которую он читал в Нью-Васюках: «Теория плодотворного дебюта». После такой практики молодые режиссеры начинают понимать, как снимать материал, который они приносят, как его подготовить, начинают ощущать степень своей ответственности. Ошибки в кино стоят дорого.
Александра Иванова:
Как началось ваше сотрудничество с Михаилом Сегалом?
Александр Котелевский:
Михаил Сегал изначально предложил сценарий фильма «Слоны могут играть в футбол» моему товарищу Андрею Новикову. Мы посоветовались и решили поддержать этот проект. Михаил как режиссер авторского кино пользуется безусловным доверием. Сопродюсерами картины выступили Сергей Члиянц и Игорь Есин.
Первый блок фильма снимался в Одессе. Члиянц, местный и известный там человек, очень помог с организацией съемок. Режиссеру был нужен современный приморский город со своей фактурой. «Слоны могут играть в футбол» – это очень современная история. Кино провокативное, больше половины фильма ты думаешь об одном, а оказывается, все совсем не так. Мы же изначально так устроены, что не подозреваем ничего хорошего в другом человеке. Интересная история о таком рудименте любви, когда человек пытается кому-то быть нужным со своей любовью, но у него ничего не получается.
Александра Иванова:
Как работалось с Михаилом Сегалом?
Александр Котелевский:
С ним было непросто, как и с любым талантливым творческим человеком. Но все эти трения забываются и уходят, а кино остается. И оно нас переживет.
Александра Иванова:
Как вы оцениваете прокатный потенциал всех трёх картин?
Александр Котелевский:
Безусловно, мы смотрим на эти картины как на прокатные. Но после того как они пройдут фестивальную линейку. У картины Сегала уже сейчас есть приглашения на другие фестивали. Это специфичные фильмы, и у них, конечно, не будет трех тысяч копий в российском прокате. Но интерес они вызывают, все три. И фестивальный, и зрительский. Фестивали тоже существенно влияют и на продвижение, и на успех картины.
Александра Иванова:
С какими чувствами едете на «Кинотавр», что для вас значит этот фестиваль?
Александр Котелевский:
Наша кинокомпания едет на «Кинотавр» с оптимизмом: три показа, три вечеринки. Но с другой стороны, как ни кокетничай, оценка и признание профессионального сообщества приятны любому человеку: и продюсерам, и режиссерам, и всей группе. Людям важно, чтобы их время, силы и талант не были потрачены впустую.
Люблю «Кинотавр». Мне нравится команда, которая его делает. Мы все знакомы много лет. Раз пятнадцать точно уже его посетил. Поеду с надеждой, что кино понравится, отдохнем, с интересом посмотрим фильмы других авторов. Мне нравится идея «Кинотавра» сделать в этом году секцию дебютов. Лично у меня и у многих моих товарищей это вызывает большое любопытство. Интересно посмотреть дебютное кино.
Александра Иванова:
Прошлый год получился таким прорывным для российского кинематографа, много было успешных проектов. Как вы оцениваете шансы нынешнего года, что ждет наше кино?
Александр Котелевский:
Смотрите, фильм Алексея Германа «Довлатов» уже получил приз в Берлине. В Каннах у нас две картины. Даже само участие в основном конкурсе двух российских фильмов – это уже успех. Номинация на «Оскар» была. Думаю, что будет картина в Венеции. Да и остальные фестивали – Роттердам, Локарно, Монреаль, Шанхай – наверняка не останутся без российских картин. С этой точки зрения мы идем по восходящей.
Александра Иванова:
А с точки зрения коммерческого, зрительского успеха?
Александр Котелевский:
Прошлый год прошел под знаком феноменального успеха картины «Движение вверх». Было много и других успешных релизов. Вряд ли такое повторится в этом году, но рост все равно будет. Уже на начало текущего года есть фильмы «Лед», «Я худею», и ряд других российских картин, показавших отличный прокатный результат. Осенью также ожидаются большие релизы.
Для индустрии еще очень важно то, как себя чувствуют кинотеатры, чтобы у них была положительная динамика, развивался бизнес. Отрасли не хватает кинозалов. Хорошо работает политика Фонда кино по открытию кинозалов в малых городах. Там действительно нет альтернативных площадок, а человек – существо социальное, ему надо выйти куда-то с девушкой или с семьей.
Трудно найти несырьевую сферу в нашей стране, которая развивалась бы так же стремительно, как кино. Во многом этот рывок обеспечен усилиями продюсеров, но средств господдержки по-прежнему не хватает. Слишком уж рисковый это бизнес для людей, которые вкладывают свои деньги. Возвратные средства с легкостью петли-удавки затягиваются на шее продюсера. Хотелось бы больше доверия к нам, должны быть послабления. Это увеличит количество больших и средних проектов, которые за собой потянут все. Любой успешный релиз поддерживает доверие зрителя к российскому кино, эту тенденцию нужно наращивать, а нас все время пытаются как-то оптимизировать, что-то сократить. Фестивальное движение тоже нуждается в большей поддержке, в том числе и «Кинотавр».
Михаил Сегал: «Сценарий фильма «Слоны могут играть в футбол» писался по ходу съемок»
Александра Иванова:
Ваш фильм окружён атмосферой загадочности. Начиная с необычного, оригинального названия, и заканчивая очень скупой аннотацией - буквально в три строчки. И к тому же он заявлен как эротическая драма. Вы сознательно решили сделать так, чтобы о картине не было ничего известно заранее, и ее тайна открывалась только тем, кто её посмотрит? Почему?
Михаил Сегал:
Меня удивляет, если создатели фильма поступают по-другому, когда, посмотрев трейлер или прочитав аннотацию, ты, собственно, уже посмотрел фильм. Мы живём в такое время, когда зритель идёт на фильм, уже практически всё о нём зная. Считаю это ненормальным, и мне этого никогда не понять. В общем, то, о чём вы спрашиваете, это не специальная стратегия применительно к конкретному фильму: просто, на мой взгляд, так должно быть в принципе.
Александра Иванова:
Сценарий претерпевал какие-то изменения, отличается ли он от первоначального замысла? Просто в некоторых источниках опубликован синопсис, не соответствующий сюжету картины.
Михаил Сегал:
Этих источников не читал, ничего не могу сказать. Сценарий не то что бы претерпевал изменения – он писался по ходу съёмок. Написал осеннюю часть – сняли, зимнюю – сняли, весеннюю – сняли. Конечно, в начале была точная структура, знал, чем всё закончится, но сценария в классическом смысле не было. Будем считать, что это был экспериментальный проект.
Александра Иванова:
Как вообще возникла идея этой истории, есть ли тут какая-то реальная подоплека, или это полностью выдуманный сюжет?
Михал Сегал:
Это просто выдуманный сюжет. В какой-то момент он пришёл мне в голову и показался эффектным. Долгое время он существовал в виде пары строчек в записной книжке, но потом я на него наткнулся, и его участь была решена.
Александра Иванова:
При всех прочих достоинствах несомненная удача фильма – исполнитель главной роли Владимир Мишуков. Он был выбран изначально, альтернатив не было?
Михаил Сегал:
Они были, но я счастлив, что эту роль сыграл Владимир. Он привнёс в неё много интересного, своего – того, чего в сценарии не существовало.
Александра Иванова:
Почему вы решили часть картины снимать именно в Одессе? Для вас были важны её антураж, фактура?
Михаил Сегал:
Да, для меня были важны её антураж и фактура. И вообще, у меня была тактика, и я её придерживался.
Александра Иванова:
С какими чувствами и настроением едете на «Кинотавр», что ждёте от фестиваля?
Михаил Сегал:
Чувств у меня нет, я же режиссёр, у меня только мозг. А мозг ничего не ждёт, он же – не чувства.
Михаил Кукушкин: «Режиссерские амбиции были у меня всегда»
Александра Иванова:
Почему вы, продюсер, решили вдруг пересесть в режиссёрское кресло? Что побудило вас снять кино?
Михаил Кукушкин:
Режиссерские амбиции были у меня всегда, учился на режиссуре в Школе драмы Германа Сидакова. По окончании Школы познакомился с Романом Каримовым, и так закрутилась продюсерская история, стал продюсером его фильмов «Неадекватные люди» и «Вдребезги». Потом были другие проекты. Хотел снимать и сам. Не то что бы это была глобальная мечта, продюсирование мне тоже нравится, конечно. Так что, приход в режиссуру – это не какая-то крутая перемена в судьбе, а просто естественное продолжение моей деятельности.
Александра Иванова:
Фильм «Дар» вы сняли по книге писателя Сергея Жмакина «Золотая струя». Чем вас заинтересовала эта история?
Михаил Кукушкин:
Изначально своей провокативностью, яркой темой. Но на эпатаже далеко не уедешь. Поэтому мы с автором книги так ее переработали, что даже первый драфт сценария был уже не похож на повесть. Героев мы сделали родственниками, в книге этого не было. У нас они стали дедом, сыном и внуком, были интересно показать, как взаимодействуют три поколения. Появились еще какие-то нюансы. Потом подключился сценарист Женя Чубаров, и от книги осталось еще меньше. Так что, это не буквальное изложение сюжета, а, скорей, фильм по мотивам.
Александра Иванова:
А эта книга издавалась?
Михаил Кукушкин:
Да, издавалась, и даже была в лонг-листе «Русского букера». Но я читал ее в электронном варианте.
Александра Иванова:
Сатирическая комедия – довольно редкий сейчас жанр в нашем кино. Вы вдохновлялись какими-то старыми картинами, что служило для вас ориентиром?
Михаил Кукушкин:
Прямых референсов не было. Но хотелось сделать такое советское кино в хорошем смысле. Понятно, что вспоминались разные фильмы, например, кино Георгия Данелия. Он же освоил жанр «лирическая комедия». Хотя, казалось бы, это несопоставимые вещи, но у него это получилось. Ориентиры, безусловно, были. Постоянно, так или иначе, вспоминали мастеров советского кино. Кроме того, было еще условие автора книги, с которым я полностью согласен, не уходить в сторону жесткого показывания процесса, того, как герой рисует свои картины. Автор хотел, чтобы это было сделано легко и мягко. И это тоже уводило нас к традициям советского кинематографа.
Александра Иванова:
Где снималась картина?
Михаил Кукушкин:
Очень много было снято в Подмосковье. Нам была нужна провинция, но из-за отсутствия денег мы не могли уехать в далекую экспедицию. Актеры снимались бесплатно, увезти их куда-то и держать там, было неудобно. Они приезжали к нам на съемки в свободное время, когда у них была возможность.
Александра Иванова:
С продюсерами у вас было полное взаимопонимание?
Михаил Кукушкин:
Да. Когда пришел к ним с этим проектом, мы сразу договорились, что делаем его за очень маленькие деньги, но это будет мой авторский фильм. Поэтому Александр Котелевский и Андрей Новиков давали нам полную свободу.
Александра Иванова:
Планируете ли дальше заниматься кинорежиссурой?
Михаил Кукушкин:
Идеи есть. Но пока мои ближайшие проекты – продюсерские.
Александра Иванова:
Раньше на «Кинотавр» вы ездили в роли продюсера. Сейчас будете представлять свою режиссерскую работу. Какие чувства испытываете?
Михаил Кукушкин:
Интерес. В качестве режиссера на «Кинотавре» я себя еще не ощущал. Это главный российский кинофестиваль, который достаточно широко показывает панораму российского кино. И правильно, что они не уходят только в арт-хаус, а открыты для разных картин. В прошлом году мы представляли здесь фильм Вадима Валлиулина «Мертвым повезло». Это чисто жанровое кино, и спасибо «Кинотавру», что он дал возможность показать эту картину.
Тимофей Жалнин: «Фильм «Двое» будет интересен тем, кто ходит в кинотеатр не только за развлечением»
Александра Иванова:
Как родилась идея этого сценария?
Тимофей Жалнин:
Родилась из впечатлений детства и юности, проведенных в Сибири. Из походов по тайге и свидетельств борьбы человека с природой. Эту историю вынашивал еще с последних курсов Санкт-петербургского университета кино и телевидения, в котором учился. Сложность была в том, что её реализация предполагала серьезную и далекую экспедицию. Некоторые продюсеры предлагали снимать фильм в Подмосковье, в перелесках, что называется, но от такого варианта я отказывался. Потом встретил продюсеров Александра Котелевского и Андрея Новикова, которых не испугали эти трудности.
Александра Иванова:
Вам было принципиально важно снимать картину именно в условиях дикой природы?
Тимофей Жалнин:
Да, для меня среда, в которой существуют герои любого фильма, очень важный художественный показатель. В нашем случае настоящая сибирская тайга являлась третьим персонажем. Поэтому не хотел идти на компромисс, понимая, что это сильно разбавит остроту восприятия истории, исчезнет ощущение мифологичности происходящего. Масштабы и первозданность природы Западных Саян создали, на мой взгляд, оригинальную тональность фильма.
Александра Иванова:
Сценарий пролежал несколько лет. Приступая к съемкам, вы что-то меняли, добавляли, или же он сохранился в первозданном виде?
Тимофей Жалнин:
Конечно, добавлял. Когда проходит такое количество времени, смотришь на текст заново. Я тоже изменился за это время, те вещи, которые волновали меня на тот момент, когда он был написан, уже пережил. Возможно, получил ответы на те вопросы, которые ставились там. Посмотрел на сценарий новым взглядом, попытался ввести туда круг тем, которые меня интересуют сейчас. Думаю, что эта пауза вообще пошла на пользу. Все-таки съёмки в экспедиции, в суровых условиях, вызов для дебютанта, а тогда у меня было совсем мало опыта.
Александра Иванова:
За эти годы вы как раз накапливали опыт, снимали короткометражное кино...
Тимофей Жалнин:
Да, снимал короткий метр, рекламу, делал большой интерактивный проект для одного мюзикла, работал с немцами в Германии – монтировал полнометражный художественный фильм. Шло накопление по профессии. У меня появился пакет сценариев и замыслов, из которого Александр Котелевский выбрал именно этот.
Александра Иванова:
С продюсерами у вас было полное взаимопонимание?
Тимофей Жалнин:
Конечно. Если бы его не было на таком сложном проекте, история могла бы не получиться.
Александра Иванова:
Что оказалось для вас самым сложным в процессе съёмок?
Тимофей Жалнин:
Понятно, что экспедиция сама по себе была очень сложная, это тайга, дикие условия, палатки, но это очевидные вещи. Самым трудным оказалось найти персонажей, главных героев. Пересмотрел множество девчонок и парней разного возраста. Изначально герой был постарше, потом я понял, что он получается совсем инфантильным, если заявленные трудности в жизни смогли выбить его из колеи, пришлось изменить возраст. В общем, была целая эпопея с поиском органичных и еще не засвеченных экраном людей. Потому как обычно талантливых ребят расхватывают сразу.
Александра Иванова:
На какого зрителя рассчитываете?
Тимофей Жалнин:
Не высчитываю зрителей. Надеюсь, что моим ровесникам это будет интересно, потому что они – это частичное отражение меня и наоборот. По большому счету все зависит от вкусов и интересов конкретного человека и его жизненного опыта. Не хочу оставлять никого за возрастными рамками и определять барьеры на пути в кинозал. Возможно, кого-то история тронет и в 16 лет, а кому-то с высоты возраста покажется банальной. Думаю, фильм скорее будет интересен тем, кто ходит в кинотеатр не только за развлечением.
Александра Иванова:
Вы уже не первый раз будете на «Кинотавре», однажды уже вернулись с этого фестиваля с победой. С каким настроением едете сейчас, что ждёте?
Тимофей Жалнин:
Для меня показ этого фильма будет более волнующим, чем показ моей предыдущей дипломной работы «F5». Её до «Кинотавра» зрители уже видели, я знал их реакцию. А сейчас будет настоящая премьера, причем для достаточно насмотренного, искушенного зрителя. Волнуюсь.