Борис Хлебников: «События в "Аритмии" охватывают две недели, и для героев они очень насыщенны»
С 7 по 14 июня 2017 года в Сочи пройдёт XXVIII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Интернет-портал «ПрофиСинема» – информационный партнер фестиваля – представляет интервью с участниками конкурсной программы. Режиссер Борис Хлебников покажет в конкурсе картину «Аритмия», сценарий которой он написал совместно с Наталией Мещаниновой. В интервью «ПрофиСинема» Борис Хлебников рассказал, как шутливая история про семейную пару на грани развода превратилась в драму «Аритмия», что его больше всего потрясло после общения с медиками, и какими качествами должна была обладать героиня фильма, которую сыграла Ирина Горбачева.
Александра Иванова:
Как возник ваш творческий союз с Наталией Мещаниновой?
Борис Хлебников:
С Наташей дружим давно, и мне всегда хотелось с ней что-нибудь написать. «Аритмия» возникла из шутки. Мы вообще хотели написать романтическую комедию про молодую пару, которая разводится. Но квартира у них проплачена вперед на три месяца, поэтому они решают дождаться окончания срока аренды, чтобы деньги не пропали. Он переходит жить на кухню, она остается в комнате. В процессе написания сценария мы придумали им профессии. И они оба стали у нас медиками. Он врачом скорой помощи, а она доктором в приемном отделении. И вот с этого момента жанр чистой комедии ушел, и сюжет стал более драматическим. Получилась история врача скорой помощи, которого мы видим в тот период, когда жена предлагает ему развестись, а на работу приходит новый начальник, с которым у него моментально начинается острый и жесткий конфликт.
Александра Иванова:
Для вас была важна профессия главного героя, то, что он врач, и именно на скорой помощи?
Борис Хлебников:
Нет, это получилось спонтанно. Сначала просто хотелось, чтобы у него была ярко выраженная профессия. Мне кажется, всегда интересно рассказывать про человека через его профессию. Тогда про него многое становится понятно. Все-таки работа – бОльшая часть человеческой жизни.
Александра Иванова:
В процессе съёмок, вы говорили, что «Аритмия» - это рабочее название. Но фильм все же выходит именно под этим названием. Почему? Не удалось найти другое, или вы все же считаете, что оно отражает суть картины, удачно для нее?
Борис Хлебников:
Мне кажется, его единственный недостаток в том, что оно слишком точное, смысловое. Но оно настолько прилипло к фильму, что отказаться от него мы не смогли.
Александра Иванова:
В медицинских справочниках «аритмию» называют патологическим состоянием, связанным с нарушением работы сердца. Можно сказать, что герои фильма находятся в патологическом душевном состоянии?
Борис Хлебников:
Я бы скорей назвал их состояние кризисным: и в отношениях, и на работе. Но человеческий кризис, депрессия - очень скучные вещи для драматургии. И мы попытались рассказать об этом эмоционально и масксимально увлекательно. Ритм меняется в каждой сцене, в картине много событий, врачебных случаев, семейных историй, как смешных, так и грустных. События в фильме охватывают две недели, и для героев они очень насыщенны, практически у них нет даже времени на сон.
Александра Иванова:
Как вы определите жанр картины?
Борис Хлебников:
Я думаю, что это драма с элементами комедии.
Александра Иванова:
Насколько я знаю, вы собирали истории врачей «скорой помощи» из регионов, часть из которых вошли в картину. Были ли среди услышанных вами рассказов такие, которые вас по-настоящему потрясли, может быть даже заставили как-то по-новому взглянуть на эту профессию?
Борис Хлебников:
Да, мы выслушали много историй, и очень страшных, и драматичных. Некоторые из них вошли в картину, некоторые – нет. Что меня больше всего озадачило и произвело впечатление: по поводу каждого медицинского случая у всех врачей совершенно разные соображения, как лечить, что применять. Как оказалось, сколько врачей, столько и мнений, и медицина не совсем точная наука. А на съемочной площадке всегда был консультант, медик, который следил за тем, чтобы актеры все делали точно. Его можно назвать автором всех мизансцен, связанных с медицинской практикой.
Александра Иванова:
Вы снова работали с Александром Яценко, он сыграл главную роль. Она писалась специально для него?
Борис Хлебников:
Когда создавался сценарий, у меня в голове в образе главного героя был Саша, но примерно лет на десять моложе. Характер был абсолютно его. Но на пробы мы его долго не звали, искали 27-летних актеров. Найти никого не удалось, и в какой-то момент я понял, что сниматься должен Саша Яценко, Только он может это сыграть.
Александра Иванова:
Замечательный дуэт получился у него с Ириной Горбачевой…
Борис Хлебников:
Да, на роль жены героя нам была нужна актриса, которая могла быть не просто женой, а другом. У персонажей фильма такой брак, когда людей связывают не только супружеские отношения, но и общие друзья, музыка, юмор. Они могут разговаривать друг с другом не только как муж и жена, но и как друзья. По Ирине сразу видно, что она не просто девушка главного героя, а сама настоящая, полноценная героиня истории.
Александра Иванова:
Как складывались взаимоотношения с продюсерами, они как-то влияли на творческий процесс?
Борис Хлебников:
Они очень много делали для кино. Помогали в процессе написания сценария. Это не выглядело каким-то давлением, просто было очень интересное партнерское существование. А когда начались съемки, мы уже действовали сами.
Александра Иванова:
Все съемки проходили в Ярославле, вы уже не первый раз снимаете в этом городе…
Борис Хлебников:
Это просто очень удобный город для съемок, такая ярославская киноиндустрия, созданная актером, режиссером и продюсером Юрием Ваксманом. Он в этом деле понимает, помогает кинематографистам в организации съемок. В Ярославле снимается до пяти фильмов одновременно. Для меня это очень радостно, потому что это не какая-нибудь киностудия по разнарядке, а самый настоящий киногород, полноценная киноплощадка.
Александра Иванова:
Вы уже были участником и призером «Кинотавра», и даже членом жюри. Как вы относитесь к этому фестивалю, что ждёте от нынешнего «Кинотавра»?
Борис Хлебников:
Мне очень любопытно показать фильм первым зрителям, увидеть их реакцию. А «Кинотавр» я люблю, мне всегда там интересно.
Александра Иванова:
Исходя из вашего опыта, вы можете сказать, является ли старт картины на «Кинотавре» удачным подспорьем для её дальнейшей прокатной судьбы?
Борис Хлебников:
Вы знаете, я ничего в этом не понимаю и не могу это никак прокомментировать. У меня не было коммерчески успешных фильмов, я никогда с этим не сталкивался. Но если посмотреть на прокатную историю прошлогодних участников «Кинотавра», таких фильмов, как «Хороший мальчик» или «Коллектор», можно сказать, что это довольно хорошо работает.
Александра Иванова:
Как будет строиться прокатная стратегия «Аритмии»?
Борис Хлебников:
Я считаю, что фестивали и прокат – это совсем не мое дело, этим занимаются продюсеры. Они в этом смысле более компетентны и лучше знают, как продвигать кино дальше.