Катя Мцитуридзе: «Предлагаю обсудить вопрос международного продвижения российского кино в Общественной палате»
На прошедшем 13 февраля совещании по российской анимации неожиданно был поднят вопрос о международном продвижении российских проектов. Пользуясь случаем, на объединенном российском стенде, организованном на EFM, главный редактор интернет-портала ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с главой Роскино Катей Мцитуридзе, которая рассказала об объеме субсидий, получаемых компанией, проблемах в долгосрочном планировании деятельности, раскрыла некоторые цифры, пояснила, что можно считать эффективной работой и предложила провести публичные слушания.
Нина Ромодановская:
Как ты думаешь, почему вопрос о международном продвижении возник на совещании по анимации в присутствии вице-премьера Ольги Голодец?
Катя Мцитуридзе:
На самом деле, я рада, что вопрос о международном продвижении неожиданно вышел на первый план на совещании по анимации на студии «Союзмультфильм», поскольку наши обращения в Минкультуры по поводу увеличения доли государственной поддержки в финансировании международного продвижения национального кино, не были удостоены ответа в течении 5 лет. Месяц назад мы впервые получили ответ, привожу дословно: «Разделяя Ваше мнение о необходимости увеличения размера господдержки продвижения отечественных фильмов на международных кинорынках, вместе с тем сообщаем об отсутствии дополнительных средств на эти цели». В любом случае важно, что Министерство разделяет нашу позицию. А как возник вопрос международного продвижения на совещании, посвящённом совершенно другой теме, и как так получилось, что заявляя этот вопрос, не пригласили нас, мне неизвестно.
Нина Ромодановская:
Обозначило ли уже Минкультуры конкретные вопросы к деятельности Роскино? Насколько я знаю, субсидии выдаются после предоставления всей отчётности и планов на год.
Катя Мцитуридзе:
Поскольку письменного, официального, обращения от Министерства культуры мы не получали, я не могу позволить себе комментировать переданную через прессу информацию.
Но если слова, приведенные в СМИ, соответствуют действительности, я могу только выразить свое удивление, что министр либо не доверяет, либо не в курсе действующих в Министерстве процедур строгой отчетности – мы ведь ежегодно отчитываемся перед Минкультуры за ту часть расходов Роскино, которую они субсидируют. Точнее не субсидируют, а компенсируют по факту, что создает серьезные неудобства в работе с международными структурами.
Нина Ромодановская:
Да, каждый год вы фактически оказываетесь в подвешенном состоянии неопределенности финансирования. Это вряд ли облегчает долгосрочное планирование.
Катя Мцитуридзе:
Совершенно верно, кинорынки стартуют с февраля, начиная с Берлинале, а предоплаты контрактов происходят уже с октября предыдущего года. Сами контракты подписываются за год до мероприятия. В 2017 году субсидия от Минкультуры поступила в Роскино только в конце мая. В итоге почти полгода мы работали целиком за свой счет, за счет финансовой партнерской поддержки наших проектов, в том числе от кинопроизводящих компаний. К этому моменту нами уже было организовано 4 крупных мероприятия с участием российских кинематографистов, включая две площадки на самом затратном Каннском международном кинофестивале и рынке, важнейших с точки зрения продвижения национального кино. Только наши многолетние дружеские и профессиональные отношения с руководителями кинофорумов позволяют работать на доверительных условиях, но каждый раз сдвигая сроки и разбивая платежи, мы чувствуем горечь за родную индустрию, которая пытается позиционировать себя наравне с развитыми кинематографиями мира, где подобные условия работы неприемлемы.
Нина Ромодановская:
На мой взгляд, есть ещё один, обращающий на себя внимание, момент на этом совещании – обнародование цифр коммерческих договоров.
Катя Мцитуридзе:
Ну, если коллеги нашли возможным разглашать конфиденциальные сведения о сумме договоров с Роскино, об эксклюзивном продвижении их коммерческих проектов, это многое говорит об их личной профессиональной этике. Я также, как и ты, как и любой аналитик рынка, могла бы привести массу любопытной статистики по господдержке кинопроизводства отдельных компаний, но воздержусь. Только замечу, Роскино, как единственная государственная компания, которая занимается поддержкой национального кино на протяжении 95 лет, никогда не была поставлена в столь стесненные финансовые обстоятельства.
Нина Ромодановская:
Могла бы ты привести примеры других стран, где есть единые центры международного продвижения?
Катя Мцитуридзе:
Мы постоянно анализируем работу коллег. Для сравнения во Франции, где абсолютно прозрачная система государственного финансирования кинопроизводства, на международное продвижение национального кино компания Unifrance получает 15 млн. евро в год (по официальным данным, в 2016 году от CNC, т.е. не из госбюджета, Unifrance получила 6,7 млн евро и 0,46 млн евро от Министерства иностранных дел. В 2017 году субсидия была немного уменьшена - прим. ред.), в Китае - 25 млн. долларов, в Южной Корее примерно столько же. В Италии около 20 млн евро.
Нина Ромодановская:
Ты можешь раскрыть цифры по господдержке Роскино?
Катя Мцитуридзе:
По-моему, мы редкая компания в нашей киноиндустрии с открытой отчетностью. Привожу сухую статистику – на организацию 9 мероприятий в 5 странах мира (США, Гонконг, Германия, Франция, Канада) в 2017 г. Министерством культуры России Роскино было выделено 28 млн. руб. При этом, общая сумма фактических затрат только на аренду и минимальную застройку площадок на этих 9 рынках составила 35 млн. руб. А есть ещё крупные расходы на логистику, пиар и рекламу, это в среднем 35 - 40 млн руб. в год. На каждом мероприятии мы стараемся обеспечивать для продвижения национальных фильмов лучшие рекламные позиции, как в СМИ, так и непосредственно на площадках – баннеры, рекламные панели, привлекаем в качестве партнеров ведущие международные пиар агентства. Эти расходы покрываются полностью за наш счёт – Роскино в течение семи лет привлекает к продвижению российского кино крупнейшие национальные компании, такие как Аэрофлот, Сбербанк, Благотворительный фонд Тимченко и другие.
Нина Ромодановская:
А о каких деньгах от кинокомпаний говорил на совещании продюсер Федор Бондарчук?
Катя Мцитуридзе:
Федор имел ввиду суммы от 5 до 10 тыс. евро, которые студии лидеры и другие коммерческие компании платят за специальные условия работы на стенде Роскино на рынках. При этом Дмитрий Рудовский, совладелец компании Арт Пикчерс, который вместе с коллегами регулярно работает на наших стендах, постоянно благодарит нас за сотрудничество, так как прекрасно знает, что аренда места для стенда с базовой застройкой – это примерно те же 10 тыс. евро, на которые можно арендовать площадь от 5 до 10 кв. метров, без специального технического оснащения и дизайна, и не в самой престижной зоне. В Берлине стенд Роскино находится в самом центре рынка и занимает 120 кв. метров (в этом году по просьбе продюсеров площадь была увеличена на 30 кв. метров). В Канне площадь нашего стенда – 150 метров, плюс терраса с видом на море. Таких условий работы не может себе позволить ни одна отдельно взятая компания. Это сотни тысяч евро. Не каждый фильм зарабатывает такие суммы на международных продажах. И потом, единый стенд – это и единый информационный центр, где все, заинтересованные в покупке российских фильмов сейлз-компании, знают, что найдётся любой заявленный на рынке проект. Об имиджевой составляющей я сознательно сейчас не говорю. Это отдельный большой разговор.
Нина Ромодановская:
И это не включает затраты на маркетинг и пиар, значение которых отечественные продюсеры зачастую недооценивают, что в конечном счете негативно сказывается на кассовых сборах. В условиях, когда кинопроизводство существует при значительной государственной поддержке, подобная практика означает неэффективное расходование средств.
Катя Мцитуридзе:
Абсолютно верно. Тогда как есть точное понимание значения маркетинга на многолетнем опыте Голливуда, лучших европейских и азиатских производящих компаний. Все знают, что в бюджете фильма до 50% должны составлять расходы на маркетинг. Качественный сценарий, сильный продакшн и безупречный маркетинг обеспечивают успех в прокате. Других рецептов нет.
Нина Ромодановская:
Обсуждать первые два пункта сейчас даже нет смысла. Давай вернёмся к теме международного продвижения. Как ты можешь прокомментировать возникшую идею о передаче полномочий Фонду кино? От этой идеи ведь отказались всего три года назад.
Катя Мцитуридзе:
Мы уже обсуждали, что в каждой стране международным продвижением национального кино занимается одна уполномоченная профессиональная госструктура – это помогает оптимизировать, структурировать, выстраивать системную работу по поддержке национального кино (что вовсе не ограничивает частные компании продвигать свой коммерческий контент за свой же счёт). Поэтому внезапно возникшая на упомянутом совещании идея из прошлого, в свою очередь несколько лет назад отмененная на уровне Правительства, идея раздвоения или расчленения системы поддержки международного продвижения национального кино несколькими операторами, сегодня звучит совершенно ретроградной. Особенно на фоне четко обозначенной позиции действующего президента, который в своих выступлениях подчеркивает, насколько важны в сегодняшней сложной геополитической обстановке поддержка и развитие международной интеграции России в мире посредством мягкой силы, коей безусловно является кинематография. Не хотелось бы идти вразрез с общепринятыми, апробированными в индустрии международными тенденциями.
Нина Ромодановская:
Кроме того, на совещании прозвучала фраза о «ревизии эффективности деятельности Роскино». Как бы ты определила эффективность работы?
Катя Мцитуридзе:
Если говорить о цифрах, мы оперируем данными, предоставляемыми нам дистрибьюторскими компаниями, которые сами продают свои проекты на стендах Роскино, это студии лидеры и несколько независимых компаний. Повторюсь, Роскино не продаёт фильмы (хотя некоторые так ошибочно считают), а обеспечивает наилучшие условия для работы и профессиональное пиар сопровождение с привлечением лучших маркетинговых компаний мировой индустрии. Мы также помогаем структурировать сделки в диджитал сфере, но сами проекты не продаём.
Если же фразу о «ревизии эффективности деятельности Роскино» рассматривать не с точки зрения количественных, а качественных показателей, то за 7 лет работы в полностью реорганизованной нами госструктуре, в профессиональном сообществе мы признаны одной из самых эффективных компаний, и с точки зрения нашей активности на международных рынках, и с точки зрения маркетинга. Что стало возможным только благодаря профессионализму команды Роскино, системной работе, умению привлекать партнёров, поддержке коллег, как российских, так и международных, и нашей искренней вере в будущее российского кинематографа.
Кстати, от упомянутого выше Федора Бондарчука, до этого совещания мы не слышали ничего кроме благодарности и слов поддержки как лично, так и в публичном пространстве.
Вообще, мы ведь все понимаем, что благодаря интернету мир сегодня поменялся и кулуарные решения больше не приносят пользы. Назрел момент для обсуждения международного продвижения национального кино, да и продвижения на локальном рынке, в формате общественной дискуссии. Прямо здесь и сейчас я предлагаю обсудить этот вопрос в Общественной палате России, с онлайн трансляцией. Пусть это будет первым шагом к открытости в нашей киноиндустрии, а дальше можно было бы также публично обсуждать другие остро стоящие вопросы, решение которых могло бы помочь нам выстроить ту самую индустрию и реально получить те самые результаты, которые зачастую декларируются, скажем так, в превентивной форме.