Филип Перкон: «Первые два года мы работали на общественность, а дальше будем работать на индустрию»
С 19 по 26 ноября 2017 года в Лондоне и других городах Великобритании прошел фестиваль «Неделя российского кино» (Russian Film Week). Продюсер портала ПрофиСинема Матвей Ромодановский поговорил с продюсером смотра Филипом Перконом об организации фестиваля, его миссии и задачах, деловой программе Industry Day, необходимости преодоления культурных барьеров между странами, планах по дальнейшему развитию Russian Film Week и многом другом.
Матвей Ромодановский:
Вы амбициозный человек, много сделали для российско-британского сотрудничества, активно работали в IT индустрии. Почему вы решили организовать кинофестиваль и поддержать российское кино?
Филип Перкон:
Я всегда любил кино. Мои родители киноманы, и мама и отец каждый день смотрели по одному фильму. А еще мой отец собирал киноплакаты. В 15 лет я сам начал собирать киноплакаты. Только не советские, как отец, а английские, еще с 20-х годов. У меня очень большая коллекция, на сегодняшний день насчитывает 700 плакатов.
Так получилось, что родившись в Стокгольме, в Швеции, в России я никогда не жил. Когда после школы приехал из Шотландии в Лондон, увидел, что здесь большая русская диаспора, есть масса интересных людей. В Лондонскую школу экономики, где я учился, приезжали политики, бизнесмены из разных стран, выступали китайцы, немцы. А из России никого не было. А мне бы хотелось узнать Россию больше. Тогда я открыл дискуссионный клуб под названием Russian business week, и мы начали приглашать россиян. Для меня это своеобразное воссоединение с исторической родиной и понимание моих корней.
В основном работая в финансовой и в IT-сферах, занимаюсь финансированием стартапов, владею своим фьючерсным фондом, но организация российских культурных мероприятий для меня очень важна. Раньше я занимался музыкой, делал концерты Бориса Гребенщикова, группы «ДДТ». А прошлый год в России был объявлен Годом кино, в связи с чем в нашем министерстве иностранных дел возникла идея российского кинофестиваля в Лондоне. И я взялся за это.
Матвей Ромодановский:
Неделя российского кино в Лондоне проходит второй раз. Насколько изменился фестиваль с прошлого года?
Филип Перкон:
В прошлом году организация заняла у нас четыре месяца. Было пять площадок, проходили мастер-классы, выставки. Показали 22 фильма, заявили о себе, привлекли полные залы, уровень мероприятия был высоким. Над вторым фестивалем мы уже работали целый год. Увеличилось количество локаций с пяти до двадцати. Кинопоказов и мастер-классов стало в два раза больше, обсуждений - в три. Появилась новая VR-программа. Провели четыре выставки, против двух прошлогодних. Мероприятие стало масштабнее.
Матвей Ромодановский:
В этом году практически вдвое увеличилось и количество гостей из России, фестиваль стремительно развивается. Что этому способствует?
Филип Перкон:
Когда все проходит хорошо, позитивно, люди о тебе узнают, конечно, легче становится с финансированием, с привлечением волонтеров, и так далее. Уже есть какой-то опыт, проделана работа над ошибками.
Матвей Ромодановский:
Уже второй раз ваш фестиваль поддерживает университет «Синергия». В чем заключается ваше сотрудничество?
Филип Перкон:
Да, в прошлом году университет «Синергия» спонсировал открытие, в этом стал генеральным партнером. Руководители - мои очень старые знакомые. Я раньше работал в их фьючерсном фонде. Они поддерживали мои культурные мероприятия за рубежом. Это люди, которым небезразлична российская культура, российский имидж за границей. Мы часто встречаемся и сохраняем очень теплые отношения.
Матвей Ромодановский:
Основная миссия фестиваля – познакомить иностранцев, и в первую очередь, англичан, с российской культурой, киноискусством. Подобрана серьезная программа, от сложнопостановочных блокбастеров до камерных авторских фильмов, которая дает представление о российском кинематографе. А какова цель деловой программы?
Филип Перкон:
Мы верим в то, что культурные мероприятия способствуют наведению мостов дружбы между людьми и нациями. Поэтому у нас даже более серьезная миссия. Как мы знаем, в 20-е годы тоже были санкции на поставку в Советский Союз оборудования и так далее. Но при этом привозили американское кино. То же самое и сейчас. Культура всегда выше политики. В настоящее время представление о России люди больше получают из политического контекста. А мы хотим показать русских через русское кино, культуру. Есть еще англичане, американцы, бразильцы, которые снимают в России и о России. Так что, это объединяющий проект.
Industry Day – это наше начинание, мы с ним пока экспериментируем. На следующий год буду им заниматься очень серьезно. Масштаб мероприятий для зрителей у нас уже очень высок, а следующий этап развития – кинобизнес. В планах, например, кастинговый мост, чтобы англичане могли сниматься в России, а российские актеры – в Европе. Хотим приглашать кастинг-директоров, устраивать неформальное общение. Есть планы и по поводу дистрибьюции. Первые два года мы работали на общественность, а дальше будем работать на индустрию. Невозможно заниматься всем одновременно, но есть куда двигаться.
Матвей Ромодановский:
«Матильда» Алексея Учителя по стечению обстоятельств стала самым скандальным фильмом года. Донеслась ли молва о нем до Великобритании?
Филип Перкон:
Да, конечно. Когда стало известно, что в продажу поступили билеты на «Матильду», их раскупили за четыре часа. В достаточно большой по английским меркам зал, на 450 мест. Те, кому билетов не досталось, стали просить повторный сеанс. И когда мы его сделали, билеты снова были раскуплены моментально.
Матвей Ромодановский:
В финале Недели российского кино во второй раз пройдет церемония вручения премии «Золотой Единорог». Расскажите подробнее о премии, каковы ее задачи?
Филип Перкон:
Что такое единорог? Это символ Англии, он есть на гербе. Но золотой единорог был и символом России во времена Ивана Грозного. У него была печать в виде единорога, которую он ставил на документы. Так что, это символ и России и Англии. Также, как и наша премия. Фильмы из России оценивает очень уважаемое интернациональное жюри. Члены международного жюри не живут в России, не знают современных режиссеров, поэтому у них объективный взгляд. А фильмы о России, снятые в разных странах, оценивает русское жюри.
Матвей Ромодановский:
Каков принцип отбора фильмов в конкурс?
Филип Перкон:
Russian Film Week - это панорама российского кино. А в шорт-лист «Золотого единорога» отбираются фильмы номинационным комитетом, который отсматривает присланные заявки (в этом году их было более трехсот), голосует, обсуждает, выдвигает. Я хотел бы, чтобы на фестиваль и на премию присылали свои картины все, кто имеет отношение к российскому кино и к кино о России. Онлайн заявку можно подать на нашем сайте, это стоит 20 долларов. Мы обращаемся ко всем студиям с предложением присылать свои фильмы. А еще на нашем сайте каждый человек может порекомендовать какой-нибудь фильм. После подобных рекомендаций мы звоним продюсерам этих картин и приглашаем на фестиваль. Хочется, чтобы фестиваль был максимально открытым.
Матвей Ромодановский:
Особенность вашего фестиваля в том, что вы уделяете большое внимание благотворительности. Расскажите о программах — какие средства и в поддержку чего удалось собрать в прошлом году и какие цели в этом году?
Филип Перкон:
Каждый год мы выбираем тематический фонд. В прошлом году был Год кино, и мы выбрали фонд «Подари жизнь», основанный актерами. В этом году в России Год экологии. Соответственно, подобрали английский фонд, который работает и в России. Это полностью вписывается в нашу концепцию. Мы выступаем вместе на пресс-конференциях, поддерживаем друг друга. В прошлом году собрали 90 000 фунтов.
Матвей Ромодановский:
Насколько высок интерес британцев, в целом, к российской культуре? Какова аудитория Недели российского кино в Лондоне?
Филип Перкон:
В киношколах изучают Станиславского, Тарковского и так далее. Зрители относятся к российскому кино с неподдельным интересном. В этом году, например, сыграла свою роль большая популярность Андрея Звягинцева в Англии. Ну а сейчас к этому добавилась и сложная политическая ситуация.
Матвей Ромодановский:
Разве она не мешает?
Филип Перкон:
Нет. Я считаю, что она наоборот помогает. Чем больше негативного говорят о России, тем больше люди начинают задумываться: а так ли это? И хотят сами проверить, посмотреть.
Матвей Ромодановский:
Планируете ли вы проводить третий фестиваль?
Филип Перкон:
Да, у нас большие планы, есть куда развиваться. В нынешнем году все билеты проданы. Главная проблема этого фестиваля – размещение всех желающих попасть на просмотры. Так что, раз людям это нужно и интересно, стоит продолжать.