Юлия Морская: «Героини доверились нам и рассказывали о самом сокровенном»
В конце марта 2018 года завершилась работа над новым документальным проектом Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» - «Убить нельзя оставить». Продюсеры фильма - Федор Попов и Владимир Малышев. Дебютная картина режиссера Юлии Морской расскажет о драматической истории нескольких молодых женщин, совершивших один из самых важных выборов в жизни. Центральной темой ленты станет не только проблема абортов в России и мире, но и психологическое состояние женщины, которая принимает решение о дальнейшей судьбе ребенка.
Юлия Морская, режиссер-постановщик:
«С главной героиней фильма Светланой мы познакомились 14 лет назад, но о совершенном ей аборте я не знала. Какое-то время мы не общались, но после я наткнулась на один из ее постов в социальной сети. Оказалось, что Света помогает молодым женщинам на грани аборта - психологически и даже материально, в случае, если женщина решает оставить ребенка. Мы встретились со Светланой, она рассказала свою историю, и так родилась идея фильма. Остальными героинями картины стали бывшие светины подопечные. Показывая дальнейшую судьбу этих четырех женщин, мы ставим перед зрителем такие вопросы: Что хуже - сделать аборт или оставить ребенка? Можно ли избавиться от проблем, избавившись от ребенка? Оправдываются ли страхи тех, кто все же не прервал беременность? И кто из женщин больше сожалеет о содеянном?»
Главная героиня фильма – успешная молодая женщина. Поддавшись уговорам мужчины, с которым встречалась, она добровольно прервала беременность и вскоре поняла, что совершила непоправимую ошибку. Однако после искреннего раскаяния, кроме чувства вины, у нее появился новый смысл жизни. Героиня открыла благотворительный фонд, основная задача которого - помогать женщинам, которые оказались перед сложным выбором и донести необходимость ответственного подхода к беременности подрастающему поколению.
Юлия Морская:
«Почти пол года ушло на то, чтобы найти героинь, согласных на съемку. Это было очень сложным моментом, потому что женщины в критический момент своей жизни отказывались сниматься и что-либо рассказывать на камеру. С помощью главной героини Светланы нам удалось договориться с остальными девушками. С самой Светланой было легко работать, потому что для нее было важно сделать этот фильм, но она рассказывала такие вещи, которые вызывали слезы. В группе были две девушки - я и звукорежиссер Вера, и мы обе постоянно плакали на съемках. Емилия, вторая героиня, которая сделала аборт, сначала согласилась рассказать свою историю, но потом четыре раза откладывала съемку. Мы относились к этому с большим пониманием, потому что ей предстояло рассказать очень интимную историю. Ларина, третья героиня, которая живет с ребенком и бабушкой, согласилась участвовать в фильме легко, но вот когда дело дошло до самой съемки, закрылась и было очень сложно ее снимать. Четвертую героиню, Дашу, мы снимали в деревне в Новосибирской области. Она очень боялась, что люди будут смеяться над их нищетой и просила ничего такого не показывать в фильме. Мы очень старались, но, конечно, выполнить ее просьбу до конца было невозможно.
С каждой из девушек я вела долгую подготовку перед съемками, мы разговаривали по телефону и много раз обсуждали, что и зачем мы хотим снять. Когда снимали Светлану и Емилию, они быстро погружались в воспоминания и переживания, как будто забывали о камере и высказывали свои мысли и ощущения вслух. А вот Ларина и Даша долго привыкали к съемке, закрывались, и нам пришлось потратить несколько дней на каждую из них, для того, чтобы героини перестали стесняться камеры и начали доверять нам.
Интересный момент, что мужья Светланы, Емилии и Даши и были категорически против съемок. Также против съемок была и бабушка Ларины, но ее удалось убедить на месте, в итоге она даже согласилась сняться сама. Из этого можно сделать вывод, что люди считают аборты и случайные беременности чем-то стыдным, чем- то таким, о чем нельзя рассказывать».
Пренебрежительное отношение к беременности может привести не только к физическому, но и эмоциональному страданию той женщины, которая совершила аборт и к тяжелым последствиям в жизни женщины, сохранившей ребенка. Цель фильма «Убить нельзя оставить» заключается не в том, чтобы навязать или убедить зрителя в каком-либо решении, а в том, чтобы донести необходимость серьезного отношения к такому важному состоянию женщины, как беременность.
Юлия Морская:
«Светлана вызывает огромное уважение, ведь она - человек, который совершил ошибку, раскаялся в ней и сейчас делает все возможное, чтобы помочь другим. К Емилии я испытываю огромное сочувствие, а еще именно после разговора с ней я поняла всю глубину трагедии, которую переживает женщина, сделавшая аборт. Ларина - совсем юная девушка, ей 21 год. Во время съемок я думала: а многие могли бы поступить как она, родить, несмотря на такие проблемы как у нее? Как поступила бы я в ее ситуации? И получается, что своим примером она учит мужеству и ответственности в таком сложном вопросе. Дашу можно назвать настоящей героиней. Помимо материальных проблем, мешающих рождению третьего ребенка у героини еще и большие проблемы со здоровьем – прошло лишь девять месяцев после предыдущего кесарева сечения, ей просто нельзя было рожать, она могла погибнуть. Но девушка оставила ребенка, несмотря ни на что».
В самом названии картины заложен некий код, раскрывающий замысел автора. Этот код - возможность выбора: каждый сам решает, в каком месте ставить запятую. В центре сюжета неигрового фильма «Убить нельзя оставить» - четыре молодые женщины, которые нежеланно забеременели и думали об аборте. Две из них - решились на аборт, а две другие - сохранили беременность. В своей картине режиссер Юлия Морская показывает, как изменилась жизнь этих женщин после того, как они поставили свою запятую.
Юлия Морская:
«Мне было важно показать внутреннюю и внешнюю красоту русских женщин. Вот почему в фильме достаточно много портретных планов и деталей, относящихся к их внутреннему миру. Я старалась визуально по-разному выстроить две условные части, на которые можно поделить фильм: истории абортов и истории родов. Рассказывая об абортах, я использовала условное, «игровое» изображение, которое могло бы выразить тяжелое внутреннее состояние девушек. А в историях с родившими героинями я старалась как можно больше показывать живое пространство вокруг них, снимая бытовую жизнь и общение с детьми.
Думаю, что наладить контакт с героинями у меня получалось только потому, что я совершенно искренне считаю, что эта тема очень важна, что об этом надо рассказывать. Я ловила себя на мысли о том, что так погружаюсь в их истории, что забываю о съемке. В те моменты мне казалось, что я беседую с близкой подругой, которая рассказывает о самом сокровенном. Наверное, девушки это чувствовали и доверяли свои истории».