Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 мая 2018 09:10

Игорь Каграманов: «Ответ на вопрос, почему наша картина называется «Пусть будет Лиза» зритель получит тогда, когда посмотрит фильм»

Игорь Каграманов: «Ответ на вопрос, почему наша картина называется «Пусть будет Лиза» зритель получит тогда, когда посмотрит фильм»

Со 2 по 10 июня в Сочи пройдёт XXIX Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Интернет-портал «ПрофиСинема» - многолетний информационный партнер фестиваля - продолжает публиковать интервью с участниками конкурсной программы. Игорь Каграманов представит в конкурсе дебютов свой фильм «Пусть будет Лиза». В прошлом году Игорь уже участвовал в программе «Кинотавра» с короткометражной работой. В своем интервью режиссер поделился секретом - как ему удается ежегодно участвовать в главном киносмотре страны.

кадр из фильма Пусть будет Лиза

Дарья Осташева:
Долгое время вы работали на телевидении, почему решили поступать на режиссерский факультет ВГИКа? 

Игорь Каграманов: 
Телевидение для меня - это только работа, к творчеству оно имеет опосредованное отношение. Учебу во ВГИКе я считаю логическим продолжением своей деятельности, к тому же мне очень хотелось снимать игровое кино.

Дарья Осташева:
Что вам дала учеба во ВГИКе и как вы считаете, нужно ли режиссеру высшее образование?

Игорь Каграманов: 
Учеба во ВГИКе - это важный этап в моей жизни. Институт повлиял на мое мировоззрение в целом. Я обрел понимание профессии, получил представление о кино, узнал, как строится драматургия и многое другое. Считаю, что каждому режиссеру было бы неплохо получить высшее образование. Режиссура складывается не только из теоретических и практических знаний, но и из сложившейся точки зрения на мир. Все это можно приобрести и наработать за годы учебы в институте. Если говорить о режиссерах, которые не получили формального образования, то я считаю, что это отчасти лукавство. Все, кто заявляют о том, что не имеют образования в сфере режиссуры, на самом деле так или иначе были причастны к образовательному процессу. Например, Квентин Тарантино не получил формального режиссерского образования, но при этом посещал актерские курсы.

Дарья Осташева:
Расскажите о смысле названия картины «Пусть будет Лиза».

Игорь Каграманов: 
«Пусть будет Лиза» - мы трактуем как «пусть будет жизнь». Это название как бы дает надежду на развитие жизни как таковой. А более точный ответ зритель получит тогда, когда посмотрит картину. Сейчас мне бы не хотелось разрушать предвкушение перед просмотром, поскольку название, действительно, играет важную роль.

кадр из фильма Пусть будет Лиза

Дарья Осташева:
Как родился сценарий фильма? 

Игорь Каграманов: 
Идея родилась после того, как я снял свой дипломный фильм. Мой друг и соавтор Юрий Глушенков предложил завязку о перипетиях, происходящих внутри семьи по поводу наследства, и мы начали развивать эту идею. Мы работали над сценарием около года и далеко ушли от первоначальной задумки, но впоследствии, как мне кажется, раскрыли эту историю гораздо глубже. 

Дарья Осташева:
Где вы ищете вдохновение?

Игорь Каграманов: 
Самая главная муза - это жизнь. Я подсматриваю за ней, задумываюсь над разными ситуациями, и так рождается идея. Сейчас, мне кажется, я смотрю на самые простые вещи с позиции режиссера - сразу думаю, можно ли их переработать в сценарий. Кроме того, при работе над раскадровками смотрю очень много живописи и графики, стараюсь следить за работами художников.

Дарья Осташева:
О чем история «Пусть будет Лиза»?

Игорь Каграманов: 
Отчасти эта история касается лично меня, не напрямую, а в каких-то деталях, опосредованно. Большинство сюжетных перипетий мы подсматривали в жизни, опирались на собственный опыт. Вообще, мне кажется, что практически все дебютное кино рождается откуда-то изнутри. 
В картине раскрывается тема человеческих взаимоотношений. Я думаю, куда любопытнее наблюдать за поведением людей, разбираться в том, как они взаимодействуют друг с другом и до какого предела могут дойти в тех или иных обстоятельствах, чем, например, смотреть на летающих драконов. Эта тема берет свое начало с древнегреческих трагедий и находится в постоянном, беспрерывном развитии вплоть до наших дней и, на мой взгляд, является самой интересной. Противостояние героев фильма усиливается тем, что происходит внутри семьи. Как ни странно, именно семейные конфликты - самые острые, ведь близкие люди могут с одинаковой силой любить и ненавидеть друг друга. В этом -парадоксальность семьи. 
Действие фильма разворачивается в провинциальном городке. Главная героиня работает в столовой на заводе. Она - маленький человек, но совершает большой и значимый для себя поступок. Героиня делает выбор, который определяет всю ее дальнейшую судьбу...

кадр из фильма Пусть будет Лиза

Дарья Осташева:
Большое внимание в своей работе вы уделяете атмосфере. Какими средствами выразительности вы пользуетесь для достижения наиболее сильного эффекта?

Игорь Каграманов: 
Для меня, атмосфера - едва ли не самое главное, доминанта любого фильма. Какую атмосферу ты задашь, начиная с самого первого кадра, так картина будет восприниматься. Безусловно, историю нужно рассказывать, чтобы зритель ее понимал и чтобы у него сложилась своя точка зрения по поводу поведенческих аспектов персонажей. Но кино - это аудиовизуальное искусство. Поэтому то, на что будет смотреть и то, что будет слышать зритель для меня крайне важно. Цвет, свет, работа камеры - это основные элементы, которым мы уделяли наибольшее внимание. Огромное количество времени посвятили работе над композицией кадра, колористикой и световыми решениями. В картине есть моменты, где свет играет колоссальную роль, подчеркивает драматургию событий. В операторской работе мы делали упор на выстраивании глубинных мизансцен. Мне нравится снимать длинные кадры, поэтому в одном кадре есть переход с крупного плана на средний и на общий. При работе над картиной мы думали над тем, чтобы поставить зрителя в позицию наблюдателя. Ведь в жизни человек смотрит вокруг себя и при этом не может остановить или приблизить картинку. В фильме есть только одна сцена, снятая посредством «восьмерки», но этот прием также обусловлен драматургией - это сцена трапезы персонажей, выстроенная на их остром противостоянии. Несмотря на важную роль атмосферы, она подчинена драматургии, которая довлеет над всеми элементами картины.

Дарья Осташева:
Уже в четвертый раз для съемок фильма вы выбираете Калугу. Почему именно этот город?

Игорь Каграманов: 
В Калуге я закончил школу, поступил в университет, там же получил первый телевизионный опыт. Конечно, я возвращаюсь туда, потому что там все мне знакомо и просто. Изначально местом действия по сюжету был город Тутаев. Но в нем чего-то не хватило. Поэтому мы вернулись в Калугу. Нецеленаправленно, скорее - так вышло. В итоге в картине удалось передать всю красоту этого города, показать старые постройки 18 века, живописную реку. Но на данный момент, если говорить честно, для меня Калуга себя исчерпала. Все, что удалось изъять из этого города, я уже изъял, теперь это останется в памяти и в кинокартинах. 

Дарья Осташева:
Что было самым сложным при работе на первом полнометражном проекте?

Игорь Каграманов: 
Самым сложным было написать сценарий. Момент рождения истории - самый удивительный и волнительный, почти сакральный. Описать этот процесс практически невозможно. Конечно, были еще производственные сложности, которые, я думаю, случаются у всех. Но здесь мне очень помог опыт съемок короткого метра. Именно тогда удалось выработать направление, в котором мне хотелось бы снимать кино в дальнейшем: взаимодействие персонажей внутри кадра, работу камеры и ракурсы, продолжительность кадра. Кроме того, за время съемок короткометражных фильмов мы очень крепко сработались с оператором Иваном Устиновым, установили свои взаимоотношения: режиссер-оператор. Магистральной линии, связывающей все картины нет, и я надеюсь, что ее не будет, поскольку повторяться раз от раза не хочется. Но визуальная эстетика кадра, мне кажется, уже выработана. Дальше я планирую только полировать и оттачивать ее.

кадр из фильма Пусть будет Лиза

Дарья Осташева:
Расскажите, как проходил актерский кастинг и о работе с актерами.

Игорь Каграманов: 
Мне всегда тяжело выбрать, я очень сомневающийся человек и по многу раз себя перепроверяю. Самым сложным было выбрать актрису на главную роль, поскольку в фильме сцены с участием героини занимают большую часть экранного времени. От нее зависел весь актерский ансамбль. Мы не могли искать артистов на второстепенные роли, пока не нашли актрису на главную. Весь кастинг строился на поисках этого бриллианта, которым стала замечательная Елена Махова
С артистами у нас была договоренность не отходить от сценария. Изменения случались крайне редко, но, вообще, я стараюсь не работать с экспромтами. Мое мнение как режиссера, что кино создается не сиюминутным порывом вдохновения, а кропотливым трудом. Образы персонажей складывались в моей голове на протяжении долгого времени, поэтому я просил актеров держаться в этих рамках. Перед съемкой мы тщательно прорабатывали с артистами сцену, в подготовительном периоде разговаривали о характере и мотивации персонажей. Все спорные моменты решались заранее, на обсуждениях и репетициях, а не на площадке. 

Дарья Осташева:
Вы жесткий режиссер?

Игорь Каграманов: 
Да, жесткий. Но жесткий не в том отношении, что хожу по площадке и кричу на артистов, просто у меня есть сложившаяся концепция, и ее должна придерживаться вся команда. В этом заключается моя жесткость. В остальном, я стараюсь всех любить. В коллективе должна сохраняться теплая атмосфера, это ведь тоже одна из задач режиссера. 

Дарья Осташева:
По ходу съемочного процесса, много поменялось от первоначальной задумки?

Игорь Каграманов: 
Практически ничего не поменялось, поскольку, опять-таки все спорные моменты обговаривались заранее. На съемочной площадке мы снимаем то, что уже обговорено и отработанно. Безусловно, есть нюансы, продиктованные внешними факторами, которые поменялись, но они незначительны. Я очень рад тому, что мы не отошли от первоначальной задумки и выдержали дистанцию от идеи до ее финального воплощения. Это дает уверенность мне, как дебютанту, в том, что я смогу развиваться дальше. 

Дарья Осташева:
Как вы считаете, какое будущее у авторского кино в России? Кто из современных российских режиссеров авторского кино вам ближе?

Игорь Каграманов: 
Считаю, что у авторского кино замечательное будущее. Подтверждение тому - «Аритмия» Бориса Хлебникова и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, на которые зрители пошли с удовольствием. Сейчас можно наблюдать тренд на интеллектуальность, в наше время модно быть умным. Люди хотят смотреть такое кино, над которым можно поразмышлять и после просмотра которого можно подискутировать. С каждым годом количество зрителей авторских фильмов только растет. Касательно нашей картины, мне кажется, она должна вызвать интерес у разного зрителя. О том, какая будет аудитория, я очень много думал, когда снимал свой дипломный фильм, потому что он достаточно тяжелый и трагичный. Мне казалось, что он мало кого заинтересует, но практика показала совершенно обратное. 

кадр из фильма Пусть будет Лиза

Дарья Осташева:
Со своими короткометражными работами вы уже участвовали на различных кинофестивалях, в том числе на «Кинотавре» прошлого года. Расскажите, в чем ваш секрет: как попасть на «Кинотавр»?

Игорь Каграманов: 
Никакого секрета нет, на самом деле. Просто я делаю честно свою работу, максимально отдаваясь этому процессу. Не могу позволить себе схалтурить, пойти против себя и против своих ощущений. Если я вижу, что группа устала, но нужно сделать еще один дубль, мы его сделаем. Главное - это честность и открытость. Дальше дело стоит за отборщиками. На самом деле, я даже не мог себе представить, что буду участвовать в таком количестве смотров. Думал, что короткометражные фильмы не востребованы, но оказалось совсем по-другому. Когда я попал на «Кинотавр» в прошлом году с фильмом «Все в ящик», долго не мог поверить и вначале посчитал, что это розыгрыш. 

Дарья Осташева:
С каким настроением едете на «Кинотавр» в этом году? Настроены на победу?

Игорь Каграманов: 
«Кинотавр» - замечательный фестиваль, бесспорно, это главная площадка страны, и я еду с прекрасным настроением. Из пресс-конференции я узнал, что на фестивале 2018 года в конкурсе дебютного кино будет 8 фильмов из заявленных 58. Это придает мне надежду. 
Поэтому жду с нетерпением и думаю, что мы здорово проведем время. А что касается победы - это прекрасно, но если ее не будет, на настроении это никак не скажется. Гораздо важнее то, что есть возможность реализации собственных замыслов и возможность сказать что-то зрителю. 


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Дарья Осташева

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама