Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 марта 2018 11:44

Джаник Файзиев: «99% людей до конца не понимают, чем занимается продюсер»

Джаник Файзиев: «99% людей до конца не понимают, чем занимается продюсер»

15 марта 2018 года в шестой раз состоится ежегодная церемония Премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Специально для портала ПрофиСинема продюсер Джаник Файзиев, три компании которого входят в ассоциацию, рассказал об основных целях и задачах организации, таких направлениях деятельности, как «развитие профильного образования» и «продвижение профессии «продюсер», взаимодействии с другими профессиональными объединениями, а также об основных качествах продюсера, его взаимодействии с режиссером и другими членами съемочной группы, важности профессионального признания и многом другом.

Александра Иванова:
Три компании, к которым вы имеете непосредственное отношение («Студия Бонанза», «Киностудия КИТ» и группа компаний ГПМ КИТ) входят в Ассоциацию продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Насколько, на ваш взгляд, важно для продюсеров и компаний быть членами профессионального сообщества, что это даёт, как помогает?

Джаник Файзиев:
Первый раз необходимость в создании Ассоциации возникла в условиях кризиса 2008 года. Стало понятно, что без синергии, без обмена информацией и выработки каких-то единых правил существования, жить дальше будет уже невозможно. Тогда Ассоциация была совсем маленькая, максимум десять компаний, собрались вместе главные на тот момент производители.  И мы пытались выработать какие-то правила, стратегические пункты, по которым индустрия могла существовать дальше. С тех пор прошло почти десять лет, Ассоциация обрела мощную силу, она может разрабатывать индустриальные нормативы, с ней встречаются члены правительства. Нам необходимо обмениваться информацией о том, что происходит внутри компаний, по работам, по всяким изменениям, по людям. И это, как ни странно, дает еще больший толчок к улучшению качества фильмов, условий работ, укреплению и развитию индустрии. Не хватает времени следить за законодательными новостями, и очень многие важные вещи, например, я узнаю из переписки Ассоциации.

Александра Иванова:
Ассоциация как-то соприкасается в работе с продюсерской Гильдией Союза кинематографистов?

Джаник Файзиев:  
Мы мало пересекаемся, к сожалению. Мы создавались как работники кино и телевидения. Гильдия в Союзе кинематографистов занимается только кино. А у телевидения и обороты больше, и интенсивность, и движение. Правильней было бы в названии Ассоциации слово «телевидение» поставить на первое место. Это сейчас уже среди тех, кто входит в нашу организацию, многие серьезно стали заниматься кино, и официально подтвердилось, что мы Ассоциация продюсеров и кино, и телевидения. А Гильдия больше закрывает киночасть. Пока мы существуем параллельно. Но я думаю, что рано или поздно, как только рынок начнет все больше цивилизовываться, нам все равно всем нужно будет объединяться.

Александра Иванова:
Основанная вами в 2010 году «Студия Бонанза» вступила в Ассоциацию в прошлом году. Почему было принято такое решение?

Джаник Файзиев:
«Бонанза» - маленькая компания. Мы появились в 2010 году, и тогда сняли один фильм. После этого сделали несколько сериалов. С точки зрения рынка, мы являлись молодой компанией. И даже те взносы, которые надо платить в Ассоциацию, для нас были тяжеловаты. Сейчас мы потихоньку набираем обороты. Но я точно понимал, что мы обязательно должны входить в эту Ассоциацию, поэтому по поводу вступления туда не было никаких сомнений.

Александра Иванова:
Среди прочих направлений деятельности в уставе Ассоциации есть такие – «развитие профильного образования» и «продвижение профессии «продюсер». Каковы успехи в этой области? Можно ли сказать, что за эти десять лет в России появилось новое поколение успешных продюсеров?

Джаник Файзиев:
Смотрите, есть Михаил Врубель и его партнер Александр Андрющенко. Считаю, что это два очень мощных молодых продюсера, которые с первой картины серьезно заявили о себе. Продюсер – профессия очень сложная, и 99% людей до конца не понимают, чем он занимается. Думают, что продюсер это тот, кто нашел деньги. Как раньше в журнале «Крокодил» публиковали карикатуры человека в цилиндре, со значком доллара, такая акула капитализма. Это совершеннейшая неправда. Продюсер придумывает проект, делает его осуществление возможным, а не просто говорит «давайте снимем кино про любовь». Надо понять, что это за любовь, кто главные герои, как они устроены. Затем продюсер находит сценариста, который может это написать. Пытается найти режиссера, который это снимет. Говоря казенным языком, продюсер в большинстве случаев определяет качество и вид будущего продукта. Многие по-прежнему считают, что этим занимается режиссер. Но в хороших случаях это происходит на стыке «режиссер-продюсер», а чаще всего именно продюсер является гарантом того, что все будет сделано с должным качеством. Продюсеру необходимо сочетать в себе знания финансовых законов, культуры, кинодраматургии, психологии, уметь быть хорошим продавцом и промоутером. А это пять или шесть принципиально разных профессий. Специалисты в каждой из данных областей занимаются этим всю жизнь. Снять блестящий фильм и плохо его спромоутировать означает, что ты что-то сделал не так. Это же не помидоры, которые не надо рекламировать, хорошие овощи покупатель и сам увидит. А если неправильно выпустить фильм, о нем никто не узнает. И ты либо потеряешь деньги, либо не донесешь качественный продукт до своего потребителя. Безусловно, школа продюсеров очень важна. Но мало просто прийти, послушать десять лекций, или два года походить на курсы. Ведь продюсеры бывают разные. Есть те, которые действительно нашли деньги и больше ни о чем не заботятся, думая, что они главные в этой индустрии. А есть такие, которые в итоге всех увольняют и доделывают все сами. Что тоже неправильно. Поэтому без практики, без многолетней тренировки, без долгой жизни в индустрии стать продюсером практически невозможно.

Александра Иванова:
Во ВГИКе у вас была режиссерская мастерская, одна из лучших, судя по количеству призов, получаемых на фестивале. Учитывая ваш большой продюсерский опыт, даете ли вы советы молодым режиссерам о сотрудничестве с продюсерами?

Джаник Файзиев:
Таких рецептов не существует. Это все равно как женщину учить быть хорошей женой, или мужчину – хорошим мужем и отцом. Главное, что я им пытался объяснить: основа современного мира – это коммуникация. Кино никогда не делается в одиночку, всегда в коллективе. И режиссер, по сути дела, капитан того корабля, который построит продюсер. Режиссер должен довести этот корабль до пункта назначения. Основная задача режиссера – коммуницировать и соединять людей, умеющих делать что-то лучше, чем он сам. Все это приходит с жизненным опытом.

Александра Иванова:
В этом году в шестой раз пройдет Премия Ассоциации. Среди номинаций Премии есть такие, которых нет больше ни на одной российской кинопремии. Например, «лучший кастинг-директор». Почему, на ваш взгляд, введение данной номинации и подобных номинаций важно?

Джаник Файзиев:
Смысл профессиональных премий заключается в том, чтобы поощрять труд людей, который чаще всего остается за кадром. Мы знаем от силы десять оскаровских номинаций, самых популярных. А награждение там проходит по всем существующим в индустрии профессиям. Мы работаем с этими людьми и наша задача, как продюсеров, время от времени напоминать им, что мы ценим их работу, она крайне важна. Очень здорово, когда есть кастинг-директор, умеющий вчитываться в сценарий, находить правильных актеров, собирать гармоничные ансамбли и так далее. То же можно сказать и о других номинациях, таких, как, например, исполнительный продюсер. Его роль, особенно на телевидении, становится все более важной. Чем больше будет этих наград, тем правильней. Поэтому прекрасно и чрезвычайно важно, что Премия Ассоциации уделяет внимание всем кинематографическим профессиям.

Александра Иванова:
Ваши проекты неоднократно номинировались на Премию в прошлые годы, и в этом году «Беглец» представлен в номинации «Лучший телевизионный фильм» (1 – 4 серии). Как оцениваете шансы на победу?

Джаник Файзиев:
Для меня победа на фестивалях и в конкурсах не всегда является показателем успешности или качества производства. В жюри – живые люди, голосование во многом зависит от настроения. Если говорить о моей внутренней оценке, то всегда сам понимаю, когда кино хорошее, а когда что-то не получилось. Конечно, хотелось бы выиграть, это всегда приятно, когда звезды так сходятся. Но мы все прекрасно знаем, очень часто бывает так, что блестящая картина не получает никаких призов, а какая-нибудь конъюнктурная, не очень сильная картина наоборот может победить. Много знаю примеров на том же «Оскаре», когда побеждали фильмы, которые казались мне какими-то бессмысленными, скучными, неинтересными. И до сих пор кажутся такими. Приятно само участие, сам факт попадания в номинации, и что коллеги оценили твой труд.

Александра Иванова:
Если в целом оценить прошедший теле и кино сезон, каким он был, на ваш взгляд?

Джаник Файзиев:
Можно констатировать, что у нас очень сильно вырос общий уровень отечественного кино и, соответственно, телекино. Со вторым, правда, чуть сложнее, потому что там бюджеты поменьше и кризис немножечко поддавливает. Но, тем не менее, виден рост режиссерского, операторского, актерского мастерства, качества драматургии. А кино вообще сейчас движется семимильными шагами. Прошедший год принес огромное количество побед. Появились блестящие картины, сделанные на высочайшем профессиональном мировом уровне, что само по себе не может не радовать.

Александра Иванова:
Об успехе говорит и интерес зрителей к отечественному кино…

Джаник Файзиев:
Да, зрители пошли на наше кино. Несколько лет назад, когда мы выпускали одну нашу картину, был свидетелем такой сцены в кассе кинотеатра «Пушкинский». Двое молодых людей выбирали, на какой фильм им пойти, и когда кассирша им сказала «вот хороший наш фильм», они ответили «ваш фильм, вот сами его и смотрите». А недавно наблюдал иную ситуацию, как зрители приходили в кассу и кассирша предложила им посмотреть российский фильм, они сказали «Наш, ну тогда давайте, пойдем посмотрим». Уже довольно много сделано для того, чтобы люди поверили в наше кино. Успех «Движения вверх», на мой взгляд, просто революционный. Это большая-большая удача!

Александра Иванова:
Как идёт работа над вашим фильмом «Вратарь Галактики», на какой стадии проект находится сейчас?

Джаник Файзиев:
Мы завершили съемки. Это был, наверное, один из самых моих тяжелых проектов: и творчески, и физически, и технически. Но он таким и замышлялся. Сейчас заканчиваем монтаж. И начинается тяжелейшая работа над компьютерной графикой, у нас огромное количество трехмерных персонажей, анимированных героев, объектов. Мы, как пионеры, движемся навстречу неизвестному, поскольку по уровню компьютерной графики у нас в стране подобных прецедентов еще не было.

Александра Иванова:
Когда фильм представляли на декабрьском Кинорынке, было сказано, что к выходу первого тизера будет запущен конкурс концептов, участники конкурса должны придумать персонажей для фантастического мира картины, лучшие из которых будут доработаны и интегрированы в фильм. Воплотилась ли эта идея в жизнь? И если да, поступают ли уже первые заявки?

Джаник Файзиев:
Да, мы начали конкурс, и потихонечку нам что-то присылают. Думал, честно говоря, что будет больше. Но, видимо, люди просто с трудом верят, что это как-то сработает, или боятся представлять свои идеи на суд профессионалов. Конкурс продлится еще три-четыре месяца, ждем новые работы.

Александра Иванова:
Релиз картины по-прежнему запланирован на январь 2019 года?  

Джаник Файзиев:
Есть опасения, что не уложимся, поэтому, наверное, сдвинемся на весну.

Александра Иванова:
Каким будет нынешний год для российского кино по вашим прогнозам?

Джаник Файзиев:
Киноиндустрия – это прежде всего творческий процесс. Год на год не приходится. Цикл производства фильма – минимум два года. Соответственно, этот год может быть менее интересным, чем предыдущий. Каждый проект как дитя. Мы с вами прекрасно знаем, что даже при современном уровне медицины, когда женщина сорок недель вынашивает плод и он формируется, нельзя до конца быть уверенным, что все будет хорошо. Но изучая генетический анализ родителей, с высокой степенью вероятности можно сделать оптимистические предположения. А дальше вмешивается судьба: что-то на стадии производства может пойти не так, артист потеряет струнку своей харизмы, режиссер себя плохо почувствует, произойдет технический сбой, пропадет материал. Мы как военачальники, каждый раз начинаем войну и искренне верим, что победим. Но жизнь расставляет все по своим местам и в этом сложность нашей профессии.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Александра Иванова

Другие статьи по теме Ассоциация продюсеров кино и телевидения/АПКиТ

Фоторепортажи по теме Ассоциация продюсеров кино и телевидения/АПКиТ

Реклама